Головная боль и двигательная активность

Семинар-практикум
«Физическая активность детей – наша «головная боль» — или увлекательная педагогическая задача»
Составила старший воспитатель С.О.Иванова
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»
г.Черняховска, Калининградской обл., 2019г.
Цель семинара: систематизировать знания педагогов о двигательной активности у детей дошкольного возраста.
Задачи семинара:
Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья через повышение двигательной активности и пропаганду ЗОЖ.
Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы педагогов.
Оборудование: 3 мяча, 2 гимнастических палки, 4 кубика, 2 веревки-косички, 2 обруча, 2 колечка, 2 шнура, 2 конуса, мягкий конструктор
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и, в соответствии с этим, решает задачи воспитательно-образовательной работы.
Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Физическая активность – важнейшее условие полноценного существования личности.
Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Дискуссия «Физическая активность детей – наша «головная боль» — или увлекательная педагогическая задача». Что относится к двигательной активности? (перечисляют) Как мы можем сделать эту деятельность увлекательной? (использовать героев, сюжеты, литературный слог и т.п.)
Известный принцип «От простого – к сложному»
Двигательные задачки – это обучение универсальной способности понимать новую ситуацию и встраиваться в нее. Подбирать задачки надо так, чтобы у каждого ребенка ее выполнение обязательно получилось, чтобы он оказался успешен в своей работе, но, чтобы при этом потребовалось усилие с его стороны.
(вызвать троих педагогов) Начинаем с самого простого, общего для всех действия:
например, подбросить мячик и поймать его. Кто справился, получает следующую задачу, более сложную, но при этом мы не объясняем, как ее выполнить! Ребенок сам ищет удобный ему способ выполнения.
Придумать двигательную задачку и усложнение.
Можно задать такую задачку – есть определенный инвентарь, но нет задачи. Смогут ли дети организоваться, какой инвентарь и как они будут использовать.
(предложить педагогам инвентарь, что они придумают)
Упражнения, используемые при конструировании двигательных задач
Задачки на сотрудничество («на дружбу»). Прыгаем парами, тройками и т.д., держась друг за друга или соединяясь через предмет (веревка, мячик и т.п.) (2 педагога выполняют)
Задачка на баланс. Удержать равновесие после приземления на кубике мягкого конструктора. (педагог выполняет)
Задачка на смелость (полеты с разбега). При прыжках с разбега, между местом отталкивания и приземления ставятся все увеличивающийся «забор» из мягкого конструктора (прыжок в высоту)
Задачка на творчество и память. Прыгаем все поочередно, прыжки не должны повторяться (выполняют 2 педагога)
Зверобатика – это акробатика, которая «проще, чем кувырок». Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку.
Вы выполняете задания или играете в спортивные игры, но используете при этом непривычный способ передвижения. На этом принципе и основана «зверобатика». Она состоит из двух частей – передвижение перекатами и ходьба «зверушками». Все это элементарные упражнения из акробатики, от этого и название.
Освоение неожиданных способов передвижения.
Упражнения «зверобатики» — это работа в непривычных условиях. Непривычно уже то, что это движения должны происходить не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Непривычное положение «не стоя» дает «разгрузку» сознания. Ведь положение человека вертикальное, поэтому он больше настроен на сознательное поведение – так устроен наш мозг. В горизонтальном положении отдыхает позвоночник, активнее включается интуиция, активнее работают зоны мозга, отвечающие за координацию тела в пространстве.
Интересные задания:
«Кошке» и «собаке» нужно разойтись на гимнастической доске, не потеряв равновесия (2 педагога выполняют)
Двум партнерам нужно «бревном» прокатиться по дорожке из матов. А если еще усложнить – длинное «бревно» — катится само, держим за руки, чтобы ребенок не опирался на них, можно держать в руках что-то, короткое «бревно» руки прижаты вдоль туловища
Вместе с партнером «паучками» плечом друг к другу переносить большой цилиндр из мягкого конструктора или подушку.
Мы добавляем в физкультуру элементы театрализации, заставляем работать не только тело, но и фантазию.
«Зверобатика» для малышей может заменить гимнастику. Они сами придумывают кто они.
Малыши любят путешествовать к разным героям с применением долгого, трудного маршрута. Мы для них выстраиваем препятствия: чтобы перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, забираться и т.д.
Создать детям простор для экспериментов. Например, сороконожки – взяться за ноги другого и шагать парами, потом – тройками, потом всей группой. И идут по лавочкам по препятствиям… Конечно, неудобно, но цель – придумать для детей понеудобнее, посложнее. Им ведь, чем неудобнее, тем интересней!
