Головокружение по а хичкоку

год | 1958 |
страна | США |
слоган | «Можно ли вернуться из мира мертвых?» |
режиссер | Альфред Хичкок |
сценарий | Алек Коппель, Сэмьюэл А. Тейлор, Максвелл Андерсон, … |
продюсер | Херберт Коулмэн, Альфред Хичкок |
оператор | Роберт Бёркс |
композитор | Бернард Херрманн |
художник | Генри Бамстед, Хэл Перейра, Эдит Хэд, … |
монтаж | Джордж Томазини |
жанр | триллер, мелодрама, детектив, … слова |
бюджет | $2 479 000 |
сборы в США | $7 311 013 |
сборы в мире | + $22 995 = $7 334 008 сборы |
зрители | 18.2 млн, 2.7 млн |
премьера (мир) | 9 мая 1958, … |
релиз на Blu-ray | 5 ноября 2018, |
время | 128 мин. / 02:08 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Программа «Каннская классика» дает возможность в рамках кинофестиваля пересмотреть самые культовые фильмы и всемирно признанные шедевры, которые создают историю мирового кинематографа. Одним из таких фильмов является «Головокружение». В главных ролях снялись Джеймс Стюарт и Ким Новак.
В этом году картине исполняется 60 лет — премьера состоялась 9 мая 1958 года. Так организаторы фестиваля решили почтить имя «Короля саспенса» Альфреда Хичкока. Это первый фильм Хичкока, включённый в Национальный реестр США наиболее значимых фильмов.
Фильм снят по мотивам романа «Из мира мертвых» (D`entre les morts, 1954), написанного совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.
Кинокомпания Paramount приобрела права на произведение специально для Хичкока. Сюжет рассказывает историю Скотти Фергюсона — полицейского детектива в отставке, страдающего патологическим страхом высоты. Старый знакомый просит его проследить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства. Герой оказывается не в силах спасти Мэделин, которая срывается вниз с церковной колокольни… Спустя некоторое время Скотти, находясь в глубокой депрессии, после случившейся трагедии, случайно встречает на улице девушку Джуди…
Саспенс или неожиданность? Великий Альфред Хичкок всегда выбирал первое. В фильме «Головокружение» этот выбор особенно важен.
В романе читатели получают неожиданный поворот в финале книги. А «Мастер саспенса» поместил этот самый неожиданный поворот в самую середину фильма. То есть, главный герой еще не знает того, что уже известно зрителю. Хичкок решил, что подлинное напряжение возникает только тогда, когда зрителю известно о происходящем несколько больше, чем главному герою.
Даже для самого «Короля саспенса» — это был новаторский ход.
Сам Хичкок вспоминал, что ему пришлось сражаться с боссами киностудии, так как все выступали против этого поворота; всем хотелось приберечь ошеломляющее открытие до конца фильма.
С точки зрения операторской техники тоже были большие сложности и новаторские приемы. Труднее всего было получить знаменитый кадр «головокружения» при взгляде Скотти вниз по лестнице. Вертикальная съёмка требовала использования подъёмника, что стоило немыслимых денег, которые студия не собиралась выделять. «Почему бы не сделать макет лестницы, положить её на бок и снимать, отъезжая от неё? Можно обойтись без всякого подъемника», — рассуждал Хичкок. Впервые использованное в этой сцене сочетание оптического зума с откатом камеры получило в кинематографии название the Vertigo effect. Пространство при этом одновременно приближается и удаляется, как будто подчиняясь логике кошмара.
Судьба фильма также полна перипетий. Сначала Хичкок хотел снимать в главной роли Веру Майлс. Были даже проведены пробы, но актриса вскоре сообщила о своей беременности и студийные боссы предложили Хичкоку восходящую звезду — Ким Новак. Веру Майлс Хичкок снял позже в «Психо», а с Ким Новак у мэтра не сложились отношения. Новак он в своих фильмах больше не снимал.
Изначально картина была прохладно встречена критиками, да и у зрителей не вызвала большого интереса. Американская киноакадемия отметила картину только двумя номинациями на «Оскар».
Сокрушенный Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, сказав, что он исчерпал себя, и его лучшие годы позади. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах, хотя до этого он слыл его любимчиком. «Головокружение» — четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.
Права на фильм были выкуплены самим Хичкоком и составили наследство его дочери, так что повторная премьера «Головокружения» состоялась в середине 80-х годов. Мартин Скорсезе превознёс его как один из самых лучших фильмов, когда-либо снятых в Голливуде. С ним тут же согласились кинокритики. В 1996 году оригинальный негатив фильма был восстановлен и снова выпущен в прокат в кинотеатрах. Однако, несмотря на скрупулёзность проведённой реставрации, у неё нашлись свои противники, обвинившие реставраторов в искажении режиссёрского замысла.
Знаменитый французский кинорежиссер, поклонник таланта Хичкока — Франсуа Трюффо, сказал о творческом замысле своего кумира: «Вы называете его Хич. Мы, французы, называем его господин Хичкок. В Америке вы уважаете его за то, что снимает сцены любви как сцены убийства. Мы уважаем его за то, что он снимает убийство, как любовь».
«Эхо-кино»
Источник
год | 1958 |
страна | США |
слоган | «Можно ли вернуться из мира мертвых?» |
режиссер | Альфред Хичкок |
сценарий | Алек Коппель, Сэмьюэл А. Тейлор, Максвелл Андерсон, … |
продюсер | Херберт Коулмэн, Альфред Хичкок |
оператор | Роберт Бёркс |
композитор | Бернард Херрманн |
художник | Генри Бамстед, Хэл Перейра, Эдит Хэд, … |
монтаж | Джордж Томазини |
жанр | триллер, мелодрама, детектив, … слова |
бюджет | $2 479 000 |
сборы в США | $7 311 013 |
сборы в мире | + $22 995 = $7 334 008 сборы |
зрители | 18.2 млн, 2.7 млн |
премьера (мир) | 9 мая 1958, … |
релиз на Blu-ray | 5 ноября 2018, |
время | 128 мин. / 02:08 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник