Как древние люди лечили головную боль
На протяжении веков причины головных болей оставались неясными, и даже самые великие врачи прошлого, пытаясь прояснить данную проблему, выдвигали любопытные предположения о появлении этого недомогания. В результате применялись редко полезные, часто отвратительные, а иногда и садистские методы лечения пациента. Сегодня все намного лучше, но и сейчас головная боль еще не полностью исследована и побеждена.
Миллионы лет назад считалось, что причиной головных болей были демоны (о древних языческих богах и демонах здесь на history-thema.com есть статья в рубрике “фотофакты”). Многие ассирийско-вавилонские тексты, датированные примерно 1500 годом до нашей эры проклинали «демона головы».
Чтобы исцелиться от головной боли, древние египтяне прибегали к магическим формулам. В самых серьезных случаях они отваживались на трепанацию черепа для того, чтобы «злые духи» вышли из головы больного. Эта операция проводилась и в Средневековье.
Применялись также более щадящие методы: прикрепление маленького глиняного крокодила к голове пациента или использование чудодейственных мазей. В Медицинском папирусе Эберса (ок. 1550 г. до н. э.) рекомендовалось приготовить в масле голову сома, и мазью, полученной таким образом, в течение четырех дней смазывать голову больного.
Доктором будущего можно назвать Гиппократа из Кос (V в. до н.э.). Этот древнегреческий врач был первым, кто описал нарушения зрения, которые иногда предшествуют наступлению мигрени. В качестве средства защиты Гиппократ предложил использовать горький порошок, извлеченный из коры ивы. Интуиция в данном случае была более чем точной: много веков спустя в фармакологии начали говорить о салицилатах (противовоспалительных препаратах), предшественниках современного аспирина.
Однако для того, чтобы вылечить мигрень, на протяжении многих веков практиковалась так называемая «гуморальная теория», сформированная тем же Гиппократом, которая видела каждое изменение здоровья человека как дисбаланс между четырьмя «телесными соками»: крови, желчи (черной и желтой) и слизи (флегмы).
Мигрень считалась последствием избытка желтой или черной желчи, накапливающейся в печени, крови и желудке. Поэтому для лечения рекомендовалось использовать слабительные, чтобы освободить желудок и кишечник от избыточной желчи и солей. Таким образом «очищались» печень и кровь.
В XVII веке английский анатом Томас Уиллис (1621-1675) предположил, что головная боль рождается из-за «пробок» в мозговых кровеносных сосудах, а они появляются по самым разным причинам (холод, слишком много солнца, выпивка). Причем, головная боль сопровождалась такими симптомами, как сильный голод, тошнота и рвота, полиурия (обильное мочеиспускание). В результате больным запрещались «вино, пряное мясо, ванны, сексуальные отношения». В принципе, с симптоматикой анатом не ошибся, но вот лечение… Согласились бы вы лечить боль в висках или затылке клизмами и коктейлем из сока многоножки и моли?
С появлением биохимии и прогресса в знании нервной системы, к счастью, все изменилось, и медицина добилась значительных успехов в войне против мигрени. В 1988 году Международное общество головной боли (IHS) опубликовало классификацию возможных типов головной боли (определено 12 категорий). Постоянно проводится множество исследований, чтобы, наконец, полностью расшифровать причины недомогания и победить его.
4 121
Источник
Сырое мясо, мед и жир
Медицина Древнего Египта была на довольно высоком уровне. Подтверждение этому — папирус Эдвина Смита — один из первых в истории учебников по травматологии. В нем описано 48 «клинических случаев», в которых автор объясняет, как лечить травмы головы, шеи, туловища, рук. Видимо, далее описывались травмы живота, таза и ног, но эти части утеряны.
Первым автором папируса Смита иногда называют Имхотепа — знаменитого древнеегипетского врача и архитектора, построившего пирамиду Джосера. Затем его последователи в течение тысячи лет дополняли и дописывали труд.
Древние авторы папируса Смита не предлагают конкретных способов борьбы с болью. В большинстве наставлений рекомендуется для остановки кровотечения прикладывать к ране свежее мясо, а для профилактики инфекции — мед и жир. Древнеегипетские врачи делили травмы на три категории, в зависимости от прогноза: «Я вылечу это», «Я буду с этим бороться» и «Это неизлечимо». Интересно, что про некоторые тяжелые повреждения, например, проникающую до пищевода рану горла, врач говорил: «Я буду с этим бороться».
Фрагмент папируса Смита | Edwin Smith Papyrus, Recto Column 7 (left) and Column 6 (right), containing Cases 12-20.
Божественный авторитет и плацебо
Истоки плацеботерапии — лечения самовнушением — видимо, также стоит искать в древнеегипетской медицине. В стране папируса и пирамид в качестве лекарств использовали самые разные вещества, начиная с трав и минералов, и заканчивая пометом животных.
Если автор рецепта хотел убедить читателя в эффективности своего средства, он упоминал, что лекарство придумал один из богов для себя или для другого бога. Естественно, «божественные» препараты «работали» намного лучше.
Например, в одном из папирусов можно встретить описание средства от головной боли, которое приготовил бог Ра: «Шестое средство, чтобы устранить боль в его голове: плоды кориандра −1; плоды растения „хасит“ −1; или −1; плоды растения „шамес“ −1; …мед- 1; сделать единой массой; смешать с медом; наложить на голову в качестве повязки. Больному сразу станет лучше».
«Маковое молоко»
Первым настоящим обезболивающим, хотя и с серьезными побочными эффектами, стал опиум, добываемый из мака. Начали использовать его все в том же Древнем Египте. Есть данные, что мак активно культивировали во времена фараонов Эхнатона и Тутанхамона. Опиум применяли как обезболивающее и успокоительное, как глазные капели и мази, чтобы успокаивать плачущих детей. Позже опыт египетских коллег переняли греческие врачи.
Интересно, что в античных текстах не найдено ни одного упоминания, что мак вызывал зависимость.
Южноамериканский «родственник» опиума
В то время как древние египтяне и греки боролись с болью опиумом, индейцы Южной Америки применяли с той же целью кактусы пейот, содержащие психоактивное вещество мескалин. Этот «божественный посланник» помогал не только погостить в течение 10-12 часов в мире духов, но и справиться с болью в грудной клетке, с зубной болью, с болями во время родов, при ревматизме.
Анализ археологических находок показывает, что пейот нашел применение в духовных и медицинских практиках примерно пять с половиной тысяч лет назад.
Римский электрошок
Древние умели бороться с болью не только лекарствами. Использовали и некоторые методы физиотерапии, правда, весьма специфические. Если пациент жаловался на головную боль, врач мог положить на его голову электрического угря (по другим данным — электрического сома). Живой электрод следовало держать до тех пор, пока не наступит онемение, и боль не пройдет.
Электроугретерапию, кроме римлян, практиковали африканские племена и древние арабы.
Depostphotos.com
Целительная сила массажа
В дополнение к лечебным травам, минералам и электротерапии, врачи древности могли предложить страдающему от болей массаж. Еще тысячелетия назад его применяли в Египте, Китае, Индии. Массаж помогал снять боль, расслабить мышцы и избавить от стресса. Есть данные, что египтяне практиковали и рефлексотерапию: врач нажимал на определенные точки на кистях и стопах, пытаясь справиться с неприятными симптомами.
Гиппократ считал, что «врач должен быть опытным во многих вещах, но, несомненно, в растирании». Разбирался в массажном искусстве и Гален, прославившийся как «врач гладиаторов». Благодаря трудам Галена, знания о массаже получили доктора средневековой Европы и Азии.
К высшим силам — с просьбой о помощи
С древнейших времен медицина была тесно переплетена с религией и магией. Еще в каменном веке болезнь представляли как некого злого духа, вселившегося в тело жертвы.
Древнеегипетские врачи изгоняли «демонов боли» по-разному. Например, лекарь мог вспомнить историю, некогда происходившую с тем или иным божеством. Нужно было подобрать миф, который максимально соответствовал «клиническому случаю», и обязательно рассказать о том, как бог победил злостный недуг.
Иногда обращались прямо к болезни и старались ее «напугать», например, обещая накормить экскрементами. Были и заклинания, мало чем отличавшиеся от современных заговоров. Текст строили в формате пожелания: «пусть боль от этого человека уйдет».
Изгнание болезней считалось занятием рискованным: ведь их могли вызывать не только демоны, но и божества, а им лучше не перечить.
Дырка в голове
В древности существовал весьма экстравагантный метод лечения головной боли, который, впрочем, некоторые самоучки-энтузиасты до сих пор продолжают практиковать на дому.
Примерно 9 000 лет назад некий гений «понял», что головная боль — происки злых духов, поселившихся в черепе. Достаточно сделать в голове дырку и выгнать через нее астральных недоброжелателей. Так человечество начало познавать искусство трепанации. Напомним, о наркозе тысячи лет назад никто не знал.
Черепа вскрывали врачи Древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима. Возможность полюбоваться экзекуцией нам любезно предоставляют изображения, сохранившиеся со времен Средневековья и Ренессанса. В настоящее время трепанация черепа имеет четкие показания, «бытовая» головная боль в этот список больше не входит.
Иероним Босх «Извлечение камня глупости»
Русские народные методы
Народная медицина предлагает много способов лечения боли. Встречаются среди них и весьма необычные, представляющие собой причудливое переплетение фитотерапии и мистических обрядов. Например, в своей книге «Сказания русского народа», изданной в 1885 году, этнограф-фольклорист Иван Сахаров описывает такой метод лечения зубной боли:
нужно убить указательным пальцем крота со словами: «Кротик ты, кротик! Я пальцем своим из тебя всю кровь испускаю и им больные зубы излечаю». Затем следует приложить этот палец к больному зубу, произнести шепотом тот же заговор и полоскать утром и вечером чистым уксусом.
О том, как сделать ваше лето безопасным во всех отношениях, читайте здесь.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Ученые изучают причины мигрени с того времени, как эта болезнь стала известна. Но мигрень все еще имеет тайны, над которыми работают ученые разных стран. Именно поэтому мы решили рассмотреть основные теории возникновения мигрени, разработанные разными исследовательскими и научными центрами мира. Остановимся на двух более популярных.
Сосудистая теория
Эта теория была популярной в 1930-1950-х годах, когда считали, что на протяжении приступа мигрени происходит временное сужение сосудов головы, а затем их избыточное расширение. При сужении сосудов к нервным клеткам мозга не поступало достаточное количество кислорода, и они начинали «тормозить»: появлялся нечеткая речь, нарушалось зрение и т.д., а с расширением сосудов была связана характерная для мигрени пульсирующая головная боль. Но эта теория перестала быть актуальной, так как не смогла объяснить всех симптомов, которые были характерны для мигрени и пускового механизма приступа.
Тригеминально-сосудистая теория
Приступ мигрени начинается тогда, когда на организм влияют многообразные провоцирующие факторы. Это действие в свою очередь приводит к нарушению баланса химических веществ головного мозга и притеснению нервной активности, так называемая «ползучая депрессия». На такие смены в организме в первую очередь реагирует тройничный нерв, волокна которого покрывают сосуды головного мозга. Он начинает выделять разные химические вещества, которые имеют способность вызывать воспаление вокруг сосудов головного мозга. Это воспаление называется асептическим, то есть то, которое вызывается не микроорганизмами. От «воспаленных» сосудов сигнал следует к головному мозгу, где и формируется ощущение головной боли. Если процесс длится, нарушаются центральные механизмы подавления боли и мигрень становится единственным, безгранично властвующим состоянием боли.
Профилактика мигрени
* Соблюдение диеты, исключение продуктов и напитков, которые провоцируют приступ мигрени. Употребляйте больше свежих салатов, пейте много жидкости, ведь обезвоживание может стать провоцирующим фактором. Употребляйте витамины группы В. Ешьте морскую рыбу, которая содержит незаменимые жирные кислоты.
* Здоровый образ жизни, занятие спортом способствуют позитивным эмоциям, благодаря чему предупреждается возникновение приступов. Часто причиной головной боли является курение. Бросайте эту вредную привычку!
* Ограничение внешних раздражителей (телевизор, радио, телефон), которые часто приводят к стрессу. В этом случае необходимо применять многообразные антистрессовые программы, например, релаксацию.
* В домашней аптечке всегда необходимо иметь препарат, который снимает приступ.
Людям, страдающим регулярными, тяжелыми приступами мигрени с количеством атак 2 раза и больше в месяц, нужно обратиться к врачу. Он назначит профилактические препараты, которые снизят количество приступов мигрени.
ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
Кроме «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, история сохранила для нас многочисленные упоминания о головной боли, которые по своим признакам напоминают мигрень.
Иран 3000 лет до н.э.
Первое упоминание найдено в надписях на утесах, которые были сделаны шумерскими поселениями в Южном Двухлетии.
Вавилон XIX — VI ст. до н.э. В Вавилонской литературе были найдены описания приступов головной боли, которые сравнивались со вспышками молнии.
Египет VIII ст. до н.э. В папирусе Эберса, который являет собой медицинскую энциклопедию древних египтян, впервые мигрень названа болезнью половины головы (что отвечает дословному переводу с французской). В этом труде также описаны такие симптомы этого заболевания, как рвота и плохое самочувствие.
Китай в 581 г. до н.э. В книге «Цжичжуан» сообщалось, что китайские врачи пытались лечить головную боль методом чжень-цзю-терапии (иглоукаливание и прижигание).
Геродот 490-425 гг. до н.э. Согласно сведению Геродота, в Древнем Египте жрецы умели лечить головную боль.
Гиппократ 460-370 гг. до н.э. Древнегрецкий врач и реформатор Гиппократ в труде «Афоризмы» описал свои наблюдения о разных видах головной боли и первым определил ее как заболевание, а не как Божье наказание.
Он также описал хорошо известные симптомы мигрени: зрительную ауру, начало головной боли и ее облегчение после приступа рвоты, а также отметил, что головная боль развивается на фоне зрительных расстройств.
Сократ 470-347 гг. до н.э. Греческие ученые Сократ и его ученик Платон впервые отметили взаимосвязь между напряжением или волнением и головной болью.
Кападокийский 30-90 рр.н.е. Греческий врач Аретей Кападокийский дал первое детальное описание мигрени. В своей книге «Об острых и хронических заболеваниях» он различал три вида головной боли: цефалгию — умеренную, эпизодическую, что длится от 1-3 часов до нескольких дней; цефалею — более интенсивную, что длится дольше, плохо подлежит лечению и, вероятнее всего, обусловленную органической патологией; гетерокранию — похожую на мигрень. Аретей указывал, что локализация головной боли может изменяться на протяжении дня. Согласно распространенного в то время обычая, Аретей дал детальное описание своей мигрени, предоставляя особенное значение зрительной ауре. Он первым обратил внимание на мигренозную фотофобию и описал ее.
Цельс I ст. н.э. Древнеримский врач, автор энциклопедического трактата «Аrтеs» Цельс считал, что мигрень является пожизненным не фатальным заболеванием. Он также говорил о существовании факторов, которые могут быть причиной головной боли (триггерные факторы). Цельс отмечал, что мигренозная боль может уменьшаться при действии холода или жары, огня или солнца.
Ефесский 98-138 гг. н.э. Древнегреческий врач Соран Ефесский, практиковавший в Риме, дал удивительно информативное описание хронической головной боли и мигрени.
Гален 131-201 гг. н.э. Термину «гемикрания» (от которого пошел термин «мигрень») медицина обязана Галену. Греческое слово «гемикрания» римляне превратили на «hemicranium», что в вульгарной латыни постепенно принял форму «migrana». В английском языке это слово возникает как migraine (1398), myegrym (1460), migrien (1579), megrim (1713). В 1777 году с французской был заимствован термин «migraine», который используется и сейчас. Термин «megrim» переиначивали в 33 вариантах, только буквы m, g, и оставались постоянными.
Гемикраничную боль Гален объяснял анатомическими особенностями строения черепа, считая, что именно серпообразная перегородка не позволяет головной боли распространиться на вторую половину черепа. Мигрень он описывал как головную боль одной половины головы, которая не распространяется на грани продольного шва. Гален считал, что мигрень возникает в результате проникновения болезнетворных испарений от других частей тела. Его гуморальной теории (четыре жидкости: кровь, флегма, черная и желтая желчь) придерживались на протяжении многих веков. Врач считал, что лечить мигрень можно диетой, отдыхом, гимнастикой, ваннами, растираниями, кровопусканием.
525 — 605 гг. н.э. Александр Тралианус из Тралесу (сейчас Турция) написал 12-томный труда по патологии и терапии. Этот врач расширил список триггерных факторов при мигрени: шум, крик, яркий свет, вино и острые запахи.
Авицена 980-1037 гг. н.э. Самый известный арабский врач Средневековья Авицена называл головную боль «soda» (от персидского sar did) и отметил, что головная боль может иметь лобную, затылочную локализацию или быть генерализованой, что может быть спровоцировано запахами.
XVIII ст.
Фатер и Хайнике (1723г.) Эти ученые впервые описали офтальмичную мигрень, а через год первую догадку о сосудистом происхождении мигрени сделала Анхальт.
В 1772г. Фотергил описал невралгические боли в участке лица.
XIX ст. Реймонд (1860 г.) и Молендорф (1864 г.) Они сообщили важные сведения о патофизиологии мигренозного приступа. Реймонд считал, что мигренозный присткп связан со сужением кровеносных сосудов лица, а Малендорф противопоставлял сосудистому механизму паралич симпатичного нерва, чем и объяснял покраснение лица и местное повышение температуры на протяжении приступа.
В 1873 г. появилась книга Е.Ливинг «О мигренозных головных болях и другие похожие заболевания», в которой наиболее четко показано дифференциальное отличие мигрени от других, похожих головных болей.
В 1883 г. Штрюмпель выразил гипотезу о том, что аллергические факторы могут иметь значение в патогенезе головной боли.
Фрейд (1880-1939 гг.) Основоположник психоанализа З.Фрейд, страдавший мигренью, создал психоаналитическую теорию боли. Взгляды этого ученого на мигрень были опубликованы в 1895 г. в монографии Мебиуса «Мигрень» (в 1894 г.). Фрейд отрицал наследственную теорию заболевания. Мигрень, связанную с сексуальными проблемами (пол, менструальная мигрень, беременность), Фрейд рассматривал как результат токсичной деятельности некоторой стимулирующей сексуальной субстанции, которая не находит выхода. Ученый также предусмотрел важность сосудистого и нейрогенного механизмов в патогенезе мигрени, что позже было экспериментально подтверждено.
XX ст.
В 1922 — 1927 гг. Вогхем выучил приступы головной боли аллергического характера, но детальное описание патогенеза и клиники этого варианта принадлежат Пастеру Валере Радоту. Много в развитие учения о головной боли сделали советские неврологи (1937-1949 гг.).
Гринштейн на основе самонаблюдений детально описал предвестники мигрени (зрительные и сенсорные), а также установил три зоны головной боли (орбитальная, центральная и затылочная), локализация которой зависит от того, какой сосуд задействован в патологическом процессе при мигренозной атаке. Давиденков установил, что при частоте мигренозных приступов больше двух раз в месяц пациент теряет в наиболее активном работоспособном возрасте (20-45 лет).
В 1950-60 гг. Вольф и его сотрудники расширили знание о локализации головной боли и механизмах влияния на нее эмоциональных, гуморальных и гормональных факторов.
В 1978 г. Федорова предложила употреблять термин «синкопальная мигрень», когда на фоне приступа происходит потеря сознания.
В 1981 г. Вейн вводит в практику термин «паническая мигрень», который в настоящее время включен в международную классификацию.
В 1988 г. Международный классификационный комитет головной боли ввел в практику новую классификацию головных и лицевых болей, которую используют и сейчас.
2008. Сегодня проблемой изучения головной боли занимаются много специализированных центров и научных обществ, объединенных в Европейскую ассоциацию по исследованию головной боли.
Юлия Мартыненко
Источник