Чем на руси снимали головную боль

Чем на руси снимали головную боль thumbnail

как лечили мигреньНа протяжении веков причины головных болей оставались неясными, и даже самые великие врачи прошлого, пытаясь прояснить данную проблему, выдвигали любопытные предположения о появлении этого недомогания. В результате применялись редко полезные, часто отвратительные, а иногда и садистские методы лечения пациента. Сегодня все намного лучше, но и сейчас головная боль еще не полностью исследована и побеждена.

Миллионы лет назад считалось, что причиной головных болей были демоны (о древних языческих богах и демонах здесь на history-thema.com есть статья в рубрике “фотофакты”). Многие ассирийско-вавилонские тексты, датированные примерно 1500 годом до нашей эры проклинали «демона головы».

Чтобы исцелиться от головной боли, древние египтяне прибегали к магическим формулам. В самых лечение в старинусерьезных случаях они отваживались на трепанацию черепа для того, чтобы «злые духи» вышли из головы больного. Эта операция проводилась и в Средневековье.

Применялись также более щадящие методы: прикрепление маленького глиняного крокодила к голове пациента или использование чудодейственных мазей. В Медицинском папирусе Эберса (ок. 1550 г. до н. э.) рекомендовалось приготовить в масле голову сома, и мазью, полученной таким образом, в течение четырех дней смазывать голову больного.

как лечили мигрень в Древней Греции

кликабельно

Доктором будущего можно назвать Гиппократа из Кос (V в. до н.э.). Этот древнегреческий врач был первым, кто описал нарушения зрения, которые иногда предшествуют наступлению мигрени. В качестве средства защиты Гиппократ предложил использовать горький порошок, извлеченный из коры ивы. Интуиция в данном случае была более чем точной: много веков спустя в фармакологии начали говорить о салицилатах (противовоспалительных препаратах), предшественниках современного аспирина.

Однако для того, чтобы вылечить мигрень, на протяжении многих веков практиковалась так называемая «гуморальная теория», сформированная тем же Гиппократом, которая видела каждое изменение здоровья человека как дисбаланс между четырьмя «телесными соками»:  крови, желчи (черной и желтой) и слизи (флегмы).

Мигрень считалась последствием избытка желтой или черной желчи, накапливающейся в печени, крови и желудке. Поэтому для лечения рекомендовалось использовать слабительные, чтобы освободить желудок и кишечник от избыточной желчи и солей. Таким образом «очищались» печень и кровь.

В XVII веке английский анатом Томас Уиллис (1621-1675) предположил, что головная боль рождается из-за как раньше лечили«пробок» в мозговых кровеносных сосудах, а они появляются по самым разным причинам (холод, слишком много солнца, выпивка).  Причем,  головная боль сопровождалась такими симптомами, как сильный голод, тошнота и рвота, полиурия (обильное мочеиспускание). В результате больным запрещались «вино, пряное мясо, ванны, сексуальные отношения». В принципе, с симптоматикой анатом не ошибся, но вот лечение… Согласились бы вы лечить боль в висках или затылке клизмами и коктейлем из сока многоножки и моли?

С появлением биохимии и прогресса в знании нервной системы, к счастью, все изменилось, и медицина добилась значительных успехов в войне против мигрени. В 1988 году Международное общество головной боли (IHS) опубликовало классификацию возможных типов головной боли (определено 12 категорий). Постоянно проводится множество исследований, чтобы, наконец, полностью расшифровать причины недомогания и победить его.

4 196

Источник

Сырое мясо, мед и жир

Медицина Древнего Египта была на довольно высоком уровне. Подтверждение этому — папирус Эдвина Смита — один из первых в истории учебников по травматологии. В нем описано 48 «клинических случаев», в которых автор объясняет, как лечить травмы головы, шеи, туловища, рук. Видимо, далее описывались травмы живота, таза и ног, но эти части утеряны.

Первым автором папируса Смита иногда называют Имхотепа — знаменитого древнеегипетского врача и архитектора, построившего пирамиду Джосера. Затем его последователи в течение тысячи лет дополняли и дописывали труд.

Древние авторы папируса Смита не предлагают конкретных способов борьбы с болью. В большинстве наставлений рекомендуется для остановки кровотечения прикладывать к ране свежее мясо, а для профилактики инфекции — мед и жир. Древнеегипетские врачи делили травмы на три категории, в зависимости от прогноза: «Я вылечу это», «Я буду с этим бороться» и «Это неизлечимо». Интересно, что про некоторые тяжелые повреждения, например, проникающую до пищевода рану горла, врач говорил: «Я буду с этим бороться».

Чем на руси снимали головную боль

Фрагмент папируса Смита | Edwin Smith Papyrus, Recto Column 7 (left) and Column 6 (right), containing Cases 12-20.

Божественный авторитет и плацебо

Истоки плацеботерапии — лечения самовнушением — видимо, также стоит искать в древнеегипетской медицине. В стране папируса и пирамид в качестве лекарств использовали самые разные вещества, начиная с трав и минералов, и заканчивая пометом животных.

Если автор рецепта хотел убедить читателя в эффективности своего средства, он упоминал, что лекарство придумал один из богов для себя или для другого бога. Естественно, «божественные» препараты «работали» намного лучше.

Например, в одном из папирусов можно встретить описание средства от головной боли, которое приготовил бог Ра: «Шестое средство, чтобы устранить боль в его голове: плоды кориандра −1; плоды растения „хасит“ −1; или −1; плоды растения „шамес“ −1; …мед- 1; сделать единой массой; смешать с медом; наложить на голову в качестве повязки. Больному сразу станет лучше».

Читайте также:  Постоянная головная боль как лечить отзывы

 «Маковое молоко»

Первым настоящим обезболивающим, хотя и с серьезными побочными эффектами, стал опиум, добываемый из мака. Начали использовать его все в том же Древнем Египте. Есть данные, что мак активно культивировали во времена фараонов Эхнатона и Тутанхамона. Опиум применяли как обезболивающее и успокоительное, как глазные капели и мази, чтобы успокаивать плачущих детей. Позже опыт египетских коллег переняли греческие врачи.

Интересно, что в античных текстах не найдено ни одного упоминания, что мак вызывал зависимость.

Южноамериканский «родственник» опиума

В то время как древние египтяне и греки боролись с болью опиумом, индейцы Южной Америки применяли с той же целью кактусы пейот, содержащие психоактивное вещество мескалин. Этот «божественный посланник» помогал не только погостить в течение 10-12 часов в мире духов, но и справиться с болью в грудной клетке, с зубной болью, с болями во время родов, при ревматизме.

Анализ археологических находок показывает, что пейот нашел применение в духовных и медицинских практиках примерно пять с половиной тысяч лет назад.

Римский электрошок

Древние умели бороться с болью не только лекарствами. Использовали и некоторые методы физиотерапии, правда, весьма специфические. Если пациент жаловался на головную боль, врач мог положить на его голову электрического угря (по другим данным — электрического сома). Живой электрод следовало держать до тех пор, пока не наступит онемение, и боль не пройдет.

Электроугретерапию, кроме римлян, практиковали африканские племена и древние арабы.

Depostphotos.com

Целительная сила массажа

В дополнение к лечебным травам, минералам и электротерапии, врачи древности могли предложить страдающему от болей массаж. Еще тысячелетия назад его применяли в Египте, Китае, Индии. Массаж помогал снять боль, расслабить мышцы и избавить от стресса. Есть данные, что египтяне практиковали и рефлексотерапию: врач нажимал на определенные точки на кистях и стопах, пытаясь справиться с неприятными симптомами.

Гиппократ считал, что «врач должен быть опытным во многих вещах, но, несомненно, в растирании». Разбирался в массажном искусстве и Гален, прославившийся как «врач гладиаторов». Благодаря трудам Галена, знания о массаже получили доктора средневековой Европы и Азии.

К высшим силам — с просьбой о помощи

С древнейших времен медицина была тесно переплетена с религией и магией. Еще в каменном веке болезнь представляли как некого злого духа, вселившегося в тело жертвы.

