Головная боль у младших школьников

Головная боль у младших школьников thumbnail

Головная боль у младших школьников

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Какое заболевание начинается с головной болью

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

Áóäü çäîðîâ!

Åëåíà Ïàðöàëèñ
Ãîëîâà áîëèò

Íà ôîòî: Òàòüÿíêà, ã. Áàêó

“Òû ïî÷åìó çà óðîêè íå ñàäèøüñÿ?” — “Ãîëîâà áîëèò”.
“Èðèíà Èâàíîâíà, ìîæíî, ÿ ñ ìàòåìàòèêè äîìîé óéäó?” — “×òî ñëó÷èëîñü?” — “Ó ìåíÿ î÷åíü ãîëîâà áîëèò…”
Ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ ÷àñòî ñëûøàò ïîäîáíûå æàëîáû. Êàçàëîñü áû, ÷åãî ïðîùå — äàòü òàáëåòêó, è ÷åðåç ïîë÷àñà âñ¸ ïðîéäåò. Íî âðà÷è çíàþò, ÷òî äåëî íå â ãîëîâíîé áîëè ñàìîé ïî ñåáå. Îíà — çíàê, èëè, êàê ãîâîðÿò ìåäèêè, ñèìïòîì, ñàìûõ ðàçíûõ çàáîëåâàíèé è ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé. È çà÷àñòóþ — åäèíñòâåííûé ñèìïòîì, îñîáåííî íà ïåðâûõ ïîðàõ. Åñëè ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü ÷àñòî ïîâòîðÿåòñÿ, ñîïðîâîæäàåòñÿ òîøíîòîé, îáùåé ñëàáîñòüþ, àïàòèåé, çàìåòíûì ñíèæåíèåì ñïîñîáíîñòè ïðîäóêòèâíî çàíèìàòüñÿ, — ýòî òðåáóåò íå òîëüêî áûñòðîé ïîìîùè âðà÷à, íî è óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, — èíà÷å íåëüçÿ óñòàíîâèòü, ÷åì æå ãîëîâíàÿ áîëü ïîðîæäàåòñÿ, è íàçíà÷èòü ñîîòâåòñòâóþùåå ëå÷åíèå..
Êàêîâû íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû ãîëîâíûõ áîëåé ó äåòåé?
Ó èíîãî ðåáåíêà âåñü äåíü ðàñïèñàí ÷óòü ëè íå ïî ìèíóòàì: ñ óòðà øêîëà, ïîñëå íåå — çàíÿòèÿ â ñïîðòèâíîé ñåêöèè, èëè â ìóçûêàëüíîì êðóæêå, èëè íà êóðñàõ èíîñòðàííîãî ÿçûêà; à âåäü åùå íàäî óñïåòü âûïîëíèòü äîìàøíèå çàäàíèÿ íà çàâòðà! Ðîäèòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî ïîäîáíàÿ íàãðóçêà âïîëíå åìó ïî ñèëàì: îí è â øêîëå óñïåâàåò, è ñî âñåì îñòàëüíûì óñïåøíî ñïðàâëÿåòñÿ. Íî óæå ÷åðåç äâà-òðè ìåñÿöà ïîñëå íà÷àëà ó÷åáíîãî ãîäà îíè çàìå÷àþò: ðåáåíîê êàêîé-òî áëåäíûé, ó íåãî ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, âçãëÿä íåâåñåëûé, çàíÿòèÿ, â òîì ÷èñëå è øêîëüíûå, íå âûçûâàþò ó íåãî ýíòóçèàçìà.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî áîëüøèíñòâî äîïîëíèòåëüíûõ íàãðóçîê ðîäèòåëè âçâàëèâàþò íà ðåáåíêà ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ, íå ïîèíòåðåñîâàâøèñü, õî÷åò ëè îí èõ è ãîòîâ ëè ê íèì. À âåäü åùå õðóïêèé äåòñêèé îðãàíèçì ñèëüíûõ ïåðåãðóçîê ìîæåò è íå âûíåñòè. Êàê ñëåäñòâèå ê íîÿáðþ âîçíèêàþò ãîëîâíûå áîëè — ñíà÷àëà ýïèçîäè÷åñêèå, â äíè íàèáîëüøèõ íàãðóçîê, à çàòåì ïðàêòè÷åñêè åæåäíåâíûå. Îáû÷íî ðîäèòåëè ïðåäëàãàþò ðåáåíêó îòêàçàòüñÿ îò çàíÿòèé ñïîðòîì, ëèøàÿ åãî âîçìîæíîñòè ïåðåêëþ÷èòüñÿ ñ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè íà ôèçè÷åñêóþ è äàòü íåðâíîé ñèñòåìå îòäîõíóòü. À íóæíî äðóãîå — òùàòåëüíî ðàçîáðàòüñÿ ñ íàãðóçêàìè ðåáåíêà è âûáðàòü òàêîé ðåæèì, ïðè êîòîðîì â îäèí è òîò æå äåíü îäíîòèïíûå çàíÿòèÿ íå áóäóò ñî÷åòàòüñÿ.
