Камео хичкока в головокружении

Камео хичкока в головокружении thumbnail

Альфред Хичкок (1899—1980).

Камео Альфреда Хичкока — эпизодические роли Альфреда Хичкока, сыгранные им в собственных фильмах. В серии интервью с Франсуа Трюффо в 1966 году режиссёр рассказал, что изначально его появления были обусловлены простыми техническими причинами, впоследствии же ставшие его фирменным стилем[1]:

В 1950 году в статье «Мастер саспенса: самоанализ» для The New York Times Хичкок писал[2]:

Всего Хичкок сыграл 39 камео в 37 своих собственных картинах[3][4][5] (в фильмах «Верёвка» и «Под знаком Козерога» — по два раза). Впервые он появился в немой киноленте «Жилец» в 1927 году. После переезда в Голливуд в 1940 году, начиная с «Ребекки», он снимается в каждом фильме.

Режиссёр появляется перед зрителем в различных сюжетных ситуациях. Чаще всего он один, в роли случайного прохожего, в общественных местах (железнодорожных станциях, аэропортах) в толпе людей, нередко использует общественный транспорт (автобусы, поезда, метро). В кадре выполняет различные действия: переносит музыкальные инструменты (скрипку, виолончель, контрабас, трубу), курит, играет в карты, читает книгу или газету. В фильмах «В случае убийства набирайте „М“», «Спасательная шлюпка», «Верёвка» Хичкок не появляется на экране вживую — он запечатлён на фотографии, в газетной рекламе, его силуэт мерцает на уличной вывеске.

Список камео[править | править код]

