Головные боли у детей при неврозах

Головные боли у детей при неврозах thumbnail

За последние 100 лет количество неврозов увеличилось в десятки тысяч раз, и причиной тому стали технический прогресс, изменение жизненных обстоятельств у людей. Цивилизация и прекрасна, и опасна одновременно, особенно для жителей крупных городов. Даже психотерапевты называют патологию болезнью цивилизации.

Головная боль при неврозе – один из основных симптомов, и бороться с ним необходимо по двум причинам: постоянная цефалгия ухудшает состояние организма и не дает пациенту избавиться от основного провокатора, только усиливая раздражительность.

Невроз – это функциональное психическое заболевание длительного течения, которое можно обратить вспять при комплексном подходе. Неврастения – одна из разновидностей патологии, которая может проявиться у людей под действием стресса или астенического синдрома.

Причины головных болей при отклонении

Появление головной боли при неврозе обусловлено несколькими факторами, главный из которых – психологическая травма острая или постоянная. Развивается заболевание при конфликтах, стрессе, переутомлении. Чем восприимчивее личность пациента, тем выше риски заболевать.

Головные боли при развитии невроза формируются из-за нарушений работе ЦНС и ВНС, которые могут быть связаны с сосудистыми и мышечными спазмами. Разделяют их на несколько видов:

  • нервно-мышечные;
  • без существенных изменений;
  • нервно-сосудистые.

Почему возникает головная боль при неврозе

Однако это не значит, при одной форме невроза не могут появляться разные виды болей. Но для всех них характерны общие симптомы:

  • сдавливание, которое не снимается таблетками;
  • ощущение тяжести;
  • пульсация в висках;
  • постоянные боли, которые рецидивируют каждый день или по мере возникновения травмирующих факторов.

Головная боль при неврозе нередко появляется и у детей. Связано это может быть как с психическими, так и с физическими травмами, заболеваниями. Иногда неврозы у малышей возникают из-за повышенной нагрузки, которую дают им родители.

Важно! Выявить боль у ребенка до 4-5 лет очень сложно, а диагностика невроза затрудняется неумением малыша обозначить болезненные симптомы.

Как лечится головная боль при неврозе

Если ребенок жалуется на неприятные ощущения в голове, его необходимо сразу же отвести к доктору для дифференциальной диагностики.

Механизм развития неврастении

Неврастенический синдром – частая форма невроза – развивается под действием постоянного стресса, нервного напряжения, эмоциональных и психологических нагрузок.

Нервная система человека требует отдыха, работает на износ, из-за чего появляется невроз, а вместе с ним и головная боль. Если лечение не начинают, то болезнь прогрессирует.

Этот процесс делится на несколько этапов, каждый из которых дополняется новыми симптомами, причиняющими дискомфорт. Боль сохраняется на всех этапах болезни.

Как убрать головную боль при неврозе

Гиперстеническая стадия

Первая стадия неврастенического синдрома протекает с заметной раздражительностью. У пациента ухудшается внимание, пропадает концентрация, мыслительный процесс не может удержаться на одной точки. Это приводит к тому, что человек постоянно берется то за одно дело, то за другое.

Важно! Сон человека с развивающимся неврозом становится поверхностным, после пробуждения он чувствует усталость. Во время отдыха постоянно просыпается или не может уснуть. Головная боли при неврозе становится постоянным спутником.

Чаще всего болезненные ощущения возникают вместе с тяжестью сразу же после сна, но на первой стадии неврастении могут пройти без использования таблеток. Головная боль при этой форме невроза может быть очень сильной, возникающей даже от небольшого прикосновения или движения.

Как возникает головная боль при неврозе

Бороться с нарушением нужно, устраняя действие стресса, на первой стадии этого достаточно для подавления большинства неприятных симптомов. Очень важно не допустить развития, обеспечить человеку полноценный отдых, чтобы нервная система могла расслабиться. Чтобы терапия была эффективной, пациент должен признать наличие проблемы.

Как избежать головной боли

Для лечения на стадии гиперстенического синдрома можно использовать санаторные методы, физиотерапию. Хорошо влияет на пациента спокойная обстановка – лес, озера и гладкие реки без бурных вод.

Помогает ароматерапия, расслабляющий массаж и водные процедуры. Из физических нагрузок врачи рекомендуют выбирать йогу, но не экстремальные виды спорта. Также с пациентом должен работать психотерапевт. В случаях, если стандартные методы остаются неэффективными, используют гипноз.

фитолечение при головной боли

Одной из причин острых головных болей при неврозе на этой стадии может быть высокое давление. Возникает она из-за постоянных нарушений сна и тревожности, а также чрезмерного уровня раздражительности.

Как только пациент избавляется он заболевания, гипертензия проходит. Однако важно сделать это быстро, чтобы гипертония не стала хронической. Боли при гипертонии расположены в области затылка, появляются приступами, проходят внезапно.

Скачки давления при головной боли

Обычные обезболивающие средства на такой симптом не действуют, нужно принимать препараты, понижающие давление. Если игнорировать возникшие признаки, может случиться инфаркт или инсульт.

