Как лечили головную боль наши предки
Люди болели во все времена. Наши предки обладали знаниями, которые в определенных аспектах превосходили современную медицину или были наравне с ней. Но некоторые методы лечения были, мягко говоря, странными.
AdMe.ru узнал в манускриптах древних врачей о самых удивительных способах исцеления и решил поделиться с вами.
1. Зубы лечили дымящейся смесью жира козла
Уже в древности люди научились ставить зубные пломбы и изготавливать протезы. В Северной Италии группа археологов нашла при раскопках зуб человека с вылеченным кариесом. Возраст находки — около 14 тыс. лет.
Но некоторые способы вводят в недоумение. Например, Авиценна советовал лечить кариес окуриванием пациента дымящейся смесью из жира козла, белены и лука. А Плиний Старший считал, что при зубной боли нужно в полнолуние поймать жабу, плюнуть ей в рот и сказать «лечебные» слова.
2. Рожали сидя на корточках или стоя
Любопытно, что в древности во время родов женщина принимала не горизонтальную позу, как принято сегодня, а приседала или рожала стоя.
В Древней Индии умели перевернуть плод, если ребенок находился в неправильном положении, а в африканских племенах иногда знахари были способны сделать кесарево примитивными инструментами.
В Средние века акушерство развивалось плохо из-за влияния церкви. Древние знания были забыты. Часто женщины и дети гибли во время родов.
3. Ладан и экстракт мандрагоры использовали как анестезию
Наши предки со временем достигли успехов в хирургии, но что заменяло им современный наркоз? Тысячи лет назад в древней Месопотамии этим целям служил алкоголь или опиум.
В Египте для этого готовили экстракт из фруктов мандрагоры. В Индии и Китае в качестве анестезии при операции использовали ладан, каннабис и аконитум. Неизвестно, было ли эффективным такое обезболивание.
4. Хронические болезни лечили физкультурой и святой водой
Во времена Гиппократа (460–370 год до н. э.) считалось, что эпилепсия вызвана божественной волей. Древний целитель был убежден, что эта болезнь возникает из-за ветра, холода и солнца. В Средние века считалось, что больные этим недугом одержимы демонами, и лечили несчастных молитвами и святой водой.
Лекари Античности и Средневековья лечили диабет физическими упражнениями и лекарственными травами, но это было малоэффективно, и пациенты умирали.
В Античности были задокументированы кожные заболевания вроде псориаза. Но их считали неизлечимыми. Поэтому в Средние века больным этим недугом вешали колокольчик, чтобы другие знали, что они приближаются.
5. Почти все болезни лечили кровопусканием
На протяжении многих столетий кровопусканием лечили все болезни. Такой метод лечения был популярен в Индии и арабских странах, а первые письменные упоминания относятся к Древней Греции и Египту.
Считалось, что в крови содержится «вредная жидкость», которую нужно выпустить, тогда человек исцелится. В Средние века кровопусканием занимались брадобреи. Популярен этот способ был вплоть до XIX века. А одному из основателей США Джорджу Вашингтону лечили ангину кровопусканием, после чего он умер.
6. Использовали яды змей и трав
Когда антибиотиков не существовало, люди боролись с инфекциями с помощью лекарств на основе растительных и змеиных ядов. Современные ученые пришли к выводу, что в основе последних были дизинтегрины — белки, которые уничтожают бактерии.
В Древнем Египте лечили коноплей, опием, беленой. В Средние века врачи добавляли в снадобья сушеных змей и скорпионов.
7. Практиковали трепанацию черепа
В древние времена мигрень, эпилепсию и психические расстройства лечили кардинально — высверливали дыры в черепе у больного. Трепанация — это самая старая хирургическая операция. Доказательства этого были обнаружены в останках людей периода неолита. Этот метод был популярен среди древних цивилизаций Америки, а также в эпоху Возрождения.
8. Популярным было ректальное курение
Ректальным курением лечили заболевания пищеварительного тракта, сонливость, избавляли от желудочных колик и паразитов. Этот метод переняли от североамериканских индейцев. Однако в XIX веке, когда оказалось, что табак содержит ядовитый никотин, широко практиковать ректальное курение перестали.
