Дипломная работа на тему мигрень
- Главная —
- Заболевания —
- Мигрень
Мигрень — это заболевание, характеризующееся периодическими приступами мучительной головной боли в одной половине головы (редко с двух сторон), которая часто сопровождается раздражительностью и общей слабостью, а также тошнотой, рвотой, непереносимостью звуков и яркого света.
Симптомы мигрени
- Периодически возникающие приступы, длящиеся от 4 до 72 часов (3 суток) и характеризующиеся:
- головной болью: чаще всего в одной половине головы (хотя может быть и двусторонней), в лобно-глазничной или височной областях. Начинается в виде пульсирующей острой боли, затем приобретает разлитой тупой характер;
- светобоязнью (фотофобия): болезненные ощущения в глазах и усиление головной боли в условиях повышенной освещенности или при взгляде на источник освещения;
- боязнью громких звуков (акустикофобия): болезненные ощущения в ушах и голове при воздействии громких звуков;
- тошнотой;
- рвотой: обычно на высоте головной боли (максимальная ее интенсивность);
- общей слабостью;
- раздражительностью.
- Симптомы, связанные с раздражением и нарушением функции определенных зон коры головного мозга, предшествующие развитию головной боли (длятся не более 60 минут):
- гемипарез/гемиплегия: слабость или полная невозможность движения в конечностях с одной стороны (например, в правой руке и правой ноге);
- зрительные нарушения: вспышки света, искры, возникающие в виде зрительных образов перед глазами;
- дизартрия: нечеткость речи, нечленораздельность произношения слов.
- Иногда за некоторое время до возникновения приступа могут отмечаться следующие симптомы (предвестники):
- снижение настроения;
- беспричинная тревога;
- сниженная трудоспособность.
Формы
По наличию характерных черт заболевания выделяют следующие формы мигрени.
- Мигрень без ауры (простая мигрень) — форма, которая встречается чаще всего. Проявляется периодически возникающими приступами головной боли без типичной ауры (без слабости в конечностях, нечеткости речи, вспышек света перед глазами).
- Мигрень с аурой: возникновению головной боли при этой форме предшествуют признаки раздражения или нарушения функции определенных зон коры головного мозга:
- гемипарез/гемиплегия: слабость или полная невозможность движения в конечностях с одной стороны (например, в правой руке и правой ноге);
- зрительные нарушения: вспышки света, искры, возникающие в виде зрительных образов перед глазами;
- дизартрия: нечеткость речи, нечленораздельность произношения слов.
Названные симптомы при этом присутствуют не более 60 минут и полностью обратимы в период между приступами головной боли.
- Мигрень с удлиненной аурой: отличается тем, что перечисленные типичные признаки ауры присутствуют более 60 минут (но не более 1 недели).
При этом исследование головного мозга с использованием КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) не обнаруживает каких-либо структурных изменений ткани головного мозга (эти методы позволяют послойно изучить строение головного мозга).
- Выделяют несколько особых форм мигрени, отличных по течению от типичных форм мигрени:
- офтальмическую и офтальмоплегическую мигрень: развивается при возникновении спазма (сужения) ветвей задней мозговой артерии (кровоснабжающей затылочные доли головного мозга). Проявляется приступами головной боли с развитием временного косоглазия или выпадения полей зрения (участков зрения);
- ретинальную мигрень: развивается при возникновении спазма центральной артерии сетчатки (часть глаза, воспринимающая изображение). Проявляется приступами головной боли с временной слепотой на один или оба глаза;
- базилярную мигрень: редкая форма, наблюдающаяся преимущественного у девушек в периоде полового созревания и связанная с нарушением кровоснабжения в стволе мозга (область головного мозга, отвечающая за важнейшие функции организма – дыхание, сердцебиение, поддержание сознания). Проявляется приступами головной боли с развитием нарушения сознания, головокружения, онемения языка и губ.
Причины
- Причины возникновения мигрени не до конца изучены.
- Известно, что возникновение боли связано с местным воспалением окончаний тройничного нерва (обеспечивающего, в частности, чувствительность внутричерепных артериальных сосудов – это и приводит к боли в одной половине головы). При этом в области этих окончаний выделяются различные вещества, обуславливающие развитие боли (кальцитонин, субстанция Р).
- Определенная роль принадлежит врожденному нарушению взаимодействия болевой и противоболевой систем организма (со снижением последней).
- Важная роль принадлежит серотонину (гормональному веществу, вызывающему спазм сосудов). Именно он обуславливает развитие спазма сосудов головного мозга и развитие пульсирующей боли. Затем действие серотонина прекращается, и сосуды чрезмерно расширяются, что вызывает развитие тупой распирающей боли.
LookMedBook напоминает: чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений:
Диагностика
- Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
- как давно появились первые приступы подобной головной боли (односторонняя головная боль в лобно-глазничной или височной области, сопровождающаяся болезненными ощущениями в глазах в освещенном помещении и рвотой);
- были ли в семье у кого-то подобные приступы;
- какие лекарственные препараты пациент принимает постоянно, особенно по поводу этой головной боли. Был ли эффект (уменьшение боли) от применения этих препаратов.
- Неврологический осмотр: в межприступном периоде обычно не выявляется никаких признаков неврологических нарушений. Во время приступа возможно выявление:
- светобоязни (болезненные ощущения в глазах и усиление головной боли в условиях повышенной освещенности или при взгляде на источник освещения);
- гемиплегии (слабость или полная невозможность движения в конечностях с одной стороны);
- напряжение задних мышц шеи (подзатылочных мышц).
