Частые головные боли у ребенка обследование
Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?
Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.
С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?
Отчего начинает болеть голова?
Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?
Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными
Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?
Как часто может болеть голова у здорового ребенка?
К какому врачу обратиться, если болит голова?
Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?
Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?
Если у ребенка болит голова – он утомлен?
Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?
С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?
Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.
Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.
Отчего начинает болеть голова?
В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:
Несовершенство вегетативной системы организма,
Начинающееся респираторное заболевание (продром),
Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;
Зубная боль, которая провоцирует боль головную;
Последствия травмы головы;
Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.
Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.
Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?
Боль в затылке.
Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя. Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.
Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.
Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.
Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.
Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.
Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными
Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.
Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?
Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.
Как часто может болеть голова у здорового ребенка?
Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.
Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.
Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.
Скачать дневник головной боли с инструкцией по заполнению
К какому врачу обратиться, если болит голова?
К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).
К отоларингологу
– чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.
К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.
К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.
Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?
УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.
Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.
МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.
Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?
При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер — нужно подумать о медикаментозном лечении.
Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.
Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.
Если у ребенка болит голова – он утомлен?
Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.
Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?
Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.
Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.
Источник
Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.
1. Эпизодическая головная боль напряжения, по всей видимости, наиболее частый тип головной боли, одинаково протекающий и у детей и у взрослых. Такие головные боли чаще всего появляются утром или вечером и связаны с перегрузкой, физическим перенапряжением или утомлением. Они могут локализоваться в затылочной или лобной областях,, а также быть генерализованными, описываемыми больными как постоянная боль или чувство давления. Прием аналгетиков умеренной силы действия или отдых обычно оказывается эффективным.
2. Хроническая головная боль напряжения имеет схожий характер с эпизодической формой, но беспокоит почти ежедневно (более 180 дней в году). Такие головные боли нечувствительны к стандартному медикаментозному лечению. Они могут быть достаточно интенсивными, препятствующими посещению ребенком школы. Ранее их называли психогенными головными болями, но более правильно рассматривать данное состояние как соматоформное расстройство. Необходимо убедить ребенка отказаться от «роли больного» и всячески стимулировать его нормальную активность. Помочь ребенку справиться с болями позволяет отказ от медикаментов, саморелаксация, поведенческая терапия.
Обследование детей при головных болях
Анамнез. Оценка головных болей включает изучение анамнеза и описание типичных индивидуальных ее проявлений. Необходимо выяснить изменения частоты или интенсивности головных болей, их провоцирующие факторы, время возникновения — сезонное или связанное со временем суток, а также факторы, усугубляющие или облегчающие головные боли. Описание индивидуальных проявлений головной боли должно включать характеристику продромального периода, ауры, локализации и качества болезненных ощущений, связанных с ней симптомов, а также периода после прекращения головной боли. Если у ребенка наблюдается более одного типа головной боли, описание типичной головной боли должно быть получено для каждого из них.
Объективное обследование. Обязательным является полное неврологическое обследование. Боль в проекции синусов, щелчки или слабость связок височно-нижнечелюстного сустава, снижение остроты зрения, шейная лимфаденопатия — важная дополнительная информация, которая может помочь в определении причины заболевания. Должно быть измерено артериальное давление и произведена аускультация черепа для определения краниальных шумов.
Лабораторные исследования. В случаях типичных головных болей необходимо проведение лишь небольшого количества лабораторных исследований. Если головная боль у ребенка наблюдается на фоне повышенной температуры тела, производят исследования, позволяющие определить источник лихорадочного состояния.
1. Если анамнез и осмотр не позволяют с полной уверенностью исключить возможность менингита, должна быть выполнена люмбальная пункция.
2. В случае острой головной боли без повышения температуры тела может быть необходима МРТ головного мозга. Если МРТ не была выполнена, необходимо динамическое наблюдение, чтобы убедиться в отсутствие признаков повышения внутричерепного давления. При хронической головной боли в случае ухудшения или атипичного течения боли, осложненной мигрени, наличии патологических неврологических симптомов необходима нейровизуализация.
3. Ребенку с мигренью и спутанностью сознания или гемиплегической мигренью может быть показана электроэнцефалография.
4. Детям с хроническими головными болями напряжения могут быть показаны обследования у окулиста и отоларинголога. МРТ головного мозга позволит убедить членов семьи в отсутствии опасного для жизни заболевания. Психологическое тестирование может оказаться полезным в выборе адекватного лечения.
— Также рекомендуем «Энурез у детей. Двигательные нарушения детей.»
Оглавление темы «Обследование в неврологии. Детская неврология.»:
1. Полисомнография. Множественный тест латентности сна. Люмбальная пункция.
2. Противопоказания к люмбальной пункции. Осложнения люмбальной пункции.
3. Задержка развития детей. Статическая энцефалопатия. Прогрессирующая умственная отсталость.
4. Обследование при задержке развития детей. Лабораторные исследования при задержке развития детей.
5. Неэпилептиформные пароксизмальные состояния. Обследование при параксизмальном состоянии у детей.
6. Эпизодические двигательные нарушения у детей. Эпизодические сенсорные нарушения у детей.
7. Головные боли у детей. Хронические головные боли у детей.
8. Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.
9. Энурез у детей. Двигательные нарушения детей.
10. Синдром вялого ребенка. Причины синдрома вялого ребенка.
Источник
Головная боль (цефалгия) у детей входит в пятерку наиболее частых обращений к врачу. Жалобы могут начаться с двухлетнего возраста, и, по данным педиатров, уже 45–50 % семилетних детей испытывают периодические головные боли. А в возрасте 15 лет до 80 % детей при осмотре жалуются на головные боли.
В нашей стране врачи обычно ставят страдающему цефалгией ребенку один из диагнозов:
- синдром вегетативной дистонии;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышения внутричерепного давления);
- нестабильность шейного отдела позвоночника;
- последствия черепно-мозговой травмы (посттравматический арахноидит).
К сожалению, по данным медиков, у 35 % детей правильный диагноз вообще невозможно поставить, так как не получается классифицировать боль согласно критериям МКБ (Международной классификации болезней). В результате во многих случаях назначается терапия, ничего общего не имеющая с истинной причиной боли и чаще обладающая эффектом плацебо. К счастью, у детей огромные восстановительные возможности организма.
Виды головных болей
По Международной классификации детских головных болей от 2013 года выделяют первичные и вторичные головные боли. К первичным относятся головная боль напряжения (до 40 % от общего числа зарегистрированных жалоб у детей), мигрень (до 25 % в структуре головной боли) и кластерная головная боль (которая скорее казуистика, чем норма). К вторичным — головные боли при инфекциях (чаще всего — инфекциях верхних дыхательных путей), объемных новообразованиях, сосудистых мальформациях (врожденных нарушениях кровеносной системы), травмах и связанные с психогенными факторами.
Также головные боли могут быть вызваны проблемами со зрением, например близорукостью, своевременно не отслеженной родителями и врачами. В целом у детей цефалгии чаще носят вторичный характер.
По проявлениям врачи различают:
- острую повторяющуюся головную боль (самые частые причины: мигрень, эпилепсия);
- острую диффузную (инфекционной этиологии, системная патология, субарахноидальное кровоизлияние, менингит);
- острую локализованную (синуситы, травма, офтальмологическая патология);
- хроническую прогрессирующую (серьезная неврологическая патология — объемное образование или сосудистая патология, хроническая гидроцефалия, абсцессы, интоксикации);
- хроническую непрогрессирующую (депрессия, головная боль напряжения, тревога и другие психологические факторы);
- смешанную головную боль (мигрень плюс другие причины).
