Эпидемиология головной боли у детей

Эпидемиология головной боли у детей thumbnail

Эпидемиология головной боли у детей

Äàííûå î ÷àñòîòå è êëèíè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèêàõ ãîëîâíîé áîëè ó äåòåé. Ïðèìåíåíèå ìåòîäà àíêåòèðîâàíèÿ ñ ó÷åòîì ðåêîìåíäàöèé. Âåðèôèêàöèÿ äèàãíîçà ó äåòåé íà îñíîâàíèè äàííûõ îáùåêëèíè÷åñêîãî, íåâðîëîãè÷åñêîãî àíàëèçîâ è óëüòðàçâóêîâîé äîïïëåðîãðàôèè.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäñòàòüÿ
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ16.02.2014
Ðàçìåð ôàéëà236,7 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

HTML-âåðñèè ðàáîòû ïîêà íåò.
Cêà÷àòü àðõèâ ðàáîòû ìîæíî ïåðåéäÿ ïî ññûëêå, êîòîðàÿ íàõîäÿòñÿ íèæå.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Èçó÷åíèå çàêîíîìåðíîñòåé ôîðìèðîâàíèÿ õðîíè÷åñêîé ãîëîâíîé áîëè ñ ó÷åòîì ðîëè êëèíèêî-ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ. Êðèòåðèè ïðîãíîçèðîâàíèÿ õðîíèôèêàöèè ãîëîâíîé áîëè, ïóòè ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ ýòîé ïàòîëîãèè.

    àâòîðåôåðàò [993,2 K], äîáàâëåí 20.05.2009

  • Îçíàêîìëåíèå ñ îáùåé õàðàêòåðèñòèêîé ãîëîâíîé áîëè. Ðàññìîòðåíèå êëàññèôèêàöèè ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ïðèìåíÿåìûõ äëÿ ëå÷åíèÿ ãîëîâíûõ áîëåé. Èññëåäîâàíèå ýôôåêòèâíîñòè íåíàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòè÷åñêèõ è íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ñðåäñòâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [51,8 K], äîáàâëåí 14.11.2017

  • Ãåíåòè÷åñêàÿ îñíîâà ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê áîëè. Àíàëèçàòîðû áîëè íà ïðèìåðå ãîëîâíîé è çóáíîé áîëè. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà, ñòðîåíèå è ôóíêöèè ýíäîðôèíà. Ðîëü íàòðèåâûõ êàíàëîâ â ôîðìèðîâàíèè õðîíè÷åñêîé áîëè. Òåîðèÿ îäîíòîáëàñòè÷åñêîãî ïðåîáðàçîâàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [54,7 K], äîáàâëåí 14.09.2010

  • Òèïû áîëè â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå. Ñèìïòîìàòèêà âèñöåðàëüíîé áîëè, åå âðåìåííûå ïðîìåæóòêè. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ è ëîêàëèçàöèÿ ïàðèåòàëüíîé áîëè. Îñíîâíûå ïðèçíàêè ïñèõîãåííîãî áîëåâîãî ñèìïòîìà. Áîëü â æèâîòå ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè ó äåòåé.

    ïðåçåíòàöèÿ [106,9 K], äîáàâëåí 24.02.2016

  • Ïàòîôèçèîëîãèÿ, êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå ìèãðåíè è êëàñòåðíîé (ïðîñòðåëèâàþùåé) ãîëîâíîé áîëè. Ýòèîëîãèÿ è ëå÷åíèå ãîëîâíûõ áîëåé, îáóñëîâëåííûõ íåâðàëãèåé òðîéíè÷íîãî íåðâà, ñóáàðàõíîèäàëüíûì êðîâîèçëèÿíèåì, ñèíóñèòîì èëè òðàâìîé.

    äîêëàä [21,8 K], äîáàâëåí 21.05.2009

  • Ïîíÿòèå è ïðè÷èíû ãîëîâíîé áîëè, åå êëàññèôèêàöèÿ. Îïèñàíèå ñèìïòîìàòèêè è ìåñò åå ëîêàëèçàöèè. Âèäû ìèãðåíåé. Ëèöåâûå áîëè, ñâÿçàííûå ñ íåâðàëãèåé òðîéíè÷íîãî íåðâà è íåâðîïàòèåé ëèöåâîãî íåðâà, óðîâíè ïîðàæåíèÿ. Äèàãíîñòèêà è ìåòîäû ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé.

    ïðåçåíòàöèÿ [664,3 K], äîáàâëåí 12.11.2015

  • Ðàçíîâèäíîñòè ãîëîâíîé áîëè, ïðè÷èíû, åå âûçûâàþùèå. Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ãîëîâíîé áîëüþ, èõ ñèìïòîìàòèêà. Ìåðîïðèÿòèÿ, ïîçâîëÿþùèå óìåíüøèòü áîëü, íàçíà÷åíèå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, êîìïëåêñíîå ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå.

    äîêëàä [16,2 K], äîáàâëåí 28.05.2009

  • Ïðîèñõîæäåíèå ðàçíîîáðàçíûõ áîëåâûõ ïðîÿâëåíèé áîëè â ãðóäè. Îöåíêà íàëè÷èÿ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ, ñâèäåòåëüñòâóþùèõ î «íåñòàáèëüíîñòè» ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî. Ïîÿâëåíèå ýïèçîäîâ ñòåíîêàðäèè de novo. Õàðàêòåð ñåðäå÷íîé áîëè ïðè âðîæäåííîì ïîðîêå ñåðäöà.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,1 M], äîáàâëåí 27.09.2016

  • Êëèíè÷åñêèå îñîáåííîñòè õðîíè÷åñêîé ãîëîâíîé áîëè, ìåòîäû äèàãíîñòèêè. Ôàêòîðû ðèñêà òðàíñôîðìàöèè ìèãðåíè. Õðîíè÷åñêàÿ ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ. Íîâàÿ åæåäíåâíàÿ ïåðñèñòèðóþùàÿ ãîëîâíàÿ áîëü. Òåðàïèÿ ïàöèåíòîâ ñ õðîíè÷åñêîé åæåäíåâíîé ãîëîâíîé áîëüþ.

    ïðåçåíòàöèÿ [38,7 K], äîáàâëåí 14.03.2011

  • Àëãîðèòì ðàöèîíàëüíîé äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè òàêòèêè âåäåíèÿ è äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ äåòåé â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ ïðè áîëè â ãðóäè. Ïðèíöèïû è ýòàïû îêàçàíèÿ ýêñòðåííîé è ñêîðîé íåîòëîæíîé ïîìîùè íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå ïðè áîëè â ãðóäè.

    ïðåçåíòàöèÿ [385,4 K], äîáàâëåí 26.04.2016

Эпидемиология головной боли у детей

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Полный медицинский справочник фельдшера

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является непосредственным исполнителем врачебных назначений, должен владеть простейшими приемами реанимации на догоспитальном этапе, оказывать неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях. Фельдшеры работают в службе скорой помощи, в клинико-диагностических лабораториях и фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), где оказывают медицинскую помощь сельскому населению.

Фельдшеры могут работать как в очаге поражения, так и за его пределами. В некоторых городах под руководством Центра медицины катастроф проводятся тактические учения персонала по медицинской помощи и взаимодействию с другими медицинскими и немедицинскими формированиями.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – первичное доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медикосанитарную помощь сельскому населению. Медицинский персонал ФАП осуществляет на закрепленной за ним территории комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, оказывает больному первую доврачебную помощь на амбулаторном приеме и на дому. Медицинскую помощь больным оказывают в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки под руководством участкового врача.

4) проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;

Больных, оставленных на дому, необходимо постоянно наблюдать до их выздоровления. Особенно это относится к детям. Больных из отдаленных от ФАП населенных пункт

Источник

Эпидемиология головной боли у детей

Шпаргалка

Гигиена — наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

1) Изучение влияния факторов окружающей среды — природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном вии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо-я. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени >ой место занимает Джон Саймон — санитарный врач и хирург, один из (вэположников общественной гигиены в Англии. •-Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте-санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со-никами он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их а, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд. Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью

Источник

Эпидемиология головной боли у детей

Входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинским и биологическим наукам. Журнал включен в систему Российского научного цитирования.

Объявления

Блог главного редактора

Дорогие коллеги! Не секрет, что доступ к некоторым видам медицинской помощи для наших сограждан затруднен. Чтобы попасть к «узкому» специалисту, который есть далеко не везде, нужно потратить время для получения талончика на прием, либо — пожалуйте в сектор частной медицины.

Круглый стол с ведущими специалистами здравоохранения. Видео

Свежий номер

Цель исследования — оценить эффективность функционирования в Гродненском регионе стационарной и поликлинической помощи пациентам с инфекционной патологией и на основании полученных данных обосновать необходимость реорганизации инфекционной службы. Материал и методы. Проанализированы ежегодные отчеты инфекционной службы и официальные данные об инфекционной заболеваемости в Гродненской области.