- ЭЭГ (электроэнцефалография): метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга, которая может меняться при различных его заболеваниях. При мигрени наличие стойких изменений на ЭЭГ может говорить о структурных (более серьезных) изменениях ткани головного мозга, что является осложнением.
- КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга, при тяжелом течении мигрени возможно обнаружение структурных изменений головного мозга.
- Возможна также консультация терапевта.
Лечение мигрени
Прекращение приступа мигрени.
- Обеспечение покоя: тишина в помещении, мягкий неяркий свет, холодное влажное полотенце на лбу.
- Лекарственные препараты:
- противовоспалительные (анальгетики);
- сосудорасширяющие (при острой и пульсирующей головной боли) или сосудосуживающие препараты (при тупой и распирающей головной боли);
- препараты из группы триптанов (блокаторы серотониновых рецепторов): выпускаются в виде таблеток и назальных спреев (для носа), что позволяет очень быстро добиться развития их действия;
- противорвотные препараты.
Осложнения и последствия
- Мигренозный статус: серия тяжелых приступов головной боли (с интервалом менее 4 часов), сопровождающаяся многократной рвотой, либо один необычно тяжелый и продолжительный приступ (более 72 часов). При этом длительная рвота может приводить к большой потере воды и обезвоживанию.
- Мигренозный инсульт: при этом из-за длительного спазма артериальных сосудов головного мозга развиваются стойкие изменения его ткани, поэтому неврологические симптомы (гемипарез/гемиплегия (слабость или полная невозможность движения в конечностях с одной стороны), дизартрия (нечеткость речи, нечленораздельность произношения слов)) сохраняются более одной недели от момента их появления. В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят в течение трех недель.
Профилактика мигрени
Имеет смысл проводить профилактику развития повторных приступов.
- Немедикаментозные методы:
- устранение стрессовых ситуаций дома и на работе;
- полноценный сон (8 часов) и отдых;
- диета с ограничением (или исключением) орехов, шоколада, сыра, алкоголя, цитрусов, жирной пищи (могут провоцировать приступ);
- массаж шейно-воротниковой зоны.
- Медикаментозные препараты:
- малые дозы антидепрессантов (препараты, влияющие на обмен серотонина в головном мозге);
- противосудорожные препараты (уменьшают болевую чувствительность, активируют противоболевую систему).
- Авторы
- Н.М.Жулев, В.Г.Пустозеров – Цефалгия. Головная боль, 2007 г.
- М.Мументалер — Дифференциальный диагноз в неврологии, 2010 г.
- Неврология. Национальное руководство, 2010 г.
Что делать при мигрени?
Мы нашли для Вас 613 врачей неврологов
Вы успешно записаны!
Запись не удалась!
Вы успешно записаны!
Запись не удалась!
Source: lookmedbook.ru
Источник
Ïðîáëåìà ãîëîâíîé áîëè êàê îäíà èç ñàìûõ âàæíûõ â ñîâðåìåííîé ìåäèöèíå. Íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû, èõ ðîëü â âîçíèêíîâåíèè ìèãðåíè. Ôîðìû ìèãðåíè, êëàññèôèêàöèÿ è äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ïðèçíàêè, ôîðìû ìèãðåíè ñ àóðîé, ëå÷åíèå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
 ñîîòâåòñòâèè ñ êðèòåðèÿìè Ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè ãîëîâíûõ áîëåé âòîðîãî ïåðåñìîòðà, ìèãðåíü îïðåäåëÿåòñÿ êàê ïàðîêñèçìàëüíûå ñîñòîÿíèÿ, ïðîÿâëÿþùèåñÿ ïðèñòóïàìè èíòåíñèâíîé ãîëîâíîé áîëè ïóëüñèðóþùåãî õàðàêòåðà, ïåðèîäè÷åñêè ïîâòîðÿþùèåñÿ, ëîêàëèçóþùèåñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â îäíîé ïîëîâèíå ãîëîâû, â îñíîâíîì â ãëàçíè÷íî-ëîáíî-âèñî÷íîé îáëàñòè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ òîøíîòîé, ðâîòîé, ñâåòî- è çâóêîáîÿçíüþ, ñîíëèâîñòüþ, âÿëîñòüþ ïîñëå ïðèñòóïà.
Ìèãðåíüþ ÷àùå áîëåþò æåíùèíû (ñîîòíîøåíèå áîëüíûõ æåíùèí è ìóæ÷èí — 3:1, 4:2) îáû÷íî â âîçðàñòå 18-33 ëåò. Ïðàêòè÷åñêè âñå ëþäè (ïî äàííûì ìèðîâîé ñòàòèñòèêè — 75—80%) ïåðåíåñëè õîòÿ áû îäèí ðàç â æèçíè ïðèñòóï ìèãðåíè. Íà÷àëî áîëåçíè â äåòñòâå ðåãèñòðèðóåòñÿ ðåæå, õîòÿ èçâåñòíû ñëó÷àè ìèãðåíè ó 5-ëåòíèõ äåòåé. Ïîñëå 50 ëåò ìèãðåíü êàê ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî, îäíàêî â ëèòåðàòóðå åñòü îïèñàíèÿ ñëó÷àåâ òèïè÷íîé ìèãðåíè, âîçíèêøåé ó ïàöèåíòîâ ñòàðøå 60 ëåò. Ïðè ýòîì çàìå÷åíî, ÷òî ÷àñòîòà ìèãðåíè ó ëþäåé ñòàðøåãî âîçðàñòà ïî÷òè îäèíàêîâà ó ìóæ÷èí è æåíùèí.
