Головные боли у школьника в области лба

Головные боли у школьника в области лба thumbnail

Головная боль у ребёнка (подростка)

Головная боль различного характера и происхождения является довольно распространённым явлением среди детей, причём, намного более распространённым, чем большинство взрослых склонны думать. Голова у детей болит аналогично представителям взрослого населения: в области лба, темени, затылка, висков…

Типичная мигрень, аналогична той, которой страдают некоторых взрослые люди, сегодня характерна для ребёнка дошкольного возраста, и снижает качество жизни детей во всех остальных возрастных категориях. Эта головная боль встречается у девочек и мальчиков. Так же, как и у взрослого человека, у ребёнка не каждая не головная боль имеет характерные признаки мигрени, при которой голова болит в области висков и лба. Даже в детской популяции часто встречается тензионная головная боль, как правило, вертеброгенного происхождения, т.е. недуг, вызванный нарушениями шейного отдела позвоночника, который может во многом подражать типичной мигрени. Этого тип заболевания характерен концентрацией болезненных ощущений в лобной части, области висков и глаз.

Почему болит голова у ребёнка

Ситуация, когда у ребёнка болит голова, сегодня не считается столь зловещим признаком болезни, как это было ранее. С болью в области лба и висков встречаются около 40% 7-летних детей и до 70% 15-летних.

В возрасте 13-18 лет головная боль в лобной части иногда поражает 59% мальчиков и 84% девочек. Хотя большинство этих проблем у ребёнка не являются признаком какого-либо серьёзного заболевания, им следует уделить должное внимание.

Острая головная боль у ребёнка в области висков и лба, связанная с симптомами инфекции, жаром, слабостью наряду с лабораторными тестами, указывающими на воспаление, свидетельствуют о менингите. В случае, если имеет место энцефалит, к основным симптомам добавляется нарушение сознания, высокая температура тела и неврологические расстройства (частичный паралич).

За головной болью в лобной части у ребёнка может скрываться и травматическое кровоизлияние в мозг. Оно проявляется нарушением сознания, тошнотой, рвотой, повышенной чувствительностью к свету и судорогами. Кроме того, внезапная боль у ребёнка может развиться в результате опухоли головного мозга.

В дополнение к внезапным приступам у детей и встречается хроническая боль. Если она сохраняется, но не ухудшается, как правило, она не является симптомом серьёзного заболевания. Приступ может длиться от 30 минут до 7 дней. Такая головная боль у ребёнка, как и у взрослого, является двусторонней, локализируется в области лба или висков, характерна лёгкой или умеренной интенсивностью, не ухудшается при физической активности и не связана с рвотой. Этот симптом часто сопровождается депрессией, и возникает у ребенка, который имеет проблемы в школе или дома.

Хронические головные боли у ребенка могут быть связаны с воспалением придаточных пазух носа или нарушением зрения; часто концентрируются в лобной и височной части, иногда – в области глаз. Пусковым механизмом является просмотр телевизора или игры на компьютере; после восстановления зрения – проходит. Необходимо обратить внимание на тот факт, не пробуждает ли проблема ребенка ото сна, не является ли очень интенсивной. Недуг такого типа может указывать на повышение внутричерепного давления и повреждение головного мозга; может сопровождаться проблемами при ходьбе, на задней части глаза видимы отёки зрительного нерва. В этом случае врач всегда направляет пациента на КТ и МРТ. Причиной повышенного внутричерепного давления могут быть лекарственные препараты, но, прежде всего, следует определить присутствие основного заболевания, например, ожирение, заболевание надпочечников, воспаление пазух носа и среднего уха.

Что, если голова болит периодически?

Наиболее частой причиной рецидивирующий головной боли у ребенка является мигрень. Болезнь характеризуется локализацией болезненных ощущений в области лба и височной части, часто бывает односторонней. Непосредственно, боли предшествует повышенная активность ребенка, раздражительность, усталость. Первым признаком приступа, как правило, является визуальная аура, представленная в виде вспышек перед глазами и нарушений зрения. Боль обычно интенсивная, пульсирующая, сопровождается тошнотой, рвотой, иногда – болями в животе, усиливается во время физических нагрузок; голова, преимущественно, болит в течение 2-12 часов, отступает после сна. Между приступами наступают безболезненные периоды.

Лечение ребенка заключается в адекватном питьевом режиме, приёме антирвотных и седативных препаратов, иногда, при возможности, Парацетамола и Ибупрофена для облегчения боли. В тех случаях, когда приступы у ребенка повторяются чаще, чем 4 раза в месяц и значительно влияют на качество жизни, назначается профилактическое лечение специальными препаратами.

Острый синусит не является общей причиной головных болей. Однако у ребенка следует обратить внимание на резкое началом боли на лице с температурой, насморком и болезненностью в области носа. Диагноз подтверждается рентгенологически или при помощи КТ.

Рецидивирующие головные боли в области лба и височной части у ребенка вызывает высокое кровяное давление. При колебаниях или постоянном высоком давлении с болью следует исключить тяжёлые почечные, сердечные, эндокринные заболевания или рак.

Мигрень у ребенка

Диагноз мигрени может быть установлен только после исключения других возможных причин головных болей в широком диапазоне вариантов: от воспалительных заболеваний мозговых оболочек или пазух, к нарушению зрения и позвоночника, последствию травм поток и даже внутричерепному кровотечению или опухоли головного мозга.

Учитывая вышесказанное и риск серьёзных заболеваний, можно ещё раз подчеркнуть, что головную боль, в первую очередь, следует рассматривать, как симптом болезни, а не саму болезнь. Если врач после тщательного обследования больного ребенка устанавливает диагноз мигрени (головная боль вызвана, в основном, нарушением кровообращения в сосудах мозговых оболочек), назначается соответствующее лечение. В настоящее время существует целый ряд эффективных терапевтических методов острой фазы (облегчение приступа, включая сопровождающие симптомы) и профилактики мигрени.

Лечение следует доверить специалисту. Безусловно, нельзя заниматься самолечением (т.е. лечением родителями). Вместо обычных анальгетиков более подходят к применению конкретные препаратов в дозах, адаптированных к организму ребёнка.

Читайте также:  Красное горло головная боль

Тензионная головная боль у детей

Речь идёт о наиболее частой причине головной боли у детей, происхождение которой, в основном, кроется в стрессе. Этот недуг встречается, примерно, в 80% случаев. Как уже было отмечено выше, в некоторых случаях тензионная головная боль проявляется, как мигрень, но иногда, особенно, у маленьких детей, которые не могут рассказать о своих ощущениях наблюдается беспокойность, иногда – гиперактивность, раздражительность, тошнота, рвота. Типичным симптомом является повышенная чувствительность вплоть до болезненной реакции этих детей при сжатии мышц в области шеи и плеч.

В частности, хронические проблемы такого рода иногда могут даже некоторыми врачами ошибочно оцениваться, как минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или, как поведенческое расстройство. При хронической форме болезни появляются нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, имеет беспокойный или слишком глубокий сон, типичным проявлением является утреннее пробуждение в уставшем, разбитым и раздражённом состоянии.

Головная боль и позвоночник

Головные боли, вызванные нарушением шейного отдела позвоночника, встречаются не только у взрослых, но и младшего поколения. Частой причиной является падение ребёнка с высоты или травма головы, иногда даже несколько лет назад.

Проблема может заключаться не только в фактической травме, но и в резком движении шейного отдела позвоночника, что приводит к его скрытым повреждениям и последующей блокировке.

Другой распространенный причиной головной боли, связанной с позвоночником, является неправильная осанка, поза головы и шеи.

Боли этого типа чаще всего локализируются в затылке, распространяясь к области лба. Иногда болит шея и плечи.

Предупреждение против манипуляции шейного отдела позвоночника у взрослых вдвойне актуально в случае младшей популяции. На месте лёгкий подход к расслаблению мышц в области шеи и плеч, позволяющий последующую самопроизвольную коррекцию шейного отдела позвоночника и его связь с черепом. Для того, чтобы лечение было эффективным и безопасным, его следует доверить специалисту с обширным опытом в лечении детского позвоночника.

Если причиной проблемы является плохая осанка, сначала необходимо освободить заблокированный шейный отдел позвоночника, после чего сразу же начать систематические действия, направленные на исправление осанки, от подошвы ног до головы. Это лечение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, включая его возраст и физическое состояние.

Источник

Головные боли у школьника в области лба

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Читайте также:  Головные боли от ингавирина

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

Причины и провоцирующие факторы

Появление головных болей может стать предвестником многих серьезных патологий и требует проведения тщательных диагностических процедур.

У ребенка болит лоб

Если у ребенка болит голова в области лба, это может быть обусловлено различными причинами. Среди них выделяют:

  • Избыточное физическое или умственное напряжение вследствии повышенной нагрузки. Такое состояние также иногда сопровождается тошнотой и рвотой. Зачастую данная патология встречается у школьников, подверженных повышенной нагрузке. В данном случае родители должны нормализовать режим дня ребенка, четко разграничить отдых и бодрствование, сократить занятия по необходимости, большое количество времени проводить с ребенком на свежем воздухе и уделять внимание его физической активности.
  • Травматическое повреждение черепа (переломы костей черепа, ушиб или сотрясение головного мозга).
  • Стрессовые ситуации, неблагоприятная обстановка дома и в школе, постоянные конфликтные ситуации.
  • Нарушение образа жизни (нерациональное питание, повышенное содержание в питании тирамина и глутамата натрия, которые способны вызвать боли в лобной области).
  • Гипоксия головного мозга на фоне различных причин (как на фоне хронических заболеваний, так и в качестве самостоятельной нозологической единицы).
  • Новообразования в головном мозге — гематомы, абсцессы.