ГодНазвание на русскомОригинальное названиеВремяПр.Действие
1927ЖилецThe Lodger: A Story of the London Fog00:04:447Сидит за столом в редакции газеты
1928Лёгкое поведениеEasy Virtue00:22:325Выходит с тростью с теннисного корта
1929ШантажBlackmail00:10:5320В роли мужчины в метро, которому маленький мальчик мешает читать книгу
1930Убийство!Murder!00:59:533Проходит с женщиной мимо дома, в котором было совершено убийство
1935Тридцать девять ступенейThe 39 Steps00:07:204Проходит мимо прибывающего автобуса и выбрасывает белую упаковку
1937Молодой и невинныйYoung and Innocent00:14:5818В роли фоторепортёра у здания суда
1938Леди исчезаетThe Lady Vanishes01:33:402Идёт по перрону вокзала Виктория и курит
1940РебеккаRebecca02:06:563Проходит мимо телефонной будки после того, как Джек Фэвелл сделал звонок
1940Иностранный корреспондентForeign Correspondent00:12:274Не спеша идёт в пальто и шляпе, читая газету, когда Джон Джонс покидает гостиницу
1941Мистер и миссис СмитMr. & Mrs. Smith00:42:576Проходит по улице после того, как Дэвид и Джефф расходятся в разные стороны, выйдя из дома, в котором находится квартира Смитов
1941ПодозрениеSuspicion00:44:583Кидает письмо в почтовый ящик
1942ДиверсантSaboteur01:04:364Стоит у витрины магазина Cut Rate Drugs
1943Тень сомненияShadow of a Doubt00:16:2920В поезде на Санта-Розу играет в карты с пожилой парой. Крупным планом показано, что у персонажа Хичкока в руках все карты пиковой масти.
1944Спасательная шлюпкаLifeboat00:25:047В газетной рекламе диеты Reduco, «до» и «после» похудения
1945ЗаворожённыйSpellbound00:43:063Выходит из лифта отеля Empire State Hotel, несёт скрипку и курит сигарету
1946Дурная славаNotorious01:04:445На приёме в доме Алекса Себастьяна выпивает бокал шампанского и уходит
1947Дело ПарадайнаThe Paradine Case00:36:225Идёт в толпе выходящих с поезда людей, несёт виолончель и курит
1948ВерёвкаRope00:01:5114Проходит по улице с газетой в руке в сопровождении женщины
00:53:0138Профиль Хичкока появляется на красной мигающей неоновой вывеске, которую видно из окна квартиры
1949Под знаком КозерогаUnder Capricorn00:02:2826Смотрит парад на городской площади, в синем пальто и чёрной шляпе
00:12:528Стоит на ступенях резиденции губернатора с двумя мужчинами
1950Страх сценыStage Fright00:39:496Идёт по улице и оборачивается посмотреть на Еву Гилл
1951Незнакомцы в поездеStrangers on a Train00:10:356Садится с контрабасом в вагон поезда в Меткалфе
1953Я исповедуюсьI Confess00:01:325Проходит по верхней площадке лестничного пролёта
1954В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder00:13:127На фотографии со встречи выпускников
1954Окно во дворRear Window00:26:128Заводит часы в квартире пианиста
1955Поймать вораTo Catch a Thief00:09:375Сидит в автобусе рядом с Джоном Роби
1955Неприятности с ГарриThe Trouble with Harry00:22:142Идёт мимо лимузина, припаркованного рядом с выставкой картин
1956Человек, который слишком много зналThe Man Who Knew Too Much00:25:414Один из зрителей акробатического представления на рынке в Марракеше
1956Не тот человекThe Wrong Man00:00:0035Обращается к зрителям с речью в прологе
1958ГоловокружениеVertigo00:11:204Проходит по улице в сером костюме и с футляром для трубы
1959К северу через северо-западNorth by Northwest00:02:094В роли мужчины, не успевшего сесть в автобус
1960ПсихоPsycho00:06:597Стоит в ковбойской шляпе у окон офиса Мэрион Крэйн
1963ПтицыThe Birds00:02:174Выходит из зоомагазина с двумя терьерами
1964МарниMarnie00:05:012Выходит из номера отеля и смотрит вслед удаляющейся по коридору Марни Эдгар и слуге с покупками, а потом поворачивает голову к зрителям
1966Разорванный занавесTorn Curtain00:08:1811Сидит в холле отеля Hotel D’Angleterre[en] с маленьким ребёнком на правом колене. Пересаживает ребёнка на другое колено, правое вытирает рукой.
1969ТопазTopaz00:27:5510В аэропорту сидит в инвалидном кресле, встаёт, жмёт руку мужчине и они уходят
1972БезумиеFrenzy00:03:163Стоит в толпе слушателей, единственный, кто не аплодирует оратору, рассказывающему о загрязнённости Темзы и необходимости её очистки. Вскоре появляется снова, когда к берегу прибивает труп женщины.
00:04:0216
1976Семейный заговорFamily Plot00:40:374Силуэт Хичкока видно через стеклянную дверь, на которой написано «Регистрация рождений и смертей»

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Michael Walker. Hitchcock’s Motifs. — Амстердам: Amsterdam University Press, 2006. — 496 с. — ISBN 9789053567722.
  • Трюффо Франсуа. Хичкок / Трюффо. — М.: Эйзенштейн-центр, 1996. — 224 с. — (Библиотека «Киноведческих записок»).

Ссылки[править | править код]

  • Alfred Hitchcock’s Film Cameo Appearances in His Own Films (англ.). Film Site.org.
  • Alfred Hitchcock’s Movie Cameos (англ.). Empire.

Источник

Имя Альфреда Хичкока знакомо не только тем, кто всем прочим киножанрам предпочитает триллеры, но и просто любителям кинематографа. Картины режиссера считаются эталоном жанра ужасов, а новаторские приемы, которые он использовал в своих работах, применяются и в XXI веке. Так, например, в фильме «Птицы», который чуть не свел с ума исполнительницу главной роли Типпи Хедрен, вообще не использовалась музыка, что сделало картину еще более пугающей. Сам же Хичкок в жизни был довольно сложным человеком, поступки которого было сложно предугадать.

Читайте также:  Головокружение при приеме бетасерка

В день рождения одного из самых известных и значимых режиссеров в истории кинематографа AdMe.ru вспомнил некоторые факты из его биографии — как творческой, так и личной.

Альфред Хичкок в 1939 году.