Ýòèîëîãèÿ
Âàæíóþ ðîëü â âîçíèêíîâåíèè ìèãðåíè èãðàþò íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû. Ó ðîäñòâåííèêîâ áîëüíûõ ìèãðåíü âîçíèêàåò çíà÷èòåëüíî ÷àùå, ÷åì â îáùåé ïîïóëÿöèè: ïðè íàëè÷èè ìèãðåíè ó îáîèõ ðîäèòåëåé ðèñê çàáîëåâàíèÿ ïîòîìêîâ äîñòèãàåò 60-90%, òîãäà êàê â êîíòðîëüíîé ãðóïïå — 11%, ïðè íàëè÷èè ìèãðåíè ó ìàòåðè ðèñê çàáîëåâàíèÿ åå äåòåé ñîñòàâëÿåò 72% . Ìåõàíèçì íàñëåäîâàíèÿ íå ñîâñåì ÿñåí: îäíè àâòîðû óêàçûâàþò íà ðåöåññèâíûé, äðóãèå — íà äîìèíàíòíûé òèï. Âîçìîæíî, ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìååò íàñëåäîâàíèå îïðåäåëåííîãî íåéðîõèìè÷åñêîãî äåôåêòà (â ÷àñòíîñòè, íåäîñòàòî÷íîñòü ìåòàáîëèçìà ìîíàìèíîâ ìîçãà, îñîáåííî ñåðîòîíèíà). Âîçìîæíî íàñëåäîâàíèå íå ñàìîé áîëåçíè, à ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê îïðåäåëåííîìó òèïó ðåàãèðîâàíèÿ ñîñóäèñòîé ñèñòåìû íà ðàçëè÷íûå ðàçäðàæèòåëè.
Êëàññèôèêàöèÿ
 ÌÊÁ-10 âûäåëåíû ñëåäóþùèå îñíîâíûå ôîðìû ìèãðåíè:
* ìèãðåíü áåç àóðû (ðàíåå — ïðîñòàÿ ìèãðåíü) — 70% ñëó÷àåâ;
* ìèãðåíü ñ àóðîé (àññîöèèðîâàííàÿ ìèãðåíü), ïðè êîòîðîé ïðèñòóïó áîëè ïðåäøåñòâóåò êîìïëåêñ î÷àãîâûõ íåâðîëîãè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ (çðèòåëüíûå, ÷óâñòâèòåëüíûå, äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ); îíà âñòðå÷àåòñÿ â 30% ñëó÷àåâ.  çàâèñèìîñòè îò òèïà àóðû ðàçëè÷àþò òèïè÷íóþ ôîðìó (ðàíåå êëàññè÷åñêàÿ îôòàëüìè÷åñêàÿ ìèãðåíü), ôîðìû ñ äëèòåëüíîé àóðîé, ñ îñòðûì íà÷àëîì àóðû, ìèãðåíü ñ àóðîé áåç ïîñëåäóþùåé ãîëîâíîé áîëè, ïðè ýòîì àóðà ÷àñòî õàðàêòåðèçóåòñÿ çðèòåëüíûìè íàðóøåíèÿìè è ÷åðåäóåòñÿ ñ òèïè÷íûìè ìèãðåíîçíûìè àòàêàìè.  çàâèñèìîñòè îò ñîñóäèñòîãî áàññåéíà, âêëþ÷åííîãî â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ, âûäåëÿþò îô-òàëüìîïëåãè÷åñêóþ, ðåòèíàëüíóþ, áàçèëÿðíóþ è äðóãèå ôîðìû ìèãðåíè.
 êëàññèôèêàöèè ïðåäñòàâëåíû òàêæå äåòñêèå ïåðèîäè÷åñêèå ñèíäðîìû, êîòîðûå ìîãóò áûòü ïðåäøåñòâåííèêàìè ìèãðåíè èëè ñî÷åòàòüñÿ ñ íåé, íàïðèìåð äîáðîêà÷åñòâåííûå ïàðîêñèçìàëüíûå ãîëîâîêðóæåíèÿ ó äåòåé (êàê ýêâèâàëåíò ìèãðåíè ïðè íàëè÷èè ìèãðåíîçíîãî àíàìíåçà). Âûäåëåíû è îñëîæíåíèÿ ìèãðåíè: ìèãðåíîçíûé ñòàòóñ (ñåðèÿ òÿæåëûõ ñëåäóþùèõ äðóã çà äðóãîì ïðèñòóïîâ èëè îäèí, íåîáû÷íî òÿæåëûé è ïðîäîëæèòåëüíûé, êàê ïðàâèëî, ñ ðâîòîé, âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî — 1-2% ñëó÷àåâ) è ìèãðåíîçíûé èíñóëüò (ìîçãîâàÿ ñîñóäèñòàÿ êàòàñòðîôà íà ôîíå ìèãðåíè ñ àóðîé).