Рост распространенности головных болей у детей в последние полвека, с одной стороны, обусловлен серьезными изменениями в образе жизни: увеличением интенсивности нагрузок в школе, нарушениями режима сна, питания, снижением физической активности, длительным пребыванием за компьютером, ростом числа стрессовых воздействий. С другой стороны, по-прежнему актуальны медицинские проблемы, связанные с отсутствием своевременной диагностики заболеваний и эффективного планирования лечения.
Особенности цефалгии у детей
Возьмем, например, мигрень. Все неврологи, которые читали книги Джоан Роулинг или смотрели экранизацию, сходятся в одном — вымышленный герой, Гарри Поттер, явно страдал распространенной формой мигрени, которая называется «мигрень с аурой» (хотя в порыве энтузиазма врачи придумали по меньшей мере 7 причин, способных вызывать боли у персонажа, начиная от субарахноидального кровоизлияния, заканчивая неправильным подбором очков).
У мальчиков мигрень начинается чаще в возрасте 6–7 лет, у девочек дебют заболевания приходится на 10–11 лет. При этом в семье точно есть страдающий мигренью человек (если мигрень у матери — вероятность ее у ребенка 60–70 %, если у отца — 30 %, у обоих родителей — 90–95 %). У детей, как правило, нет характерной боли в половине головы и нет характерного «взрослого» приступа. Приступы могут быть очень короткими (до нескольких минут) и… навсегда пройти с возрастом!
В свое время СМИ много писали на тему того, что у актера Дэниэла Рэдклиффа тоже часто бывают приступы, «из-за которых ему приходится горстями глотать таблетки». Появился даже термин «хогвартская головная боль», им называют цефалгии, связанные с непривычным для современных детей занятием — быстрым чтением большого объема информации. Например, увесистые книги плодовитой писательницы (первая 309 страниц, последующие до 870), «запоем проглатываемые» школьниками, оказались для них тяжелым испытанием.
Кстати, вы помните, кому в книге жаловался Гарри на головные боли? Правильно — никому! Как и большинство детей, к сожалению…
Основные триггеры (провокаторы приступа)
Родителям нужно знать, что цефалгию у детей чаще всего провоцируют следующие факторы:
- Стресс (как положительные, так и отрицательные эмоции) и мышечное напряжение. Кстати, регулярная аэробная нагрузка «до второго пота» — но никак не «до седьмого»! — хорошо укрепляет нервную систему и снижает число приступов по крайней мере вдвое. А вот значительные физические нагрузки и выраженное мышечное напряжение (например в мышцах шеи при чтении) — наоборот провоцируют приступы. Выше я уже писала про «чтение запоем», но то же самое относится к увлечению компьютером и спортом — все хорошо в меру. А ведь у некоторых детей режим дня расписан более интенсивно, чем у взрослого!
- Нерегулярное питание. Отсутствие полноценного завтрака или обеда является очень частой причиной головной боли у детей. Чтобы существенно снизить количество приступов, необходимо нормализовать режим питания.
- Несоблюдение режима дня. Врачи называют это «мигрень утра понедельника». Все родители знают о важности гигиены сна, но мало кто следует рекомендациям врачей на практике. Между тем правильный режим засыпания и длительность сна 8–10 часов очень важны для эффективной помощи всем детям с головными болями. «Плавающий» режим дня тоже является выраженным провоцирующим фактором цефалгий.
- Некоторые продукты могут вызвать приступ цефалгии у детей: это сыр, шоколад, цитрусовые, фастфуд, мороженое, аспартам, газированные напитки с красителями, сосиски, копчености, не адаптированные для детей йогурты и практически все продукты, содержащие кофеин.
Нужно заметить, что головная боль сама по себе является стрессом как для ребенка, так и для его родителей, поэтому помните, что тревожное ожидание приступа боли тоже может этот приступ спровоцировать!
