Как в рассказе описать головную боль
Искренне желаем каждому крепкого здоровья, но… Всякое бывает, и иногда приходится обращаться к врачам за помощью. Как доходчиво описать свою боль — как болит, какие ощущения испытывает заболевший человек? Боль физическая, как страх или любовь, как чувство голода, не имеет единицы измерения.
Все эти ощущения зарождаются внутри человека, и ни один прибор не способен распознать и измерить болевые ощущения. А вот, к примеру, внешние раздражающие факторы можно замерить и для этого изобретён прибор – альгезиметр.
Поэтому, каждый заболевший человек (если в состоянии) должен максимально сосредоточиться и описать свою боль, чтобы врач смог установить диагноз. Врачи утверждают, что могли бы на 90% быстрее назначить правильное лечение. Возможно, они лукавят, и одного описания боли, без клинических обследований не достаточно, чтобы понять до конца характер болезни.
Суждения о болевых ощущениях, конечно, всегда субъективные, тем не менее постарайтесь сформулировать свою жалобу так, чтобы доктор смог хоть что-то понять.
Американский профессор А.Розенфельд в своем бестселлере о боли описывал один очень забавный эксперимент. Своим знаменитым пациентам он задавал один вопрос: «На рапанье не жалуетесь?» И практически все признавались, что это рапанье их уже замучило. Такого слова «рапанье» не существует. Профессор его придумал, и описывал им все на свете боли. Это рапанье появлялось везде — и в колене, и груди… И лишь немногие недоуменно признавались, что не понимают, о чем идет речь. Сам же А.Розенфельд умер от сердечного приступа.
Как описать свою боль?
Выслушав вас, доктор сможет оценить болевой синдром и психоэмоциональное состояние.
Описание боли можно поделить на три этапа:
Первый этап .Глубина страдания
Считается, что мужчины намного сильнее страдают от малейшей боли, нежели женщины от более мучительной.
1. Боль может быть, как: досада, помеха, страдание, пытка, мучение.
2. Или: слабая, терпимая, сильная, очень сильная, невыносимая.
Не стоит геройствовать или стесняться, нужно говорить так, как человек переживает это эмоционально.
Второй этап: Реакция на болезненные ощущения
1. боль меня ослепляет или обессиливает;
2. изматывает;
3. утомляет;
4. пугает, вызывает чувство тревоги или даже приводит в ужас;
5. угнетает или доводит до отчаяния;
6. злит и приводит в ярость;
7. меня уже тошнит от этой боли;
8. она меня душит.
Глубина страдания и реакция на болевые ощущения дают характеристику психоэмоционального состоянии пациента.
Третий этап: описать боль физическую
1. боль может быть острая или тупая;
2. боль словно грызет, царапает, пилит, дерёт;
3. она бывает пульсирующая, схваткообразная, дергающая и долбящая;
4. Распирает, разрывает; растягивает;
5. от боли все зудит, разъедает, она жалит, щиплет и ломит;
6. словно ударило током или прострелило;
7. от боли словно в тисках, она давит, сжимает, щемит;
8. пронизывает насквозь, распространяется, проникающая;
9. обжигает словно кипятком, горячая или даже ошпаривающая;
10. леденящая, словно миллион иголок (ледяных или горячих);
11. эта боль пробуравливает, просверливает, впивается.
Наверняка, в момент страдания физического и морального, человек сможет найти и другие слова, чтобы описать своё состояние.
Стоит ли стесняться временного недуга? Многие не хотят выглядеть слабыми и нытиками, и сознательно уменьшают степень своих страданий.
А есть и такие «больные», которые не жалеют эпитетов, и могут так красочно описать свою боль, превратив ее в страшное рапанье.
Будьте здоровы!
Источник
Âðåìÿ ïðèøëî
Ä.Àðòåìüåâ
Ðÿäîì ñî ìíîé îêàçàëñÿ ïîæèëîé ÷åëîâåê. Ýòî áûë òîò ñàìûé. ß óñòðîèëñÿ â êðåñëå, äâèãàòåëè ñàìîëåòà çàðàáîòàëè, êîìàíäèð êîðàáëÿ íà÷àë îáû÷íîå ïðèâåòñòâèå ïî ðàäèî.