Àâòîðîì ñòàòüè íà îñíîâàíèè èññëåäîâàíèé âåãåòàòèâíûõ èçìåíåíèé ó áîëüíûõ ìèãðåíüþ âûäåëåíà âåãåòàòèâíàÿ, èëè ïàíè÷åñêàÿ, ìèãðåíü, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì íà ôîíå òèïè÷íîãî ìèãðåíîçíîãî ïðèñòóïà ñèìïòîìîâ ïàíè÷åñêîé àòàêè (ñîãëàñíî êëàññèôèêàöèè â Ðóêîâîäñòâå ïî äèàãíîñòèêå è ñòàòèñòèêå ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ): òàõèêàðäèè, ÷óâñòâà ñòðàõà, òðåâîãè, äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ (îùóùåíèå íåõâàòêè âîçäóõà, óäóøüå), îçíîáîïîäîáíîãî ãèïåðêèíåçà, ïîëèóðèè. Ýòè ïðèñòóïû îòëè÷àþòñÿ áîëåå òÿæåëûì è äëèòåëüíûì òå÷åíèåì è òðåáóþò ñïåöèàëüíîãî òåðàïåâòè÷åñêîãî ïîäõîäà.
Äèàãíîñòè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ìèãðåíè áåç àóðû ñëóæàò:
* ëîêàëèçàöèÿ áîëè, êàê ïðàâèëî, â ïîëîâèíå ãîëîâû;
* ïóëüñèðóþùèé õàðàêòåð áîëè;
* èíòåíñèâíîñòü áîëåâûõ îùóùåíèé, óñèëèâàþùèõñÿ ïðè ôèçè÷åñêîé ðàáîòå, õîäüáå;
* íàëè÷èå îäíîãî-äâóõ èëè âñåõ ñîïðîâîæäàþùèõ ñèìïòîìîâ (òîøíîòà, ðâîòà, ñâ¸òî- è çâóêîáîÿçíü);
* äëèòåëüíîñòü àòàêè îò 4 äî 72 ÷;
* íå ìåíåå ïÿòè àòàê â àíàìíåçå, îòâå÷àþùèõ ïåðå÷èñëåííûì âûøå êðèòåðèÿì.
Äëÿ ìèãðåíè ñ àóðîé, êðîìå íàçâàííûõ ïðèçíàêîâ, îáÿçàòåëüíû òàêæå ñëåäóþùèå:
* ïðîäîëæèòåëüíîñòü ëþáîãî ñèìïòîìà àóðû íå áîëåå 60 ìèí;
* ïîëíàÿ îáðàòèìîñòü îäíîãî èëè áîëåå ñèìïòîìîâ àóðû, ñâèäåòåëüñòâóþùèõ îá î÷àãîâîé öåðåáðàëüíîé äèñôóíêöèè;
* äëèòåëüíîñòü «ñâåòëîãî» ïðîìåæóòêà ìåæäó àóðîé è íà÷àëîì ãîëîâíîé áîëè íå áîëåå 60 ìèí.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ Ïðèñòóï ìèãðåíè áåç àóðû ñîñòîèò èç òðåõ ôàç. Ïåðâàÿ ôàçà — ïðîäðîìàëüíûå ÿâëåíèÿ â âèäå èçìåíåíèÿ íàñòðîåíèÿ (òðåâîãà, áåñïîêîéñòâî, äåïðåññèÿ, ðåæå — ýéôîðèÿ), ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ïëàêñèâîñòè, ñíèæåíèÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòè, ñîíëèâîñòè, çåâîòû, èçìåíåíèÿ àïïåòèòà, æàæäû, ïîÿâëåíèÿ ëîêàëüíûõ îòåêîâ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ýòîé ôàçû — íåñêîëüêî ÷àñîâ, íåðåäêî ïðè ìèãðåíè áåç àóðû îíà îòñóòñòâóåò.
Âòîðàÿ ôàçà — âîçíèêíîâåíèå, áîëè. Ïðèñòóï ìîæåò íà÷àòüñÿ â ëþáîå âðåìÿ ñóòîê, ïðè ýòîì íî÷íûå ïðèñòóïû (àòàêè, âîçíèêàþùèå âî âðåìÿ ñíà) èìåþò áîëåå òÿæåëîå òå÷åíèå, ÷àùå ñîïðîâîæäàþòñÿ îòåêàìè, õóæå êóïèðóþòñÿ.
 íà÷àëå ïðèñòóïà áîëü îáû÷íî ëîêàëèçóåòñÿ â ëîáíî-âèñî÷íîé îáëàñòè, ãëàçíîì ÿáëîêå, ïðåèìóùåñòâåííî ñ îäíîé ñòîðîíû (ñïðàâà — äî 50%, ñëåâà — äî 30%), íî áûâàåò è äâóñòîðîííåé (20%). Õàðàêòåð áîëè — ïóëüñèðóþùèé, ðåæå — ëîìÿùèé, ðàñïèðàþùèé; èíòåíñèâíîñòü áîëè íàðàñòàåò íà ïðîòÿæåíèè 2-5 ÷. Áîëü ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì ïîðîãà âîçáóäèìîñòè îðãàíîâ ÷óâñòâ, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ óñèëåíèåì áîëåâûõ îùóùåíèé îò ÿðêîãî ñâåòà, ãðîìêèõ çâóêîâ, ðåçêèõ çàïàõîâ. Ëþáîå ïðèêîñíîâåíèå ê òåëó ìîæåò ñòàòü íåñòåðïèìûì. Êàæäûé óäàð ïóëüñà, ïî âûðàæåíèþ áîëüíûõ, «îùóùàåòñÿ â ãîëîâå, ñëîâíî óäàð ìîëîòà» . Õàðàêòåðíî ïîâåäåíèå áîëüíîãî âî âðåìÿ ïðèñòóïà ìèãðåíè: îí ñòàðàåòñÿ óåäèíèòüñÿ, ëå÷ü â ïîñòåëü, çàòåìíèòü ïîìåùåíèå, çàêðûòü óøè ïîäóøêîé, óêóòàòüñÿ îäåÿëîì.
