Духовные причины болезней головная боль
1. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — (Луиза Хей)
Причины болезни
Неприятие себя. Критическое отношение к своей персоне. Страх.
Возможное решение, способствующее исцелению
Я люблю и ценю себя. Я смотрю на себя глазами, полными любви. Я уверенна (уверен) в своем будущем.
2. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — (В. Жикаренцев)
Причины болезни
Считаете себя неполноценным. Самокритика.
Возможное решение, способствующее исцелению
Я люблю и одобряю себя. Мой талант безграничен. Мой ум развивается постоянно.
3. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — (Лиз Бурбо)
Физическая блокировка
Приведенное ниже объяснение относится только к обычной головной боли. При более серьезных проблемах или мигрени см. соответствующую статью в этой книге.
Эмоциональная блокировка
Как сказано в статье МИГРЕНЬ, голова непосредственно связана с ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ человека. Таким образом, боль в голове (особенно в ее верхней части) говорит о том, что человек бьет сам себя по голове – упреками и низкой оценкой. Он винит себя во всех существующих человеческих недостатках, особенно глупости, и предъявляет к себе повышенные требования.
Он говорит или думает примерно следующее: У меня от этого трещит голова, Надоело ломать над этим голову, Я бьюсь головой о стену, Это мне свалилось как снег на голову, Я рискую своей головой, Я не могу прыгнуть выше моей головы, Я потерял голову.
Он недооценивает и изводит себя самоуничижением. Если человеку кажется, что у него раскалывается голова, он слишком долго носит все в себе из страха стать объектом чьей-то критики. Возможно также, что этот человек не может примириться с собой, так как совершил что-то очертя голову. Он винит себя в неосмотрительности, неблагоразумии. Проблемы с головой могут возникнуть у лидера, если он боится что-то возглавить, идти впереди, руководить.
Боль в голове, особенно во лбу, является признаком того, что человек перенапрягается, стараясь понять все. Он должен дать своему интеллекту время, так как для синтеза и понимания необходимо иметь какой-то минимальный объем исходной информации.
Ментальная блокировка
Голова содержит в себе органы четырех из пяти чувств и является очень важной частью тела. Боль в ней мешает тебе видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус и говорить то, что отвечает твоим истинным потребностям – то есть в конечном итоге быть самим собой. Ты должен восстановить контакт со своим истинным Я, то есть стать самим собой. Не следует заставлять себя БЫТЬ таким, каким, по твоему мнению, тебя хотят видеть окружающие. Никто в этом мире не способен оправдать все ожидания окружающих.
Проявляя твердолобость по отношению к другим, ты в то же время мешаешь себе быть самим собой. Ты причиняешь себе боль, продолжая веровать, что твердолобость приносит тебе пользу. Твое тело также хочет, чтобы ты не напрягал так свой ум, не старался понять все на свете. Если ты часто используешь одну или даже несколько из приведенных выше фраз, пойми, что тебе вредит страх, который прячется за ними.
4. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — (Валерий Синельников)
Описание причины
Как мы помним, любая боль — это настойчивое предупреждение о необходимости обратить на себя внимание. Поэтому важно узнать, что кроется за болью.
Головная боль — это прежде всего сигнал нашего подсознательного разума о том, что мы что-то делаем не так.
Например, у вас много работы, накопилась усталость, но вы хотите довести работу до конца. Ваш подсознательный разум решает, что вам нужен отдых, и даёт головную боль, спасая тем самым от перегрузки и саморазрушения. Это самый простой пример.
Лицемерие является другой важной причиной головных болей. Например, вы общаетесь с человеком, который вам неприятен. Но вынуждены улыбаться ему и говорить хорошие слова. Результат такого общения — головная боль. Механизм ее возникновения очень прост. Одно полушарие мозга регистрирует неприятные чувства, вызванные этим человеком. Другое — ваше внешнее поведение. В итоге одни мышцы головы расслаблены, а другие напрягаются. Несоответствие мыслей-образов и чувств и вызывает боль.
Однажды я пришел к своему другу в гости. Он, между прочим, пожаловался на периодические ноющие головные боли. Боли появились полгода назад. Я стал расспрашивать о тех событиях, которые предшествовали появлению болей. Он долго рассказывал о проблемах в своей фирме и, рассказывая об одном напарнике, заявил автоматически:
— Этот Сергей — сплошная головная боль.