Способы передвижения – на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь и т.д. «звери» могут носить предметы, строить жилье (используются палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т.п.)
«Путешествие» — это, на самом деле, множество двигательных задачек, которые никто за тебя не решит. Это последовательное преодоление разных препятствий.
Путешествовать можно как в помещении, так и на улице, выбирая препятствия из окружения.
Задание для педагогов: Из точки А в пункт В добраться – любым способом; большим количеством способов; запомнить и пройти путь товарища (карточки)(выполняют 2 педагога)
(можно предложить детям пройти строго по определенному пути, по начерченной схеме взять в дорогу палочку-выручалочку (гимнастическую палку) и др.) (вспомнить одноименный мультфильм «Палочка-выручалочка»)
Отправлять в путешествие можно парами «командир-солдат» (выполняют 2 педагога). Командир идет по своему маршруту, солдат все повторяет за командиром. По сигналу дети меняются ролями.
В «путешествиях» всегда должна быть ситуация выбора. (от простого к сложному) Не напрягаться – не получается. Никаких «потом». Надо собрать силы в кулак и преодолеть препятствие. За движением не спрячешься. Каким ты предстанешь в нем, таков ты и есть. Задания бывают направлены не только на развитие физических качеств, сколько на формирование душевных сил, крепости характера…
Вариант: Детям дается маршрут (все слушают). Это текст, который нужно запомнить последовательно, а иногда и способы выполнения этапов! Например: доползти до горки на животе, подняться по ней, лежа на спине, ногами вперед, не вставая на пол, перебраться на «башню», спуститься вниз любым способом. Правила строгие – если, что-то не получилось, возвращайся к началу (как в считалке – на колу мочало – начинай сначала). Самое главное после – я справился, я молодец!
Детям нравиться, чтобы взрослый придумывал, выбирал маршрут. Предложите детям придумать свой и этот вариант исчерпает себя. Почему? Дети просят нас, устроить им нашу модель мира, задать наши взрослые условия и рамки. Дети не всегда самодостаточны. Лазать, бегать, прыгать они могут и сами, а вот устроить вымышленный мир – доверяют взрослым.
Вывод: Сегодня мы дискуссировали о двигательной активности в детском саду, дома тоже необходимо это использовать, но это уже рекомендации родителям. Так как жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний… Нельзя все время работать на высоком темпе, можно сорваться. В медленном – скучно. Сочетайте легкое с трудным, известное с неизведанным, спокойное с энергичным.
Наша с вами задача заключается в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а уходя домой из детского сада, имели интересную перспективу на завтра — поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку или путешествие.
При составлении сценария использовала ресурсы:
Журнал «Здоровье дошкольника» №2, 2016г. Статья «Физкультура про другое, зато для всех и обо всем» Автор С.В.Реутский
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/01/fizicheskaya-aktivnost-detey
https://www.maam.ru/detskijsad/dvigatelnaja-aktivnost-detei-v-detskom-sadu.html
Источник
«Движение — жизнь!» — этому утверждению уже очень много лет, и оно не утратило своей актуальности. А новейшие исследования только подтвердили его правоту. Зачем необходима двигательная активность, чем опасен ее недостаток и как избежать многих неприятностей – об этом и пойдет речь в статье.
Значение движения
Правильная нагрузка необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Когда мышцы включаются в работу, организм начинает выделять эндорфины. Гормоны счастья снимают нервное напряжение и повышают тонус. В результате отрицательные эмоции исчезают, а уровень работоспособности, напротив, взлетает.
Когда скелетные мышцы включаются в работу, происходит активация окислительно-восстановительных процессов, все органы и системы человека «просыпаются» и включаются в деятельность. Поддержание организма в тонусе необходимо для сохранения здоровья. Доказано, что у пожилых людей, регулярно занимающихся спортом, органы работают лучше и соответствуют возрастным нормам людей, которые на 5-7 лет моложе.
Двигательная активность не дает развиваться старческой атрофии мышц. Как человек становится немощным, замечал каждый, кому приходилось соблюдать долгий строгий постельный режим. После 10 дней лежания очень трудно выходить на прежний уровень работоспособности, т. к. сила сердечных сокращений уменьшается, что приводит к голоданию всего организма, расстройству обменных процессов и т. д. Результатом становится общая слабость, в том числе и мышечная.
Двигательная активность дошкольников стимулирует не только физическое, но и умственное развитие. Дети, которые с малых лет лишены физической нагрузки, вырастают болезненными и слабыми.
Почему современные люди все меньше двигаются
Это обусловлено образом жизни, который зачастую диктуют внешние условия:
- Физический труд используется все реже. На производстве людей заменяют различные механизмы.