Древнеегипетские врачи изгоняли «демонов боли» по-разному. Например, лекарь мог вспомнить историю, некогда происходившую с тем или иным божеством. Нужно было подобрать миф, который максимально соответствовал «клиническому случаю», и обязательно рассказать о том, как бог победил злостный недуг.

Иногда обращались прямо к болезни и старались ее «напугать», например, обещая накормить экскрементами. Были и заклинания, мало чем отличавшиеся от современных заговоров. Текст строили в формате пожелания: «пусть боль от этого человека уйдет».

Изгнание болезней считалось занятием рискованным: ведь их могли вызывать не только демоны, но и божества, а им лучше не перечить.

Дырка в голове

В древности существовал весьма экстравагантный метод лечения головной боли, который, впрочем, некоторые самоучки-энтузиасты до сих пор продолжают практиковать на дому.

Примерно 9 000 лет назад некий гений «понял», что головная боль — происки злых духов, поселившихся в черепе. Достаточно сделать в голове дырку и выгнать через нее астральных недоброжелателей. Так человечество начало познавать искусство трепанации. Напомним, о наркозе тысячи лет назад никто не знал.

Черепа вскрывали врачи Древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима. Возможность полюбоваться экзекуцией нам любезно предоставляют изображения, сохранившиеся со времен Средневековья и Ренессанса. В настоящее время трепанация черепа имеет четкие показания, «бытовая» головная боль в этот список больше не входит.

Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Русские народные методы

Народная медицина предлагает много способов лечения боли. Встречаются среди них и весьма необычные, представляющие собой причудливое переплетение фитотерапии и мистических обрядов. Например, в своей книге «Сказания русского народа», изданной в 1885 году, этнограф-фольклорист Иван Сахаров описывает такой метод лечения зубной боли:

нужно убить указательным пальцем крота со словами: «Кротик ты, кротик! Я пальцем своим из тебя всю кровь испускаю и им больные зубы излечаю». Затем следует приложить этот палец к больному зубу, произнести шепотом тот же заговор и полоскать утром и вечером чистым уксусом.

О том, как сделать ваше лето безопасным во всех отношениях, читайте здесь.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Славянская глазная гимнастика против головных болей

В древние гимнастические системы славян входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. Особенно популярны были различные виды вращения глазами. После этих упражнений наши предки чувствовали себя значительно бодрее, такие упражнения они выполняли, например, перед тем, как стрелять из лука. С их помощью на Руси снимали головные боли, о чем имеются упоминания в древних источниках. Сегодня вращения глазами и другие упражнения славян можно рекомендовать прежде всего для снятия умственного утомления и для купирования головных болей. Это возможно по причине существующих нервных связей между глазами и мозгом. Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, являются профилактикой появления морщинок в области глаз.

Читайте также:  Дэнс терапия при головной боли

Упражнения древней славянской гимнастики следует выполнять с осторожностью, так как после них возможно головокружение, а в редких случаях может появиться легкая тошнота.

Вот несколько упражнений из старославянской гимнастики:

1. Выпучить глаза и вращать ими сначала по часовой, а затем против часовой стрелки. Вращение проводить в течение 20 секунд (рис. 55).

Рис. 55

2. Плотно зажмуривать и широко открывать глаза 5–6 раз подряд с интервалом 15 секунд (рис. 56).

Рис. 56

3. Посмотреть максимально вверх, вниз, вправо, влево. Поворачивать взгляд медленно. Постараться рассмотреть предметы, окружающие вас, не поворачивая головы (рис. 57).

Рис. 57

Весь комплекс выполняется в несколько подходов с интервалом 1–2 минуты. Общая продолжительность занятия не более 7 минут. Вращение глазами рекомендуется сделать как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Источник

Старинные рецепты лечения головной боли

Самые неожиданные старинные рецепты лечения от головной боли

Деревья помогают снять головную боль

Деревья могут забирать дурную энергию и наделять силой.