Представлена морфофункциональная характеристика вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Рассмотрены пути инфицирования и механизмы репликации ВИЧ. Приведена современная классификация антиретровирусных средств, применяемых для лечения ВИЧ-инфицированных пациентов. Изложены фармакологические свойства, показания и противопоказания к применению лекарственных средств из групп нуклеозидных и ненуклеозидных ингибиторов обратной транскриптазы. Даны интернациональные непатентованные названия противовирусных средств.   Контактная информация:

Читайте также:  Сколько держать капустный лист при головной боли

Медицинская реабилитация пациентов с симптоматической эпилепсией включает технологии лечебной физкультуры, психотерапии, аппаратной физиотерапии, водолечение, лекарственные средства, диетотерапию. Разработаны показания к применению, описаны особенности использования отдельных методов. Контактная информа

Источник

Эпидемиология головной боли у детей

Атипичная пневмония

Атипичная пневмония — группа пневмоний, вызываемых «нетипичными» возбудителями и обладающих необычным клиническим течением. Если развитие атипичной пневмонии не связано с другим заболеванием, такая пневмония носит название первичной (ПАП).

Содержание

Общие сведения [ править | править код ]

в противоположность хорошо известной в то время и наиболее часто встречавшейся бактериальной пневмонии, вызываемой пневмококком ( Streptococcus pneumoniae ). Такое разделение позволяло дифференцировать пневмонию с «типичными» респираторными симптомами (долевую, или крупозную пневмонию) и нетипичные по клинической картине варианты пневмонии (изначально все такие атипичные по проявлениям пневмонии трактовались как микоплазменные )

. Атипичные пневмонии обычно отличаются сглаженностью «классических» симптомов (среднее количество отделяемой мокроты, отсутствие лёгочной консолидации, небольшой лейкоцитоз и т. д.)

В настоящее время, для клинической практики симптоматические различия между атипичными и типичными пневмониями не играют столь важной роли, так как для терапии пневмонии решающее значение имеет точное определение возбудителя. Помимо этого, в наши дни пневмококковая пневмония встречается относительно более редко.

Атипичные возбудители могут принадлежать к бактериям, вирусам, грибам и простейшим. Ранее все известные в то время патогены атипичной пневмонии ( Mycoplasma , Chlamydia и Legionella ) рассматривались как вирусы, в связи с чем атипичная пневмония также носила название «небактериальной»

. Однако, даже несмотря на то, что часть атипичных возбудителей признаны бактериями, все они обладают «нетипичными» признаками (отсутствие клеточной стенки у микоплазмы, внутриклеточное паразитирование хламидии и т. д.), что влияет на их чувствительность к опр

Источник

Эпидемиология головной боли у детей

Строение женской половой системы

Каков бы ни был объем Ваших знаний «про это», можно гарантировать незнание Вами строения женской половой системы. Во-первых, отдельные части этой системы устроены очень сложно, и полноценное описание их строения можно встретить только в учебниках для медиков; во-вторых, эти органы скрыты внутри тела и недоступны для непосредственного изучения; в-третьих, окончательного развития половая система достигает в период пубертата, т.е. полового созревания, а некоторые ее структуры продолжают расти и развиваться и после — поэтому изучать ее строение можно только в динамике, с учетом индивидуальных особенностей.

Хуже всего из своей анатомии человек знает строение женской половой системы. Взрослые, замужние, иногда и рожавшие женщины строение мужской половой системы знают лучше, чем своей. Мужчины о ней не знают ничего, кроме того, что она есть. А ведь очень часто учителем женщины в вопросах сексуальной грамотности является ее мужчина. Говорят, что женщина в руках мужчины — как скрипка в руках музыканта. Становится понятным, почему у нас столько разводов, столько несчастных женщин, к середине своей жизни не знающих, что такое оргазм, неумение матерей рассказать детям о сексе — они сами о нем ничего не знают, т.к. их мужчины не знали строения женского организма, особенностей женской физиологии и психологии.