- Все больше работников умственного труда.
- В быту используется большое количество приборов. Например, стиральные и посудомоечные машины упростили работу до нажатия на пару кнопок.
- Широкое использование различных видов транспорта вытеснило пешие и велосипедные прогулки.
- Очень низка двигательная активность детей, т. к. они отдают предпочтение компьютерным, а не подвижным играм на улице.
С одной стороны, широкое распространение механизмов значительно облегчило человеку жизнь. С другой стороны, оно же и лишило людей движения.
Гиподинамия и ее вред
Недостаточная двигательная активность человека губительна для всего организма. Тело рассчитано на большую ежедневную нагрузку. Когда оно ее не получает, то начинает сокращать функции, уменьшать количество работающих волокон и т. д. Так отсекается все «лишнее» (по мнению организма), т. е. то, что не принимает участия в процессе жизнедеятельности. В результате мышечного голодания происходят разрушительные изменения. В первую очередь в сердечно-сосудистой системе. Сокращается количество резервных сосудов, капиллярная сеть уменьшается. Кровоснабжение всего тела, в том числе сердца и мозга ухудшается. Малейший тромб может стать причиной для серьезных неприятностей для людей, ведущих сидячий образ жизни. У них не развита система резервных путей кровообращения, поэтому закупорка одного сосуда «отключает» большой участок от питания. У людей, активно двигающихся, быстро налаживается резервный путь снабжения, поэтому они легко восстанавливаются. Да и тромбы появляются значительно позже и реже, т. к. в организме не происходит застойных явлений.
Мышечное голодание может быть опасней, чем авитаминоз или недостаток пищи. Но о последних организм сообщает быстро и доходчиво. Чувство голода совсем неприятно. А вот первое никак о себе не сообщает, может даже вызывать приятные ощущения: тело отдыхает, оно расслаблено, ему комфортно. Недостаточная двигательная активность организма приводит к тому, что мышцы дряхлеют уже в 30-летнем возрасте.
Вред долгого сидения
Большая часть современной работы заставляет человека сидеть по 8-10 часов в сутки. Это очень вредно для организма. Из-за постоянного согнутого положения одни группы мышц перенапрягаются, а другие не получают никакой нагрузки. Поэтому у офисных работников часты проблемы с позвоночником. Также происходят застойные явления в органах малого таза, что особенно вредно для женщин, т. к. приводит к нарушениям в работе мочеполовой системы. Кроме этого, атрофируются мышцы ног, сокращается капиллярная сеть. Сердце и легкие начинают работать менее эффективно.
Положительное влияние физических нагрузок
Благодаря активной мышечной работе, снимается перенапряжение отдельных органов и систем. Улучшается процесс газообмена, кровь циркулирует по сосудам быстрее, а сердце работает более эффективно. Также двигательная активность успокаивает нервную систему, что повышает работоспособность человека.
Доказано, что люди, ведущие активный образ жизни, живут дольше и меньше болеют. В старости их обходят стороной многие опасные заболевания, например, атеросклероз, ишемия или гипертония. Да и само тело дряхлеть начинает гораздо позже.
Для кого особенно важно движение
Конечно же, для тех, у кого малая активность в течение дня. Также необходимо двигаться людям, больным атеросклерозом и гипертонией. Это необязательно должны быть занятия в спортивном или тренажерном зале. Достаточно простых пеших прогулок.
Неоценимую пользу принесет двигательная активность работникам умственного труда. Она активизирует работу мозга и снимает психоэмоциональное перенапряжение. Многие писатели и философы утверждали, что лучшие идеи к ним приходят во время прогулок. Так, в Древней Греции Аристотель даже организовал школу перипатетиков. Он с учениками прогуливался, обсуждая идеи и философствуя. Ученый был уверен, что ходьба делает умственную работу более продуктивной.
Двигательная активность дошкольников должна занимать родителей, т. к. только она может обеспечить правильное и гармоничное развитие ребенка. С малышом нужно много гулять и играть в подвижные игры.
Самый доступный вид двигательной активности
«Мне некогда заниматься спортом» — таков ответ большинства людей, когда им говорят о недостатке физической работы. Однако вовсе необязательно выделять по 2-3 часа ежедневно на упражнения. Обеспечить себя необходимой «дозой» движения можно и с помощью прогулок. Например, если работа находится в 20 минутах ходьбы, можно дойти до нее, а не ехать на автобусе 2-3 остановки. Очень полезны прогулки перед сном. Вечерний воздух очистит мысли, позволит успокоиться, снимет дневное напряжение. Сон будет крепким и здоровым.