Íî âåäü áûâàåò è òàê: ðåáåíîê âîçâðàùàåòñÿ èç øêîëû äîìîé, åìó íèêóäà íå íóæíî ñïåøèòü — íèêàêèõ äîïîëíèòåëüíûõ çàíÿòèé, êðóæêîâ, ñåêöèé ó íåãî íåò. È âîò âåñü îñòàâøèéñÿ äåíü è âåñü âå÷åð îí ñèäèò â äóøíîé êîìíàòå ó òåëåâèçîðà èëè ñ êíèæêîé íà äèâàíå. Ïîñòåïåííî ýòîò ñòèëü ïîâåäåíèÿ, êîãäà ðåçêî îãðàíè÷åíû ôèçè÷åñêèå äâèæåíèÿ è ëåãêèì íå õâàòàåò êèñëîðîäà, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïîÿâëÿþòñÿ ãîëîâíûå áîëè. Îáû÷íàÿ ðåàêöèÿ ðîäèòåëåé — äàòü ðåáåíêó òàáëåòêó öèòðàìîíà èëè àíàëüãèíà è ïðåäëîæèòü åìó ïîëåæàòü. À åìó íàäî áû ïîèãðàòü, ïîáåãàòü íà óëèöå, ïîäûøàòü ñâåæèì âîçäóõîì — è ãîëîâíàÿ áîëü îòñòóïèò.
Âåäü øêîëüíûå ïåðåìåíû äëÿ òîãî, â ÷àñòíîñòè, óñòðàèâàþòñÿ, ÷òîáû êëàññû ïðîâåòðèòü è äàòü äåòÿì âîçìîæíîñòü ïîäâèãàòüñÿ. Ê ñîæàëåíèþ, â øêîëàõ ïîðîé áûòóåò óáåæäåíèå, ÷òî çâîíîê íà óðîê çâåíèò äëÿ ó÷åíèêà, à ñ óðîêà — äëÿ ó÷èòåëÿ: òîò ñ÷èòàåò ñåáÿ âïðàâå çàäåðæàòü êëàññ íà âñþ ïåðåìåíó. Ïðîñèäåâ â òàêîì ñëó÷àå äâà óðîêà ïðàêòè÷åñêè áåç ïåðåðûâà, äåòè ê êîíöó âòîðîãî óðîêà ðèñêóþò ïî÷óâñòâîâàòü ãîëîâíóþ áîëü.
Êñòàòè (à âåðíåå íåêñòàòè), ìû, âçðîñëûå, îñîáåííî ÷àñòî ñòðàäàåì èìåííî îò òàêîé ãîëîâíîé áîëè — ðàáîòà îäíîîáðàçíà è ìàëîïîäâèæíà, ñâåæåãî âîçäóõà íå õâàòàåò. Âìåñòî òîãî, ÷òîáû êàæäûé âå÷åð ñèäåòü ïåðåä òåëåâèçîðîì, ïîãóëÿéòå õîòÿ áû ÷àñîê íà ñâåæåì âîçäóõå. È, êîíå÷íî, âîçüìèòå ñ ñîáîé ðåáåíêà; äàæå åñëè îí åùå íå âñå óðîêè ñäåëàë, ïîñëå ïðîãóëêè îí ñïðàâèòñÿ ñ íèìè ëåã÷å è áûñòðåå.
 ïîñëåäíèå ãîäû ó äåòåé âñå ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå.  òàêîì ñëó÷àå ãîëîâíîé áîëè ìîãóò ñîïóòñòâîâàòü òîøíîòà, îùóùåíèå çàëîæåííîñòè óøåé, òÿæåñòè â ãîëîâå; êîæà ëèöà ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-ðîçîâîé, äàæå êðàñíîâàòîé, ïóëüñ — ÷àñòûì. Åñëè ðåáåíîê æàëóåòñÿ íà ãîëîâíóþ áîëü ÷àñòî, íàäî âûÿñíèòü, êàê ó íåãî äåëà ñ äàâëåíèåì. Ñòîéêîå ïîâûøåíèå äàâëåíèÿ (è íå òîëüêî ïðè ãîëîâíîé áîëè) ìîæåò îêàçàòüñÿ ïðèçíàêîì ðàçâèòèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, ÷òî òðåáóåò îáÿçàòåëüíîãî íàáëþäåíèÿ âðà÷à è ñïåöèàëüíîé òåðàïèè. Îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ñàìè ïî ñåáå íå ïîìîãóò ñïðàâèòüñÿ ñ áîëåçíüþ; îíà ìîæåò îñëîæíèòüñÿ ïèêîâûì ïîäúåìîì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (÷èñëî äåòñêèõ èíñóëüòîâ â ïîñëåäíåå âðåìÿ çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èëîñü).
Ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè ìîãóò áûòü è ïðèçíàêîì ñóùåñòâåííîãî ïîíèæåíèÿ äàâëåíèÿ — àðòåðèàëüíîé ãèïîòîíèè. Îñîáåííî ÷àñòî îíà íàáëþäàåòñÿ âî âðåìÿ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ (â ïóáåðòàòå) ó äåâî÷åê, íî è ó ìàëü÷èêîâ òîæå âñòðå÷àåòñÿ. Ïðè ïîíèæåííîì äàâëåíèè ðåáåíêà ïîäòàøíèâàåò, â ãëàçàõ ó íåãî òåìíååò, çà÷àñòóþ âîçìîæíû ãîëîâîêðóæåíèÿ è äàæå êðàòêîâðåìåííûå îáìîðîêè.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íàäî õîðîøåíüêî ïðîâåòðèòü êîìíàòó, íàïîèòü ðåáåíêà êðåïêèì ÷àåì ñ ñàõàðîì è íåïðåìåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
Íåêîòîðûõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áåñïîêîÿò ïðè ïåðåìåíå ïîãîäû, ïåðåä äîæäåì, â ïàñìóðíóþ ïîãîäó, ïðè ñèëüíîì âåòðå (èëè ïåðåä òåì, êàê åìó ïîäíÿòüñÿ), ïðè ñèëüíîì ïîõîëîäàíèè, â ñëó÷àå ãåîìàãíèòíûõ àíîìàëèé (î íèõ òåïåðü ñòàëè ñîîáùàòü â ñâîäêàõ ïîãîäû). Ó òàêèõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áûâàþò îñîáåííî èíòåíñèâíûìè îñåíüþ è âåñíîé è îòìå÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, óæå ñ ðàííåãî äåòñòâà. Îíè íå îñîáî ïîääàþòñÿ ñèìïòîìàòè÷åñêîé òåðàïèè, ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ òîøíîòîé è ðâîòîé (êîãäà áîëü îñîáåííî ñèëüíà). Ïðè ýòîì ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ìîãóò ëåæàòü â ïðåäåëàõ íîðìàëüíûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ êîëåáàíèé.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî íå ïðîñòî îáðàòèòüñÿ ê ó÷àñòêîâîìó ïåäèàòðó, íî ïðîéòè äîïîëíèòåëüíîå îáñëåäîâàíèå. Âîçìîæíî, ó ðåáåíêà ïîâûøåíî âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå. ×åì ðàíüøå îíî äèàãíîñòèðóåòñÿ, òåì áûñòðåå è óñïåøíåå èçëå÷èâàåòñÿ.
Ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè, íå ñíèìàåìîé äàæå ñèëüíûìè îáåçáîëèâàþùèìè ïðåïàðàòàìè, — ìèãðåíè — ìîãóò íàáëþäàòüñÿ â ñåìüå â íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèÿõ. Òàê, ó îäíîé íàøåé þíîé ïàöèåíòêè ìèãðåíè â ñåìüå íàáëþäàëèñü ó áàáóøêè, ìàìû è ñòàðøåé ñåñòðû. Ìàìà äåâî÷êè ïîíà÷àëó äàæå ñëûøàòü íå õîòåëà î ëå÷åíèè, ïîñêîëüêó, ïî åå ìíåíèþ, “âñå ðàâíî íè÷åãî íå ïîìîæåò”. Êàêîâî æå áûëî åå óäèâëåíèå, êîãäà ïîñëå ïðîâåäåííîé êóðñîâîé òåðàïèè ó äåâî÷êè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ íå áûëî íè îäíîãî ïðèñòóïà ãîëîâíîé áîëè.
 ñëó÷àå ïðèñòóïà ìèãðåíè ðåáåíêó íåîáõîäèìî â êà÷åñòâå ýêñòðåííîé ïîìîùè äàòü ñïàçìîëèòè÷åñêîå áîëåóòîëÿþùåå ñðåäñòâî è óëîæèòü ïîñïàòü â ïðåäâàðèòåëüíî ïðîâåòðåííóþ òåìíóþ êîìíàòó. Åñëè íà ñëåäóþùåå óòðî ñëàáîñòü ñîõðàíèòñÿ, íåîáõîäèìî âûçâàòü âðà÷à è îñâîáîäèòü â ýòîò äåíü ðåáåíêà îò çàíÿòèé.
Ó äåâî÷åê â ïóáåðòàòíîì âîçðàñòå ïðèñòóïû ìèãðåíè ìîãóò âîçíèêàòü åæåìåñÿ÷íî. Òóò íåîáõîäèìî ïîñîâåòîâàòüñÿ ñ äåòñêèì ãèíåêîëîãîì.
Çà÷àñòóþ ãîëîâíàÿ áîëü íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé, ïåðåíåñøèõ ÷åðåïíî-ìîçãîâûå òðàâìû ðàçëè÷íîé òÿæåñòè — îò ëåãêîãî ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà äî îòêðûòûõ ïåðåëîìîâ ÷åðåïà èëè óøèáîâ ìîçãà. Ïðè ýòîì ïðÿìîé çàâèñèìîñòè ñèëû è ïåðèîäè÷íîñòè ãîëîâíûõ áîëåé îò òÿæåñòè è äàâíîñòè ïåðåíåñåííûõ òðàâì íå îòìå÷àåòñÿ. Äàæå ëåãêîå ñîòðÿñåíèå ìîæåò ñòàòü â äàëüíåéøåì ïðè÷èíîé òÿæåëûõ è ÷àñòûõ áîëåé. Ðîäèòåëÿì äåòåé, ïåðåíåñøèõ ïîäîáíûå òðàâìû, åñëè ó òåõ ïîÿâëÿþòñÿ ïðèñòóïîîáðàçíûå ãîëîâíûå áîëè, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê íåâðîïàòîëîãó äëÿ ïîäðîáíîãî îáñëåäîâàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ êóðñîâîãî ëå÷åíèÿ. Ëó÷øå âñåãî, êîãäà ðåáåíêà ïîñëå òàêîé òðàâìû â òå÷åíèå ãîäà-äâóõ íàáëþäàåò íåéðîõèðóðã, à â äàëüíåéøåì ïåðåäàåò åãî íåâðîïàòîëîãó.