Ó íåêîòîðûõ ïàöèåíòîâ îïðåäåëÿåòñÿ íàáóõøàÿ âèñî÷íàÿ àðòåðèÿ, èíîãäà âèäíà åå ïóëüñàöèÿ. Áîëüíûå íåðåäêî ñèëüíî ñäàâëèâàþò àðòåðèþ, òàê êàê ïðåêðàùåíèå êðîâîòîêà ìîæåò óìåíüøèòü ïóëüñèðóþùóþ áîëü. Íà ñòîðîíå áîëè ñîñóäû êîíúþíêòèâû èíúåöèðîâàíû, ãëàç ñëåçèòñÿ, îêîëîãëàçíè÷íûå òêàíè è âèñî÷íàÿ îáëàñòü îòå÷íû.  ðåçóëüòàòå îòåêà ìÿãêèõ òêàíåé ëèöà ñäàâëèâàåòñÿ êàïèëëÿðíàÿ ñåòü, ëèöî áëåäíååò, êîæà îêîëî ãëàçà öèàíîòè÷íà.  òå÷åíèå ïðèñòóïà ãîëîâíàÿ áîëü ìîæåò ðàñïðîñòðàíèòüñÿ íà âñþ ïîëîâèíó ãîëîâû èëè ðåæå — íà âñþ ãîëîâó, òîãäà ïóëüñèðóþïçàÿ áîëü ñìåíÿåòñÿ îùóùåíèåì ðàñïèðàíèÿ, «ðàñêàëûâàíèÿ», ñäàâëèâàíèÿ, ïîÿâëÿåòñÿ òîøíîòà, â ðÿäå ñëó÷àåâ âîçíèêàåò ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, êîòîðàÿ èíîãäà îñëàáëÿåò äàëüíåéøèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèñòóïà, ïîõîëîäàíèå äèñòàëüíûõ îòäåëîâ êîíå÷íîñòåé, îçíîá. Ñðåäíÿÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü ýòîé ôàçû — 8-20 ÷.
Òðåòüÿ ôàçà — ïîñòåïåííîå óìåíüøåíèå, «çàòóõàíèå» áîëè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, ðàçáèòîñòüþ (îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî ñóòîê).
×àñòîòà ïðèñòóïîâ ìèãðåíè áåç àóðû ðàçëè÷íà, ïåðèîäè÷íîñòü èõ èíäèâèäóàëüíà.
Ïðè ìèãðåíè ñ àóðîé òàêæå ìîæåò áûòü ôàçà ïðîäðîìàëüíûõ ÿâëåíèé, íî ÷àùå ïåðâàÿ ôàçà — ýòî àóðà, êëèíèêà êîòîðîé çàâèñèò îò ëîêàëèçàöèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, çàòåì ñëåäóþò ôàçà áîëè è ïîñòïðèñòóïíàÿ ôàçà.
Èç ôîðì ìèãðåíè ñ àóðîé íàèáîëåå ÷àñòî (äî 28% ñëó÷àåâ) âñòðå÷àåòñÿ îôòàëüìè÷åñêàÿ ôîðìà, äëÿ êîòîðîé õàðàêòåðíû ðàçëè÷íûå çðèòåëüíûå ðàññòðîéñòâà.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îíè ïðîÿâëÿþòñÿ ìåðöàþùåé ñêîòîìîé: áîëüíîé âèäèò ñâåðêàþùèå çèãçàãè, òî÷êè, øàðû, îãíåííûå ôèãóðû, ìîëíèåïîäîáíûå âñïûøêè, ëîìàíûå ëèíèè, íàïîìèíàþùèå çóáöû êðåïîñòíîé ñòåíû, è ò. ï., ïîñëå ÷åãî ðàçâèâàåòñÿ ïðèñòóï ãîëîâíîé áîëè (îïèñàíà âïåðâûå â 1887 ã. âûäàþùèìñÿ ôðàíöóçñêèì íåâðîëîãîì Æ.Ì. Øàðêî). Ñâåðêàþùèå ôîòîïñèè ìîãóò ñìåíÿòüñÿ âûïàäåíèåì îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ïîëåé çðåíèÿ èëè ïîëîâèíû ïîëÿ çðåíèÿ (ãåìèàíîïñèÿ).
Åñëè çðèòåëüíûå íàðóøåíèÿ âîçíèêàþò â ïðàâîé ïîëîâèíå ïîëÿ çðåíèÿ, òî ãîëîâíàÿ áîëü ëîêàëèçóåòñÿ ñëåâà, è íàîáîðîò, õîòÿ ó 10-15% ïàöèåíòîâ áîëü âîçíèêàåò íà òîé æå ñòîðîíå. Àóðà, êàê ïðàâèëî, ñòåðåîòèïíà äëÿ êàæäîãî áîëüíîãî. Ó íåêîòîðûõ ïåðåä ïðèñòóïîì ãîëîâíîé áîëè âîçíèêàþò çðèòåëüíûå èëëþçèè: âñå ëþäè, âåùè, ïðåäìåòû êàæóòñÿ óäëèíåííûìè («ñèíäðîì Àëèñû», ïîëó÷èâøèé íàçâàíèå îò ïîäîáíîãî ÿâëåíèÿ, îïèñàííîãî â êíèãå Ë. Êýððîëëà «Àëèñà â ñòðàíå ÷óäåñ»), ëèáî óìåíüøåííûìè, èíîãäà ñ èçìåíåíèåì îêðàñêè. Ïîäîáíûå íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ ïðè ìèãðåíè â äåòñêîì âîçðàñòå.