- Ìîñêâó? ñïðîñèë ïîïóò÷èê, — èëè äàëüøå, ñ ïåðåñàäêîé.
- Ìîñêâó? — óäèâèëñÿ ÿ. Õîòÿ, âïðî÷åì, êîíå÷íî â Ìîñêâó. À Âû êóäà? Òîæå â Ìîñêâó?
-Â áåëîêàìåííóþ. Âûñòóïàþ íà ñåìèíàðå ïî òåîëîãèè.
-Êàê èíòåðåñíî, — âîñêëèêíóë ÿ. Ýòî áîëüøàÿ óäà÷à âñòðåòèòüñÿ ñ ïðîôåññèîíàëüíûì òåîëîãîì. Ìîæíî ðàññïðîñèòü Âàñ ïîäðîáíåå?
-Ñäåëàéòå ìèëîñòü, — äîáðîæåëàòåëüíî îòâåòèë ïîïóò÷èê.
Ïîêà ìû ðàçãîâàðèâàëè, ñàìîëåò âûðóëèë íà âçëåòíóþ ïëîùàäêó. Äâèãàòåëè âçðåâåëè, ðàçáåã, è âñêîðå ñàìîëåò âçëåòåë. Â ñàëîíå ñòàëî òèøå, ìîæíî áûëî áåñåäîâàòü.
-Èòàê, — ñïðîñèë ÿ, — î ÷åì âàø äîêëàä íà ñåìèíàðå?
-Ïðîáëåìà íàêàçàíèÿ çà ãðåõè, — îòâåòèë ïîïóò÷èê. Îäíàêî, êàê ïðàâèëî, ìèðÿí ýòà òåìà ñîâåðøåííî íå èíòåðåñóåò. Åñëè æå âû èçúÿâèòå æåëàíèå, ÿ íåïðåìåííî èçëîæó ñâîè ñîîáðàæåíèÿ ïî ýòîìó âîïðîñó.
Îí âçãëÿíóë íà ìåíÿ, è ïðî÷åë íà ìîåì ëèöå íåòåðïåíèå.
-Òàê âîò, — ñêàçàë ïîïóò÷èê, — â ñîçíàíèè ëþäåé íàêàçàíèå àññîöèèðóåòñÿ ñ ôèçè÷åñêîé áîëüþ. È â ñâÿùåííûõ êíèãàõ è â îáû÷íûõ ðîìàíàõ îïèñûâàþòñÿ ñ áîëüøîé ëþáîâüþ ê äåòàëÿì êðîâàâûå ñöåíû, ÷óäîâèùíûå ïûòêè, ïîòîêè êðîâè, ëåäåíÿùèé äóøó âîé. ×åðòè ñ õâîñòàìè è êîïûòàìè, âîîðóæåííûå âèëàìè, çàêîï÷åííûå ÿçûêàìè ïëàìåíè, êîòëû è ñêîâîðîäêè, èñòîøíûå êðèêè ãðåøíèêîâ.
-Äà, ïîæàëóé, — ñîãëàñèëñÿ ÿ.
-Îäíàêî ïîçâîëüòå ðàññìîòðåòü ýòîò âîïðîñ ñåðüåçíî. ×åëîâåê ïîïàäàåò â ðàé èëè àä áåç ñâîåé òåëåñíîé îáîëî÷êè. ×òî ïðîèñõîäèò ñ òåëîì ïîñëå êîí÷èíû õîðîøî èçâåñòíî; ìåíåå èçâåñòíà äàëüíåéøàÿ òðàíñôîðìàöèÿ óæå áåñòåëåñíîãî ñóùåñòâà. Íî, îäíî ìîæíî ñêàçàòü òî÷íî: áîëü ïðèñóùà òîëüêî íàøåìó áðåííîìó òåëó. Áîëü ïåðåäàåòñÿ â òåëå ïî íåðâíûì âîëîêíàì, êîòîðûå òàêæå êàê è ñàìî òåëî ïîäâåðæåíû òëåíèþ. Ñëåäîâàòåëüíî, â çàãðîáíîì ñóùåñòâîâàíèè ÷åëîâåêà áîëü ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò.
