История болезни головная боль педиатрия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОБНИНСКИЙ
ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Национальный
исследовательский ядерный университет
«МИФИ»
(ИАТЭ
НИЯУ МИФИ)
Медицинский
факультет
Кафедра
педиатрии
Больной:
Лосева
Дарья Павловна
Диагноз:
Внебольничная
правосторонняя бронхопневмония
Куратор:
студент группы
ЛД-2Б-С11
Газарян
Л.Г.
Проверила:
Д.М.Н., профессор Нежданова М.В.
Обнинск
2015
Паспортная
часть
1.
ФИО Лосева Дарья Павловна
2.
Дата рождения: 06.08.14. Возраст: 8 месяцев
3.
Адрес: г. Обнинск пр-т Ленина 61/18
4.
Дата поступления: 22.04.15.
Жалобы
со
слов матери:
При поступлении:
на повышенную температуру тела до 39,0
oC,
сухой малопродуктивный кашель,
сопровождающийся смешанной одышкой,
насморк,слизистое отделяемое зеленого
цвета, бледность кожных покровов ,
снижение
аппетита, плаксивость и раздражительность
На
момент курации:
повышенная температура до 37,1 снижение
аппетита
Анамнез
болезни
Вечером
22 апреля у ребенка поднялась температура
до 39С, сухой кашель, с насморком ,одышка
со стонами, самостоятельно температуру
сбить не получилось, обратилась к
педиатру в КБ №8,после чего была направлена
в стационар с диагнозом- правосторонняя
бронхопневмония. Была госпитализирована
в детское отделение КБ №8, где ей поставили
диагноз внебольничная правосторонняя
бронхопневмония
Анамнез
жизни:
1. Антенатальный
период. Ребенок родился от третьей
беременности, вторых родов. Беременность
протекала без патологии, лечения не
проводилось,состояние здоровья во время
беременности удовлетворительное.
Токсикоз
I
и II
половины беременности – умеренно
выраженный. Питание во время беременности
сбалансированное, отдавала
предпочтение овощным блюдам и фруктам.
Творог и мясо ела 1-2 раза в неделю. До 20
недель мама работала директором в своем
магазина, где профессиональных вредностей
не было. Роды длились около 10 минут,.
Проводилось акушерское вмешательство,
выполнено кесорево сечение, более точных
сведений нет.
2. Характеристика
новорожденного. Ребенок родился
доношенным, масса при рождении 3750 г,
длина при рождении 53 см. Закричала сразу.
Остаток пуповины отпал на 3 день, пупочная
рана зажила на 6 день. Сыпи, опрелостей,
гнойничковых элементов не наблюдалось.
Слабо выраженная физиологическая
желтуха прошла к 10 дню жизни. Первое
прикладывание к груди было осуществлено
в первые 30 минут жизни.
3. Вид
вскармливания. Находится на естественном
вскармливании 5-6 раз в день, с ночным
перерывом в 5-6 часов. Прикорм введен в
4,5 месяца в виде овощного пюре (кабачок,
брокколи), затем в 5,5 месяцев в рацион
была введена каша (гречневая, манная),
в 6 месяцев – кефир, творог. Соки
(морковный, яблочный) получает регулярно,
с 5-месячного возраста. Профилактика
рахита проводится (прием витамина Д).
На данный момент питание 5-разовое. В
связи с болезнью, аппетит снижен, пьет
много жидкости. Стул без особенностей,
1-2 раза в сутки.
4.
Нервно-психическое развитие ребенка.
1
месяц
– фиксирует взгляд на неподвижном
предмете, прислушивается к звукам,
улыбается, узнает голос матери,
2
месяца
– длительно следит за движущейся
игрушкой, поворачивает голову в сторону
источника звука, держит головку
вертикально, улыбается взрослым, начинает
гулить.
3
месяца
– длительно следит за предметами, ищет
источник звука, держит головку
горизонтально, проявляет «комплекс»
оживления в ответ на эмоциональное
общение, гулит.
4
месяца
– узнает мать, поворачивает голову в
сторону невидимого источника звука,
рассматривает, ощупывает, захватывает
низко висящие над ним игрушки,
поворачивается со спины на бок, живот,
подолгу гулит.
