Головокружение хичкок 1958 год

Головокружение хичкок 1958 год thumbnail

Создатели:

Альфред Хичкок

,

Джеймс Стюарт

,

Ким Новак

,

Барбара Бел Геддес

,

Том Хелмор

,

Генри Джонс

,

Рэймонд Бэйли

,

Эллен Корби

,

Константин Шэйн

,

Ли Патрик

,

Дэвид Адар

,

Изабель Аналла

,

Джек Ано

,

Василий Дахненко

,

Нина Тобилевич

,

Людмила Шувалова

,

Никита Прозоровский

,

Диомид Виноградов

,

Херберт Коулмэн

,

Роберт Бёркс

,

Генри Бамстед

,

Хэл Перейра

,

Эдит Хэд

,

Сэм Комер

,

Фрэнк Р. МакКелви

,

Алек Коппель

,

Сэмьюэл А. Тейлор

,

Максвелл Андерсон

,

Пьер Буало

,

Тома Нарсежак

,

Бернард Херрманн

,

Джордж Томазини

Сюжет фильма, названного Американским киноинститутом одним из лучших детективов современности, основан на романе известных писателей Пьера Буало и Тома Нарсежака «Среди мертвых». В этой картине, также известной под названием «Вертиго», признанный новатор и авантюрист кинематографа, мастер саспенса Альфред Хичкок игнорирует привычные инструменты повествования и выстраивает сюжет вопреки логике зрительских ожиданий.

Трагическая смерть напарника спровоцировала у Джона «Скотти» Фергюсона неукротимую боязнь высоты, и ему пришлось оставить службу в полиции. Приятель отставного детектива предложил ему заняться частными расследованиями и начать со слежки за своей неадекватной женой. Но странная одержимость Мадлен окажется совсем не тем, чем представляется на первый взгляд…

Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Головокружение», беспрекословный шедевр классика мирового кино Альфреда Хичкока.

Приглашаем посмотреть фильм «Головокружение» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

После трагической смерти напарника у детектива Джона «Скотти» Фергюсона развивается боязнь высоты. Частые головокружения и приступы страха приводят к тому, что Скотти подает в отставку. Через некоторое время старый приятель Джона, Гэвин Элстер, предлагает ему поработать частным детективом. Беспокоясь о том, что его жена Мадлен может быть душевно больна, Гэвин просит Скотти последить за ней. С большой неохотой Скотти соглашается на эту работу.

Мадлен интересуется портретами Карлотты Вальдес. Она носит такую же прическу, какая была у Карлотты, а однажды даже приходит к ней на могилу. От Гэвин Скотти узнает, что Мадлен подражает своей прабабушке, которая совершила самоубийство. Мадлен доезжает до форта Пойнт, где пытается спрыгнуть в пролив Золотые Ворота. Скотти вовремя поспевает и спасает ее. Затем он привозит потерявшую сознание Мадлен к себе домой.

Из телефонного разговора с Гэвином Скотти узнает, что Карлотта покончила с собой в возрасте двадцати шести лет. Столько же лет сейчас и Мадлен. Несмотря на то, что Скотти сильно привязан к Мидж Вуд, с которой он был помолвлен, он начинает испытывать чувства к Мадлен. Чтобы разобраться, что происходит с девушкой, Скотти везет ее в старую испанскую миссию Сан-Хуан-Баутиста. Там у Мадлен в очередной раз происходит помутнение рассудка. Она убегает на колокольню. Из-за своей боязни высоты Скотти ничего не может сделать. Он лишь наблюдает в окно за Мадлен, которая падает на крышу церкви и погибает.

Скотти начинает винить себя в смерти девушки. Все заходит настолько далеко, что он оказывается в психиатрической лечебнице. Спустя время он приходит в себя и отправляется по местам, которые посещала Мадлен. На улице он случайно знакомится с девушкой по имени Джуди Бартон, которая очень похожа на Мадлен. У нее другой характер и цвет волос, но Скотти начинает везде следовать за ней.

Джуди пугает то, что Скотти ее преследует. Она пишет ему письмо с признанием, в котором рассказывает, что ее подкупил Гэвин, чтобы она притворилась его душевнобольной женой, с которой они сильно похожи. Во время событий на колокольне Джуди наверху встретила Гэвина, который сбросил на крышу тело своей жены. Из-за акрофобии Скотти не смог туда подняться и стал подставным свидетелем. Однако чувства к Скотти не дают ей раскрыть ему правду. Дописав письмо, Джуди рвет его на куски.