Подойдите к одиноко стоящему дереву — осине, ели либо тополю, которые впитывают в себя энергию, и попросите его снять отрицательную энергию: «Осина, сними с меня, пожалуйста, отрицательную энергию».

Постойте возле вашего «доктора» 5-8 мин на расстоянии до 0,5 м. После этого подойдите к одному из отдельно стоящих деревьев — дубу, сосне, акации, можно к туе, прислонитесь спиной. Эти деревья отдают положительную энергию. Попросите так: «Дуб, дай мне, пожалуйста, положительной энергии». Постойте еще 10-15 мин.

Если вы живете в степи, можно пользоваться поперечными срезами этих деревьев, то есть плашками. Диаметр среза (ветки) — от 8 до 10 см, толщина среза — до 1 см. Плашки осины, ели, тополя забирают ненужную энергию, а плашки дуба, сосны, акации отдают положительную энергию. Положив плашку тополя на голову на 3-5 мин, попросите, чтобы тополь снял отрицательную энергию. Плашку сосны, дуба, акации на 10 мин положите на голову и попросите у них зарядить вас положительной энергией. Такими плашками можно снимать себе любую боль, не только головную.

Горячий чай и чайная ложка помогают при головной боли

Это необычное средство из лечебника 1890 года. Если начинается головная боль, приготовьте стакан горячего чая, нагрейте в нем чайную ложку и приложите ее к крылу носа с той стороны головы, которая болит. Остывающую ложку еще раз согрейте и снова приложите. Затем горячую чайную ложку приложите к мочке уха с той же стороны. Нагрейте кончики пальцев рук о горячий стакан с чаем. Боль должна пройти, теперь можно спокойно выпить чаю.

Картофельная диета

Если вас часто мучают мигрени, 1 кг картофеля почистите, сварите без соли. Слейте воду, а картофель ешьте без соли целый день, обмакивая его в сахар. Пить нельзя: несмотря на большую жажду, надо потерпеть до утра. Еще раз повторите процедуру через месяц.

Березовый венец при головной боли

Если головная боль настигла вас в теплое время года, идите в лес и наломайте свежих веток березы.

Сплетите венок из нескольких тонких веток, наденьте на голову и носите, пока головная боль не пройдет.

Соки — здоровья истоки помогают лечить головную боль

В народной медицине при головной боли применяют свежие ягоды земляники садовой или брусники, а также свежий сок калины обыкновенной. Сок черной смородины и картофеля пьют по 1/4 стакана 3 раза в день. Капустный сок пьют в теплом виде по 0,5 стакана после еды 2-3 раза в день.

twitter.com vkontakte.ru blogger.com liveinternet.ru

Источник

Считалось, что плотники, ударившие по матице (потолочной балке) обухом топора или вальком для белья, обрекали жильцов строящегося дома на постоянную головную боль. (укр.). Головная боль могла быть вызвана полудницей (пол.), морой и т. п.; взглядом жабы (Штирия). головная боль объяснялась также воздействием сильного ветра, вихря, солнца, утренней звезды (о.слав.).

Причиной головной боли могло быть нарушение запретов: выбрасывать на улицу состриженные или вычесанные волосы (о.слав.) или бросать их в доме (краков.); расчесывать волосы на Рождество (бел.), в пятницу (твер.), в пятницу на первой неделе Великого поста (пирин.), вечером (рус.); сжигать волосы (витеб., смолен.), мыть голову в день Ивана-Головосека (полес.). Нельзя вертеть шапку на голове, и грать ею (рус.), сушить ее на огне (Косово Поле). Общеславянский запрет выбрасывать волосы объясняют тем, что из них птица, мышь, жаба могут устроить гнезда, что вызовет у человека головную боль Она будет мучить человека всю жизнь, если его первые состриженные волосв птица употребит на устройство гнезда или их унесет ветер (словен.). У сербов Шумадии не разрешалось спать в день св. Георгия, чтобы не страдать от головной боли в течение всего лета; запрещалось спать под грецким орехом (словен.), качать пустую колыбель (пол. серадз.).