После этой фразы, которая, по моему мнению, и была ключевой, он продолжал дальше свой рассказ. Через некоторое время я его остановил и спросил:
— А ты помнишь, что говорил о своем напарнике Сергее?
Конечно, он не помнил, так как находился в легком трансе. Когда мы с его женой сказали ему об этой фразе, он очень удивился.
Через некоторое время он ушел из этой фирмы и «оставил там свою головную боль».
Если причина ваших головных болей в несоответствии ваших мыслей и вашего внешнего поведения, то приведите внутреннее и внешнее в полное соответствие. В данном случае возможны два варианта. Первый: вас никто не заставляет общаться с этим человеком. Вы можете просто его оставить в покое. Второй: подумайте, чем вы привлекли в свою жизнь этого человека. Если вам в ком-то не нравятся какие-то качества, то они обязательно есть у вас. Меняйтесь сами, и тогда изменятся окружающие вас люди.
Одна участница моего семинара жаловалась на то, что ее начальник к ней плохо относится, постоянно ее критикует. После общения с ним голова ее буквально раскалывалась. А общаться с ним приходилось каждый день.
— Ощущение, что он меня вампирит, — сказала женщина.
Я ей задал несколько вопросов. Оказалось, что у нее была давняя обида на начальника.
— Кроме того, — добавила она, — он напоминает мне одного мужчину, который когда-то со мной плохо обошелся.
Также выяснилось, что эта женщина сама к себе относится очень критически. Недооценивает свои профессиональные и женские данные.
После семинара она пересмотрела события прошлого, изменила отношение к себе и начальнику и к ситуации в целом.
Через некоторое время головные боли прошли совершенно, а ее начальник стал относиться к ней как к ценному работнику.
Недооценка себя и самокритика часто приводят к головным болям. Кроме того, если человек привык себя недооценивать и критиковать, то он так же относится и к окружающим.
Любите себя и принимайте себя таким/такой, какой/какая вы есть. Научитесь замечать в людях только хорошее. Знайте: что вы привыкли видеть в людях, то они вам и покажут.
Страх также является причиной боли. Он создает чрезмерное напряжение, беспокойство. Отыщите этот страх в себе. Научитесь доверять окружающему миру — это ваш мир, а потому — самое безопасное место во Вселенной. Любовь к себе и доверие к окружающему миру растворяют любой страх.
Часто головная боль может выполнять определенные функции. Она помогает уклониться от каких-то обязанностей. Так, женщина, пытаясь уклониться от сексуального общения, ссылается на головную боль. Делает это раз, другой, а потом, с наступлением вечера, у нее регулярно начинает болеть голова. И таблетки здесь не помогут. Нужно спокойно выяснить отношения и принять определенное решение.
По этому поводу есть анекдот. Муж и жена гуляли по зоопарку. Клетка с гориллой оказалась незапертой. Обезьяна выскочила на волю, схватила женщину и утащила к себе в клетку. Видно, женщина понравилась самцу, и он собрался с ней заняться сексом.
Жена кричит мужу:
— Дорогой, что же ты стоишь? Ты разве не видишь, что он пытается меня изнасиловать? Сделай что-нибудь!
— А ты скажи ему, что устала или что у тебя голова болит.
Научитесь внимательно и с уважением относиться к своей головной боли. Воспринимайте ее прежде всего как сигнал. Не подавляйте ее таблетками. Они только принесут временное облегчение. Подавить боль — это не значит вылечить ее. Отыщите причины своей боли и устраните их. Они скрыты в ваших мыслях и чувствах.
5. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — (Багински Бодо Дж, Шарамон Шалила)
Описание болезни
Головные боли указывают на слишком большое напряжение. Они могут быть вызваны слишком большим давлением твоего окружения, требующего от тебя высоких результатов, или же слишком большим честолюбием и претензией на совершенство с твоей стороны, а также упрямством и продолжительным зацикливанием на одной проблеме. Мы придаем слишком большое значение уму, что ведет к перегрузке головы.
Возможное решение, способствующее исцелению
Отдайся сознательно уравновешиванию своих внутренних чувств. Отдохни и позволь в течение некоторого времени происходить в тебе всему, что только хочет произойти. Прими это, не осуждай. Так ты сможешь снять напряжение и освободить место для мира, любви и радости.
6. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — (Гуру Ар Сантэм)
Причина:
Давление волей на людей.
Навязывание своего видения, мнения.
«Проминание» под чужой волей.
Позволение другим людям навязывать себе их видение.
Рассмотрим подробнее.