Îòêëîíåíèé â íåâðîëîãè÷åñêîì ñòàòóñå áîëüíûõ ìèãðåíüþ â ìåæïðèñòóïíîì ïåðèîäå, êàê ïðàâèëî, íå îòìå÷àåòñÿ. Ïî íàáëþäåíèÿì Î.À. Êîëîñîâîé, â 14-16% ñëó÷àåâ èìåëè ìåñòî íåéðîýíäîêðèííûå ðàññòðîéñòâà ãèïîòàëàìè÷åñêîãî ãåíåçà (öåðåáðàëüíîå îæèðåíèå, íàðóøåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà, ãèðñóòèçì è ò. ï.), íàèáîëåå ÷àñòûå â ãðóïïå áîëüíûõ ïàíè÷åñêîé ìèãðåíüþ. Ó 11-20% áîëüíûõ âûÿâëåíà ïàòîëîãèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, áîëåå âûðàæåííàÿ ó ìóæ÷èí. Ó íèõ òàêæå îáíàðóæåíà ñêëîííîñòü ê àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.
Ìíîãî÷èñëåííûå ðàáîòû ïîñâÿùåíû îñîáåííîñòÿì ëè÷íîñòè è ñîñòîÿíèþ ïñèõè÷åñêîé ñôåðû ó áîëüíûõ ìèãðåíüþ. Èçâåñòíû èìåíà ìíîãèõ âûäàþùèõñÿ ëþäåé, ñòðàäàâøèõ ìèãðåíüþ: Êàé Þëèé Öåçàðü, Ý. Ïî, Ã. Ãåéíå, Ã. Ìîïàññàí, Ð. Âàãíåð, Ô. Øîïåí, Ï. ×àéêîâñêèé, ×. Äàðâèí, 3. Ôðåéä. Ñ÷èòàþò, ÷òî ñóùåñòâóåò îñîáàÿ ìèãðå-íîçíàÿ ëè÷íîñòü, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ïîâûøåííîé âîçáóäèìîñòüþ, îáèä÷èâîñòüþ, ñîâåñòëèâîñòüþ, ïîâåäåí÷åñêîé àêòèâíîñòüþ, âûñîêèì óðîâíåì ïðèòÿçàíèé, íåòåðïèìîñòüþ ê îøèáêàì äðóãèõ ëþäåé. «Ëþáèòåëü ñîâåðøåíñòâà» — ðàñïðîñòðàíåííîå îïðåäåëåíèå ëþäåé, ñòðàäàþùèõ ìèãðåíüþ. Îäíàêî ìíîãèå àâòîðû íå ïðèçíàþò ñóùåñòâîâàíèÿ îñîáîãî òèïà ëè÷íîñòè áîëüíîãî ìèãðåíüþ.
Ñ óâåðåííîñòüþ ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ëþäÿì, ñòðàäàþùèì ìèãðåíüþ, ñâîéñòâåííà îñîáàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê äèñòðåññó — âûñîêàÿ ñòðåññîäîñòóïíîñòü è íèçêàÿ ñòðåññîóñòîé÷èâîñòü, ñêëîííîñòü ê òðåâîæíî-äåïðåññèâíûì ðåàêöèÿì, ïîâåäåí÷åñêàÿ, ýìîöèîíàëüíàÿ ëàáèëüíîñòü, ÷òî â ñî÷åòàíèè ñ âûðàæåííûìè âåãåòàòèâíûìè íàðóøåíèÿìè ïîçâîëÿåò ðàññìàòðèâàòü èõ êàê ïàöèåíòîâ ñ ïñèõîâåãåòàòèâíûì ñèíäðîìîì.
«Ñèãíàëàìè îïàñíîñòè» ïðè ïîñòàíîâêå äèàãíîçà ìèãðåíè ÿâëÿþòñÿ: èçìåíåíèå õàðàêòåðà è/èëè èíòåíñèâíîñòè ïðèñòóïîâ ïðè äëèòåëüíîì «ìèãðåíîçíîì» àíàìíåçå, ïîçäíåå íà÷àëî (50 ëåò è áîëåå), ïîÿâëåíèå íåâðîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè è îòñóòñòâîâàâøèõ ðàíåå ñîïðîâîæäàþùèõ ñèìïòîìîâ. Îíè òðåáóþò òùàòåëüíîãî îáñëåäîâàíèÿ ïàöèåíòîâ ñ ïðèìåíåíèåì ìåòîäîâ íåéðîâèçóàëèçàöèè äëÿ èñêëþ÷åíèÿ ñèìïòîìàòè÷åñêîé ôîðìû ìèãðåíè, ÿâëÿþùåéñÿ ìàñêîé ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèè è äðóãèõ çàáîëåâàíèé.
Ëå÷åíèå
 ïåðèîä ïðèñòóïà â ñâÿçè ñ êðàòêîâðåìåííîñòüþ âàçîêîíñòðèêòîðíîé ôàçû àíàëüãåòèêè öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíÿòü â ñàìîì íà÷àëå, äî ïîÿâëåíèÿ ñèëüíîé áîëè. Íî, êàê ïðàâèëî, èõ ïðèíèìàþò íà áîëåâîì ïèêå, ÷òî, åñòåñòâåííî, íåýôôåêòèâíî. Áàçîâûå ïðåïàðàòû, íåïîñðåäñòâåííî âëèÿþùèå íà ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ áîëåâîãî ïðèñòóïà, ìîæíî ðàçäåëèòü íà òðè ãðóïïû.