-Äóøà íå çíàåò áîëè! ñêàçàë ÿ.
-Ýòî íå ñîâñåì òàê. Äóøà íå çíàåò ôèçè÷åñêîé áîëè. Íî ïîçâîëüòå âíîâü âåðíóòüñÿ ê ïðèâû÷íîìó äëÿ âñåõ îïèñàíèþ íàêàçàíèÿ çà ãðåõè. Òóò ìû ñòàëêèâàåìñÿ ñ áîëüøîé ïóòàíèöåé. Òûñÿ÷è ôîëèàíòîâ îïèñûâàþò íåâåðîÿòíûå ôèçè÷åñêèå ìó÷åíèÿ ãðåøíèêîâ. Ïîíÿòíî, ÷òî ýòè îïèñàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ïîïûòêàìè óáåðå÷ü æèâîãî ÷åëîâåêà îò âïàäåíèÿ â ãðåõ. Ïîïûòêè, îäíàêî, áåñïëîäíûå, íåñìîòðÿ íà êðàéíå ðåàëèñòè÷åñêèå îïèñàíèÿ ïûòîê è ìóê.
Äîïóñòèì íåâåðîÿòíîå; ïóñòü ãðåøíèêè èñïûòûâàþò â àäó àáñîëþòíî òàêèå æå ìóêè, êàêèå îíè ìîãóò ñåáå òîëüêî ïðåäñòàâèòü â ðåàëüíîé æèçíè.
Ìåõàíèçì ôèçè÷åñêîé áîëè òàêîâ, ÷òî åå íåëüçÿ èñïûòûâàòü âå÷íî. Óæå ãðå÷åñêèå áîãè, ïðèäóìûâàÿ íàêàçàíèå Ïðîìåòåþ çà áåçâîçìåçäíóþ ïåðåäà÷ó îãíÿ, ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî íàäî äàâàòü ïåðåðûâ â ñåàíñàõ áîëè. È îíè ïîñûëàëè îðëà êëåâàòü ïå÷åíü âèíîâíèêà òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê îíà ïîëíîñòüþ çàæèâàëà îò ïðåäûäóùåãî ïðèëåòà òðóäîëþáèâîé ïòèöû. Äåéñòâèòåëüíî, íåïðåðûâíàÿ áîëü â òå÷åíèå áåñêîíå÷íîãî âðåìåíè ôèçèîëîãè÷åñêè áåññìûñëåííà. Êðèêè, ñòîíû è ñêðåæåò çóáîâíûé â ëþáîì ìåñòå, à íå òîëüêî â ãååííå îãíåííîé, ìîãóò ïðîèñõîäèòü ÷àñàìè, äíÿìè, â êîíöå êîíöîâ. Íî, âå÷íûé ñêðåæåò! Êàê âû ýòî ñåáå ïðåäñòàâëÿåòå?
-Äà, — âîñõèòèëñÿ ÿ ëîãèêå ñîáåñåäíèêà, — êàê-òî îá ýòîì íèêîãäà íå çàäóìûâàëñÿ. Õîòÿ ñîâåðøåííî î÷åâèäíî, ÷òî áîëåâîé øîê äîëæåí â êîíöå êîíöîâ ïðèâîäèòü ê ñìåðòè, êîòîðàÿ óæå äàâíî íàñòóïèëà, è
.  îáùåì, åðóíäà ïîëó÷àåòñÿ.
-Âîò âèäèòå. Ñëåäîâàòåëüíî, íàøå äîïóùåíèå íåñïðàâåäëèâî. Íî, òåì íè ìåíåå ÿ ïðèâåäó åùå îäèí äîâîä. ×òî ïðîèñõîäèò, åñëè áîëü ïîÿâëÿåòñÿ ïîñëå íåêîòîðîãî çàòèøüÿ, è òàê ïîâòîðÿåòñÿ â òå÷åíèå äîëãîãî âðåìåíè. Íó, íàïðèìåð, çóáíàÿ áîëü. Íå âîçíèêàåò ëè çäåñü ïðèâû÷êè ê áîëè, ïðèâû÷êè, êîòîðàÿ ìîæåò ñâåñòè íà íåò âñþ ãëóáî÷àéøóþ ïåäàãîãè÷íîñòü íàêàçàíèÿ.
-Ñîãëàñåí, — ñêàçàë ÿ. Ëþäè ñ õðîíè÷åñêèìè áîëåçíÿìè ïðèâûêàþò ê áîëè, ÷àñòî ïðîñòî íå çàìå÷àþò åå.
Ìîé ñïóòíèê ñêëîíèë ãîëîâó â çíàê ñîãëàñèÿ.
-Âû î÷åíü âäóì÷èâûé ìîëîäîé ÷åëîâåê è ïðèÿòíûé ñîáåñåäíèê, — ñêàçàë îí. Òåïåðü ïîçâîëüòå îñòàíîâèòüñÿ íà äåéñòâåííîñòè îïèñàíèÿ àäñêèõ ìóê. Ìèëëèîíû ëþäåé ïðåêðàñíî îñâåäîìëåíû î íàêàçàíèè â àäó. Òåì íè ìåíåå îíè ïðîäîëæàþò ñîâåðøàòü ãðåõè, çëîäåÿíèÿ, ïîäëîñòè, ìåðçîñòè è ãàäîñòè. Êîíå÷íî, îòöû öåðêâè ó÷àò íàñ, ÷òî áåç ãðåõà íå ìîæåò áûòü ïðàâåäíîñòè. Î÷åíü èíòåðåñíàÿ è ïîó÷èòåëüíàÿ ìûñëü. Íî çíàêîìñòâî ñ ýòîé æåì÷óæèíîé ôèëîñîôèè íå ïðèáëèæàþò ê ðåøåíèþ ïîñòàâëåííîãî âîïðîñà: òàê ÷òî æå ïðîèñõîäèò ñ ãðåøíèêàìè â àäó?
-Ñãîðàþ îò íåòåðïåíèÿ óçíàòü, — ñêàçàë ÿ.
-ß íå äåëàþ îòêðûòèÿ, — ñêàçàë ïîïóò÷èê. Íàêàçàíèåì ÿâëÿåòñÿ äóøåâíàÿ áîëü. Àáñîëþòíî òàê æå, êàê ïðîèñõîäèò ýòî ñ ðåàëüíûìè ëþäüìè, îáëàäàþùèìè ôèçè÷åñêîé îáîëî÷êîé. Îíè ñòðàäàþò îò íåñïðàâåäëèâîñòè, èëè èñïûòûâàþò áîëü îò ïðåäàòåëüñêîãî ïîñòóïêà, à èíîãäà îíè ñòðàäàþò, ñäåëàâ êîìó-òî ãàäîñòü. È åñëè â ðåàëüíîé æèçíè åñòü òîëñòîêîæèå, íå èñïûòûâàþùèå äóøåâíîé áîëè, òî â àäó òîëñòàÿ êîæà ïåðåñòàåò èõ çàùèùàòü. Ïîýòîìó â àäó âñå ãðåøíèêè áåç èñêëþ÷åíèÿ èñïûòûâàþò âå÷íûå äóøåâíûå ìóêè, âå÷íûå ìóêè ñîâåñòè. Îíè õîòåëè áû èñïûòàòü ôèçè÷åñêóþ áîëü, ÷òîáû îòâëå÷üñÿ îò ïîñëàííîãî èì íàêàçàíèÿ, íî ýòî èì íå äàíî. È ýòî îáñòîÿòåëüñòâî äåëàåò èõ ìó÷åíèÿ åùå áîëåå ãëóáîêèìè. À, êàê èçâåñòíî, ãëóáèíà ìó÷åíèé ñîâåñòè áåñêîíå÷íà.
Íåêîòîðîå âðåìÿ ìû îáà ìîë÷àëè. ß ðàçäóìûâàë íàä åãî ñëîâàìè, îí æäàë ìîåé ðåàêöèè.