Давление волей с желанием заставить человека сделать что-то, не вызывает головной боли пока человек не возмутится. С этого момента у давящего начинает болеть голова. У таких людей давление крови обычно повышено. Не всегда болит голова у учителей, военного начальства, директоров организаций — им частично это нарушение покрывает социум, так как они находятся на службе и являются в определенной степени «автоматами» обществ, от которых работают. Если смотреть по природным законам, то воздействие волей это нападение, так как нарушаются законы «Не мешай», «Не просят, не лезь».
Навязывание своего видения. Муж с женой пришли в гости к другу. Пока сидели, пили чай, муж сообщил, что хочет купить новый магнитофон, а жена стала его отговаривать. Тут друг без спроса вмешался и стал уверять, что это отличный магнитофон и его надо срочно покупать. Когда гости ушли у хозяина разболелась голова. Запала жена так как деньги ей хотелось потратить на покупку стиральной машины, а не магнитофона.
Проминание под чужой волей. У тех, кто позволяет «на себе ездить», давление часто понижено. Это люди угнетенные, привыкшие подчиняться. У них нет желания спорить, бороться за свою энергию, а причиной может быть страх и неверие в свою силу. Обычно это начинается с детства — сильное подавление со стороны родителей создает покорных «автоматов», которые, проигрывая один психологический бой за другим, превращаются в исполнителей чьей-то воли. Голова может болеть от потери энергии — она переходит к тому, кто вами командует.
Позволение другим навязывать вам свое мнение. Жить чужим умом — свойство неуверенных в себе людей. Они тоже отдают много энергии тем, чьими советами, опытом, авторитетом живут. Им не хватает энергии.
7. ШЮЛЛЕРА БОЛЕЗНЬ — (Лиз Бурбо)
Болезнь Шюллера – это ограниченный остеопороз черепа. Симптомами этой болезни являются резкие боли в черепе и уменьшение подвижности головы. См. статьи КОСТИ (ПРОБЛЕМЫ) и ГОЛОВА (БОЛЬ).
Источник
Все мы, увы, болеем. И для многих из нас боль – серьезное испытание и нашего терпения, и нашего душевного, а подчас и духовного устроения. Но примеры из жизни праведников убеждают: даже неизлечимые и тяжелые болезни если не побеждаются правильным к ним отношением, то перестают определять собой течение жизни. Так как по-христиански относиться к болезни и боли? И что такое собственно болезнь? И без чего ее не преодолеть и не усмирить? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.
– Отец Валериан, здравствуйте. Спасибо за возможность встретиться с вами, задать вам вопросы. Тема, которую мы хотели бы сегодня с вами обсудить, – болезни и их преодоление. И первый вопрос: что такое болезнь с духовной точки зрения?
– Болезнь – это следствие греха. В раю болезней не было. Преподобный Евфросин (есть среди святых такой повар) своему игумену, который желал узнать, есть ли кто из них спасшийся, и увидел в раю его, дал три райских яблока, и игумен, придя в себя, эти яблоки разделил и раздал всем братиям, и все, кто болел, стали здоровыми. Это один из примеров того, что в раю болезней не было. Болезнь появилась после грехопадения человека. И, собственно говоря, и следствие-то греха – это болезнь. Вот пример проще некуда: человек курит (это сейчас очень распространенное явление), и у него начинается туберкулез или даже рак горла, рак легких, закупорка сосудов… Человек пьянствует – цирроз печени, помутнение сознания, а в пьяном сознании и увечья всевозможные. Такие довольно наглядные примеры явных результатов греха.
Всё, что происходит в мире, имеет некую причинную связь. И то выражение, которое люди часто употребляют: «Что посеешь, то и пожнешь», – в первую очередь относится к болезни.
Правда, конечно, можно возразить на это: а когда дети рождаются больными, они что греховного сделали? Но часто бывает, что грех сделали их родители.
– И дети отвечают за грехи родителей?
– Да. Дети отвечают за грехи родителей.
Почему-то у нас считают так: когда по наследству получают что-то доброе или само наследство какое-то, то это естественно. Увы, было бы несправедливо, если бы только одно хорошее, а плохого бы не было. К несчастью, получают и другое.
Есть в Библии пример страшный. Когда Адам и Ева согрешили, были даже в некотором ропоте на Бога и Господь изгнал их из рая, у них появился сын Каин. Когда они уже раскаялись, стали сокрушаться, родился Авель – первый мученик. Эти примеры говорят о том, что есть прямая связь между духовным и физическим состоянием человека. А болезнь ведь бывает и телесная, и душевная тоже.