5
месяцев
– отличает близких от чужих, узнает
голоса близких, прислушивается к музыке,
удерживает игрушки, сам переворачивается,
«детский лепет».
6
месяцев
– понимает некоторые жесты взрослых,
сам переворачивается и садится, много
двигается, пытается ползать, смеется,
лепечет.
7
месяцев
– узнает знакомых, различает интонацию
речи взрослых, ползает, приподнимается
в кроватке, подолгу лепечет.
8
месяцев
– проявляет интерес к новым предметам,
может есть из ложки полугустую пищу,
много двигается, встает с опорой, пытается
манипулировать взрослыми.
Заключение:
нервно-психическое развитие соответствует
возрасту.
5. Перенесенные
заболевания.
Со слов матери:
Ребенок
заболел впервые. Аллергологический
анамнез не отягощен. Прививки по возрасту:
против вирусного гепатита В первые 24
часа жизни, в 1 и 6 месяцев; против
туберкулеза в 3 дня; против коклюша,
столбняка, полиомиелита дифтерии в 3,
4,5, 6 месяцев; Ответной реакции на прививки
не отмечалось. Реакции организма на
лекарственные препараты, пищевые
продукты не отмечалось.
6. Семейный
анамнез. Мать – 27 лет, здорова. Отец –
30 лет, здоров. У родителей нет хронических,
инфекционных,наследственных и
профессиональных заболеваний . В семье
еще 1 здоровый ребенок 4 года.
7. Бытовые
условия и уход.
Семья состоит из 4
человек, из них: 2 взрослых ,2
детей.
Материально-бытовые условия
хорошие. Квартира 2-х комнатная, теплая,
сухая. Контакты с инфекционными больными
за последние 3 недели отрицает. Уход за
ребенком достаточный, питание регулярное.
Прогулки проводятся регулярно на
свежем воздухе.
Данные
объективного исследования.
Статус
на день курации.
Общее
состояние ребенка средней тяжести.
Температура тела 37,1.
Нервная
система. Сознание ясное. Ребенок
беспокоен, подвижен. Психическое развитие
соответствует возрасту.
Физическое
развитие.
1.Вес
-при
рождении 3 750г
-на
данный момент 8 600 г
-долженствующий
9 200 г
8 600г
– 4 коридор, рост 69 см – 4 коридор
окружность
груди- 46,3 см – 4 коридор
сумма
коридоров – 12 — Мезомикросоматотип
разность
– 0 – развитие гармоничное.
Индекс
Эрисмана: 46,3-34,5 = 11,8.
Индекс
Чулицкой: (3 окружности плеча + окружность
бедра + окружность голени)-рост =
(3*14+27+21)- 69 =21.
Долженствующая
масса тела=3750+600+800+800+750+700+650+600+550
=9 200г
Окружность
головы- 44см
Заключение:
физическое развитие соответствует
возрасту, гармоничное, мезомикросоматотип.
Индексы Чулицкой (упитанности) и Эрисмана
в пределах нормы. Разница между фактической
и долженствующей массой менее 10%, что в
пределах нормы.
Кожные
покровы бледно-розового цвета, умеренно
влажная, эластичная, теплая. Сыпи, рубцов,
кровоизлияний, изъязвлений, пигментаций,
депигментаций нет.
Тургор кожи в
норме.
Подкожно-жировая
клетчатка в пределах нормы . Подкожно-жировой
слой распределен равномерно, пастозности
и отеков не наблюдается. Тургор тканей
в норме.
Лимфатические
узлы пальпируются единичные, не увеличены,
обычной консистенции, безболезненны,
подвижны, не спаяны с кожей и окружающими
тканями, окраска кожи над ними не
изменена.
Мускулатура
развита умеренно, симметрично, тонус
мышц и мышечная сила сохранена. Пальпаторно
мышцы безболезненны, судорог, дрожания
нет.
Костная
система. Форма головы- брахицефалическая.
Большой родничок 0,6*0,9 см на уровне костей
черепа. Малый родничок закрыт. Края
плотные. Костная система без видимых
деформаций, болезненности нет. Количество
зубов 6: 4 верхних и 2 нижних резца.
Форма
суставов не изменена, болезненности,
припухлости, гиперемии не
отмечается,
объем движений сохранен.