Раздражительная слабость

Психическое истощение развивается быстро, и если пациент не начинает лечение на первом этапе, то обязательно наступает второй, сопровождающийся раздражительной слабостью и другими симптомами:

  • появляются острые приступы гнева, человек теряет контроль над собой;
  • раздражительность приобретает физические формы – пациент начинает кидать вещи и ломать предметы;
  • после приступов раздражительности наступает отягощающая слабость и безразличие, апатия;
  • головные боли при неврозе этой формы становятся частыми, возникают в основном после сна или дневного отдыха;
  • у пациентов резко снижается аппетит, у некоторых возникает анорексия, что также приводит к дискомфорту со стороны головы.

Ощущения могут провоцировать любые внешние раздражители – от громких звуков до яркого света.

На этом этапе избавиться от психического нарушения собственными силами уже не выйдет – необходимо вмешательство психотерапевта или психиатра. Нередко назначают антидепрессанты и транквилизаторы для предотвращения прогресса болезни. Если вовремя начать терапию препаратами и психоанализ, то все симптомы исчезнут.

Почему болит голова

Гипостеническая стадия

Третья стадия сопровождается усилением симптомов невроза, в том числе головной боли:

  • апатия становится постоянной, что сказывается на жизненной позиции и активности;
  • настроение у пациента плохое, либо полностью отсутствует, развивается тоска;
  • люди на 3 стадии неврастении страдают от повышенной плаксивости и обидчивости;
  • иногда развивается ипохондрический синдром – пациент находит у себя симптомы различных заболеваний, которых на самом деле нет;
  • из-за утраты интереса к окружающему миру у человека возникает тяга к зацикливанию на собственных проблемах, комплексах;
  • головная боль при неврозе становится постоянной, либо приступообразной, но очень острой.

Головная боль при неврозе: причины, механизмы и виды

Для лечения обязательно используют успокоительные препараты, иногда требуются антидепрессанты, седативные средства и транквилизаторы, но назначением их должен заниматься психотерапевт. При обострениях иногда требуется стационарная терапия.

Вегето-сосудистая дистония

ВСД, или вегето-сосудистая дистония, — одно из проявлений хронического невроза, которая возникает в ответ на длительный стресс. Головная боль при неврозе этой формы протекает в результате понижения артериального давления, но бывают случаи, когда при ВСД АД повышается. Если устранить причину нарушения, то головные боли проходят.

Головная боль при ВСД

Фобии и паника

Отдельно следует выделить такой тип неврозов, как фобии и панические атаки. Они могут возникать вне зависимости от стадии неврастении. Головные боли при неврозах, связанных с фобиями, нередко бывают выдуманными, но настолько реалистичными, что человек уверен в их существовании. Нередко пациенты связывают боль с неизлечимой болезнью, например, опухолью мозга.

В отличие от депрессий, неврозы не приводят к тяжелым последствиям, не вызывают разрушение надежд на будущее. Их симптомы легко проходят, как только человек избавляется от причины неврастении.

Чем опасна головная боль

Методы лечения болей

Для коррекции головных болей при неврозах можно использовать лекарства разных групп:

  • Успокаивающие препараты. Помогают от раздражительности и напряжения. Используют легкие растительные средства по назначению доктора: настойку валерианы или пустырника, «Ново-Пассит».
  • Спазмолитики. Помогают избавиться от острой головной боли при неврозе: «Спазмолгон», «Дротаверин», «Новиган». Действуют на спазмы сосудов и мышц.
  • Витамины. Под действием хронического стресса человек страдает от истощения. Избавиться от него помогут комплексы с увеличенной дозировкой витамина С, железа, магния.
  • Средства для устранения тревожности. Эти лекарства улучшают сон, активируют мозговую деятельность: «Глицин», «Пантогам», «Глицисед».

Факторы формирования головной боли при неврозе, симптомы разных видов патологии.

Некоторые пациенты успешно используют препараты из группы НПВС – они хорошо снимают острые приступы.

Фитотерапия

Для борьбы с головными болями при неврозе хорошо подходят травы и лекарственные растения:

  • валериана, перечная мята и узколистная кипрея помогают избавиться от боли, принимают их в виде трав и настоев;
  • женьшень, эхинацея и лимонник тонизируют, улучшают работу мозга и настроение;
  • хорошо снимает напряжение и тяжесть в голове масло белены, растертое с нашатырным спитом и нанесенная на область висков.

Хорошо действуют эфирные масла перечной мяты, лаванды, лимона. Но перед использованием этих концентрированных веществ при головной боли от невроза необходимо получить консультацию доктора.

Совет! Если болит голова, при неврозе также используют компрессы из глины с добавлением отваров лекарственных трав, либо смешивают их с настойкой прополиса.

Головная боль при неврозе: причины, механизмы и виды

Психотерапия – ключевой метод лечения неврозов и головных болей, которые они вызывают. Обычно врачи используют подходы когнитивно-поведенческой, позитивной терапии. Лечение занимает не менее 6 месяцев. Также пациенту нужно установить режим сна, работы и отдыха, чаще бывать на свежем воздухе и повысить уровень физической активности.

Головная боль при неврозе лучше всего устраняется регулярными походами к психотерапевту и работой над собой, собственным самочувствием и состоянием. Если пациент не может избавиться от неприятных ощущений релаксацией или другими методами, он может попросить у врача список эффективных препаратов для устранения болезненных ощущений.

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник