Головная боль в школьном возрасте

Головная боль в школьном возрасте thumbnail

Головная боль в школьном возрасте

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Беременным от головной боли можно пить при беременности

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

Узнайте, по какой причине школьник может жаловаться на головную боль и в каких случаях нужно немедленно обращаться к врачу.

Школьники могут часто жаловаться на головную боль: кто-то, конечно, симулирует ее, чтобы пропустить самостоятельную работу по физике, а кто-то говорит серьезно и мучается на уроках. Родители в свою очередь тоже могут реагировать на эти жалобы по-разному. «Голова у тебя болит, потому что на свежем воздухе не бываешь! Марш гулять, само все пройдет!», — скажут одни. «А если это какое-то серьезное заболевание? — подумают другие. — Нужно немедленно показать ребенка врачу!»

Марина Вершинина, эксперт Центра молекулярной диагностики CMD Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, помогла «Летидору» разобраться в причинах появления головной боли у детей школьного возраста, а также назвала симптомы, при которых нужно срочно обращаться за медицинской помощью.

При появлении головных болей у ребенка родителям стоит придерживаться золотой середины: не игнорировать жалобы малыша, но и не паниковать без особой на то причины.

Головные боли у детей случаются достаточно часто. Если среди дошкольников на боль и неприятные ощущения в области головы жалуются 3-8% малышей, то в подростковом возрасте периодическое возникновение головных болей отмечает большинство детей (по данным разных исследований 57-82%).

К счастью, почти во всех случаях прогноз благоприятный и при правильно подобранном режиме дня, сбалансированном питании, после оптимизации учебных нагрузок, назначении лекарств (при необходимости) удается достичь значительного улучшения.

Если головная боль — симптом другого заболевания

Прежде всего, разберем те ситуации, которые требуют обязательного обращения за медицинской помощью. Головная боль часто является симптомом какого-либо заболевания.

При инфекционных заболеваниях (например, при гриппе, ОРВИ) головная боль может возникнуть на фоне общего недомогания, повышения температуры тела, интоксикации.

При острых отитах и синуситах (гайморитах, фронтитах) головная боль может быть довольно интенсивной, часто она усиливается при физическом напряжении, а также когда ребенок кашляет, чихает, наклоняет и поворачивает голову.

При менингитеголовная боль может появиться внезапно, на фоне рвоты «фонтаном», резкого подъема температуры.

Головная боль может быть признаком повышения внутричерепного давления (из-за нарушения венозного оттока или формирования объемного новообразования). В этих случаях головная боль возникает утром, после ночного сна, может сопровождаться тошнотой, усиливаться при кашле, подъеме по лестнице. Такого рода боли, связанные с внутричерепной гипертензией, могут ослабевать в течение дня.

Кроме того, головная боль может появиться после травмы. Иногда ребенок не придает значения тому, что упал, ударился головой, поэтому при сильной головной боли родителям стоит уточнить этот момент. И если травма была, то обратиться к врачу.

Первичные головные боли

Также у детей могут возникать эпизоды головной боли, которые не связаны с какими-либо заболеваниями. Это первичная головная боль, к разновидностям которой относят мигрень и головную боль напряжения.

Читайте также:  Сильная головная боль высокая температура рвота

Мигрень— это периодически повторяющиеся приступы интенсивной, пульсирующей головной боли, локализованной преимущественно в одной половине головы.

Приступы мигрени могут продолжаться от трех часов до трех дней.

У ребенка может появиться тошнота, рвота, непереносимость яркого света и громких звуков. При этом боль при мигрени может усиливаться после физической нагрузки.

Мигрень, как правило, передается по наследству. Очень важным при лечении мигрени является не только облегчение боли, но и предупреждение возникновения мигренозных приступов. Подобрать эффективное лечение мигрени бывает совсем непросто, обязательно необходимо обратиться к врачу-неврологу.

Но гораздо чаще у детей возникают головные боли напряжения. Чем же они вызваны?

В первую очередь, чрезмерным напряжением шейных мышц. Например, головная боль может появиться после урока физкультуры, если не очень тренированный ребенок слишком интенсивно двигался, бегал, прыгал.

Или, напротив, из-за того, что ребенок много времени проводит почти в неподвижном состоянии — сперва на уроках в школе, затем на дополнительных занятиях, а вечером за выполнением домашних заданий, опять сидя за столом. В результате происходит напряжение мышц, отток венозной крови от головы нарушается, что и приводит к болезненным ощущениям.

Кстати, стресс, чрезмерные волнения также могут вызывать мышечный спазм и как следствие головную боль.

Еще одна причина — проблемы со зрением. Обратите внимание: не щурится ли ваш ребенок, когда что-то разглядывает. Спросите его, хорошо ли он видит написанное на доске. Постоянное напряжение глаз может также приводить к головной боли.

Когда нужно срочно обратиться за медицинской помощью

Итак, ребенка необходимо безотлагательно показать врачу (педиатру, неврологу), если головная боль:

интенсивно нарастает с каждым днем;

возникает в утренние часы;

сопровождается рвотой и тошнотой;

нарастает параллельно с подъемом температуры;

становится более интенсивной при изменении положения головы и тела;

постоянная, длительная, не снимаемая лекарственными препаратами.

Фото: Shutterstock.com
Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Источник

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Введение

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10  – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания,  характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль в школьном возрасте 

Рис.1.

   Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

   Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа (рис. 1). Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе. На рис. 2 представлено правильное и не правильное расположение за столом.

 Головная боль в школьном возрасте

Рис. 2.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование.  Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в  секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать,  и возможно прекратить там заниматься. Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 — 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо,  и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя ели. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  6. Медикаментозное лечение.

Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

Вы можете найти на страничке сайта: https://ejeweek.ru/show_cat.php?id=13

Дата: 20.07.2014

Читайте также:  Выпадение поля зрения головная боль

Головная боль в школьном возрасте

Источник