Òðàâìû ñïèíû, â òîì ÷èñëå ïîëó÷åííûå âî âðåìÿ ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé, íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå, ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè, íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàíåå ðàçâèòèå îñòåîõîíäðîçà. ×àùå âñåãî îí ïîðàæàåò ïîçâîíî÷íèê. Ïðè ïîðàæåíèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà âîçìîæíî ÷àñòè÷íîå óùåìëåíèå ñîñóäîâ, òîíêèõ âåòî÷åê íåðâîâ ðàçðîñøèìèñÿ “øèïàìè” êîñòíûõ âûðîñòîâ — îñòåîôèòîâ.  ýòîì ñëó÷àå â ïåðèîä êîñòíîãî ðîñòà îáîñòðÿåòñÿ ñèìïòîìàòèêà ïîðàæåíèÿ ñîñóäîâ â îáëàñòè øåè è îñíîâàíèÿ ìîçãà — èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè, îùóùåíèå äóðíîòû, òîøíîòà, ãîëîâîêðóæåíèå, íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé. Ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ áîëåóòîëÿþùèõ ñðåäñòâ è çäåñü íåò, çàòî õîðîøèé ðåçóëüòàò äàåò êóðñîâîå ëå÷åíèå ñ ïðèìåíåíèåì ðàññàñûâàþùåé òåðàïèè è ìàññàæà òàê íàçûâàåìîé âîðîòíèêîâîé çîíû.
Ïîõîæàÿ ñèìïòîìàòèêà õàðàêòåðíà è äëÿ äåòåé, ïåðåíåñøèõ òÿæåëûå íåéðîèíôåêöèè — âèðóñíûå è áàêòåðèàëüíûå ïîðàæåíèÿ ìîçãà è åãî îáîëî÷åê (äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ëå÷åíèå ýòèõ çàáîëåâàíèé áûëî ñâîåâðåìåííûì è ïðàâèëüíûì). Îñîáî ïðîÿâëÿþò ñåáÿ ýïèäåìè÷åñêèé ìåíèíãèò è ãðèïï. Ñâîåâðåìåííîå ïðîâåäåíèå åæåãîäíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ âàêöèíàöèé ïðîòèâ ãðèïïà, à òàêæå âàêöèíàöèé ïî ýïèäåìèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì â ñëó÷àÿõ âñïûøåê ýòèõ èíôåêöèé, êîòîðûå ëþáÿò ïîðàæàòü öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, ïîçâîëÿåò íàäåæíî ïðåäóïðåäèòü îñëîæíåíèÿ äàæå â ñëó÷àå çàðàæåíèÿ.
Ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ ìîãóò íà÷èíàòüñÿ áîëüøèíñòâî èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38 ãðàäóñîâ è âûøå â ñî÷åòàíèè ñ ãîëîâíîé áîëüþ è áîëüþ â ãëàçàõ — ïðèçíàê íà÷èíàþùåãîñÿ ãðèïïà, à â ñî÷åòàíèè ñ æèäêèì ñòóëîì è áîëÿìè â êðóïíûõ ìûøöàõ — ïðèçíàê êèøå÷íî-âèðóñíîé èíôåêöèè.
Åñòåñòâåííî, â æóðíàëüíîé ñòàòüå íåâîçìîæíî ðàññêàçàòü îáî âñåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà âîçíèêàåò ãîëîâíàÿ áîëü. ßñíî îäíî: ñèëüíàÿ áîëü â ãîëîâå — ïðèçíàê òðåâîæíûé. Åñëè ïðè ýòîì ðåáåíîê áëåäåí, ó íåãî ñèíþøíûå êðóãè ïîä ãëàçàìè è ðåçêàÿ áëåäíîñòü êîæè âîêðóã ãóá è íà ïîäáîðîäêå, åãî òîøíèò, — îí íóæäàåòñÿ â íåìåäëåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, è íåëüçÿ îñòàâëÿòü åãî îäíîãî. À ÷àñòûå ïîâòîðíûå ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè — àáñîëþòíîå ïîêàçàíèå äëÿ òîãî, ÷òîáû îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó äëÿ óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, âûÿñíåíèÿ ïðè÷èí è íàçíà÷åíèÿ îáîñíîâàííîãî ëå÷åíèÿ.
Ãîëîâíàÿ áîëü — ýòî î÷åíü ñåðüåçíî!