Выяснение причины появления болей может быть затруднено в силу того, что дети могут воспринимать цефалгию за боль в ушах, глазах или шее, а также не иметь возможность жаловаться на беспокоящие их симптомы (когда ребенок еще не начал говорить).

Заболевания, вызывающие головную боль

Боль в лобной области может быть обусловлена различными патологическими процессами.
При каких заболеваниях у ребенка болит голова в лобной части?

  1. Менингит — первое заболевание, с которым должна быть проведена дифференциальная диагностика, поскольку оно может быстро развиваться и вызывать серьезные осложнения. Выявление менингеальной симптоматики проводит, как правило, врач-невролог. Менингит — воспаление оболочек головного мозга, характеризующееся, помимо головных болей, гипертермией, ригидностью затылочных мышц и неврологическими расстройствами.
  2. Инфекционные сезонные заболевания (ОРВИ, грипп) также могут характеризоваться головными болями, локализующимися в лобной области.ОРВИ
  3. Развитие мигрени и ассоциированной с ней болей характерно в большей степени для подросткового возраста. Мигрень также сопровождается тошнотой, рвотой и повышенной чувствительностью к внешним раздражителям (яркий свет, громкие звуки). Заболевание имеет генетическую предрасположенность. Приступ мигрени может быть спровоцирован переутомлением, стрессовой ситуацией или погодными изменениями.
  4. Воспалительные процессы, локализующиеся в пазухах черепа — лобной (фронтит) и гайморовой (гайморит).
  5. Неврозоподобные состояния.
  6. Отит — воспаление среднего отдела уха, при котором боли могут иметь иррадиацию на лобную область.
  7. Нарушения со стороны органов зрения — миопия (близорукость). Для таких детей физические нагрузки ограничены.
  8. Кластерные головные боли характеризуются приступообразным течением и длятся, как правило, не более 15 минут, но часто повторяются. Такие боли более характерны для мальчиков и сопровождаются тошнотой, беспокойным состояниям пациента, повышенной чувствительностью к яркому свету и звукам, повышенным потоотделением.
  9. Герпетическая сыпь, обнаруживаемая на волосистой части головы.
  10. Повышенное внутричерепное давление — скопление избыточного количества цереброспинальной жидкости, которая оказывает эффект на нервные рецепторы. Раздражение нервных структур приводит к возникновению головных болей.
Читайте также:  Лечение легкой головной боли

Повышение внутричерепного давления возникает вследствие следующих причин:

  • черепно-мозговая травма;
  • воспалительные процессы мозговых оболочек;
  • гидроцефалия;
  • гипоксические процессы в головном мозге;
  • интоксикационный синдром (на фоне инфекционных заболеваний);
  • опухолевые процессы головного мозга (добро-и злокачественной природы).

Основная симптоматика

Дети, особенно младшего возраста, не могут жаловаться на то, что их беспокоит и, как правило, при появлении болей становятся раздражительными и могут продолжительное время плакать. Первыми такое состояние обнаруживают родители пациента и обращаются за медицинской помощью.

Полезная информация

Головные боли у школьника в области лба

В большинстве случаев возникновение таких болей связано с нагрузкой в школе (6-8 лет) и с начинающимся половым созреванием (13-15 лет).

Головная боль имеет пульсирующий характер. Если ребенок не умеет разговаривать и не может пожаловаться на свое состояние, следующие симптомы позволяют установить появившиеся головные боли:

  1. плаксивость;
  2. раздражительность и беспокойство;
  3. общая слабость, вялость;
  4. пониженное настроение, отсутствие аппетита;
  5. тремор как верхних, так и нижних конечностей;
  6. увеличение в размерах черепной коробки.

Плачущий малыш

При тяжелом течении и в зависимости от заболевания, обусловившего развитие болей в области лба, клиническая картина также может сопровождаться тошнотой, рвотой, лихорадкой, интоксикационным синдромом, болями в мышцах.

К каким врачам обратиться?

Длительная головная боль в области лба у ребенка требует обращения за квалифицированной помощью. К каким врачам нужно обратиться?

  • Врач-невролог проводит дифференциальную диагностику с неврологическими патологиями (менингит), осуществляет неврологический осмотр;
  • Врач-нейрохирург лечит боль в области лба при травматических поражениях костей черепа (например, при переломе) и при опухолевых процессах;
  • Педиатр оценивает основные показатели ребенка, выявляет сопутствующую патологию;
  • Врач-офтальмолог;Прием у врача-офтальмолога
  • Врач-хирург;
  • К врачу-онкологу пациент направляется при наличии онкологической патологии;
  • Врач-инфекционист — при подозрении на менингит и появление менингеальных симптомов.

