Если первоклассник жалуется на головные боли

Если первоклассник жалуется на головные боли thumbnail

Если первоклассник жалуется на головные боли

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

Отчего у первоклассника болит голова.

С чем могут быть связаны головные боли у ребенка школьного возраста? И если у первоклассника болит голова, к какому врачу в детской поликлинике его вести? Отвечает врач-педиатр, к. м. н. Тамара Большакова.

Ребенок-первоклассник стал жаловаться на частые головные боли. На диспансеризации в поликлинике сказали, что все в норме. Педиатр советует принимать поливитамины, больше гулять и отдыхать, но состояние ребенка не улучшается, с чем это связано?

Первый класс – сложный период в жизни ребенка: идет адаптация к учебной нагрузке, изменяются поведенческие реакции, режим отдыха и активности, происходит перестройка всего организма. В это время головные боли могут быть связаны со многими причинами.

  • Если у ребенка есть дополнительные нагрузки вне школы (кружки или секции), то стоит от них отказаться, так как головная боль – это показатель перегрузки.
  • Особое внимание нужно обратить на освещение рабочего места (яркое или слабое освещение способно провоцировать головную боль).
  • Желательно проконсультироваться с окулистом, чтобы исключить патологию глаз, а также с хирургом – для исключения проблем с позвоночником.
  • Возможно, стоит провести исследование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии.
  • Автор: Тамара Большакова
  • Фото: Shutterstock
Теги:
Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Войти через социальные сети

1 комментарий к записи

головные боли могут быть связаны с переутомлением и резкой нагрузкой. Мы как только повели в первый класс дочку начала витамины детские давать пиковит. Они хорошо повышают работоспособность, энергию.

От уроков болит голова

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как тупая , давящая , распирающая или сжимающая наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно. В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от китайского , то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать разгрузочный день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора. Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но разгрузочные дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую .
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила:
      1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

    2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

    3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

  • Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно поймать . Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    У ребенка болит голова

    Больно , — жалуется трехлетний карапуз, держась ручками за голову. Мама удивлена. Ей кажется, что головная боль одолевает только взрослых. Увы, не щадит и детей. Каковы симптомы этого взрослого недуга у детей? За разъяснением мы обратились к детскому неврологу Сармите Озоле.

    #8212; К сожалению, головная боль может мучить даже малышей, #8212; говорит доктор Озола. #8212; А распознать ее у детишек, еще не умеющих говорить, непросто. Понаблюдайте за поведением ребенка. Малыш возбудим, беспричинно плачет, капризничает, плохо спит, гиперактивный или, наоборот, очень вялый. Значит, младенец испытывает дискомфорт, это заставляет его быть излишне беспокойным, плаксивым.

    У грудничка головная боль может сопровождаться рвотой, фонтанирующим срыгиванием. Но эти признаки могут быть и симптомами многих других заболеваний. Как правило, и 2-3-летки не всегда могут сформулировать свои жалобы, дифференцировать боль. Иногда маленькие дети падают и ударяются головой, поэтому их может беспокоить так называемая посттравматическая головная боль. Причины головной боли у ребенка могут быть самые разные. И лучше не гадать, а показать ребенка педиатру. Потом, если понадобится, и неврологу. Дети с возбудимым типом нервной системы, гиперчувствительные, достаточно часто страдают от головных болей. Среди неврологических причин можно назвать воспалительные заболевания центральной нервной системы, менингиты. При таком состоянии необходимо детальное неврологическое обследование ребенка.

    Причины головных болей у детей, как и у взрослых, можно разделить на первичные (самостоятельные, не связанные с другими заболеваниями) и вторичные (когда головная боль становится одним из многочисленных проявлений какого-либо заболевания). Спровоцировать ее может родовая травма, тяжелые роды, в результате которых снижаются адаптационные возможности мозга, нарушается его нормальное развитие. Виновниками головных болей могут быть и хронические заболевания. Как правило, головная боль #8212; спутница простудных заболеваний, когда заложены пазухи носа, увеличены аденоиды, и даже обычный насморк.

    Запустить механизм головной боли могут и гельминты (глисты) #8212; паразиты, отравляющие организм ребенка. В подростковом возрасте головная боль в большинстве случаев может быть вызвана половым созреванием, гормональной перестройкой организма. Так, критический период у девочек #8212; 11-14 лет.