Скотти становится все более одержим Джуди. Он подбирает ей платье, как у Мадлен, а также просит ее сделать аналогичную прическу. Боясь потерять его, Джуди полностью превращается в Мадлен. Она даже надевает кулон, который когда-то носила Мадлен. Постепенно Скотти обо всем догадывается. Однажды он отвозит Джуди в Сан-Хуан-Баутиста и просит подняться на колокольню. Скотти говорит, что ему нужно сбросить с себя оковы прошлого. Он хочет на этот раз сделать то, что у него не получилось в тот день, когда Мадлен умерла. Все это сильно пугает Джуди, и она рассказывает ему правду.

От услышанного Скотти приходит в ярость. Он хватает Джуди и решительно тащит ее наверх. Из-за сильного всплеска эмоций у него проходит боязнь высоты. Джуди говорит Скотти, что любит его. Понемногу Скотти успокаивается и обнимает девушку. В этот момент становятся слышны звуки шагов. К ним входит монахиня. Джуди пугает плохо различимый силуэт женщины. Она думает, что это призрак, и пятится назад. Ошарашенный Скотти наблюдает за тем, как она падает с башни вниз.

  • В основе фильма лежит роман «Из мира мертвых» (D`entre les morts, 1954), написанный совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.
  • Фильм снимали в Сан-Франциско и на голливудской студии Paramount Pictures в период с 30 сентября по 19 декабря 1957 года.
  • Во время съемок Альфред Хичкок и Ким Новак не ладили, так как изначально режиссер хотел видеть в этой роли другу актрису, а Новак ему навязало студийное начальство, а также Ким позволяла себе давать метру советы, что режиссеру не нравилось.
  • В роли Мэделин режиссер Альфред Хичкок хотел видеть Веру Майлз, но из-за беременности актриса была вынуждена отказаться от участия в фильме.
  • Альфред Хичкок выкупил права на фильм и оставил их в качестве наследства для своей дочери. Именно поэтому в следующий раз зрители увидели фильм лишь в 1985 году.
  • После премьеры фильма отзывы, как критиков, так и обычных зрителей были неодобрительными, и Хичкок обвинил в таком результате исполнителя главной роли Джеймса Стюарта. По словам режиссер, актер исчерпал себя и его лучшие годы позади. Фильм стал последним совместным сотрудничеством Хичкока и Стюарта. До этого они вместе работали над такими картинами как: «Веревка» (1948), «Окно во двор» (1954) и «Человек, который слишком много знал» (1955).
  • Режиссер Альфред Хичкок появляется в кадре в самом начале фильма. Он проходит по улице в сером костюме.
  • По некоторым сообщениям Альфред Хичкок целую неделю снимал короткую сцену, в которой Мэделин смотрит на портрет во дворце Почетного легиона. Режиссер хотел добиться правильного освещения.
  • На момент съемок фильма разница в возрасте Джеймса Стюарта и Ким Новак составила 25 лет. Стюарту было 49, а Новак 24.
  • Когда Ким Новак ставила под сомнения мотивации своей героини в той или иной сцене, Альфред Хичкок отвечал: «Давайте не будет слишком углубляться в эти вопросы, Ким. Это лишь кино».
  • Первый в истории фильм, в котором была использована компьютерная графика.
  • Одри Хепберн проявляла интерес сняться в этом фильме в главной роли.
  • Цветочный магазин, Подеста Болдочи, открылся в Сан-Франциско в 1871 году.
  • Джеймс Стюарт был почти на 15 лет старше, чем Барбара Бел Геддес, хотя их персонажи должны были быть одного возраста.
  • Автомобиль Скотти белый Desoto Firedome Sportsman Hardtop Coupe 1956 года. Автомобиль Мэделин Jaguar Mk. VIII 1957 года. И автомобиль Мидж серый Volkswagen Karmann-Ghia Coupe 1956 года.
  • В романе, по которому был поставлен фильм, действие разворачивается в Париже. В картине Хичкока события происходят в Сан-Франциско.
  • Альфред Хичкок первоначально хотел взять на главную роль Лану Тернер, но актриса запросила слишком большой гонорар.
  • Музыкальная группа Faith No More использовала этот фильм для своего клипа на песню «Last Cup of Sorrow».
  • Альфред Хичкок нанял Максвелла Андерсона, чтобы написать первый проект сценария под названием «Darkling I Listen», но режиссеру он не понравился, и он был отвергнут.
  • На роль Гэвина Элстера рассматривались Джозеф Коттен, Ли Дж. Кобб и Эверет Слоун.
  • Фильм входит в список «1001 фильм, который вы должны посмотреть в своей жизни» под редакцией Стивена Шнайдера.
  • Персонажи Ким Новак и Барбары Бел Геддес никогда не встречаются.
  • Картина включена в список «Великих фильмов» Роджера Эберта.
  • Существует послесловие фильма, которое не вошло в оригинальную американскую версию фильма, и даже было запрещено европейской цензурой. В нем зрителям показывают, идущего на поправку, Джона, который вместе с Мидж слушает репортаж, посвященный поимке Гевина Элистера.
  • В сцене, когда впервые показывают менеджера отеля МакКиттрик, можно услышать, как за кадром она говорит Скотти «Да?». В следующем видно, что она шевелит губами, но зритель ничего не слышит.
  • В первой сцене в квартире Мидж можно заметить тень от микрофона звукооператора над головой Скотти в момент, когда он собирается уходить.
  • В одной из сцен Гэвин Элстер говорит, что согласно показаниям спидометра, его жена проехала 94 мили. Количество миль или километров в автомобиле показывает одометр, а не спидометр.
  • В одной из сцен Гэви Элстер упоминает, что Карлотта Вальдес совершила суицид в 26 лет. Однако, согласно датам, указанным на могильном камне, 3 декабря 1831 — 5 марта 1857, Карлотта умерла в возрасте 25 лет.
  • В лесу с красными деревьями Скотти утверждает, что этот вид деревьев является самым старым видом деревьев. В реальности самым старыми деревьями считаются сосны, которые могут жить до 5000 лет, тогда как красные деревья живут только 2000 лет.
  • Когда Скотти вытаскивает Мэдэлайн из воды, то на одной ноге у неё нет туфли. В следующих кадрах обувь оказывается у нее на обоих ногах.
  • Когда Скотти наблюдает за Джуди на улице в тот момент, когда она разговаривает с друзьями, можно заметить, что мимо проходит один и тот же прохожий в одном и том же направлении дважды.
  • Когда Мэдэлайн уезжает от флориста на своем автомобиле марки Jaguar, Скотти следует за ней на своем автомобиле DeSoto 1956 года с номерным знаком HAF 376. Однако, на пятьдесят четвертой минуте он следует ей снова, как предполагается на той же самой машине, но в один из моментов можно заметить именно этот автомобиль с номером DeSoto, припаркованным на обочине.
  • В сценах после того, как Джуди одевает серое платье, можно заметить, что свет у изголовья её исчезает, а потом снова появляется.
  • В сцене, когда Скотти и Мадлен находятся на побережье, на ней надето белое пальто с черным шарфом. При смене кадров расположение шарфа меняется, а в некоторых монтажных склейках он вовсе исчезает.
  • Когда Мэдэлайн просыпается в кровати Скотти, то можно заметить два кресла в тот момент, когда Скотти выходит из спальни. Когда он возвращается, одно из кресел пропадает, а второе оказывается сдвинутым.
  • Когда Мэдэлайн находится в апартаментах Скотти, то он предлагает ей две подушки. В момент, когда н берет подушки, видно, что они зеленые. В следующем кадре он бросает подушки на пол, и они оказываются серебристыми. Происходит смена кадров и показывают, что подушки лежат у камина, и они снова зеленые.
  • Когда менеджер отеля МакКиттрик вместе со Скотти идет к номеру Мэдэлайн, то можно заметить, что дверь номера открыта. Однако, когда они подходят, дверь оказывается закрыта и менеджер начинает её открывать.
  • В одной из сцен Скотти встает на трехъярусный стул высотой примерно около трех футов. Он начинает падать с последней ступеньки стула и Мэдэлайн его подхватывает. Сильно заметно, что в момент, когда Скотти падает в руки Мэдэлайн, он падает не с третьей ступени, а с первой.
  • В одной из сцен Скотти и Мэдэлайн разговаривают на пляже и между ними находится дерево. Мэдэлайн кладет свою руку вокруг дерева, происходит смена кадров, и дерево оказывается за её спиной, хотя сама она не шла.
  • В одной из сцен Скотти паркуется у дома с квартирой Мэдэлайн. Видно, что его автомобиль останавливается сразу на двух парковочных местах. Когда меняется ракурс, и Скотт выходит из автомобиль, то положение автомобиля меняется, и видно, что он стоит на одном парковочном месте.
  • В одной из сцен Скотти наблюдает за Мэдэлайн в музее. При смене кадров, когда показывают Мэдэлайн сквозь дверной проем, можно заметить, что положение мебели меняется.
  • В одной из сцен Скотти выходит из автомобиля у отеля и можно заметить, что окно автомобиля открыто. В следующем кадре, когда показывают, как Скотти отходит от автомобиля, то окно закрыто.
  • После того, как Мэдэлайн поговорила со Скотти и села в свой автомобиль, то сразу же можно заметить пешехода, переходящего дорогу. Но в следующем кадре пешеход пропадает.
  • Когда Скотти покупает Джуди цветок у уличного торговца, то во время дальнего плана можно увидеть большой букет фиолетовых гвоздик. При смене дальнего плана на средний, этого букета нигде не видно.
  • В автомобиле марки DeSoto, в котором едет Скотти нет зеркала заднего вида при съемках крупным планом и во время интерьерных съемок. Но зеркало появляется, когда Скотти возвращается в автомобиль, наблюдая, как Мэдэлайн покупает цветы.
  • В одной из сцен можно заметить, что кубики льда из бокалов Гэвина и Скотти резко пропадают.
  • Припаркованные автомобили на другой стороне дороги от цветочного магазина меняют своё расположение при смене ракурса.
  • В одной из сцен Скотти висит на водосточной трубе и его показывают с двух ракурсов. При этом в каждом ракурсе фоновая картинка остается одной и той же.
  • Когда Мэдэлайн входит в церковь, она оставляет входную дверь широко распахнутой. Скотти следует сразу же за ней, но дверь оказывается закрытой и ему приходится её открывать.
  • В разных сценах в апартаментах Скотти можно заметить, что переносной телевизор напротив дивана меняет свое положение.
  • В одной из сцен персонажи заходят, а потом выходят из книжного магазина. Можно заметить, что положение книг на витрине магазина меняется.
  • Когда Джуди и Скотти разговаривают с мужчиной в книжном магазине, то ручки в кармане пиджака мужчины меняют положение при смене кадров, а сигарета сгорает слишком быстро.
  • Когда Мэдэлайн выходит из музея, по дороге на побережье и после того, как Скотти вытаскивает её из воды, у неё нет сумочки. Когда же она просыпается у Скотти, она просит того принести ей её одежду и сумочку.
  • В тот момент, когда камера отъезжает от Скотти, стоящего на краю башни, то на стене можно заметить тень от камеры. Позднее для выпуска на DVD картинка была обрезана и тени в этом релизе фильма не видно.
  • Карлотта, прапрабабушка Мэдэлайн, родилась в 1831 году, а умерла в 1857 году согласно надписям на могильном камне. Исходя из этого, можно предположить, что её бабушка родилась где-то в 1850 году, её мать родилась в 1870 году. Соответственно, Мэдэлайн могла родиться где-то в 1890 году, и на момент действия фильма ей должно быть 65-70 лет, вместо 25 лет, показанных в фильме.
  • В одной из сцен Скотти едет на своеб автомобиле за Мэдэлайн. Они оба поворачивают налево, хотя можно заметить дорожный знак, запрещающий поворот налево.
  • Согласно сюжету фильма Мэдэлайн входит в номер своего отеля, минуя ресепшен, и пропадает из своей комнаты сразу же после того, как Скотти увидел её в окне. Данные события дают понять зрителю, что персонажи имеют дело со сверхъестественными событиями. Однако, впоследствии сюжет показывает, что никаких сверхъестественных событий не было, но каких-либо объяснений ранее происходящих событий не даётся.
  • В одной из сцен Скотти едет на автомобиле и поворачивает налево, но при этом Скотти поворачивает руль чуть позже после начала поворота автомобиля.
  • В одной из сцен Скотти даёт Мэдэлайн чашку кофе. Когд меняется ракурс и сцену показывают сверху, то можно заметить, что чашка на самом деле пустая.
  • В сцене, когда Скотти покупает Джуди новую одежду можно заметить, что якобы новые туфли, которые они покупают, на самом деле ношеные.
  • В одной из сцен Мэдэлайн входит в отель МакКиттрик и в этот момент, видно, что небо пасмурное. Однако, когда Скотти видит её в окно, то очевидно, что оно освещено солнечным светом.
  • Источник

    Vertigo (1958, США), IMDb: 8.3

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Читайте также:  Головокружение от уколов витаминов

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Предоставлено пользователем: Pavel

    Дата выхода в мире

    9 мая 1958

    Отставной сыщик Скотти Фергюсон страдает патологическим страхом высоты и любит женщину, у которой раздвоение личности

    Соглашаясь на мольбу старого приятеля (Том Хелмор) последить за его женой, страдающей раздвоением личности (Ким Новак), бывший коп Скотти Фергюсон (Джеймс Стюарт), страдающий боязнью высоты, и не подозревает, что ему предстоит сыграть подставную роль в зловещей интриге, дважды влюбиться и оказаться на самой грани, отделяющей любовь от безумия и смерти. Хотя фильм основан на романе «Из царства мертвых» Буало и Нарсежака, это не детектив — в нем скомпрометирована загадка. За полчаса до финала Хичкок раскрывает все карты, перенося акцент с преступления на чувства. Но и любовь, о которой мог бы стать фильм, скомпрометирована жестокостью и эгоизмом героя, «переделывающего» одну возлюбленную в другую.

    Режиссер фильма «Головокружение»

    Фото пользователя

    Головокружение хичкок 1958 год

    Рецензия «Афиши» на фильм

    9

    Соглашаясь на мольбу старого приятеля (Хелмор) последить за его женой, страдающей раздвоением личности (Новак), бывший коп Скотти Фергюсон (Стюарт), страдающий боязнью высоты, и не подозревает, что ему предстоит сыграть подставную роль в зловещей интриге, дважды влюбиться и оказаться на самой грани, отделяющей любовь от безумия и смерти.

    Хотя фильм основан на романе «Из царства мертвых» Буало и Нарсежака, это не детектив — в нем скомпрометирована загадка. За полчаса до финала Хичкок раскрывает все карты, перенося акцент с преступления на чувства. Но и любовь, о которой мог бы стать фильм, скомпрометирована жестокостью и эгоизмом героя, «переделывающего» одну возлюбленную в другую. «Ты мой второй шанс», — говорит Скотти вернувшейся из мертвых Мадлен, и в этом подлинный смысл картины, повествующей о смертельности цифры два. Две женщины, две любви, два падения, два поцелуя — зеркальность построения наводит Скотти на мысль, что на все есть ответ и спасение в системе. В этом его трагическая ошибка: вторых шансов не бывает. «Головокружение» (по иронии судьбы получившее второй шанс, когда в 1996 году его полностью отреставрировали, вернув «Техниколору» оператора Роберта Беркса кровавость, а гениальной музыке Бернарда Херрманна цифровую бездонность) — это падение в зазеркалье, своеобразное роуд-муви, только не по пространству, а вглубь него. Тоннелем становится лестница — бездонная монастырская лестница внутрь наваждения, возможно, самого потрясающего в кино.

    Читайте также:  После приема утрожестана головокружение

    Лучшие отзывы о фильме «Головокружение»

    Фото Саша Ласкер

    Фото Саша Ласкер

    7

    Протагониста зовут Джон Фергюсон. Фергус — герой ирландской мифологии, у которого было два меча. Первый — обыкновенный, второй же, Лейте, — из Ши, потустороннего мира. Меч Лейте, когда его заносили для удара, светился, словно радуга. Цвета радуги в их последовательности: красный — оранжевый -желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. В фильме вскользь упомянуто, что Гэвин Элстер побывал на востоке; веер с восточным рисунком, висящий под бра в комнате Джуди и др. Интересно, что цвета радуги совпадают с цветами чакр: Муладхара (красный) — Свадхиштхана (оранжевый) — Манипура (желтый) — Анахата (зеленый) — Вишуддха (голубой) — Аджна (темно-синий) — Сахасрара (фиолетовый). Еще обратите внимание на то, как змеится дорога, ведущая в лес, где растут секвойи, что оба финальных эпизода связаны с часовней.