Больше того, есть даже такое мнение, что страдает часто тот орган, который связан с каким-то грехом. От чревоугодия, например, пищеварение страдает, от раздражительности, от резкости сердце страдает… Откуда инфаркты? – Раздраженный человек. От всевозможных мыслей – или помрачение сознания, или же инсульты…
– Батюшка, но инфаркты бывают и от того, что человек долго в себе какой-то негатив вынашивает, например если случился конфликт с близкими людьми. Не высказывает, допустим, обиды, а носит их в себе, переживает…
– И так бывает, да. Всё дело в том, что следствия греха бывают разного характера. Как мы уже заметили, бывает, что сам человек пожинает следствия своего греха, а случается и так, что он получает эти последствия от родителей. А бывает, что он соприкасается с грехом другого человека и часть последствий греха несет на себе.
– А в каких случаях так бывает?
– Известен всем старец Паисий. Он молился за всех. А когда молимся за другого, то часть его болезней берем на себя. Так отец Паисий даже предлагал взять эти болезни. Он об этом говорил. А иногда люди не говорят этого, но это происходит. Это зависит от того, насколько они искренне стараются человеку помочь. Когда молятся за других – это дело святое, очень хорошее. Но нужно иметь в виду, что часть того бремени, облегчить которое у другого мы просим, на нас ляжет. Господь все грехи на Себя принял, а мы только малую часть того, что нам следовало бы потерпеть за грехи, принимаем – в болезнях, в скорбях.
Связь греха и болезни прямо указана в Евангелии
Сказано: «Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал нам есть» (Пс. 102: 10). А связь греха и болезни прямо указана в Евангелии. Приносят Спасителю расслабленного… А расслабленность – это инсульт. Что Господь говорит? «Прощаются тебе грехи твои», а потом: «Встань и ходи». Когда ему стали говорить: «Как это – грехи прощаешь? Кто ты?» Он ответил: «Чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (ср.: Мк. 2: 5–11). Поэтому Он и сказал так. Но еще и чтобы знали, что болезнь и грех между собой связаны.
Другой пример – расслабленный при Овчей купели, которого исцелил Спаситель (см.: Ин. 5: 1–14). А потом сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Более того. Вспомним, когда приводят ко Христу бесноватого отрока, у которого была тяжелая болезнь (см.: Мк. 9: 14–31). Господь говорит: «А когда это с ним случилось?» – «С детства». А есть объяснение, что такое случается за неверие, потому Господь и сказал: «Он же ребенок еще. Чего же он беснуется?» – «Ты уж помоги, если возможно». – «Всё возможно верующим». – «Верую, Господи. Помоги моему неверию».
Инфекция, боли телесные, температура… – это проявления болезни. Но причина-то глубже
Он не верил. Беда вся в том, что у нас как раз эту сторону болезни по большей части забывают. Начинают лечить-лечить-лечить, но болезнь – даже физическая болезнь – по своему происхождению имеет истоки, корни духовные. Инфекция, боли телесные – физическое ощущение боли, чувственное – или же температура, еще какие-то явления – это проявления болезни. Но причина-то глубже. Господь выбирает первую причину – духовную. А дальше идет другая причина – телесная, но тоже основная. А у нас убирают симптомы, то есть затыкают рот болезни, чтобы она не кричала, что человек не в порядке, сбивают температуру, но это не есть лечение. Повторю: болезнь напрямую связана с грехом.
В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.
– Батюшка, когда человек заболевает, особенно если болезнь серьезная, он начинает как-то и в чем-то себя ограничивать. К вам приходит очень много людей. Не могли бы вы рассказать какую-нибудь историю о том, как болезнь меняет людей? И вообще как себя надо к болезни готовить?
– Во-первых, люди, пришедшие в храм, потому что у них серьезное заболевание, обращаясь к Богу, таким образом поворачиваются к духовной стороне жизни. С этого, собственно, и начинаешь обычно беседу с ними. Спрашиваешь: «А вы в церковь-то ходите? Исповедуетесь, причащаетесь? А вы семейный? А венчаный живете?..» Это важно, какой род жизни ведет человек.
И начинается постепенно исправление жизни. Человек начинает чаще ходить в храм, причащаться. И очищается с Божией помощью от греха и начинает выздоравливать. Больше того, есть прекрасное изречение одного врача, еще дореволюционного, который на вопрос: «В чем заключается здоровье человека?» – ответил: «В спокойствии духовном и телесном».
А выздоравливание… Тут вопрос непростой. Ну, конечно, дело и в искусстве врача, в лекарствах, в иммунитете, в операционном вмешательстве или сопротивляемости организма… Но самое главное – в духе.
Вот потому часто уже списанные с точки зрения медицины и безнадежные больные начинали выздоравливать и полностью выздоравливали.
Люди, начинающие вести жизнь христианскую, начинают и выздоравливать
Это уже, конечно, психиатрия, душа. Напрямую все связано с душой. Я знавал Дмитрия Евгеньевича Мелехова, профессор психиатрии, беседовал с ним, и он мне сказал интересную вещь: «Все люди, которые приступают к Таинствам Церкви, начинают вести жизнь христианскую, они начинают и выздоравливать и полностью выздоравливают. Это я свидетельствую как врач».
Это точка зрения специалиста, авторитета. У него много учеников, сейчас уже состарившихся, которым по 90 с лишним лет.
В болезни две стороны – душевная и телесная, и четкую грань провести между телом и душой невозможно, вот так прямо, резко. Да обычно так и не ставят вопрос, потому что болезнь часто связана с состоянием души. Я говорю сейчас о восприятии болезни. И вот человек все думает и думает о ней, что-то пытается сделать… И слишком много уделяет внимания этой стороне, забывая о том, что если что-то послано, значит, какой-то смысл в этом есть.
Есть замечательные слова у святителя Николая (Велимировича). Он описывает тяжелейшее состояние князя Лазаря, израненного, истекающего кровью… Изможденное тело. Это в книге «Царев завет». «Обескровленное, изможденное тело князя держалось жизнью совершенно живой души, ибо, как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем особо-то не помышляет». Вот какая связь.
«У кого чего болит, тот о том и говорит». А меньше нужно говорить. Пример князя Лазаря – высокий, а есть более простой и довольно такой земной. Люди, когда лечатся, таблетки глотают. Воздействие таблеток – очень сложная вещь. И вообще о современных лекарствах сложно говорить. Насколько они там лечат, насколько калечат – есть тоже такое выражение. Так вот, проводился эксперимент – думаю, многим о нем известно. Две группы больных, одним давали пустышки-конфетки, другим таблетки. И поскольку первые были уверены, что их лечат, эффект от приема этих «препаратов» в обеих группах был примерно одинаковый. Так что все зависит от настроя мысленного, от доброго или злого духа. Это очень важно, понимаете. Человек падает духом – организм перестает бороться. А медицина только может помочь. Больше того, даже сама медицина говорит: не навреди – есть такой медицинский принцип. А что уж о помощи говорить, если сам организм не борется. Это как и в духовной жизни, где за человека ничего не сделать. Он должен сам что-то делать. А помочь ему можно. Так и когда организм страждет.
Отец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли»
Скажут: вот батюшка говорит-говорит, а у меня болит! Ну и что, что болит. Поболит-поболит и перестанет когда-нибудь. А когда? Нужно ждать. Болезнь – это ожидание, а не «когда то?» да «когда это?» Есть замечательное слово отца Иоанна (Крестьянкина): «Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать всё время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не имеет этого, то пусть молится, чтобы Господь дал на это силы. Молитвой лечатся и более тяжелые, мучительные, душевные страдания. Молитва – зов о помощи к Тому, Кто зовет к Себе через страдания».
Вот это важно – «научиться не прислушиваться к боли». Об этом говорил и святитель Николай (Велимирович). А это бывает с человеком и невольно.
– А как научиться не прислушиваться к своей боли?
– Бывает и невольное – шоковое – состояние, когда внимание человека сосредоточено на том, что произошло. Автокатастрофа, авария, что-то такое. Человек занят тем, что происходит, и не замечает боли. Другой пример – война. Люди в каких условиях были! Полные лазареты больных… Условия не то, что сейчас.
Все и идет так, как человек к этому относится, насколько он внимательно и сосредоточенно следит за болью. А он себя жалеет или жалуется всем, так что самому себя станет жалко… У святителя Димитрия Ростовского есть замечательный пример – история о том, как случилась какая-то беда с одним человеком, и, когда к нему пришли и стали расспрашивать, что произошло, он ответил: «Уже все прошло. Что я буду себя мучить снова. Я не буду рассказывать, чтобы снова не начать переживать. Лучше мне что-нибудь расскажите, чтобы меня отвлекло».