    Стресс первого класса

    Близорукость, скрытое косоглазие, неправильно подобранные очки тоже могут вызвать головную боль. Ребенок стесняется носить очки в школе, а дома жалуется, что устали глаза и болит голова. А причина #8212; в перенапряжении зрения. С началом школьной учебы у детей иногда начинаются проблемы со зрением, и головная боль говорит об этом. Важно показать ребенка окулисту и соблюдать его рекомендации.
    Неудивительно, что приступы головной боли нередко одолевают первоклассников. В жизни ребенка меняется все #8212; режим дня, нагрузки, окружение. А стресс, нервозная обстановка в школе или дома могут спровоцировать головную боль от напряжения. Это ответ организма на психические перегрузки, стресс, длительную конфликтную ситуацию в школе или семье. Обычно головные боли такого рода стягивающие, сдавливающие #8212; словно на голову давит обруч или шлем. У некоторых детей они вызывают тошноту и головокружение. Профилактика #8212; полноценное питание, нормальный сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе и, конечно, ненервозная психологическая обстановка дома, в школе.

    А бывает ли мигрень?

    #8212; Да, как это ни странно, бывает, особенно если в семье есть наследственная предрасположенность, #8212; отмечает доктор. #8212; Однако по наследству передается не сама болезнь, а предрасположенность к ней. Эта головная боль практически лишает ребенка способности нормально себя вести, то есть бегать, прыгать, веселиться. Иногда возникает тошнота (рвота), боли в животе. Но мигрень (неврологическое заболевание с частыми и мучительными приступами головной боли) чаще проявляется в подростковом возрасте #8212; на волне гормонального всплеска. Есть случаи и более раннего начала мигрени (в 3-5 лет). Маленького ребенка нельзя пичкать лекарствами, поэтому сначала оградите его от тех факторов, которые провоцируют приступы мигрени. Во-первых, нормализуйте режим дня и питания. Он должен высыпаться и правильно питаться. Если ребенок голоден #8212; это состояние тоже может вызвать головную боль. Чрезмерное употребление ребенком шоколада, орехов может спровоцировать головную боль и способствовать развитию мигрени. Поэтому необходимо отказаться от продуктов, содержащих тирамин, #8212; шоколада, острых сортов сыра, копченостей, консервов. Головные боли в лобно-височной области могут являться следствием злоупотребления вредных для ребенка чипсов, фастфудов , прочих сублимированных продуктов быстрого приготовления.

    Иногда головную боль провоцируют какие-то внутренние изменения в организме, а порой ее причины в смене погоды, в духоте, эмоциональном стрессе, умственной и физической нагрузке.

    #8212; Если у ребенка болит голова, дайте ему теплый сладкий чай, уложите в постель в проветренном помещении, приложите на лоб смоченную водой прохладную салфетку, успокойте легкими поглаживаниями. Помочь может легкий массаж воротниковой зоны #8212; от основания черепа к плечам, #8212; советует доктор.- Во время приступа головной боли нужно создать ребенку максимальный покой, устранить все звуковые раздражители, выключить телевизор. Заядлого любителя просиживать за компьютером тоже нередко одолевают приступы головной боли. Таким образом, детский организм сигнализирует: что-то неблагополучно, пора сменить обстановку. Если жалобы возникают периодически, родителям нужно постараться оценить и проанализировать, что могло вызвать детскую головную боль. Если она сказывается на поведении малыша #8212; он становится плаксивым, нервным, не занимайтесь самолечением, а обратитесь к семейному врачу. Важно найти причину, а не пытаться устранить лишь ее следствия. Прибегать к лекарствам можно лишь в исключительных случаях и только по рекомендации семейного врача. Не лечите головную боль ребенка вслепую . Помните, что применение большинства взрослых препаратов опасно для детей.

    Тревожные симптомы, при которых нужно показать ребенка врачу:

    усиление головных болей день ото дня;
    возникновение приступов только на одной стороне головы;
    приступы головной боли, сопровождающиеся головокружением, тошнотой и рвотой;
    появление на фоне головной боли нарушения координации движений, зрения, слуха, а также апатия или, наоборот, сильное возбуждение;
    резкая головная боль, сопровождающаяся рвотой, на фоне вирусного заболевания.

    Источник: Детки.Lv
    https://ruwoman.delfi.lv

    Страницы

    Источники: https://www.krokha.ru/zdorovie/4675-otchego-u-pervoklassnika-bolit-golova.html, https://www.aif.ru/archive/1694573, https://playroom.ru/u-rebenka-bolit-golova/

    Комментариев пока нет!

  • Источник