Ïàðöàëèñ Åëåíà Ìèõàéëîâíà,
äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïåäèàòð âûñøåé êàòåãîðèè, çàâåäóþùàÿ äåòñêèì îòäåëåíèåì ìîñêîâñêîãî Öåíòðà ïàòîëîãèè ðå÷è è íåéðîðåàáèëèòàöèè, çàâåäóþùàÿ êàôåäðîé ìåäèöèíñêèõ îñíîâ íåéðîðåàáèëèòàöèè Èíñòèòóòà äåôåêòîëîãèè è ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè.

Ìàòåðèàë ïðåäîñòàâëåí æóðíàëîì Ñåìüÿ è øêîëà (¹11 2005 ã.).
Ôîòî èç ôîòîãàëåðåè «Ìîå Ñîëíûøêî».
Îïóáëèêîâàíî â ðóáðèêå «Áóäü çäîðîâ» äåòñêîãî ïîðòàëà «Ñîëíûøêî» 14 íîÿáðÿ 2005 ãîäà.

Источник

Узнайте, по какой причине школьник может жаловаться на головную боль и в каких случаях нужно немедленно обращаться к врачу.

Читайте также:  От чего может быть ужасная головная боль

Школьники могут часто жаловаться на головную боль: кто-то, конечно, симулирует ее, чтобы пропустить самостоятельную работу по физике, а кто-то говорит серьезно и мучается на уроках. Родители в свою очередь тоже могут реагировать на эти жалобы по-разному. «Голова у тебя болит, потому что на свежем воздухе не бываешь! Марш гулять, само все пройдет!», — скажут одни. «А если это какое-то серьезное заболевание? — подумают другие. — Нужно немедленно показать ребенка врачу!»