-Âî ìíîãîì âû ïðàâû, — ñêàçàë ÿ, — õîòÿ èìåþòñÿ äâà îáñòîÿòåëüñòâà, íàðóøàþùèå öåëîñòíîñòü âàøåé òåîðèè. Âî-ïåðâûõ, âå÷íàÿ äóøåâíàÿ áîëü íîíñåíñ. Âû, âåðîÿòíî, çíàåòå, ÷òî äàæå ïðè ïîòåðå ðîäíîãî, ñàìîãî áëèçêîãî ÷åëîâåêà íåñòåðïèìàÿ äóøåâíàÿ áîëü ñòèðàåòñÿ ñ ãîäàìè. Íå çðÿ æå ãîâîðÿò, ÷òî âðåìÿ ëå÷èò. Ïîýòîìó äóøåâíûìè ìóêàìè ìîæíî íàêàçûâàòü çà ãðåõè â òå÷åíèå êîðîòêîãî ïî ÷åëîâå÷åñêèì ìåðêàì âðåìåíè.
Ñîáåñåäíèê çàäóìàëñÿ. Ìîå âîçðàæåíèå âíåñëî íåêîòîðîå ñîìíåíèå â åãî âïîëíå çàêîí÷åííûé âçãëÿä íà çàãðîáíûé ìèð.
-Ýòî ìíå ïðåäñòîèò îáäóìàòü, ñêàçàë îí, — à êàêîå æå âòîðîå îáñòîÿòåëüñòâî?
-Âòîðîå îáñòîÿòåëüñòâî áîëåå ñóùåñòâåííî.  ñâîèõ ïîñòðîåíèÿõ Âû ïîëüçîâàëèñü çåìíîé ëîãèêîé. Åñëè íåò òåëà, òî íåò è ôèçè÷åñêîé áîëè. Åñëè åñòü áîëü, òî îíà íå ìîæåò äëèòüñÿ âå÷íî. Åñëè áîëü äëèòñÿ âå÷íî, òî âîçíèêàåò ïðèâû÷êà. Âû ïîíèìàåòå ìîþ ìûñëü?
-Ïîêà åùå íå âïîëíå.
-Ñìîòðèòå, òàêèå ïîíÿòèÿ êàê âðåìÿ, ìåñòî è ôèçè÷åñêîå òåëî â çàãðîáíîì ìèðå íå ñóùåñòâóþò. Áîëü íå ðàçäåëÿåòñÿ íà ôèçè÷åñêóþ è äóøåâíóþ. Åñòü òîëüêî áåññìåðòíàÿ ìûñëü, òîëüêî äóõ ÷åëîâåêà, îáëàäàþùèé âîîáðàæåíèåì. À âîîáðàçèòü îí ìîæåò áåñ÷èñëåííîå ìíîæåñòâî ðàçíîîáðàçíûõ óæàñîâ. Ïîýòîìó íàêàçàíèå çà ãðåõè åùå ñòðàøíåå, ÷åì ýòî ïðåäñòàâëÿåòñÿ â çåìíîé æèçíè.
-Ýòè ïðåäïîëîæåíèÿ, — âîçðàçèë ñîáåñåäíèê, — íåâîçìîæíî ïðîâåðèòü.
-Ïî÷åìó æå íåâîçìîæíî. ß ïîñìîòðåë â åãî ãëàçà. Êàæåòñÿ, îí íà÷àë êîå-÷òî ïîíèìàòü. Âîò Âû ñåé÷àñ è ïðîâåðèòå.
ß ïîäíÿëñÿ, ïðîøåë çà çàíàâåñêó, è ñîîáùèë ñòþàðäåññå, ÷òî ìîåìó ñïóòíèêó ïëîõî. Îíà ïîñïåøèëà, íî ïîìîùü óæå íå ïîíàäîáèëàñü. Ñåðäå÷íûé ïðèïàäîê áûë î÷åíü êîðîòêèé.
À âñå-òàêè êàê ïðàâî ïîýòè÷íî: êîòëû, ÿçûêè ïëàìåíè, ÷åðòè äðîáíî ñòó÷àùèå êîïûòàìè è îáìàõèâàþùèåñÿ õâîñòàìè. À âèëû!
Èíòåðåñíî, êòî áû ïðè ïîñàäêå ïðîïóñòèë ìåíÿ â ñàìîëåò ñ âèëàìè?
#######################################
Íîâûå ïóáëèêàöèè ïîìåùàþòñÿ íà ñòðàíèöå Äåäóøêà Àðòåìüåâ: https://www.proza.ru/avtor/vefri
#######################################
Источник
Общие сведения о головной боли
Головная боль — Головная боль — одна из наиболее частых жалоб, с которыми пациент обращается к врачу. Более того, многие люди страдают головной болью, но к врачу не идут, хотя у современной медицины есть все возможности помочь им.
Когда пациент жалуется на головную боль, врач начинает задавать множество уточняющих вопросов. Они могут поставить неподготовленного пациента в тупик, тем самым сильно осложнив врачу задачу правильной диагностики заболевания, вызывающего головную боль. Нередко, настойчивые вопросы врача, на которые пациент не готов (не может или не хочет) отвечать, вызывают у пациента раздражение. Важно понимать, что в большинстве случаев головной боли диагноз устанавливается на основе одного лишь характерного описания пациентом своих болей и не требует дополнительных исследований.
Многие пациенты годами не стремятся попасть к врачу, перебирая разные обезболивающие препараты на основе рекламы, непрофессиональных советов («соседки», «подружки» и прочее) без сколько-нибудь существенного эффекта. Тогда к проблеме головной боли присоединяется страх неизлечимой болезни и ощущение безнадежности в борьбе с болью, поскольку известно, что сильные приступы головной боли изматывают человека не только физически, но и морально, а страх нового приступа способен деморализовать самого лихого полководца. Не надо забывать и о том, что и существует медикаментозно обусловленная головная боль, риск развития которой при таком подходе существенно повышается.
Вопросы, к которым нужно быть готовым
Для того, чтобы разговор с врачом протекал легче и продуктивнее, перед обращением на приём стоит повспоминать, подумать и ответить на ряд нижеприведённых вопросов. Кроме того, эту схему можно использовать и для описания жалоб при обращении за консультацией через интернет (например, на форуме).
1. Локализация головной боли. Где болит?
В затылочной области, в висках, в области темени (вверху головы), в лобной области и т.п. Также может болеть вся голова, т.н. диффузная боль.
2. Сторонность боли. С какой стороны болит?
Двусторонняя боль или односторонняя, болит всегда с одной и той же стороны (справа или слева), или раз от раза сторона меняется, есть у боли «любимая сторона», с которой болит чаще, или нет.
3. Характер боли. Как болит?
Боль может быть пульсирующая или монотонная, тупая или острая, давящая, сжимающая, ноющая, колющая и т.д., эпитетов к ней можно подобрать много. Надо стараться, чтобы это слово было понятным для врача и не слишком «художественным».
4. Интенсивность боли. Как сильно болит?
Эта характеристика отличается от характера боли. Её можно выразить количественно, используя визуальную аналоговую или ранговую шкалу. При общении с врачом или при описании болей в интернете можно или оценить боль по 10-бальной шкале (где 0 — отсутствие боли, а 10 — это самая сильная боль, которую может выдержать человек) или, в крайнем случае, использовать характеристики «незначительная-слабая-умеренная-сильная-очень сильная».
5. Дополнительные симптомы, сопровождающие или предваряющие головную боль. Что ещё есть во время приступа, кроме самой боли? Может ли пациент предсказать возникновение головной боли?
Приступу головной боли может предшествовать симптоматика, например, ощущение мелькания молний, вспышки, мушки в глазах, онемение рук, лица, головокружение. Также некоторые дополнительные симптомы могут наблюдаться и во время боли. Чаще всего это головокружение, тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь. Часто, пациент не может сформулировать симптомы, возникающие перед головной болью, тогда он информирует врача о том, что может предсказать развитие головной боли. Если какие-то жалобы пациента беспокоят вне болей, об этом тоже стоит сказать врачу.
6. Частота головной боли. Как часто болит?
Боль почти постоянная или приступообразная? Сколько дней в неделю или в месяц боль есть, а сколько — нет? Больше дней, когда голова болит, или всё же больше дней без боли за последние месяцы? Если приступообразная — сколько длится каждый приступ (секунды, минуты, несколько часов, суток; неплохо указать минимальную и максимальную продолжительность)?
7. Факторы, провоцирующие и усиливающие головную боль. Что вызывает или усиливает боль?
Например, приступы головной боли напряжения могут вызываться усилением нагрузки на работе или учёбе или психоэмоцинальными нагрузками («понервничал — заболело»). А приступ мигрени может начаться после употребления сыра. Боль может возникать ближе к вечеру или утром, днём или ночью. Некоторые виды головной боли провоцируются физической нагрузкой.
У женщин важно уточнять, нет ли связи болей с фазами менструального цикла.
Во время боли также часто можно выделить факторы, которые усугубляют её интенсивность. Например, физическая нагрузка обычно усиливает уже начавшийся приступ мигрени.
8. Немедикаментозные факторы, уменьшающие боль. Что её может снять или облегчить, кроме медикаментов?
Головная боль напряжения обычно уменьшается или снимается совсем при пассивном отдыхе или сне. Часто бывает полезен самомассаж релаксирующего характера, тёплая ванна.
9. Препараты, облегчающие головную боль. Что принимаете при боли?
Тут надо указать, какие препараты принимаются непосредственно при болях, в каких дозах, как часто и с какой эффективностью. Врачу важно знать не только, какие препараты помогают, но и то, какие оказались неэффективными. Кроме того, для своевременной диагностики боли, связанной с избыточным приёмом анальгетиков, надо хорошо представлять, сколько дней в месяце пациент принимает препарат и сколько таблеток или миллиграммов он при этом принимает.
10. История головной боли (анамнез).
Когда впервые в жизни появилась боль? Какой она была тогда? Не изменилась ли она за прошедшее время, если да, то как? Какие исследования делались? Какое лечение проводилось (какими препаратами, дозы, продолжительность), насколько оно было эффективно? Как боль ведёт себя последнее время? У женщин надо уточнять, не изменялась ли боль во время полового созревания, беременности, после родов, во время менопаузы.
Следует знать, что у одного пациента может одновременно иметься несколько видов головной боли. В этом случае их надо проанализировать, используя приведённую схему, по отдельности.
Естественно, врачу также понадобится информация о перенесённых ранее и имеющихся на данный момент заболеваниях, о том, какие пациент принимает препараты (причём не важно, кто их назначил и какую болезнь ими лечит пациент), результаты проведённых исследований.
Что необходимо взять на прием к врачу
- Дневник головной боли. В нём надо указывать, была ли боль в конкретный день, какой она была, что принимали против неё и какого эффекта добились. Для наглядности желательно вести его в заранее разлинованной тетради или блокноте, где одна строчка соответствует одному дню. Если боли нет — надо оставлять строку пустой.
- Подробный список принимаемых на момент приёма препаратов. В нём нужно указать название препарата, его дозировку и кратность приёма. Так как часто важно знать не только название действующего вещества лекарства, но и его торговое название или производителя, лучше вообще приносить не список препаратов, а упаковки от них.
- Результаты консультаций другими специалистами, исследований и анализов. Это надо делать, даже если пациент считает, что конкретное исследование не имеет отношения к той проблеме, с которой он идёт к врачу. Например, часта ситуация, когда на приём обращаются молодые девушки с головной болью по типу головной боли напряжения, у которых имеется железодефицитная анемия или скрытый железодефицит. Эти состояния могут стать причиной боли, но заподозрить их можно по общему клиническому анализу крови, который пациенты часто забывают взять его с собой. Если результат исследования включается в себя снимок и его описание, то на приём надо приносить и то, и другое.
Автор: Смолин Михаил Николаевич
Источник