у ребенка болит голова и температура 37 руки прохладные
Если у ребёнка болит голова и наблюдается повышенная температура, то причин для этого может быть целое множество. Высокая температура и боль в голове — самые распространённые симптомы для многих заболеваний, на них

Организовать половое воспитание юношей гораздо сложнее, чем девушек: специальность андрология («мужская гинекология») только-только появилась у нас в стране, специалистов по ней очень мало; юноши взрослеют позже, им труднее серьезно отнестись к подобной информации; юноши более замкнуты, более стеснительны, более закомплексованы, чем девушки — им труднее быть искренними, расслабиться и задать волнующие их вопросы; они более мнительны и упрямы — им будет очень трудно изменить свой стереотип поведения. Поэтому половое вос

Источник

Эпидемиология головной боли у детей

Шпаргалка

Этиолокия: род Strptococсus, образуют цепочки, гр+, аэробы. Группы:, бетта гемолитический альфа гемолитический, не гемолитический гама стрептокок. Наиболее патогенны гемолитический гр А (скарлатина, ангина, рожа), бетта гемолитический гр Б (мастит, урогенет инф у женщин, новорожденных — генерализ формы инф с тяж клин течением(менингит, сепсис), у старших детей – мочевых органов, артрит, фарингит, пневмония).

Эпидемиология: У новорожденных и грудных – т.к. есть иммунитет от матери-остр стрептококовая инф, ревматизм, ГН – не развивается!!! – з-е проявляется: отит, ринорея, шейный лимфоденит. После 1 года жизни – появляется остр стрептококовая инф кожи, глоточного лимф кольца. Макс показатели заболеваемости с поражением кожи – у детей дошкольного возраста, а с респираторными проявлениями у младшего школьного возраста.

Скарлатина – острое инфекционное заболевание, токсико септического характера которое сопровождается обцей интоксикацией (гарячка, рвота, поражение нервной и ССС), ангиной, мелкоточечной сыпью на коже, развитием осложнений гнойно-септического и аллергического генеза.

от чего может болеть кожа головы справа
Головная боль считается достаточно распространенным недугом и имеет различную этиологию. Но многие люди сталкиваются с не совсем привычным явлением, когда болит кожа головы.

Для многих остается загадкой происхож

Клиника: Инкуб период – 1-12 дн, начало – острое, темпер тела – до 40*С, одноразовая рвота, головная боль, слабость, болезненое глотание, одутловатое лицо, увелич лимф/у, гиперемия зева; 1-3 день – высыпания на шее, груд клетке (мелкоточечные, яркие, красные). За день обсыпает все тело(макс – в складках и разг поверхностях). Сыпь сливается в одно поле гиперремии. Подбородок и около рта – без сыпи. Белый дермографизм. Сыпь 2-7 дней; исчез бесследно – образ пластинчастые шелушения (отрубевидные). Ангина (ограниченая) – катаральная(1день), фоликулярная (до 5-7), некротическая(2-7 дн, до 10), фибринозная. Некрозы грязно-серого или зеленого вида, на мягком небе – крапельная энантема. Слизистая рта сухая; язык влажный, покрытый серо-белым налетом; на 3-4 дн – мали

Источник

Эпидемиология головной боли у детей

Шенлейн геноха болезнь фото

Пурпура Шёнляйна-Геноха

Васкулит геморрагический или пурпура Шенлейна-Геноха считается одной из самых часто диагностируемых геморрагических болезней, которая преобладает в детских и молодых организмах. Наиболее опасным считается возраст 14 лет, когда на десять тысяч человек встречается 25 пациентов с данным диагнозом. В пенсионном возрасте эта трудноизлечимая болезнь считается редкостью, поэтому после 60 лет можно уже не беспокоиться.

В основе патологического процесса преобладает микротромбоваскулит, который поражает сосуды внутренних органов и дермы. Так, страдают не только мелкие капилляры, но артериолы и посткапиллярные венулы, в стенках которых наблюдается патогенное отложение иммунных комплексов, формированных из иммуноглобулинов А (IgA).

Этиология данного заболевания так до конца и не изучена, однако медики уверены, что основным патогенным фактором является формирование иммунных циркулирующих комплексов, которые оседают в пространстве кровеносных сосудов и повреждают их целостность.

Медики предполагают, что васкулит геморрагический имеет наследственную предрасположенность, однако пока такая информация так и не была подтверждена. И, тем не менее, случаи семейного заболевания диагностированы в современной практике, хотя и являются редкими.

Среди предрасполагающих факторов стоит также выделить вирусные и бактериальные инфекции, прививки, паразитные инвазии, холод, аллергическая реакция на отдельные медикаменты и пищевые продукты. Зная этиологию этого патологического процесса, можно предотвратить рецидив, регулярно применяя надежные профилактические методы.

Данное заболевание начинается с кожных высыпаний, которые сперва кажутся беспричинными, но затем клиническая картина становится ясна. Выраженность симптомов зависит от формы и стадии преобладающего патологического процесса.

Читайте также:  Как облегчить головную боль похмелье

Источник

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Чем лечить головную боль при мигрени

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процес