    Восточный учитель Махатма Мория говорит: «В мозгу есть центр, называемый Колоколом; как резонатор , он собирает симфонию мира и самую глубокую тишину способен превратить в грозный аккорд… так же как спинной мозг зовется Копьем, ибо, желая отразить удары, мы должны напрячь этот канал. »

    9

    Отличный психологический триллер с налётом мистики

    Вот уже девять лет, как я занимаюсь оцениванием продуктов кинематографа, а только теперь удалось воочию увидеть работу режиссёра, благодаря которому стал возможен жанр «триллера». Думаю, что каждый уважающий себя любитель пощекотать нервы смотрел фильмы Альфреда Хичкока, а именно об одном из них и пойдёт сегодня речь. Перед знакомством с фильмом осуществил подготовку к просмотру и сделал вывод, что этот фильм не является лучшей его работой, вернее, она не на первом месте в этом списке. Возглавляет его фильм «В среде случайных убийств», опять же, по версии портала КиноПоиск. Также узнал для себя такой факт, что сценарий к фильму был написан тремя людьми, в титры попали только двое, потому что вариант профессионального драматурга не устроил режиссёра. Далее поделюсь с вами впечатлениями от фильма и мыслями по этому поводу.

    В этой картине создатели исследуют влечение к противоположному полу, доходящую до маниакального влечения. Есть детектив в отставке, назовём его Скотти Фергюсон и он до обморочных состояний боится высоты. Жизнь его потрепала, и теперь в период безделья он прогуливается по городу и наблюдает за жизнью города. Однажды к нему приходит его бывший коллега Гэлвин Элстер и просит проследить за его женой. Он подозревает её в одержимости самоубийством… Сам Хичкок утверждал что три вещи определяют качество фильма – «Сценарий, сценарий и ещё раз сценарий». С этой позицией я более чем согласен, ведь если в визуальный ряд заложен посредственный текст (а это не только совокупность буковок и авторских сносок, но и тезисные записи об общей идее, её развитие и другие подобные записи) то фильм уже наполовину провалился. Поэтому важно найти правильное соотношение текста и картинки, умение использовать визуальные технологии по назначению.

    Оператор Роберт Бёркс сумел эстетизировать кадр, сделать его красивым, даже в такой околокислотной цветокоррекции. В сценах, где показываются наваждения главного героя мы видим те фантасмагорические образы и видения, составляющие визуальное воплощения влечения. Думаю в кинематографе самая завуалированная эротика, поскольку я не увидел здесь эротического подтекста, то ли у меня не хватило воображения, то ли я не докрутил детективную линию, но мистический элемент в картине присутствует, особенно это видно в сценах с использованием болотного цвета. Правильное воплощение фрейдистских воплощений эротизма подано здесь, потому что бросающихся в глаза признаков нет, вроде обнажённых гениталий и вообще все вполне себе одеты, поэтому невозможно заподозрить мистический детектив в каком бы то ни было эротизме, не обладая фантазией или не рассматривая влечение как эротически элемент. Вообще у человечества со многими явлениями психоанализа странные отношения, или просто у него (человечества) богатая фантазия.

    Вездесущие критерии диктуют свои условия систематизации и классификации впечатлений. Сюжет заслуживает пять пряников, поскольку он от начала и до конца непредсказуем, детективное расследование из слежки, превращается в погоню за видением, экстраполяцией образа одного объекта одержимости на другой и здесь это не признак эротизма, а зарождающейся маниакальности, поскольку если бы подобный сюжет реализовывался в наше время, то это было бы пагубное расстройство, формирующее образ будущего Джека Потрошителя. Но сценаристы сумели преподнести свою задумку в нужно ключе, чтобы зритель мог только догадываться о возможном потенциале картины. Зрелищность в моём понимании обыкновенно приравнивается к динамичности, но здесь она реализуется за счёт неожиданных сюжетных поворотов, коих достаточно много, особенно острой в этом плане является последняя четверть фильма. Актёрская игра в этом фильме хорошая. Каждый доносит свой образ до зрителя доходчиво, отыгрывая все эмоциональные реакции и внутренние мотивации. Джеймс Стюарт вжился в Скотти Фергюсона и удачно показал одержимость наваждением. Ким Новак не была принята Хичкоком, но тем не менее ей удалось хорошо сыграть свою роль, не выпадая из поля воздействия образа отлично играет двух разных девушек. Оригинальность не стопроцентная, поскольку фильм снят по мотивам книги. Музыка и звук были в основании атмосферы триллера и саспенса, каждый бытовой звук прекрасно работал и пугал не хуже типичных скримеров в ужастиках, а саундтреки западали в голову после нескольких минут прослушивания.