Особое значение имеет консультация школьного психолога (или врача-психиатра) при конфликтных ситуациях, возникающих у ребенка как в школе, так и дома.
Обращение пациента к врачу должно быть осуществлено в ранние сроки при появлении первых признаков заболевания.

Диагностика

Диагностические мероприятия направлены на выявление патологического очага и основываются на следующих данных:

  1. Жалобы пациента (характер болей, их локализация и продолжительность);
  2. Анамнез жизни (важно собрать информацию о том, в каких условиях живет ребенок, социальная среда и отношения в семье);
  3. Анамнез заболевания — врач выясняет, когда впервые появились боли, чем они сопровождались и чем купировались;
  4. Объективный осмотр позволяет выявить сопутствующую патологию и исключить тяжелые заболевания (например, менингит);
  5. Данные лабораторно-инструментальных исследований.

Среди лабораторных исследований проводят клинический и биохимический анализ крови для обнаружения сопутствующей патологии, а также оценку липидного и гликемического профиля.

К инструментальным методам исследования относят:

  1. Эхоэнцефалограмму;
  2. Электрокардиограмму, которая проводится для исключения патологии сердечно-сосудистой системы и нарушений ритма сердца;
  3. Измерение артериального давления;
  4. Магнитно-резонансную томографию головного мозга;МРТ ребенку
  5. Рентгенографию черепа для исключения травматических повреждений (при наличии в анамнезе показаний к проведению этого исследования);
  6. Исследование глазного дна, при котором может быть выявлено патологическое состояние сосудов глазного дна;
  7. Компьютерную томографию головного мозга;
  8. Электроэнцефалографию.

Лечение

Лечение включает в себя принципы немедикаментозной и медикаментозной терапии и носит комплексный характер.

К немедикаментозным методам относят: постельный режим (покой), горячий чай с сахаром помогает при гипотимии (сниженное настроение), ароматерапия, травяные чаи (мелисса, ромашка, листья валерианы) помогают эффективно бороться со стрессовыми ситуациями.

Важная информация

Головные боли у школьника в области лба

Важно отметить, что особое значение имеет психотерапия при имеющихся невротических расстройствах у пациента.

Также для снятия головной боли можно приложить компрессы ко лбу — как холодные, так и теплые.
Сон (даже в дневное время) поможет восстановить силы и купировать приступ головной боли.

Медикаментозная терапия представлена использованием следующих групп препаратов:

  1. Обезболивающая терапия (НПВС, а при их неэффективности — наркотические анальгетики);
  2. Средства, улучшающие кровообращение в сосудах головного мозга — пирацетам;
  3. Противовирусная терапия при вирусной этиологии головных болей (ОРВИ, грипп);
  4. Антибактериальная терапия при менингите и инфекционных заболеваниях, локализующихся в структурах центральной нервной системы;
  5. Витаминотерапия;Витамины для детей
  6. Противогрибковые препараты.

Помимо медикаментозного лечения применяется и хирургическое вмешательство при наличии показаний. При воспалительных процессах в пазухах проводится прокол и их последующее дренирование.

Профилактические меры

Боль в лобной области может быть обусловлена рядом причин, возникновение которых можно предупредить.

Профилактика направлена на улучшение качества здоровья и жизни пациентов и представлена следующими мерами:

  • Соблюдение режима сна и бодрствования;
  • Ночной сон ребенка должен составлять не менее 8 часов в сутки;
  • Питание должно быть рациональным, сбалансированным и удовлетворять потребности растущего организма;Правильное питание для ребенка
  • Рекомендуется проводить время на свежем воздухе не менее 30 минут в день;
  • Комната, в которой занимается ребенок, должна быть достаточно освещена, проветриваться не менее 1 раза в день и иметь комфортные условия. Также обстановка (в семье) должна предрасполагать ребенка к спокойному обучению;
  • Регулярное прохождение медицинских осмотров с целью своевременного выявления отклонений от нормы;
  • Своевременное обращение к психологу/психиатру при возникающих у ребенка проблемах в школе и дома;
  • Профилактика вирусных заболеваний (ОРВИ, грипп);
  • Лечение хронических заболеваний;
  • Санация очагов хронической инфекции;
  • Ограничение стресса;
  • Витаминотерапия;
  • Дозированная физическая активность, соответствующая возможностям детского организма.

Головные боли у школьника в области лба

2897 оценок

Невролог

Елена Першина

Обращайтесь ко мне по любому интересующему вас вопросу.

Задать вопрос

Источник