Ïåðâàÿ ãðóïïà. Ïðè ëåãêèõ è ñðåäíåòÿæåëûõ ïðèñòóïàõ èñïîëüçóþò ïàðàöåòàìîë ïî 0,5-1 ã äî 4 ðàç â ñóòêè âíóòðü èëè â ñâå÷àõ. Ïîêàçàíû òàêæå àöåòèëñàëèöèëîâàÿ êèñëîòà (ÀÑÊ) è åå ïðîèçâîäíûå, ëó÷øå â íà÷àëå ïðèñòóïà. Åñëè ïðèñòóï ñîïðîâîæäàåòñÿ ðâîòîé, ïðèìåíÿþò ìåòîêëîïðàìèä. Ýôôåêòèâåí ñåäàëãèí.
Âòîðàÿ ãðóïïà — ýòî ïðåïàðàòû àëêàëîèäîâ ñïîðûíüè (ýðãîòàìèíà), îêàçûâàþùèå ìîùíîå êîíñòðèêòîðíîå äåéñòâèå íà ãëàäêóþ ìóñêóëàòóðó ñòåíîê àðòåðèé (äèãèäðîýðãîòàìèí). Ïðè ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê ýðãîòàìèíîâûì ïðåïàðàòàì âîçìîæíû ñèìïòîìû ýðãîòèçìà — çàãðóäèííûå áîëè, óãíåòåíèå äûõàíèÿ, ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü, áîëè è ïàðåñòåçèè â êîíå÷íîñòÿõ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ öèàíîçîì è îñëàáëåíèåì ïóëüñàöèè íà ïåðèôåðè÷åñêèõ ñîñóäàõ, èøåìè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ïàëüöåâ êèñòè è ñòîïû (ðåäêî), ðâîòà, äèàðåÿ, äåëèðèé, ñóäîðîãè, êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèå.  ýòèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìû íåìåäëåííàÿ îòìåíà ïðåïàðàòà, ìåñòíûå ñîãðåâàþùèå êîìïðåññû, íàçíà÷åíèå âàçîäèëàòàòîðîâ.
Òðåòüÿ ãðóïïà — ïðåïàðàòû ñåðîòîíèíîâîãî ðÿäà, â ïåðâóþ î÷åðåäü ñóìàòðèïòàí — ñåëåêòèâíûé àãîíèñò ñåðîòîíèíà. Åãî ïðèìåíÿþò âíóòðü ïî 50-100 ìã (íå áîëåå 300 ìã/ñóò). ×åðåç 20-30 ìèí, ìàêñèìóì ÷åðåç 1 ÷, îí êóïèðóåò ñàìûå òÿæåëûå ïðèñòóïû, à ÷åðåç 2-3 ÷ ïîëíîñòüþ âîññòàíàâëèâàåò ðàáîòîñïîñîáíîñòü. Èç äðóãèõ àãîíèñòîâ ñåðîòîíèíà: (íàðàòðèïòàí, çîëìèòðèïòàí è äð.) íàèáîëåå ÷àñòî â íàñòîÿùåå âðåìÿ, íàçíà÷àþò çîëìèòðèïòàí, êîòîðûé îáëàäàåò ìàêñèìàëüíîé áèîäîñòóïíîñòüþ, ðåäêî äàåò ïîáî÷íûå ýôôåêòû, îáåñïå÷èâàåò áûñòðîå íà÷àëî äåéñòâèÿ (15-20 ìèí).  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà äîñòàòî÷íî îäíîé òàáëåòêè (2,5 ìã).
Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà ïðèìåíÿþò òàêæå íåñòåðîèäíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà.
Ïðè òÿæåëûõ ïðèñòóïàõ (ìèãðåíîçíûé ñòàòóñ) áîëüíîé äîëæåí áûòü ãîñïèòàëèçèðîâàí. Ïðîâîäÿò âíóòðèâåííîå êàïåëüíîå ââåäåíèå äèãèäðîýðãîòàìèíà, îäíàêî äëèòåëüíîå èñïîëüçîâàíèå ýðãîòàìèíà â àíàìíåçå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê åãî íàçíà÷åíèþ äëÿ êóïèðîâàíèÿ ìèãðåíîçíîãî ñòàòóñà.
Ïðèñòóï ìîæåò áûòü êóïèðîâàí òàêæå ñåäàòèâíûìè, äåãèäðàòàöèîííûìè ñðåäñòâàìè, àíòèäåïðåññàíòàìè. Ðåêîìåíäóþò èñïîëüçîâàòü ñëåäóþùóþ êîìáèíàöèþ: äèàçåïàì âíóòðèâåííî ìåäëåííî è èìèïðàìèí âíóòðèìûøå÷íî, à òàêæå ôóðîñåìèä âíóòðèìûøå÷íî.  ñëó÷àå íåóêðîòèìîé ðâîòû, êðîìå àíòèãèñòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ, ìîæíî ïðèìåíÿòü ãàëîïåðèäîë èëè òðèôëóîïåðàçèí âíóòðèìûøå÷íî.
