Детская неврология головные боли

Детская неврология головные боли thumbnail

Головные боли у детей. Хронические головные боли у детей.

1. Лихорадящие дети. Головные боли обычно связаны с системными заболеваниями, протекающими с повышением температуры тела и инфекционными процессами области головы и шеи. При увейте боль локализуется периорбитально, в случае среднего отита — в височной области. Боль при синусите может локализоваться непосредственно над синусом иди иметь более диффузный характер, локализуясь обычно в лобной либо ретроорбитальной области. Через 3 дня после начала адекватной антибиотикотерапии боль прекращается. Сочетание повышенной температуры тела, ригидности шеи и нарушения сознания свидетельствует о менингите. Аналогичная клиническая картина может наблюдаться при шейной аденопатии и заглоточном абсцессе.

2. Нелихорадящие дети. У нелихорадящего ребенка с нормальным неврологическим статусом остро начавшаяся головная боль может быть началом детской мигрени или головной боли напряжения. Постановке диагноза должно предшествовать тщательное обследование. Другими причинами головной боли могут быть гипертензия, гидроцефалия, лейкемический менингит и прием лекарств. Головную боль может вызывать прием препаратов, содержащих фенилпропаноламин, и стимуляторов ЦНС, например, амфетамина. Сочетание головной боли с неврологическими нарушениями свидетельствует об объемном процессе или субарахноидальном кровоизлиянии. Причиной субарахноидального кровоизлияния у детей обычно является черепно-мозговая травма, в более редких случаях — артерио-венозные пороки развития и аневризмы.

головные боли у детей

Хронические головные боли

Патологический неврологический статус. Головные боли могут быть первыми симптомами у детей с повышенным внутричерепным давлением при объемных процессах. Через 4 месяца после начала головных болей у 90 % детей с опухолями мозга определяются изменения при неврологическом обследовании. Если данные КТ и МРТ соответствуют норме, возможной причиной может быть хронический менингит или псевдоопухоль мозжечка (называемая также идиопатической внутричерепной гипертензией, или ИВГ). Давление цереброспинальной жидкости, определяемое при люмбальной пункции, повышено как при хроническом менингите, так и при псевдоопухоли мозжечка, однако изменение клеток цереброспинальной жидкости характерно только для хронического менингита.

Характерными для псевдоопухоли мозжечка у детей симптомами являются головная боль, рвота, диплопия и затуманивание зрения. Хотя хронические головные боли могут быть проявлением различных расстройств, все же наиболее часто их причинами бывают тромбоз церебральных вен, средний отит и мастоидит, прием кортикостероидов, дисфункция щитовидной железы, гипервитаминоз А и прием тетрациклина. Соответствующее лечение позволяет предупредить возможное нарушение зрения. И. Классификация и клинические проявления наиболее частых хронических головных болей.

Мигрень. От данной патологии страдает 2—5 % детей младшего школьного возраста и 5—10 % подростков. Встречаемость мигрени в младшем возрасте одинакова среди обоих полов, а среди подростков девочки страдают в два раза чаще мальчиков. Более чем у 75 % детей имеется положительный семейный анамнез. Обычными провоцирующими факторами являются стресс, недосыпание или чрезмерно продолжительный сон, менструации, инфекции верхних дыхательных путей, нерегулярное питание. Приступы мигрени могут быть следствием легкой черепно-мозговой травмы. Иногда приступ мигрени может быть спровоцирован употреблением шоколада, молочных продуктов, пищи, содержащей нитраты или нитриты, глютамата карбонат. Классическая аура или односторонние головные боли у детей встречаются гораздо реже, чем у взрослых.

Для детей более характерны двусторонние головные боли с тошнотой и рвотой. Большинство детей стремятся в спокойную, затемненную комнату, чтобы заснуть и избавиться от головной боли. Циклическая рвота и доброкачественное пароксизмальное головокружение могут быть у детей вариантами мигрени. Офтальмоплегическая мигрень с птозом и параличом третьего черепного нерва, который определяется по расширению зрачка, может наблюдаться у детей младшего возраста. Острая спутанность сознания с мигренью (состояние спутанности сознания и последующая пульсирующая головная боль) чаще встречается у подростков. В этой же возрастной группе может встречаться базилярная мигрень, которая проявляется атаксией или другими стволовыми симптомами, включающими-нарушения сознания с предшествующими пульсирующими головными болями в затылочной области.