Когда нужно гулять
Не стоит отправляться на улицу сразу же после еды. В этом случае процесс пищеварения будет затруднен. Необходимо выждать 50-60 минут, чтобы завершилась первая фаза.
Можно составить режим двигательной активности в течение дня. Например, небольшая прогулка с утра, чтобы взбодриться, потом в обеденный перерыв или после работы. И вечерняя, перед сном. В этом случае достаточно будет 10-15 минут в каждый «заход».
Если нет решимости или силы воли заставлять себя каждый раз идти на улицу, то можно завести собаку. С ней придется гулять, вне зависимости от желания. Домашние питомцы помогут организовать режим двигательной активности детей, особенно, если последние предпочитают проводить все свободное время за компьтером.
Как делать это правильно
Несмотря на то что ходьба – привычное дело для каждого, здесь есть некоторые нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы получить максимум эффекта и пользы.
Шаг должен быть твердым, пружинистым, бодрым. Ходьба должна активно задействовать мышцы стоп, голени и бедра. Также в работу включаются пресс и спина. Всего, чтобы совершить один шаг, необходимо задействовать около 50 мышц. Не нужно делать слишком широкие шаги, т. к. это приведет к быстрому утомлению. Расстояние между ногами не должно превышать длину стопы. Также нужно следить за осанкой: держать спину прямо, расправить плечи. И ни в коем случае не горбиться. Дыхание при ходьбе должно быть ровным, глубоким, ритмичным.
Очень важна правильная организация двигательной активности. Ходьба прекрасно тренирует сосуды, улучшает капиллярное и коллатеральное кровообращение. Легкие также начинают работать более эффективно. Это способствует насыщению крови кислородом. Организм получает достаточное количество питательных веществ, что ускоряет процессы метаболизма в клетках и тканях, стимулирует процессы пищеварения, улучшает деятельность внутренних органов. В сосуды поступает резервная кровь из печени и селезенки.
Основные ошибки
При появлении дискомфорта или болевых ощущений нужно остановиться, отдышаться, при необходимости завершить прогулку.
Многие люди убеждены, что только большая физическая нагрузка даст результат, но это большая ошибка. Более того, новичкам без подготовки нельзя совершать большие прогулки. Развитие двигательной активности должно происходить постепенно. Тем более нельзя пытаться преодолеть дискомфорт и боль с помощью повышения уровня нагрузки.
Значение утренней зарядки
Еще одна полезная привычка. Но люди усиленно продолжают игнорировать рекомендации врачей. Утренняя гимнастика не только разгонит сонливость. Польза ее гораздо больше. В первую очередь, она позволяет «разбудить» нервную систему и наладить ее функционирование. Легкие упражнения приведут организм в тонус и быстро приведут в рабочее состояние.
Зарядку можно выполнять на свежем воздухе и заканчивать обтираниями или обливаниями. Это даст дополнительный закаливающий эффект. Также воздействие воды поможет избавиться от отечности и нормализует кровоток.
Легкие упражнения поднимут настроение, двигательная активность человека сделает его бодрым сразу после пробуждения. Также они улучшают многие физические качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость и координацию. Можно проработать отдельные группы мышц или качества, включив специализированные упражнения в утренний комплекс. Ежедневное выполнение упражнений позволит всегда быть в тонусе, поддержит резервные системы организма, а также восполнит дефицит физической работы.
Правильная организация двигательной активности
Оптимальный уровень физической нагрузки – дело индивидуальное. Чрезмерный или недостаточный уровень активности не даст оздоровительного результата и пользы не принесет. Очень важно это понимать, чтобы правильно дозировать нагрузку.
Существует несколько принципов, которые позволят правильно организовать физическую активность. Все они используются при построении тренировочного процесса. Главных всего три:
- Постепенность. Неподготовленному человеку нужно начинать с малых нагрузок. Если сразу пытаться большой вес или пробежать большую дистанцию, можно нанести значительный вред своему организму. Повышение двигательной активности должно происходить плавно.
- Последовательность. Очень многогранный принцип. Сначала необходимо знать основы, или наработать базу, или научиться правильно выполнять упражнения, а лишь потом переходить к комплексным элементам. Если коротко, то это принцип «от простого к сложному».
- Регулярность и систематичность. Если заниматься неделю, а потом забросить дело на месяц, то эффекта от этого не будет. Организм становится сильнее и выносливее только при условии регулярных нагрузок.
Тренированный организм может быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, включать резервы, экономно расходовать силы и т. д. А самое главное – он дольше остается активным, подвижным, а значит, и живым.
Значение двигательной активности трудно переоценить, т. к. именно она поддерживает организм в рабочем состоянии, позволяет человеку чувствовать себя хорошо.
Источник