Источник
На протяжении веков причины головных болей оставались неясными, и даже самые великие врачи прошлого, пытаясь прояснить данную проблему, выдвигали любопытные предположения о появлении этого недомогания. В результате применялись редко полезные, часто отвратительные, а иногда и садистские методы лечения пациента. Сегодня все намного лучше, но и сейчас головная боль еще не полностью исследована и побеждена.
Миллионы лет назад считалось, что причиной головных болей были демоны (о древних языческих богах и демонах здесь на history-thema.com есть статья в рубрике “фотофакты”). Многие ассирийско-вавилонские тексты, датированные примерно 1500 годом до нашей эры проклинали «демона головы».
Чтобы исцелиться от головной боли, древние египтяне прибегали к магическим формулам. В самых серьезных случаях они отваживались на трепанацию черепа для того, чтобы «злые духи» вышли из головы больного. Эта операция проводилась и в Средневековье.
Применялись также более щадящие методы: прикрепление маленького глиняного крокодила к голове пациента или использование чудодейственных мазей. В Медицинском папирусе Эберса (ок. 1550 г. до н. э.) рекомендовалось приготовить в масле голову сома, и мазью, полученной таким образом, в течение четырех дней смазывать голову больного.
Доктором будущего можно назвать Гиппократа из Кос (V в. до н.э.). Этот древнегреческий врач был первым, кто описал нарушения зрения, которые иногда предшествуют наступлению мигрени. В качестве средства защиты Гиппократ предложил использовать горький порошок, извлеченный из коры ивы. Интуиция в данном случае была более чем точной: много веков спустя в фармакологии начали говорить о салицилатах (противовоспалительных препаратах), предшественниках современного аспирина.
Однако для того, чтобы вылечить мигрень, на протяжении многих веков практиковалась так называемая «гуморальная теория», сформированная тем же Гиппократом, которая видела каждое изменение здоровья человека как дисбаланс между четырьмя «телесными соками»: крови, желчи (черной и желтой) и слизи (флегмы).
Мигрень считалась последствием избытка желтой или черной желчи, накапливающейся в печени, крови и желудке. Поэтому для лечения рекомендовалось использовать слабительные, чтобы освободить желудок и кишечник от избыточной желчи и солей. Таким образом «очищались» печень и кровь.
В XVII веке английский анатом Томас Уиллис (1621-1675) предположил, что головная боль рождается из-за «пробок» в мозговых кровеносных сосудах, а они появляются по самым разным причинам (холод, слишком много солнца, выпивка). Причем, головная боль сопровождалась такими симптомами, как сильный голод, тошнота и рвота, полиурия (обильное мочеиспускание). В результате больным запрещались «вино, пряное мясо, ванны, сексуальные отношения». В принципе, с симптоматикой анатом не ошибся, но вот лечение… Согласились бы вы лечить боль в висках или затылке клизмами и коктейлем из сока многоножки и моли?
С появлением биохимии и прогресса в знании нервной системы, к счастью, все изменилось, и медицина добилась значительных успехов в войне против мигрени. В 1988 году Международное общество головной боли (IHS) опубликовало классификацию возможных типов головной боли (определено 12 категорий). Постоянно проводится множество исследований, чтобы, наконец, полностью расшифровать причины недомогания и победить его.
4 332
Источник
Кровопускание
В средние века среди лекарей бытовало мнение, что человеческим организмом управляют четыре типа жидкостей, которые необходимо держать в балансе. Причиной практически любой болезни, включая мигрень, считали нарушение этого тонкого равновесия.
До середины 18 века кровопускание считалось чуть ли не самым эффективным методом приведения объемов жидкостей в баланс и широко применялось для лечения мучительной и продолжительной головной боли. И только в 1770 году шведский врач Самюэль Огюст Тиссо выделил ее в отдельное заболевание и предложил больным — кроме кровопускания — частые ванны, особую диету и лекарственные препараты на основе экстрактов листьев апельсинового дерева и валерианы.
Трепанация
Один из самых древних методов хирургии — трепанацию — также использовали для лечения многих хронических заболеваний. В 16 веке голландский хирург Петрус Форестус провел операцию пациенту с неизлечимой формой мигрени.