    Читайте также:  Беспричинная слабость и головокружение

    Вердиктируя. Кино получилось сильным, эмоционально воздействующим, психологически достоверным и как триллер выполняющим свой функционал на сто процентов. Думаю для первого знакомства с фильмографией режиссёра этот фильм подойдёт. Картина привлекает своим визуальным рядом, саундтреком, небанальной историей, держащейся на крепких детективных основах с вкраплением мистики и что самое главное интерес к этой истории нег гаснет на всём протяжении просмотра, ты полностью погружён в происходящее, а пронзительная концовка как ушатом холодной воды тебя поливает, возвращая в реальность. Давно я так не проникался фильмом. В этом я вижу подлинное мастерство Хичкока – в лёгком, едва заметном проникновении зрителя в просматриваемый материал. Рекомендую! Всем добра и приятного просмотра!

    9

    Наиболее деконструирующий существующие жанры и киноязыковые условности классического нарратива, фильм «Головокружение» 1958 года Альфреда Хичкока стартует тем не менее весьма традиционно, в духе уходящих в небытие уже тогда нуаров, когда неоднозначный частный сыщик Скотти Фергюсон с целым буйным выводком фрейдистско-юнгианских комплексов, им не преодоленных, скрипя сердцем соглашается проследить за женой своего давнего друга Гэвина, Мадлен. Но тем очевиднее становится дальше, что в этой сугубо американизированной экранизации романа Буало и Нарсежака, многозначительно трактуемой хоть по диагонали, хоть по вертикали, упущено кое-что, лежащее в общем-то на поверхности изобразительно изысканной киноматерии фильма.

    За год до того, как Ален Рене ревизионировал себе право на диалектику памяти в «Хиросиме, mon amour», продолжив её «В прошлом году в Мариенбаде», именно Альфред Хичкок в декорациях подернутого онорической вуалью Сан-Франциско, предвосхищая и опережая, заговорил о том же, о власти памяти над жизнью человека, над его бытием, превращая его неизбежно в некое пластичное истончение привычных вещей, поступков, привычного осознания себя. Даже если не принимать на веру навязанные игровые условности, ведь, по законам нуара никто здесь не является и так самим собой, отняв самостоятельно у себя право на честную идентификацию, то становится ясно, что именно глубинная, генеалогическая память толкает Мадлен возвращаться к портрету своей прабабки, заново, реинкарнируясь, проживать её жизнь, повторять вслед за ней её неизбежный путь рока, будучи не в силах противиться этой мистической, некромантской тяге к соприкосновению к прошлому своей семьи, ведь её нынешнее семейное бытие, режиссёром не вполне проясненное, завуалированное и затаенное, неприхотливо; оно, как и всякое постоянство, лишено своего метафизического смысла, и Мадлен, ведомый по сути человек, оказывается сперва в заложниках своего брака, потом — давнего прошлого в лице Карлотты Вальдес, а уж потом — зависимой от Скотти.

    Он же в свою очередь тоже является жертвой игр разума, завязанных на кошмарах собственной памяти. Концентрируя в себе практически все возможные фобии и психологические вывихи, так как акрофобией дело едва ли ограничивается, и в поведении главного героя не без усилий просматривается танатофобия, агорафобия и обсессивно-компульсивное расстройство, Скотти не может отпустить от себя воспоминания о гибели своего напарника; неискупленное и ошибочное чувство вины владеют им столь сильно, что просто страх перед неведомым произрастает в патологию, неизлечимую с каждой минутой. Боязнь вступать в долгие отношения с женщинами приводит к тому, что он начинает их как неосознанно боятся, так и стремиться завладеть той единственной, которая стала его мономанией. Как и безымянный герой Мариенбада, он продолжает помнить ту, что придала его мучительной жизни абрисы смысла, пускай она и не является самой собой, но, ослеплённый желанием воскресить ту память, Скотти, вслед за настоящей Мадлен, а не её псевдообразом, её симулякром, оказывается неспособным противостоять собственным ментальным макабрам. Как и Мадлен повторила точь в точь жизнь и смерть загадочной Карлотты, так и Скотти проиграл заново историю своей единственной настоящей любви, только вместо пресловутого Эроса оставив лишь один Танатос. Много позже, в картине «В прошлом году в Мариенбаде» действие и вовсе перенесется в некий антимир, населённый мертвецами, наказанными амнезией. «Головокружение» лишь совершает полный цикл человеческого существования: человек был, человек жил, человек совершил, человек получил, человек убил, человек умер; человек любил, человек забыл, человек вспомнил, — но только где-то здесь затаилось очевидное сомнение: а был ли вообще этот человек?!

