Головные боли перед причастием

Головные боли перед причастием thumbnail

Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

    

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

    

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Читайте также:  Как облегчить головную боль при давлении

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

Читайте также:  Головная боль болезнь крона

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

Источник

Страница 1 из 3

1

2

3

Вперёд >

  1. Здравствуйте, уважаемые форумчане! Надеюсь, что среди вас есть медики, которые могут дать дельный совет. Дело в следующем: когда я пытаюсь выдерживать полностью постный день (без пищи) по уставу или по потребности души, ближе к обеду у меня развивается сильная головная боль, не проходящая даже при приеме лекарств(или приходится пить сильные анальгетики) до самого вечера или дольше. Немного легчает, если выпить крепкий сладкий чай. Сначала думала, что просто совпадение, но потом специально понаблюдала за собой. Точно так и происходит. Просто из жизни выпадаю. Еле-еле добираюсь домой с работы, вечер лежу пластом, про правило можно забыть… Как быть?:confused:

  2. А Вы не голодайте, Вы поститесь, т.е. принимайте пищу растительного происхождения и в немного меньших объемах, чем хочется. А то так Вы свое здоровье подорвете. Чтобы голодать (лечебное голодание), надо делать специальную очистку всего организма, иначе яды будут впитываться, а из-за перегрузок печени будет не только болеть голова, но и другие слабые части организма могут повредиться.

  3. Дорогая Нина, опишите состояние при головной боли. где болит, как болит, что чувствуете и что хочется сделать или не делать?

  4. Ой, я тоже страдаю! В день причастия пощусь, как положено, и первый раз принимаю пищу около 13 ч. Но головная боль обеспечена до утра следующего дня. Стараюсь терпеть, но все чаще и чаще приходится прибегать к обезбаливающим! Так что, как видите, даже и голодать весь день не надо, все-равно, не легче.

  5. Нина, я сталкивалась с аналогичной ситуацией, когда пыталась разгружаться на яблоках. Головная боль действительно невыносимая, и никакие болеутоляющие не помогают. Это от сильной зашлакованности, я думаю (просто потом много об этом читала).
    Хороший совет дал Валерий: «Вы не голодайте, Вы поститесь, т.е. принимайте пищу растительного происхождения и в немного меньших объемах, чем хочется.»
    А голодание — дело серьезное и требует специальной подготовки, как и выход из него.

  6. Света, а если сразу после причастия съесть просфорочку? Детки едят и вы с ними ;)? Вкууусно!

  7. А я думала что это от недосыпания перед причастием, а оказывается от недоедания, кстати, заметила что когда весь день не ем когда в институте, то голова начинает болеть только когда прихожу домой.

  8. Если у тебя ничего не болит, значит ты умер :D

  9. А с просфорочками у нас проблема. Иной раз даст батюшка детям служебную, тут и мне достанется кусочек :) А так как в России, у нас недоступны просфорки. Почему, не знаю. У нас и лавки-то церковной нет, все по-походному.

  10. В Норвегии лютеранство, пишет википедия

  11. Православие в Норвегии не является массовой религией, в 2009 насчитывалось всего 7 664 членов, хотя в 2000 году — было всего 2 315, что характеризует Православие как самую быстрорастущую религию в Норвегии (рост составил 231,1 %, а у Ислама — 64,3 %).
    См. Википедия

  12. Это всеволиш статистика, далеко не уйдет, т.к.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Норвегия

    Так что, радуйтесь тому что есть :)

  13. Радуюсь, тому что Света Шлетта у нас православная христианка и трое детей ее — тоже. Они очень часто ездят в храм и причащаются, хотя храм не близко и проездка с детьми представляет собою нелегкий труд. А у нас храм около дома, но все ли мы бываем на службах там каждый выходной?

    ________________

    Однако после этого лирического отступления предлагаю вновь вернуться к теме поста и головной боли.

  14. Да. Вернемся к головной боли:)
    Как бороться? Кто знает, поделитесь секретиком.

  15. Не знаю, от той ли причины у меня головка болит, что и у вас, Светлана… Бывает такое… Перед причастием накануне вечером обязательно меряю давление и регулирую таблеткой с вечера, и раньше спать ложусь… Спазмы от недосыпа и волнения перед Таинством… А когда спокойно-выспавшаяся — все нормально.
    Ой, даже боюсь спрашивать. Светочка, а если напроситься просфоры печь для храма? Или дети не дадут?
    Света, видела неоднократно, как некоторые болящие сразу после Литургии во дворе храма трапезничают сладким чаем или соком. Может быть, с собой брать? Или «чудесный мешочек» с печенюшкой и яблочком? А с детками в кафешку зайти, чтобы подкрепиться перед дорогой домой?

  16. Дело в том, что когда у меня бывают трудные жизненные ситуации, у меня есть потребность именно отказаться от пищи и попросить Божией помощи, в первый день Великого поста и в Страстную пятницу я тоже хочу именно ничего не есть, потому что переедание это мой частый грех, который я никак не могу победить. Может быть не совсем вразумительно объясняю, но иногда полного воздержания от пищи требует моя душа, а тело такие вот выкрутасы выдает.:(

  17. Спасибо,Елена Анатольевна!
    Просфоры печет жена священника, и я так думаю, в достаточном количестве. Только, где они, и что с ними после службы происходит, я не знаю. А спрашивать как-то неудобно. А все остальное, и «чудесный мешочек», и кафешку мы практикуем. Сразу после службы идем кушать, около 13 ч. Но, не помогает. Может, это возраст? У детей ниче не болит:)

  18. Батюшка к сожалению не медик и черезвычайно занятой человек.
    А что касается вообще постов, говорит, что устав один для всех, а кто не может по немощи телесной поститься по уставу, тот должен каяться на исповеди.

  19. Мой рабочий день начинается с 6 часов утра, завтрак приходиться на 8-9ч. Если не поесть, часам к 11 появляется тяжесть в веках и небольшое давление в висках. Через час-другой начинает болеть лобная доля, хочется массировать около внутреннего угла верхнего века и начала бровей и даже само глазное яблоко. Хочется сесть и не двигаться, а еще лучше лечь. Сознание рассеянное, работоспособность падает. Если пожевать сухарик или небольшой кусочек хлеба на некоторое время делается легче. Воду пью в достаточном количестве. к концу дня, когда добираюсь домой, голова просто раскалывается. Спасаюсь уколом дибазола и анальгина. Затылок болит крайне редко. Вот таков анамнез.

Страница 1 из 3

Читайте также:  Головные боли у детей спб

1

2

3

Вперёд >

Источник