Ëå÷åíèå â ìåæïðèñòóïíûé ïåðèîä. Ê ñðåäñòâàì, êîòîðûå ìîæíî íàçíà÷àòü äëèòåëüíî (òî åñòü íå òîëüêî äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà, íî è ñ öåëüþ åãî ïðîôèëàêòèêè), îòíîñÿòñÿ àíòàãîíèñòû ñåðîòîíèíà — ïèçîòèôåí, öèïðîãåïòàäèí.  âûñîêèõ äîçàõ ýòè ïðåïàðàòû êóïèðóþò ïðèñòóï, à çàòåì â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ ïðîâîäÿò êóðñû ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè.
Ñëåäóþùàÿ ãðóïïà — áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðîïðàíîëîë è äð.).  ïîñëåäíèå ãîäû ïîÿâèëèñü ñîîáùåíèÿ îá ýôôåêòèâíîñòè â ëå÷åíèè ìèãðåíè àíòàãîíèñòîâ êàëüöèÿ (íèìîäèïèí, âåðàïàìèë è äð.). ×àñòî è ñ õîðîøèì ðåçóëüòàòîì èñïîëüçóþò àíòèäåïðåññàíòû — òðèöèêëè÷åñêèå àíòèäåïðåññàíòû è ñåëåêòèâíûå èíãèáèòîðû îáðàòíîãî çàõâàòà ñåðîòîíèíà. Ïîêàçàíà âûñîêàÿ ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü íåêîòîðûõ ïðîòèâîñóäîðîæíûõ ñðåäñòâ — âàëüïðîåâîé êèñëîòû, ãàáàïåíòèíà, òîïèðàìàòà. Ïðîôèëàêòè÷åñêè ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ïðèìåíÿþò òîëüêî ïðè áîëåå äâóõ ïðèñòóïàõ â ìåñÿö.  îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíû ëèøü íåìåäèêàìåíòîçíûå ìåðîïðèÿòèÿ.
Ïðè ÷àñòûõ ïðèñòóïàõ ñðåäíåé òÿæåñòè è îñîáåííî ïðè ïàíè÷åñêîé (âåãåòàòèâíîé) ôîðìå ìèãðåíè ðåêîìåíäóåòñÿ êîìïëåêñíàÿ òåðàïèÿ. Ïðè ìèãðåíè ñ àóðîé â êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå æåëàòåëüíî âêëþ÷àòü âàçîàêòèâíûå ïðåïàðàòû, óëó÷øàþùèå ìèêðîöèðêóëÿöèþ: íîîòðîïíûå ñðåäñòâà, ïåíòîêñèôèëëèí, íèöåðãîëèí è äð. Ïðè íî÷íûõ ôîðìàõ ìèãðåíè ïðåäïî÷òèòåëåí ïðèåì ïðåïàðàòîâ âî âòîðîé ïîëîâèíå äíÿ.
Êðîìå ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè, ïðè âñåõ ôîðìàõ ìèãðåíè ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðàöèîíàëüíóþ ïñèõîòåðàïèþ, à òàêæå òàêèå ìåòîäû, êàê àóòîòðåíèíã, èãëîóêàëûâàíèå, ÷ðåñêîæíàÿ ýëåêòðî-íåéðîñòèìóëÿöèÿ, áèîëîãè÷åñêàÿ îáðàòíàÿ ñâÿçü. Ó÷èòûâàÿ ÷àñòîå «âêëþ÷åíèå â ïðîöåññ» ìûøö ïåðèêðàíèàëüíîãî è øåéíîãî êîðñåòà, ïîëåçíû ìàññàæ, èçîìåòðè÷åñêàÿ ðåëàêñàöèÿ, îïðåäåëåííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ìåñòíûå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ ñ äîáàâëåíèåì ìèîðåëàêñàíòîâ. Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìååò ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ, öåëü êîòîðîé — íàó÷èòü áîëüíîãî êóïèðîâàòü è ïðåäóïðåæäàòü ïðèñòóïû. Âàæíû ðåãóëÿðíîå ïèòàíèå è äèåòà, èñêëþ÷àþùàÿ ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå òèðàìèí (øîêîëàä, êàêàî, îðåõè, öèòðóñîâûå, áîáû, ïîìèäîðû, ñåëüäåðåé, ñûðû), à òàêæå íàïèòêè (ñóõèå, îñîáåííî êðàñíûå, âèíà, øàìïàíñêîå, ïèâî). Äëèòåëüíîñòü êóðñîâ ïðîôèëàêòè÷åñêîé òåðàïèè äîëæíà áûòü íå ìåíåå 3 ìåñ (äî 4-6 ìåñ).
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Ãîëîâíàÿ áîëü.  êí.: Íåâðîëîãèÿ äëÿ âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè / Ïîä ðåä. A.M. Âåéíà.- 2-å èçä.- Ì.: Ýéäîñ Ìåäèà, 2002.- Ñ. 18-48.
2. Êîëîñîâà Î.À. Ãîëîâíàÿ áîëü.  êí.: Áîëåâûå ñèíäðîìû â íåâðîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå / Ïîä ðåä. A.M. Âåéíà.- 2-å èçä.- Ì.: Ìåäïðåññ, 2001.-Ñ.106-166.
3. Ëåâèí ß.È. Ñîí è ãîëîâíàÿ áîëü // Ìåäèöèíà äëÿ âñåõ.- 1998.- ¹4.- Ñ. 27-29.
4. Îñèïîâà Â.Â. Ìåæäóíàðîäíàÿ êëàññèôèêàöèÿ ãîëîâíûõ áîëåé // Ëå÷åíèå íåðâíûõ áîëåçíåé.-2003.-¹4.-Ñ. 3-10.
Источник