    5

    Надуманный сюжет и концовка, однообразное действие («Стюарт ведет наружное наблюдение»).

    С другой стороны, немного саспенса и интриги таки есть, неплохая актерская игра, красивая Ким Новак.

    2,75 из 5

    Фото M_Thompson

    Фото M_Thompson

    9

    Старый полицейский (Джеймс Стюарт) испытывает проблемы с головокружением во время пребывания на относительно высоких площадках. Во время одного из заданий Скотти из-за своей болезни допускает гибель своего напарника и подает в отставку. Но дома без дела болтаться он тоже не может и вскоре берется за частное расследование – его друг Гэвин (Том Хэлмор) просит его проследить за женой Мэдлин (Ким Новак), которую подозревает в сумасшествии. Мол, ходит на кладбище, постоянно несет какую-то чепуху. Скотти, после недолгих раздумий, берется за дело. Довольно быстро познакомившись с очаровательной женщиной, он действительно видит, как та посещает кладбище, музей, в котором висит картина с изображением ее бабушки, а также ведет себя всячески странно – ходит с отрешенным видом, да бросается в холодные воды залива Сан-Франциско, из которых Скотти как-то ее и спасает, отогревает и постепенно влюбляется.

    Восхитительно исполненный фильм в исполнении Хичкока, которого сразу и не поняли. Снято по книге, построенной на интриге, которую Хичкок раскрывает в середине фильма – Джуди и есть та самая женщина, которая выдавала себя за Мэдлин, чтобы запутать и подставить Скотти. Режиссер никогда особо не восхищался «неожиданными» историями, в которых интрига «кто убийца» раскрывается в самом конце и детективов, в английском понимании этого слова (см. Агата Кристи) не снимал, отдавая предпочтение саспенсу. Ему были интересны иные аспекты сопровождающих все это событий. Как в случае с «Головокружением» — представление женщины в роли другой, и превращении иллюзии в мечту, а потом — в кошмар.

    По своему времени фильм был очень передовой в техническом смысле. Хичкок обильно использовал световые фильтры, придавая той или иной сцене более яркий эмоциональный колорит, как это было с более светлыми кадрами появления Мэдлин, приглушенными тонами удрученного Скотти, более мягким освещением Джуди, появляющейся в своем финальном наряде Мэдлин. Для получения искаженной перспективы, когда Скотти стоит на колокольне и смотрит вниз, Хичкок применил трансфокаторный наезд на макет, который сделали специально для этой сцены, скопировав натурные декорации в уменьшенном виде. Этого эффекта головокружения режиссер старался добиться больше десяти лет и только к этому фильму смог технически добиться того, чего хотел.

    Кроме того, фильм невероятно сексуален в силу своей затаенной эротичности. Конечно, Хичкок никогда не покажет природу сексуальных отношений в лоб. Как и с тайной, он предпочитает играть со зрителем – все эти сцены с двойным смыслом, огромная сексуальная тяга от Скотти к Мэдлин. Да и маниакальная страсть именно одеть женщину, как одевалась Джудди – это ли не потаенный призыв обратного действия, которого хотел бы на месте Скотти любой другой? Более того, сам темп фильма насколько медлителен и неспешен, что становится ясно – пришло время нового Хичкока.

    • 57 лучших фильмов о любви

      12 ├F3: M10┤, 2018

    • 25 кинопремьер февраля

      4 ├F3: M02┤, 2020

    • Что пишут пользователи «Афиши» про новых «Плохих парней», «Под водой», «1917», «Маленьких женщин», «Кому» и «Гретеля и Гензель»

      3 ├F3: M02┤, 2020

    • Какими достижениями за минувшее десятилетие может похвастаться женское кино?

      30 ├F3: M01┤, 2020

    Источник