Просверлив в черепе отверстие, врач взял образец ткани мозга и обнаружил в нем нечто, получившее название «черный червь».
По мнению невролога Питера Дж. Келера, который в 2010 году подробно изучал этот случай, потемнение тканей могло свидетельствовать о наличии хронической субдуральной гематомы — скопления крови между поверхностью мозга и его оболочкой. Тромб и был причиной невыносимых головных болей у пациента, но доктор Форестус, конечно, знать этого не мог.
Чеснок
Абуль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави, или Альбукасис — арабский врач и ученый, живший в Андалусии в 11 веке. Врачеватель добился больших высот в профессии и даже стал придворным лекарем халифа Кордовы. Он предлагал лечить мигрень с помощью чеснока. Больному делали глубокие надрезы на висках с помощью скальпеля. В образовавшийся карман закладывали ломтики чеснока. На рану накладывали повязку и ждали 15 часов.
Затем чеснок вытаскивали, а рану в течение 2−3 дней обрабатывали маслом до появления нагноения. Если из абсцесса начинал вытекать гной, это считалось хорошим знаком. Теперь врач мог прижечь рану раскаленным железом и отпустить излечившегося больного домой. Сложно представить, какие муки терпели пациенты. О мигрени они забывали напрочь!
Каппинг
Еще один метод, выполнявший ту же функцию, что и кровопускание — каппинг-терапия. Больному с мигренью устанавливали на тело горячие стеклянные сосуды. Образовавшийся вакуум вытягивал из организма «лишнюю» жидкость. Одним из поклонников метода был голландский хирург и мэр Амстердама Николас Тульп. Он утверждал, что применял каппинг для лечения пациентки с мигренью, и она полностью выздоровела.
Иногда волдыри, оставшиеся после процедуры, обрабатывали кантаридином — секретом, который выделяют жуки-нарывники. Врачи верили, что это вещество усиливает эффект от каппинга и помогает вывести из организма болезнетворную жидкость. Но если компресс держали слишком долго, кантаридин впитывался в кожу, вызывая сильные боли при мочеиспускании, нарушения работы пищеварительной системы и почек и часто приводил к полиорганной недостаточности.
Мертвая моль
Али ибн Иса аль-Кахаль — ведущий офтальмолог мусульманского мира в эпоху Средневековья — описал более 130 глазных болезней и методов их лечения, вошедших в его фундаментальный труд «Записки глазного врача». Ученый также немного изучал болезни мозга и советовал лечить приступы мигрени привязыванием к голове мертвой моли.
Электрическая рыба
Задолго до того, как ученые изучили суть электричества, древние врачеватели рекомендовали его в качестве лекарства от мигрени. Так, придворный лекарь императора Римской империи Клавдия — Скрибоний Ларг — заметил способность мраморных электрических скатов бить током всех, кто к ним прикасается.
Ларг и его последователи использовали морских обитателей для лечения головной боли, подагры и даже выпадения прямой кишки.
А в середине 18 века голландские ученые обнаружили, что электрический угорь, обитающий в Южной Америке, способен бить током куда сильнее жителей Средиземного моря. Пациентов заставляли класть одну руку на голову, а другой прикасаться к угрю. По мнению врачей, такое лечение со стопроцентной гарантией помогало избавиться от мигрени.
Грязевые ванны
Из всех перечисленных методов этот кажется самым безобидным или, по крайней мере, безболезненным. В 19 веке врачи рекомендовали пациентам, страдающим от мигрени, отдых на водах, например, в Ма́рианске-Ла́зне (бывший Мариенбад) и в Карловых Варах — самых известных курортах Чешской республики.
Минеральными водами лечили застойные головные боли, а грязевыми ваннами для ног пытались «оттянуть» кровь от головы и успокоить нервную систему. «Грязевая ванна не должна быть слишком горячей. При смывании грязи ноги следует тереть друг о друга, а затем протирать жестким полотенцем. После процедуры рекомендована быстрая ходьба, которая улучшит кровообращение», — писал врач Прусской армии Аполинарий Виктор Ягельский в 1873 году.
Читайте также:
Неожиданно! Как лечили ЗППП в прошлом: пиявки, порка и девственницы
Источник
Снять головную боль можно многими способами. В этой статье вы узнаете один из древних методов анестезии. Вам понадобится обыкновенное сито…
Как лечили головную боль наши предки?
Это один из дошедших до нас древних методов лечения головной боли¹. Он эффективно облегчает страдания, вызванные нарушение энергетического равновесия².
Вместо приема различных лекарственных препаратов для анестезии, наши предки для снятия головной боли держали над головой обычное сито, в котором просеивали муку, и боль проходила.
В этом методе нет ничего загадочного. Сито — это кольцевая ячеистая структура, которая помогает восстановить потоки энергии и вернуть здоровье.
Почему возникает головная боль?
Чаще всего головная боль является следствием застойных явлений в сосудах головы и переизбытка энергии. Внутри сита находится огромное количество мелких колечек — ячеек сетки. Поток энергии, проходя сквозь кольцо обода сита, дробится в ячейках на множество тонких энергетических струй, которые пронизывают голову. Это активизирует внутреннюю энергию, делает ее текучей и подвижной.
Избавление от головной боли с помощью сита — это первый шаг к выздоровлению.
Если водрузить сито на голову и сконцентрировать внимание на потоке энергии, проходящем сквозь него в тело, то появится ощущение, что мозг омывается энергией. Тонкие потоки энергии текут по позвоночнику, наполняя его жизненной силой. В неблагополучных зонах сначала появится напряжение, но вскоре оно исчезнет.
Подержать сито на голове нужно примерно полчаса.
После этого вы почувствуете, как тело наполняется силой и энергией, которая выявляет «энергетические пустоты» внутренних органов и заполняет их. Внутри рождаются расслабление, покой, тишина.
Как снять головную боль у другого человека при помощи кольца из пальцев?
Чтобы помочь человеку, страдающему головной болью, нужно:
1. Расположить над затылком человека кольцо из пальцев, а затем медленной струйкой направить в кольцо выдох.
2. Нужно представить, что выдох проникает сквозь кости черепа внутрь головы и омывает мозг. При такой работе, как правило, поток энергии и дуновение наталкиваются на невидимую преграду. Это головная боль сопротивляется воздействию. Но постепенно сопротивление ослабевает. Боль тает, как кусочек сахара в воде.
3. Продолжая направлять выдох сквозь кольцо внутрь головы, целитель вскоре почувствует, что ветерок дуновения омывает мозг человека и свободно стекает через глаза или нос.
Вскоре страдающий головной болью заметит явное облегчение.
Ольга Озонова
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Головная боль — один из наиболее распространённых неспецифических симптомов разнообразных заболеваний и патологических состояний, представляющий собой боль в области головы или шеи (Википедия).
² О том, как восстановить энергетическое равновесие, читайте в статье: «Как восстановить биополе? Мощнейший метод спиральной очистки!»
Источник
Считалось, что плотники, ударившие по матице (потолочной балке) обухом топора или вальком для белья, обрекали жильцов строящегося дома на постоянную головную боль. (укр.). Головная боль могла быть вызвана полудницей (пол.), морой и т. п.; взглядом жабы (Штирия). головная боль объяснялась также воздействием сильного ветра, вихря, солнца, утренней звезды (о.слав.).
Причиной головной боли могло быть нарушение запретов: выбрасывать на улицу состриженные или вычесанные волосы (о.слав.) или бросать их в доме (краков.); расчесывать волосы на Рождество (бел.), в пятницу (твер.), в пятницу на первой неделе Великого поста (пирин.), вечером (рус.); сжигать волосы (витеб., смолен.), мыть голову в день Ивана-Головосека (полес.). Нельзя вертеть шапку на голове, и грать ею (рус.), сушить ее на огне (Косово Поле). Общеславянский запрет выбрасывать волосы объясняют тем, что из них птица, мышь, жаба могут устроить гнезда, что вызовет у человека головную боль Она будет мучить человека всю жизнь, если его первые состриженные волосв птица употребит на устройство гнезда или их унесет ветер (словен.). У сербов Шумадии не разрешалось спать в день св. Георгия, чтобы не страдать от головной боли в течение всего лета; запрещалось спать под грецким орехом (словен.), качать пустую колыбель (пол. серадз.).
В Чехии и Словакии считалось, что за несоблюдение запрета прясть в ее день св. Люция наказывала нерадивую хозяйку головной болью на целый год, вложив ей в голову горячий уголек. Женщина не должна была прясть, ткать, шить в среду, иначе Среда насылала на нее головную боль.
Чтобы не болела голова, в день св. Яна рвали лопух и полынь и бросали их на крыши домов, прыгали через купальский костер, надевали венки из полыни на голову (з.слав.). Прыгание через костер сопровождалось приговорами типа; [Кто к нашему костру не придет, у того весь год голова будет болеть». В Далмации, прыгая через костер в канун Юрьева дня, говорили: «Юрьев день, Марков день, между ними один день, чтобы у меня никогда не болела голова !» Во время хлестания ветками на Вербное воскресенье парни приговаривали: «Чтобы ножки не хромали, чтоб головка не болела.
Услышав первый весенний гром, три или девять раз стучали железом, камнем или кулаком по голове, произнося: «Залёзна гылыва!» (витеб.), или кувыркались через голову (полес). При виде нарождающегося месяца к нему обращались с просьбой охранить от головной боли, ср.: «Здравствуй, новый месяц, пусть не болят наши головы» (пол.). Словенцы Белой Краины в таких случаях проводили трижды рукой по лицу и говорили: «Молодой месяц, омолоди меня! Когда тебя змея укусит, у меня заболит голова!»
От головной боли человека оберегали амулеты (перстень из рога лося, янтарь, кораллы). В Словении в Сочельник умывались водой с травами, освященными в день Успения, или водой, в которой был папоротник, опаленный на костре в Иванов день; мыли голову отваром растений, собранных в день св. Георгия или на Купалу (о.слав.); вешали в доме омелу и боярышник (ц.пол.); носили в кармане или зашивали в одежду герань (макед.); украшали голову цветком с чужой могилы (Лесковацкая Морава); с утра надевали нижнюю юбку наизнанку (словен.); закапывали первые состриженные волосы ребенка под водостоком (словац.) или бузиной (словен.). В обряде «троецыплятницы» кости жертвенной курицы несли на голове к месту захоронения (вят.), качались на качелях от Пасхи до Зеленых Святок (гіол.), клали в подушку найденные перья (бел.) и пр.
Чтобы избежать головной боли, воздерживались от работы в некоторые праздники. Иоанн Предтеча считался у вост. славян целителем головной боли. Сербы отмечали т. н. Луду среду («глупая» среда) на первой неделе Великого поста и т. п.
К больной голове прикладывали поочередно три камня, взятых на перекрестке, в проточной воде, из-под водосточного желоба (словен.); клали голову или шапку на целительный камень в святых местах или прикладывали камень к голове; измеряли голову ниткой, которую потом оставляли на дереве (чеш.); изготовляли свечу длиной, равной окружности головы, и ставили в церкви перед иконами (в.слав., серб.); умывались росой на заре лицом к восходящему солнцу (бел.); ходили к источникам, пили там воду и задабривали демонов, обитающих близ них (банат.); при виде нового месяца плевали в его сторону и говорили: «Когда тебя укусит змея, пусть заболит у меня голова» (Бела Краина). Головную боль, вызванную утренней звездой, лечили перед рассветом, бросая три крупинки соли навстречу звезде и говоря: «Звезду хочу, голову не хочу» (болг.). Головную боль можно было передать тому, кто поднял шпильку, брошенную на перекрестке дорог страдающим головной болью (Прекмурье). Землю с девяти кротовин привязывали ко лбу (пол., Нови Сонч); костью дикой свиньи трижды проводили по щекам, после чего бросали кость через плечо в том месте, куда больше не придут (словен.). В словенской рукописи 1672 г. для избавления от головной боли рекомендовалось положить голову на край корыта для свиней и произнести молитву. Для лечения головной боли использовали растения, освященные в Вербное воскресенье, в день Божьего Тела, на Успение и Преображение, а также растения, собранные в Юрьев и Иванов дни.»
В. В. Усачева
Источник