Марина Вершинина, эксперт Центра молекулярной диагностики CMD Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, помогла «Летидору» разобраться в причинах появления головной боли у детей школьного возраста, а также назвала симптомы, при которых нужно срочно обращаться за медицинской помощью.

При появлении головных болей у ребенка родителям стоит придерживаться золотой середины: не игнорировать жалобы малыша, но и не паниковать без особой на то причины.

Головные боли у детей случаются достаточно часто. Если среди дошкольников на боль и неприятные ощущения в области головы жалуются 3-8% малышей, то в подростковом возрасте периодическое возникновение головных болей отмечает большинство детей (по данным разных исследований 57-82%).

К счастью, почти во всех случаях прогноз благоприятный и при правильно подобранном режиме дня, сбалансированном питании, после оптимизации учебных нагрузок, назначении лекарств (при необходимости) удается достичь значительного улучшения.

Если головная боль — симптом другого заболевания

Прежде всего, разберем те ситуации, которые требуют обязательного обращения за медицинской помощью. Головная боль часто является симптомом какого-либо заболевания.

При инфекционных заболеваниях (например, при гриппе, ОРВИ) головная боль может возникнуть на фоне общего недомогания, повышения температуры тела, интоксикации.

При острых отитах и синуситах (гайморитах, фронтитах) головная боль может быть довольно интенсивной, часто она усиливается при физическом напряжении, а также когда ребенок кашляет, чихает, наклоняет и поворачивает голову.

При менингитеголовная боль может появиться внезапно, на фоне рвоты «фонтаном», резкого подъема температуры.

Головная боль может быть признаком повышения внутричерепного давления (из-за нарушения венозного оттока или формирования объемного новообразования). В этих случаях головная боль возникает утром, после ночного сна, может сопровождаться тошнотой, усиливаться при кашле, подъеме по лестнице. Такого рода боли, связанные с внутричерепной гипертензией, могут ослабевать в течение дня.

Читайте также:  Сильная головная боль переохлаждения

Кроме того, головная боль может появиться после травмы. Иногда ребенок не придает значения тому, что упал, ударился головой, поэтому при сильной головной боли родителям стоит уточнить этот момент. И если травма была, то обратиться к врачу.

Первичные головные боли

Также у детей могут возникать эпизоды головной боли, которые не связаны с какими-либо заболеваниями. Это первичная головная боль, к разновидностям которой относят мигрень и головную боль напряжения.

Мигрень— это периодически повторяющиеся приступы интенсивной, пульсирующей головной боли, локализованной преимущественно в одной половине головы.

Приступы мигрени могут продолжаться от трех часов до трех дней.

У ребенка может появиться тошнота, рвота, непереносимость яркого света и громких звуков. При этом боль при мигрени может усиливаться после физической нагрузки.

Мигрень, как правило, передается по наследству. Очень важным при лечении мигрени является не только облегчение боли, но и предупреждение возникновения мигренозных приступов. Подобрать эффективное лечение мигрени бывает совсем непросто, обязательно необходимо обратиться к врачу-неврологу.

Но гораздо чаще у детей возникают головные боли напряжения. Чем же они вызваны?

В первую очередь, чрезмерным напряжением шейных мышц. Например, головная боль может появиться после урока физкультуры, если не очень тренированный ребенок слишком интенсивно двигался, бегал, прыгал.

Или, напротив, из-за того, что ребенок много времени проводит почти в неподвижном состоянии — сперва на уроках в школе, затем на дополнительных занятиях, а вечером за выполнением домашних заданий, опять сидя за столом. В результате происходит напряжение мышц, отток венозной крови от головы нарушается, что и приводит к болезненным ощущениям.

Кстати, стресс, чрезмерные волнения также могут вызывать мышечный спазм и как следствие головную боль.

Еще одна причина — проблемы со зрением. Обратите внимание: не щурится ли ваш ребенок, когда что-то разглядывает. Спросите его, хорошо ли он видит написанное на доске. Постоянное напряжение глаз может также приводить к головной боли.

Когда нужно срочно обратиться за медицинской помощью

Итак, ребенка необходимо безотлагательно показать врачу (педиатру, неврологу), если головная боль:

интенсивно нарастает с каждым днем;

возникает в утренние часы;

сопровождается рвотой и тошнотой;

нарастает параллельно с подъемом температуры;

становится более интенсивной при изменении положения головы и тела;

постоянная, длительная, не снимаемая лекарственными препаратами.

Фото: Shutterstock.com
Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Источник