Так что не надо думать о том, что болит.
Помню, однажды зуб болел – не очень приятное состояние. Так я про себя стал конструировать одну установку. Я конструктор.
– Строили в уме?
– Да. И не думал о том, что болит. И прошло.
Протоиерей Валериан Кречетов
– Отец Валериан, вы вспомнили пословицу: «У кого что болит, тот о том и говорит». А я хотел бы напомнить другую: «В здоровом теле – здоровый дух». Как бы вы ее прокомментировали?
– Это как раз не совсем правильное выражение, но его часто у нас именно так употребляют. Оно принадлежит Ювеналу. Это римский мыслитель. И звучит его изречение так: «Нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Слово «стремиться» предполагает, что в здоровом теле здорового духа часто не бывает. И это, кстати, сказано не про болезни. Потому что чаще бывает в нездоровом теле здоровый дух, и этот здоровый дух помогает переносить болезнь. Почему мы прославляем святого Пимена, других людей, претерпевших болезни? Потому что у них был здоровый дух. И этот здоровый дух и помогал им болезни переносить.
– Этим же можно объяснить, почему некоторые святые переносили очень тяжелые заболевания.
– Вот именно. И они еще более укреплялись духом. Есть такой пример: одному монаху ампутировали ногу, а он в это время вел духовную беседу. Это было тогда, когда такие операции без анестезии делали.
– И монах спокойно беседовал?!
– Ну, насколько спокойно, трудно сказать. По крайней мере, он отвлекался от боли. Еще пример того, о чем у нас с вами уже шла речь.
– Батюшка, часто болезнь подрывает у человека уверенность в себе, приводит его в отчаяние. Как быть в таких случаях?
– Вы правильно сказали: уверенность в себе. В себе уверенности не особо-то и должно быть. И мы имеем печальный пример апостола Петра, который был уверен в себе, был предупрежден, но, увы, трижды отрекся. В себе уверен!.. В себе не положено быть уверенным. Ни в себе, ни в других. Потому что человек не прочен. Всяк человек – ложь. Не потому, что он лжец, а потому, что он сам не знает, что еще наделает. Народ эту истину шутливо выразил: «Не хвались горох, что лучше бобов: намокнешь – и сам лопнешь». Ты не знаешь, что натворишь, когда в твоей жизни соответствующие обстоятельства представятся.
– Батюшка, не могу не спросить вас о поисках быстрых «решений»: люди, столкнувшись с очень серьезными болезнями, обращаются за помощью к колдунам, экстрасенсам и прочим шарлатанам. Чем это чревато?
– Во-первых, «все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип. Такое вот «всё равно, каким способом, но лишь бы избавиться от чего-то» может привести к страшному результату. Есть печальный пример в истории нашей страны. Это белогвардейцы, которые пытались справиться с той властью, что взяла в свои руки бразды правления. Некоторые из них говорили так: «Хоть с диаволом, но против коммунистов». Это тот самый вариант, о котором вы спрашиваете. И ничего не получилось – потому что с диаволом. Тем более что святитель Тихон не благословил братоубийственной войны. И если «с кем попало, лишь бы только избавиться», этак можно и Родину предать. Некоторые предавали, им всё равно было, с кем идти. Это печальный пример того, что бывает, когда человек любыми способами готов избавиться от какой-то болезни или обстоятельств.
Как-то ко мне пришла девушка, у которой были проблемы сердечного характера. Спрашиваю ее: «Вы веруете?» – «Уверую, если у меня все получится», – отвечает. Так это то же самое, как некоторые продавали душу диаволу, чтобы достигнуть своей цели. И это недопустимо. Об этом очень хорошо говорил отец Иоанн (Крестьянкин).
Если болен, предпринимать что-то нужно. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как
А эти экстрасенсы, необычные явления, которые есть у разных людей, и образования-то не имеющих… Откуда это всё? Так-то оно так вроде бы и так… но только даст обладателю этих способностей гордыню. А пациенту, который обращается к нему, – расстройство душевное и телесное. Но, конечно, если болен, предпринимать нужно что-то. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как.
– Отец Валериан, благодарю вас за ваши ответы и советы. Надеемся, что эта встреча не последняя.
– Тем более что вопрос болезней сейчас особенно насущный. Сейчас, по-моему, здоровых почти нет. Все больные. И потому это та проблема, о которой необходимо думать чуть ли не с младенчества.
– Спасибо вам.
Источник