Органы
дыхания.
Дыхание
через нос свободное, тип дыхания брюшной.
Дыхание глубокое, жесткое, ритмичное,
в акте дыхания участвуют обе половины
грудной клетки. Слизистое отделяемое
с носа зеленого цвета. Слизистая оболочка
миндалин, небных дужек, задней стенки
глотки слегка гиперемирована. ЧДД 28 в
1 мин.Грудная клетка пальпаторно
безболезненна, эластична.
При
сравнительной перкуссии — перкуторный
звук с коробочным оттенком.
При
топографической перкуссии легких:
Высота
стояния легочного звука над ключицами:
спереди
– справа — 3см., слева – 3 см.
сзади
– на 3 см. латеральнее 7 шейного позвонка
с обеих сторон
Ширина
полей Кренига: справа – 3 см., слева – 4
см.
Нижние
границы правого легкого:
по
l. medioclavicularis — нижний край 6 ребра
по
l. axillaries anterior – 7 ребро
по
l. axillaries media – 8 ребро
по
l. axillaries posterior – 9 ребро
по
l. scapularis – 10 ребро
по
l. рaravertebralis — 11 ребро (уровень остистого
отростка Th11)
Нижние
границы левого легкого:
по
l. axillaries anterior – 7ребро
по
l. axillaries media – 8 ребро
по
l. axillaries posterior – 9 ребро
по
l. scapularis – 10 ребро
по
l. рaravertebralis — 11 ребро (уровень остистого
отростка Th11)
Все
результаты топографической перкуссии
соответствуют норме.
Аускультация:
Над поверхностью легких выслушивается
пуэрильное дыхание, жесткое ,влажные
среднепузарчатые хрипы.
Система
кровообращения.
При
осмотре сердечная область не изменена.
Сердечный
толчок не виден.
Верхушечный
толчок пальпируется в V межреберье на
1 см кнаружи от левой среднеключичной
линии, локализованный, умеренной высоты
и силы, не резистентный.
Симптом
«Кошачьего мурлыканья» не определяется.
Перкуссия:
Границы
относительной сердечной тупости:
Правая
— по правому краю грудины.
Левая
— 1см кнаружи от левой среднеключичной
линии.
Верхняя
— II ребро по левой окологрудинной линии.
Границы
абсолютной сердечной тупости:
Правая
— по левому краю грудины.
Левая
— по левой среднеключичной линии.
Верхняя
— III ребро по левой окологрудинной линии.
При
аускультации тоны сердца ясные, ритмичные.
На лучевых артериях пульс синхронный,
ритмичный, обычного напряжения и
наполнения.
Частота
пульса 120 ударов/мин.
Сосуды
при внешнем осмотре не изменены.
Патологических
шумов не выявлено.
Отношение частоты
дыхания к частоте пульса = 28/120 = 0,2.
Система
пищеварения и органы брюшной полости.
Губы
розовые, умеренной влажности, высыпаний,
изъязвлений, трещин нет. Слизистая
оболочка полости рта розовая, влажная,
без патологических налетов и высыпаний..
Миндалины
в пределах небных дужек, патологических
изменений не отмечается.
Язык
розовый, влажный, чистый.
Живот
округлой формы, мягкий, безболезненный,
выпячиваний и западений нет. Пупок
втянут. Перистальтика кишечника в норме.
Печень
выступает из под края реберной дуги на
1 см , безболезненная, поверхность
гладкая. Желчный пузырь не пальпируется.
Видимого увеличения селезенки нет.
Мочеполовая
система.
Мочеиспускание
свободное, безболезненное. Цвет мочи
соломенно-желтый, без патологических
примесей, запах — без особенностей.
Припухлости
и гиперемии кожи в поясничной области
нет.
Болезненности
при надавливании на поясницу нет.
Почки
не пальпируются. Симптом Пастернацкого
отрицательный с обеих сторон. Наружные
половые органы сформированы по женскому
типу, правильно. Пороков развития,
признаков воспаления нет.
Предварительный
диагноз – правосторонняя бронхопневмония
Соседние файлы в предмете Педиатрия
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].
У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.
ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.
Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дизафферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (гемикрания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные паттерны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.
Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.
По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.
Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.
Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].
Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.
Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.
Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.
Источник