  • Сэр Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лейнстоуне, который сегодня является частью Большого Лондона. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, будущий «король ужасов» хотел отправиться на поля сражения, однако из-за лишнего веса получил отказ и был записан в резерв.
  • В 1920 году Хичкок устроился на киностудию электриком, а уже спустя пару лет в качестве сорежиссера снял два фильма, один из которых, «Номер 13», так и не был закончен. Свою первую «самостоятельную» кинокартину он выпустил в 1925 году, а еще спустя 4 года на свет появился первый звуковой британский фильм «Шантаж», имевший большой успех в прокате.
  • Один из первых, еще немых фильмов Альфреда Хичкока, «Горный орел», снятый в 1926 году, бесследно исчез. В списке 75 «разыскиваемых фильмов», созданном Британской ассоциацией кино, «Горный орел» занимает 1-е место. Его называют своего рода святым Граалем для историков кинематографа, однако сам режиссер считал ленту откровенно плохой.
  • 9 фильмов, которые Хичкок снял в 1925–1929 годы, ЮНЕСКО внесло в Фонд всемирного наследия, поскольку считается, что уже в ранних работах режиссера прослеживаются характерные для всех его кинокартин сюжеты и мании.

Камео Хичкока в фильме «Окно во двор».

  • Режиссер не только сам снимался в эпизодических ролях во многих своих фильмах, но и снимал свою единственную дочь Патрисию, которая родилась в 1928 году. Хотя отец и не афишировал ее участие в своих работах, в титрах ее имя указывалось. Одним из фильмов, где снялась Пат, был знаменитый «Психо».
  • Ленту «Слепой человек» Хичкок хотел снимать в Диснейленде. Однако Уолт Дисней отказал ему на том основании, что именно он создал «это отвратительное „Психо“».
  • Несмотря на то что его фильмы номинировались на «Оскар» в различных категориях 16 раз, ни за один из них Хичкок не получил приз как лучший режиссер. Главным «оскаровским» достижением мастера стал приз за лучший фильм, которым стала лента «Ребекка». Это была первая работа режиссера в США, куда он переехал из Великобритании в 1939 году.
  • Хичкоку принадлежит и самая короткая речь в истории церемонии премии «Оскар». Когда в 1968 году ему вручили статуэтку за вклад в развитие кинопроизводства, он сказал: «Спасибо», а потом добавил: «Большое спасибо» — и ушел со сцены.
  • До Хичкока никто из американских режиссеров не показывал в своих фильмах унитаз — это считалось неприличным. Сэр Альфред и здесь стал первооткрывателем, примеру которого многие создатели фильмов ужасов следуют до сих пор.
  • Перед выходом фильма «Психо» по просьбе режиссера его помощник выкупил все копии литературного первоисточника, чтобы никто не мог узнать о финале событий, происходящих в фильме. На все издания он потратил $ 9 500.
  • В 4 картинах подряд Хичкок снимал Джимми Стюарта, но решил отказаться от сотрудничества с ним, потому что посчитал его виновным в том, что фильм «Головокружение» на первых порах был плохо принят зрителями. Однако он не хотел говорить об этом актеру и решил дождаться момента, когда тот будет занят другой работой. Когда это случилось, гений эпатажа пригласил в новую картину «К северу через северо-запад» Кэри Гранта.
  • После первого показа каждого из 5 своих фильмов Хичкок выкупал у кинопрокатчиков право на картину, в том числе и на «Головокружение». Поэтому в течение 30 лет фильмы не демонстрировались в кинотеатрах. Лишь после смерти режиссера, когда права на его работы перешли к его дочери, ленты вернулись к зрителям.

Альфред Хичкок с женой Альмой Ревиль, 1972 год.

  • Альфред Хичкок женился один раз и на всю жизнь: в 1926 году он заключил брак с Альмой Ревиль, которая прожила с ним до самой его смерти в 1980 году. Долгое время жена была практически его вторым режиссером, и именно благодаря ей в знаменитой сцене в ванной в фильме «Психо» появилась музыка, которая сыграла не последнюю роль в создании атмосферы страха и нервного напряжения.
  • У Хичкока было специфическое чувство юмора. Однажды он подарил дочери Типпи Хедрен Мелани Гриффит, которой на тот момент было 5 лет, куклу с лицом ее матери, лежащую в гробу. Принято считать, что таким образом режиссер отомстил актрисе за ссору с ним.
  • Были у режиссера шутки и похуже. Однажды он пообещал одному из членов съемочной группы недельную зарплату за то, что тот просидит ночь в темной студии, прикованным к камере. Незадолго до того, как человека приковали к аппаратуре, Хичкок угостил его бренди со слабительным, о наличии которого тот, конечно же, не догадывался. Результат был предсказуем.
  • Одной из самых больших и, пожалуй, странных фобий Хичкока были яйца. В одном из интервью он сказал, что они не просто его пугают — их вид вызывает у него отвращение. Более того, по словам режиссера, он никогда не видел ничего более пугающего, чем растекающийся желток. Кстати, за всю жизнь Хичкок так и не съел ни одного яйца.

Режиссер на съемках фильма «Птицы».

  • Во время съемок фильма «Птицы» Хичкок пообещал Типпи Хедрен, что все пернатые будут ненастоящими. Однако, чтобы добиться от актрисы максимально естественных эмоций, в съемках были задействованы настоящие вороны и чайки, которых бросали актрисе в лицо на протяжении нескольких съемочных дней.
  • «Птицы» — единственная картина мастера, в которой отсутствовало логическое завершение. Режиссер говорил, что подобный прием заставит зрителя испытывать нескончаемое чувство страха даже после финальных титров. Сам же Хичкок всю жизнь боялся своих фильмов — настолько, что никогда не пересматривал их и искренне не понимал, как другие люди могут их смотреть.
  • Несмотря на собственные многочисленные фобии — например он всю жизнь опасался полиции, — Хичкок очень любил довольно жестоко шутить над чужими страхами: так, он мог отправить человеку, боявшемуся пауков, коробку, заполненную насекомыми до краев. Кстати, нелюбовь к полиции проявилась и в работах мастера: полицейский у него чаще всего — это плохой парень, который в чем-то ошибочно обвиняет главного героя.
  • Незадолго до смерти, накануне 1980 года, Альфред Хичкок получил от королевы Елизаветы II титул рыцаря. Когда его спросили, почему это случилось так поздно, режиссер ответил, что виной тому была невнимательность.

Относите ли вы себя к поклонникам Хичкока и триллеров вообще? Или вы предпочитаете другой жанр кинематографа?

  • 11 выдающихся людей, которых нам будет не хватать в 2020 году

  • 19 фото, которые становятся лучше с каждой секундой просмотра

  • 20+ раз, когда о покупателях и клиентах позаботились как о родных

  • 15 случаев, когда людям приснились настолько фееричные сюжеты, что и нарочно не придумаешь

  • 30 фото, которые покажут, как резко изменилась наша жизнь за последние 20 лет

  • 20+ домашних любимцев, которые уже ощутили всю атмосферу приближающегося Нового года

  • 15 фактов о фильме «Собачье сердце», которые раскрывают участников картины с новой стороны

  • 20+ правил современного этикета, которые стоит знать воспитанным людям

  • 20 обыденных вещей, дизайн которых разработали по-настоящему креативные люди

  • 20 случаев, когда люди наплевали на общественные предрассудки и поступили по-своему

  • 20+ фото, которые покажут, насколько мы близки со своими питомцами

  • 10 актеров, которые влюбили в себя миллионы зрителей, но внезапно скатились к второсортному кино

  • 15 фотографий, найти объяснение которым под силу лишь внимательным и сообразительным

  • 12 фраз, которые могут навредить вашему ребенку, и еще 12, которые можно использовать вместо них

  • Пользователи сети рассказали о том моменте, когда они поняли: их браку конец

  • Что такое кожный голод и почему это стало проблемой современного поколения

Источник

Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса.

Читайте также:  Резкое головокружение причины и потемнение в глазах причины

Карьера Альфреда Хичкока, одного из самых влиятельных режиссеров и гениальных изобретателей в истории Голливуда, растянулась более чем на 50 лет, за которые он снял почти столько же картин. Он успел застать практически каждую техническую революцию: появление в кино звука, цвета и даже 3D («В случае убийства набирайте „М“»).