Читайте также:  Головная боль онемение конечностей и языка

В Чехии и Словакии считалось, что за несоблюдение запрета прясть в ее день св. Люция наказывала нерадивую хозяйку головной болью на целый год, вложив ей в голову горячий уголек. Женщина не должна была прясть, ткать, шить в среду, иначе Среда насылала на нее головную боль.

Чтобы не болела голова, в день св. Яна рвали лопух и полынь и бросали их на крыши домов, прыгали через купальский костер, надевали венки из полыни на голову (з.слав.). Прыгание через костер сопровождалось приговорами типа; [Кто к нашему костру не придет, у того весь год голова будет болеть». В Далмации, прыгая через костер в канун Юрьева дня, говорили: «Юрьев день, Марков день, между ними один день, чтобы у меня никогда не болела голова !» Во время хлестания ветками на Вербное воскресенье парни приговаривали: «Чтобы ножки не хромали, чтоб головка не болела.

Услышав первый весенний гром, три или девять раз стучали железом, камнем или кулаком по голове, произнося: «Залёзна гылыва!» (витеб.), или кувыркались через голову (полес). При виде нарождающегося месяца к нему обращались с просьбой охранить от головной боли, ср.: «Здравствуй, новый месяц, пусть не болят наши головы» (пол.). Словенцы Белой Краины в таких случаях проводили трижды рукой по лицу и говорили: «Молодой месяц, омолоди меня! Когда тебя змея укусит, у меня заболит голова!»
От головной боли человека оберегали амулеты (перстень из рога лося, янтарь, кораллы). В Словении в Сочельник умывались водой с травами, освященными в день Успения, или водой, в которой был папоротник, опаленный на костре в Иванов день; мыли голову отваром растений, собранных в день св. Георгия или на Купалу (о.слав.); вешали в доме омелу и боярышник (ц.пол.); носили в кармане или зашивали в одежду герань (макед.); украшали голову цветком с чужой могилы (Лесковацкая Морава); с утра надевали нижнюю юбку наизнанку (словен.); закапывали первые состриженные волосы ребенка под водостоком (словац.) или бузиной (словен.). В обряде «троецыплятницы» кости жертвенной курицы несли на голове к месту захоронения (вят.), качались на качелях от Пасхи до Зеленых Святок (гіол.), клали в подушку найденные перья (бел.) и пр.

Чтобы избежать головной боли, воздерживались от работы в некоторые праздники. Иоанн Предтеча считался у вост. славян целителем головной боли. Сербы отмечали т. н. Луду среду («глупая» среда) на первой неделе Великого поста и т. п.

К больной голове прикладывали поочередно три камня, взятых на перекрестке, в проточной воде, из-под водосточного желоба (словен.); клали голову или шапку на целительный камень в святых местах или прикладывали камень к голове; измеряли голову ниткой, которую потом оставляли на дереве (чеш.); изготовляли свечу длиной, равной окружности головы, и ставили в церкви перед иконами (в.слав., серб.); умывались росой на заре лицом к восходящему солнцу (бел.); ходили к источникам, пили там воду и задабривали демонов, обитающих близ них (банат.); при виде нового месяца плевали в его сторону и говорили: «Когда тебя укусит змея, пусть заболит у меня голова» (Бела Краина). Головную боль, вызванную утренней звездой, лечили перед рассветом, бросая три крупинки соли навстречу звезде и говоря: «Звезду хочу, голову не хочу» (болг.). Головную боль можно было передать тому, кто поднял шпильку, брошенную на перекрестке дорог страдающим головной болью (Прекмурье). Землю с девяти кротовин привязывали ко лбу (пол., Нови Сонч); костью дикой свиньи трижды проводили по щекам, после чего бросали кость через плечо в том месте, куда больше не придут (словен.). В словенской рукописи 1672 г. для избавления от головной боли рекомендовалось положить голову на край корыта для свиней и произнести молитву. Для лечения головной боли использовали растения, освященные в Вербное воскресенье, в день Божьего Тела, на Успение и Преображение, а также растения, собранные в Юрьев и Иванов дни.»

В. В. Усачева

Источник