Трудности диагностики
Ребенок практически до подросткового возраста не может внятно объяснить свои жалобы (боль пульсирующая? сжимающая? давящая? какая? — нет ответа. Это считается ограниченным описанием паттерна головной боли и затрудняет диагностику), кроме того, дети часто путаются в локализации боли.
Врач не может применить ВАШ (визуальную аналоговую шкалу боли). Для ребенка поставить 4 балла или 8 по этой шкале может быть совершенно непонятным процессом или игрой. Он может не жаловаться именно на головную боль а предъявлять какие-то неспецифические жалобы (усталость, потемнение в глазах, тошноту), что при ассоциации с другими заболеваниями также может слишком далеко завести врача в его предположениях.
Поможет в диагностике прежде всего внимательность родителей. Нужно вспомнить (для этого лучше всего вести дневник) и лаконично рассказать врачу, как долго, на протяжении какого периода (недели, месяцы) отмечаются головные боли, с какой регулярностью болит голова, каким образом и как сильно, где локализуется боль, что именно влияет на ее появление (голод, физическая нагрузка) и ослабление, сопровождается ли головная боль другими жалобами (тошнота, головокружение, свето- и звукобоязнь), как выглядит ребенок при приступе (побледнение, покраснение лица, темные круги под глазами), какие лекарства принимает ребенок. Иногда можно попросить ребенка нарисовать его боль. Рисунок может многое рассказать специалисту.
Вести ли ребенка на МРТ?
Надо заметить, что у детей, у которых врач-невролог не нашел никаких тревожных симптомов при неврологическом осмотре, чаще всего (в 99 %) не находят никаких отклонений и при аппаратных исследованиях (КТ, МРТ). Но не стоит забывать об этом единственном проценте. Поэтому если доктор настаивает на нейровизуализации — нужно сделать ее как можно скорее.
Абсолютными показаниями для МРТ служат:
- головная боль более 6 месяцев без ответа на проводимое лечение;
- сочетание боли с отклонениями в неврологическом статусе;
- ночная головная боль с пробуждениями;
- головная боль в сочетании с нарушениями сознания, зрения и рвотой;
- отсутствие в семейном анамнезе мигрени;
- отягощенный семейный анамнез.
Когда срочно нужно к врачу
Родители должны знать, что головная боль у ребенка опаснее всего, если:
- боль началась в возрасте младше 5 лет;
- когда количество приступов резко (менее чем за 2 месяца) увеличилось;
- боль локализуется в затылочной области;
- носит распирающий и внезапный характер;
- имеет выраженную интенсивность.
Не верьте, что у детей не бывает инсультов! «Громоподобная» головная боль, разросшаяся в течение минуты до крайне интенсивной, чаще всего имеет причиной сосудистую катастрофу в мозге. Ребенок должен быть доставлен в больницу как можно быстрее.
Средства скорой помощи
Необходимость в обезболивающем препарате появляется, если приступ не проходит в течение 30–40 минут отдыха (для мигрени — 20 минут) или короткого сна, также если боль неинтенсивно нарастает. Важно знать, какие препараты можно использовать, чтобы снять боль у детей. К подходящим средствам относятся ибупрофен (детский нурофен и т. п.) и ацетаминофен (парацетамол и т. д.) в возрастных дозировках. Для детей старше 5 лет после приема лекарства (таблетки или суспензии, свечи или укола) обязателен прием жидкости не менее 300 мл.
Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, метамизол натрия, но-шпу и комбинированные анальгетики (особенно — содержащие кофеин и фенобарбитал), так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжелым осложнениям. Если головная боль не купируется приемом простых анальгетиков, необходимо обратиться к специалисту для подбора эффективной и безопасной терапии. Ноотропы и витамины при головной боли выполняют роль плацебо! Не пичкайте ими детей без нужды!
Валентина Саратовская
Фото thinkstockphotos.com
Товары по теме: ибупрофен, нурофен, парацетамол
Источник