Такие шедевры, как «39 ступеней», «Леди исчезает», «Ребекка», «Тень сомнения», «Незнакомцы в поезде», «Окно во двор», «Головокружение», «На север через северо-запад», «Психо» и «Птицы», навсегда изменили жанр триллера. Словно кукловод, дергая за нити зрительских эмоций, он создал свой неповторимый стиль и был удостоен звания мастера саспенса, а термин «хичкоковский» прочно закрепился в лексиконе всех кинокритиков.

С ним стремились работать самые яркие таланты Голливуда — от Ингрид Бергман, Грейс Келли и Джеймса Стюарта до Энтони Перкинса и Шона Коннери. В числе его почитателей такие знаковые режиссеры нашего времени, как Квентин Тарантино, Гильермо дель Торо, Уильям Фридкин, Майкл Манн и Дэвид О. Расселл.

Он повлиял на несколько поколений режиссеров. Он повлиял на кинематограф в целом. По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса.

Фестиваль «Хичкок: Девять неизвестных» продлится в Москве до 9 августа. В его рамках проходят бесплатные показы отреставрированных копий немых фильмов Альфреда Хичкока. Смотр организован Британским советом в России совместно с институтом «Стрелка» в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России.

Внимание: возможны спойлеры.

«Есть лишь несколько режиссеров, которые могут называться настоящими мастерами триллера, и среди них Альфред Хичкок и Роман Полански. В этом жанре крайне тяжело работать, ведь тебе нужно заставить поверить зрителей в происходящее, а если они не поймут твоего видения, то просто потеряют нить повествования. Это чистое искусство, где рассказывать историю тебе помогают самые богатые визуальные средства. Поэтому я люблю триллеры. И поэтому их любил Хичкок».

На протяжении более чем сорокалетней карьеры Брайан де Пальма никогда не стеснялся цитировать великих постановщиков в своих работах — от «Прокола», ставшего своеобразной смесью «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони и «Разговора» Фрэнсиса Форда Копполы, до «Неприкасаемых», где финальная сцена на лестнице вокзала напрямую вдохновлена «Броненосцем „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна.

Но его главным примером для подражания был именно Альфред Хичкок. В 1970-х годах, в эпоху политических триллеров, которые также многим обязаны Хичкоку, постановщик открыто заимствовал технические приемы и целые сюжетные конструкции, придуманные великим британцем. Одни стали называть его «новым мастером саспенса», другие — всего лишь «плагиатором».

Пропитанный духом Хичкока триллер «Наваждение», являющийся оммажем «Головокружению»; вдохновленные «Окном во двор» «Сестры»; «Подставное тело», обращающееся к теме двойников, одной из важнейших в творчестве Альфреда Хичкока. Примечательно, что и для написания музыки к своим первым работам де Пальма пригласил Бернарда Херрманна, бессменного композитора позднего периода творчества мэтра.

Главным же упражнением в подражании Альфреду Хичкоку для де Пальмы стал триллер «Бритва» с Майклом Кейном, выпущенный в 1980 году, всего через несколько месяцев после смерти мастера. Картина является своеобразной фантазией режиссера на тему «Психо» и порой повторяет его чуть ли не покадрово. Тут и аллюзия на знаменитую сцену в душе (которую де Пальма повторял и в других работах), и убийца в женской одежде, и смерть главной героини в первой половине картины, и аналогичный финал в психбольнице.

Любопытно, что две недавние биографические ленты о великом режиссере — «Хичкок» с Энтони Хопкинсом и «Девушка» с Тоби Джонсом — изначально предлагались именно Брайану де Пальме, однако тот отказался возглавить проекты, решив не тревожить наследия своего наставника.

По случаю старта фестиваля КиноПоиск и Британский совет запустили фотоконкурс, посвященный творчеству Хичкока. Главный приз — велосипед Peugeot Cycles.

«Будучи еще подростком, я пробрался на съемочную площадку „Разорванного занавеса“, но меня тут же выгнала оттуда охрана. Позже, уже после того, как я снял „Челюсти“, я очутился на съемках „Семейного заговора“. Хичкок сидел спиной ко мне и наблюдал за игрой своих актеров. Он сразу что-то почувствовал, подозвал своего ассистента и прошептал ему на ухо какую-то команду. Через секунду меня уже выводили с площадки. Пожалуй, я еще никогда не был так близок к Хичкоку. И именно тогда я понял, что у него есть глаза на затылке».