— Также рекомендуем «Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.»

Оглавление темы «Обследование в неврологии. Детская неврология.»:

1. Полисомнография. Множественный тест латентности сна. Люмбальная пункция.

2. Противопоказания к люмбальной пункции. Осложнения люмбальной пункции.

3. Задержка развития детей. Статическая энцефалопатия. Прогрессирующая умственная отсталость.

4. Обследование при задержке развития детей. Лабораторные исследования при задержке развития детей.

5. Неэпилептиформные пароксизмальные состояния. Обследование при параксизмальном состоянии у детей.

6. Эпизодические двигательные нарушения у детей. Эпизодические сенсорные нарушения у детей.

7. Головные боли у детей. Хронические головные боли у детей.

8. Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.

9. Энурез у детей. Двигательные нарушения детей.

10. Синдром вялого ребенка. Причины синдрома вялого ребенка.

Источник

Самая распространенная жалоба в кабинете детского невролога – это головные боли

Нужно понимать, что головная боль — это не самостоятельное заболевание, а симптом какой-либо патологии или болезни.

923473571.jpg

Давайте разберемся в причинах таких болей.

Существует 6 типов головных болей:

  1. Мышечного напряжения
  2. Сосудистая
  3. Невралгическая
  4. Ликвородинамическая
  5. Функциональная или психалгия
  6. Смешанная

Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.

Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.

Возраст/

Нозология

0-1 год

1-3 года

4-7 лет

8-10 лет

11-14 лет

15-17 лет

Головные боли неуточненные

7%

9%

16%

18%

Головные боли напряженного типа

3%

12%

18%

24%

Сосудистая головная боль

0.3%

0.8%

2%

10%

18%

Мигрень

1%

1%

1%

1%

Функциональная, в том числе

на фоне церебрастении

2%

4%

6%

9%


1. Головные боли напряженного типа (психоэмоциональные или мышечные боли) возникают в случае несоответствия психоэмоциональной нагрузки ребенка с его возможностями (эмоционально-волевыми или когнитивными), что в свою очередь повышает тонус «эмоциональных» мышц, которые прикреплены к надкостнице черепа. Эта мышечная боль расценивается как головная. Теперь становится понятно, почему головная боль этого типа характерна для возраста, в котором начинается подготовка к школе, и увеличивается по экспоненте к сдаче ЕГЭ.

2. Сосудистая головная боль — это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.

3. Невралгическая головная боль возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.

4. В возникновении ликвородинамической головной боли основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.

5. Функциональная головная боль чаще всего имеет психогенный механизм.

6. Смешанная форма, понятно, имеет смешанное происхождение.

Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.

Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.

В детском корпусе клиники вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.

Информацию для Вас подготовила:

Razina-64901.jpg

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.

Запись на прием к детскому неврологу по телефону контакт-центра
+7 (495) 775 75 66, через форму on-line записи и в регистратуре клиники.

Возврат к списку публикаций

Стоимость

стоимость, руб.
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-невролога, первичный (дети)1850
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-невролога-эпилептолога, первичный (дети)3150
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) ведущего врача-невролога (дети) первичный2900

врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники

Источник

Головная боль у ребенка является распространенным симптомом. Ее возникновение возможно в любом возрасте. Для предупреждения опасных осложнений необходимо обратиться за медицинской помощью при регулярных или неоднократных жалобах.

Почему у ребенка болит голова?

Выделяют различные состояния, которые вызывают головную боль у ребенка. Родители, столкнувшиеся с появлением данного симптома, должны знать о возможных заболеваниях, а также способах оказания медицинской помощи.

Причины «неопасной» головной боли

К основным причинам цефалгии относят:

  • Мигрень. Точной причины развития заболевания не выявлено. Предполагают, что ее появление вызвано нарушением тонуса сосудистой стенки, развивающееся при воздействии внешних факторов.В качестве провоцирующих факторов выступает голодание, недосып, физическая нагрузка, чрезмерное употребление шоколада, орехов или цитрусовых продуктов. Проявления преимущественно локализуются в одной из половин головы с переходом на височную область или лоб. Дети жалуются на повышенную чувствительность к внешним раздражителям, появление мурашек или слабости. Часто признаки развиваются во вторую половину суток.
  • Цефалгию перенапряжения. Ее развитие сопровождается давящим и сжимающим характером цефалгии, которая носит двусторонний характер. Появляется ощущение, что на голове одета шапка или шлем. Ее появление связано с чрезмерной нагрузкой, долгим пребыванием в шумном помещении, эмоциональным стрессом, длительным нахождением в неудобной позе, а также сидением за компьютером или телефоном. Она не формируется от физических нагрузок.
  • Кластерную цефалгию. В данном случае у ребёнка сильно болит голова без воздействия предрасполагающих факторов. Симптомы носят односторонний характер с периодами затишья и обострения. Пациент становится легко возбудимым, агрессивным. Он ощущает заложенность носа и чрезмерное потоотделение с покраснением глаз.

Головная боль у ребенка

Основные причины

К основным причинам на фоне которых развивается головная боль у ребенка относят:

  • Нарушение сосудистого тонуса.
  • Инфекционные процессы в головном мозге, сопровождающиеся раздражением мозговых оболочек и отеком тканей. Их появление связано с перенесённым гриппом, энцефалитом, менингитом или осложнённым отитом. Пик заболеваемости приходится на весенний период.
  • Нарушение зрения, сопровождающееся длительным напряжением глазных мышц. В детском возрасте часто болит голова при сниженном зрении на фоне неправильно подобранных линз.
  • Травматическое воздействие. Данные состояния развиваются в раннем возрасте, когда пациент учится ходить или неустойчиво стоит, а также при несоблюдении техники безопасности в более старшем периоде. Непосредственной причиной может стать ушиб или сотрясение мозга, а также перелом костных структур.
  • Воспалительные процессы в ЛОР—органах. Синусит или ангина приводят к постоянному дискомфорту и тяжести в голове, при отсутствии лечения воспаление может легко переходить на соседние участки.
  • Новообразования различного характера. Причиной патологических симптомов может стать опухоль доброкачественной или злокачественной природы, киста или абсцесс с локализацией преимущественно в лобных, затылочных или височных долях.

Причины головной боли в зависимости от локализацииЗаболевания, при которых болит голова

К распространённым заболеваниям, на фоне которых у ребёнка болит голова, относят:

  • Сколиоз в шейном отделе позвоночника. Дегенеративные процессы в опорно—двигательной системе могут формироваться в раннем возрасте, что спровоцировано нарушением осанки, а также другими заболеваниями мышечной и нервной систем. Часто они вызваны сколиозом или детским церебральным параличом. Нарушение строения позвонков приводит к защемлению нервных волокон и сосудов. В результате происходит нарушение иннервации или кровообращения, что сопровождается патологической клиникой.Осмотр на наличие сколиоза
  • Синдром Арнольда—Киари. Патология врожденного характера связана с несоответствием размеров задней черепно—мозговой ямки и мозговой ткани. Данное состояние сопровождается не только сдавливающей головной болью, но и нарушением функционирования жизненно—важных структур. При отсутствии своевременной помощи наступают тяжелые осложнения, например, инсульт.
  • Глаукому. Повышение внутриглазного давления может носить врожденный характер. Реже она формируется в подростковом возрасте. В качестве причин для ее развития может служить травматическое воздействие на эмбрион, а также в период родов. Боль при этом носит постоянный характер, усиливаясь в вечерние часы, что может быть связано с длительным перенапряжением.
  • Синусит. Лица детского возраста подвержены развитию воспалительных процессов в ЛОР—органах, что связано с особенностями анатомического расположения данных структур. В качестве провоцирующего фактора его развития выступают несвоевременно вылеченные заболевания воспалительного характера в носовой полости или ушах, а также гортани.

Симптомы головной боли у детей до года

Выявление симптомов головной боли у ребенка в возрасте до одного года может представлять большую трудность, что связано с невозможностью пациента самостоятельно выразить жалобы.

Важная информация

Детская неврология головные боли

Родителям необходимо внимательно следить за состоянием грудничка, так как при первых признаках необходимо обратиться за помощью к врачу.

К основным признакам относят:

  • Слабость, вялость и капризность, которая может усиливаться при воздействии внешних факторов, например, посторонних звуков, света, поглаживания.
  • Нарушение сна с трудностью засыпания, частыми пробуждениями и плачем во время укладывания.
  • Изменение положения тела с запрокидыванием головы и выгибанием тела. В данном положении наступает снижение выраженности боли.
  • Отрыжку, рвоту и частое срыгивание. Данные симптомы свидетельствуют о повышенном внутричерепном давлении.
  • Боли в животе, связанные с появлением мигрени.
  • Судорожный синдром, который связан с воспалительным процессом в мозге, а также раздражением мозговых оболочек неинфекционной природы.
  • Появление плача, возникающего при повороте туловища.
  • Желание ребёнка тянуть руки к голове, что может быть проявлением облегчения самочувствия.

Поза младенца при головной боли

Первая помощь при головной боли

Первичное появление цефалгии, которая не сопровождается патологическими сопутствующими симптомами, не требует срочного обращения за медицинской помощью. В тех случаях, когда родители знают причину боли, вызванную переутомлением, длительным перевозбуждением или простудными заболеваниями, необходимо:

  • Поместить ребёнка в темную комнату без доступа солнечного света, а также ярких осветительных приборов.
  • Исключить воздействие громких звуков и других внешних раздражителей, например разговора, шума телевизора или музыки.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха. Поскольку одной из причин, выступает гипоксия, достаточно проветрить помещение и сохранить постоянное поступление свежего воздуха в помещение.
  • Освободить его от неудобной стесняющей или тёплой одежды. Достаточно уложить ребёнка в кровать, предварительно раздев его, и уложить спать.
  • Предложить сладкий чай или легкую пищу, так как в качестве провоцирующего фактора болей, часто выступает недостаточное содержание глюкозы в крови.
  • Подобрать дозировку ибупрофена или парацетамола в соответствии с возрастом и массой тела. Предпочтение следует отдавать сиропу или ректальным свечам, так как данные лекарственные формы приводят к быстрому развитию терапевтического эффекта.

Сон ребенка

Важная информация

Детская неврология головные боли

При отсутствии эффекта от проводимых мероприятий в течение двух—трёх часов рекомендуется обратиться за помощью к специалистам. Это связано с возможным появлением опасных осложнений, требующих срочного оказания лечебных мероприятий.

Когда нужно срочно обращаться к врачу

Срочное обращение за медицинской помощью необходимо при нарастающем или резком ухудшении пациента, а также отсутствии эффекта от проводимой терапии. Если у пациента выявляются нижеперечисленные симптомы требуется экстренно вызвать скорую помощь. К ним относят:

  • Быстрое изменение самочувствия со слабостью или чрезмерной возбудимостью.
  • Неудачные попытки разбудить ребёнка.
  • Усиление жалоб после использования средств с обезболивающим эффектом.
  • Тошноту или судорожный синдром.
  • Онемение верхних или нижних конечностей со слабостью мышц.
  • Изменение размеров зрачков.

Диагностика

Для постановки диагноза и выяснения причины необходимо обратиться к врачу в ранние сроки. Врач выясняет у родителей основные симптомы, которые беспокоят ребёнка. В более старшем возрасте беседуют с детьми, уточняя основные жалобы, условия их появления, а также длительность их сохранения. Специалисту необходимо узнать эффект от проводимых мероприятий, например, после укачиваний, попыток использования лекарственных или народных средств. Во время осмотра проводится пальпация и проверка основных рефлексов. Также большое значение в постановке диагноза играют данные анамнеза с перенесенными или врожденными патологиями. На основании полученной информации подбирают план дополнительных исследований, который может включать:

  • Общеклиническое исследование крови. Анализ необходим для исключения воспалительных процессов.
  • Биохимический анализ крови. Исследование позволяет оценить функциональную активность различных органов и систем, а также обменных процессов.
  • Рентгенографию. Данный метод относится к распространённым лучевым исследованиям, который применяют для исключения объемных процессов в мозге. Рентгенография шейного отдела позвоночника применяется для исключения структурных изменений в позвонках, которые вызывают сбои кровообращения.
  • Магнитно—резонансную томографию. Исследование является точным, что связано с возможностью выявления начальных изменений в структурах нервной системы.
  • Спинальную пункцию. Получение ликвора из нервной системы необходимо для исключения нервной системы и внутричерепного давления, вызванного возможной гидроцефалией. При этом после получения содержимого состояние пациента улучшается, за счёт чего процедура носит лечебный характер.
  • Динамическое измерение артериального давления и температуры тела. Важно оценить условия и характер возможной гипертермии, а также максимальные показатели с продолжительностью сохранения и эффектом от проводимой терапии.
  • Электроэнцефалографию. Метод применяется для измерения электрических импульсов и выявления очагов с повышенной активностью. Его назначают для пациентов с возможными функциональными расстройствами, например, эпилепсией или психиатрическими патологиями.Электроэнцефалография
  • Осмотр глазного дна с измерением давления. При патологии зрительной функции происходит перенапряжение мышечных волокон с последующим нарастанием симптомов. Повышение внутриглазного давления может стать проявлением заболеваний головного мозга.
  • Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплерометрией. Измерение скорости кровотока в сосудах необходимо для исключения патологий сердечно—сосудистой системы. В детском возрасте часто появляются симптомы при патологических сужениях сосудов, вызванных нарушением их строения. Это приводит к недостаточному поступлению крови к клеткам мозга.

Профилактика головной боли у ребёнка

Для того, чтобы предотвратить головные боли у ребёнка, необходимо придерживаться основных профилактических рекомендаций. Они предотвращают прогрессирование уже имеющихся заболеваний и снижают риск возникновения новых. К ним относят:

  • Нормализацию режима труда и отдыха. Образ жизни детей должен включать период бодрствования и сна, при этом дневной сон для лиц дошкольного возраста обязателен. Родителям необходимо исключить поздние укладывания и переутомления у детей.
  • Режим питания. Растущему организму важно соблюдать рекомендации по питанию, которые включают употребление достаточного количества белков, жиров и углеводов, избегая однообразия. Обязательным компонентом рациона является употребление витаминов и микроэлементов. Требуется включить в меню перекусы, которые позволят избегать голодания с понижением уровня сахара в крови, что проявляется ухудшением самочувствия.
    Кроме того, учитывается суточная калорийность, рассчитанная в соответствии с возрастом и нагрузками на организм, так как чрезмерная масса тела приводит к повышению артериального давления, сахарному диабету и другим заболеваниям, выступающим в качестве провоцирующего фактора патологических симптомов.
  • Ежедневную физическую нагрузку. Детям необходимо подбирать физические нагрузки, исходя из уровня подготовленности для правильного развития опорно—двигательной и мышечной систем. Запрещено чрезмерно напрягать организм тяжелыми видами спорта, так как это может привести к нарушению роста. К оптимальным видам спорта относят плавание, гимнастику, а также ходьбу и лечебную физическую культуру.Детская физкультура
  • Исключение нерационального употребления лекарственных средств. Все препараты должны быть назначены лечащим врачом, исходя из показателей дополнительных методов исследования, а также клинической картины. Самостоятельный приём лекарственных средств приводит к прогрессированию заболевания и осложнениям в виде сбоев работы различных органов и систем.
  • Организацию досуга. Свободное время детей родителям необходимо планировать заблаговременно. Предпочтение следует отдавать прогулкам на свежем воздухе, путешествиям и подвижным играм. Важно ограничить пребывание за компьютером или телефоном, что приводит к нарушению осанки и нагрузке на зрительный аппарат.

Своевременное обращение к врачу поможет исключить опасные осложнения. Важно провести тщательную диагностику организма и выявить причину, для того, чтобы подобрать эффективное лечение.

Полезное видео: Почему у ребенка часто болит голова?

Часто задаваемые вопросы

Детская неврология головные боли

Детская неврология головные боли

2897 оценок

Невролог

Елена Першина

Обращайтесь ко мне по любому интересующему вас вопросу.

Задать вопрос

Источник

Читайте также:  Гбн при головной боли