Стивен Спилберг не раз признавался в любви творчеству Виктора Флеминга, Джона Форда и Дэвида Лина. Но еще с ранних лет самым особенным для него режиссером был Альфред Хичкок. Спилберг не раз пытался познакомиться с ним. К его огромному сожалению, сделать это так и не удалось, тем не менее он смог многому научиться у мэтра.

Работая над своей первой большой картиной, кинопритчей «Дуэль», Спилберг не только начинил ее хичкоковским саспенсом, но и воспользовался одним из ключевых методов режиссера. Хичкок любил создавать подробные раскадровки своих фильмов, продумывая до мелочей каждую сцену. В итоге отснятые кадры в точности повторяли рисунки. Поговаривают, что этот процесс для режиссера был даже увлекательнее самих съемок. По собственному признанию, вдохновившись его методом, то же самое решил проделать и Спилберг. А композитор Билли Голденберг черпал вдохновение из музыки Херрманна к «Психо».

Evolution of the Dolly Zoom from Vashi Nedomansky on Vimeo.

В хорроре «Челюсти» Спилберг позаимствовал у Хичкока один из его наиболее знаменитых визуальных приемов — «эффект головокружения», с помощью которого автор передавал панический страх высоты героя Джеймса Стюарта в одноименном фильме. Для его достижения камера должна была отъезжать назад, а оптический зум в то же время наезжать на объект либо наоборот. Впоследствии Стивен Спилберг также использовал этот прием в «Инопланетянине». Он неоднократно появлялся и во множестве лент других постановщиков. Например, в «Полтергейсте», «Криминальном чтиве» и «Аполлоне 13».

С сюжетами Стивена Спилберга связан и термин «макГаффин», который, конечно же, существовал задолго до Хичкока, но популяризован был именно им. Это некий предмет, которым жаждут обладать герои и вокруг которого строится завязка фильма. Примеры таких макгаффинов у Спилберга мы можем встретить в франшизе «Индиана Джонс» (ковчег, хрустальный череп), а у самого Альфреда Хичкока — в «В случае убийства набирайте „М“» (ключ), «На север через северо-запад» (микропленка) и во множестве других работ.

Читайте также:  От чего происходит головокружение голов

«Я люблю работы ДеМилля. Я люблю работы Форда. Но особенно я люблю Хичкока, ведь его имя — это синоним того, что вас ожидает нечто особенное. Помнится, я был на показе „Психо“, и это один из первых фильмов, на постере которого было предупреждение: „Пожалуйста, не раскрывайте никому концовку“. Мы выходили из зала, и люди кричали: „Что же там случилось, что?“ А мы загадочно молчали».

Мартин Скорсезе рассказывает о творчестве Хичкока в своих лекциях, статьях и интервью, объясняя, почему он, возможно, величайший представитель визуального искусства. Он посвящает ему рекламные ролики, маскируя их под документальные фильмы. Он называет его своей путеводной звездой.

Скорсезе неоднократно обогащал свои ленты заимствованиями из творчества любимого режиссера и отсылками к нему. Уже упомянутый «эффект головокружения» можно обнаружить в одной из ключевых работ постановщика — «Бешеном быке», однако значение сцены финального боя Шугара Рэя и Джейка Ламотты в исполнении Роберта Де Ниро куда глубже. «Шугар смотрит на него как на жертву. Он готовится убить, — рассказывает Скорсезе. — Мы поставили этот момент таким образом, чтобы он соответствовал знаменитой сцене в душе из „Психо“, а боксерские перчатки здесь — это словно нож в руке убийцы».

Влияние Хичкока прослеживается и в других знаковых работах дуэта Скорсезе и Де Ниро — в насквозь пронизанном хичкоковским духом «Мысе страха», в «Таксисте», в «Славных парнях» и, конечно же, в «Острове проклятых», являющемся, по сути, одним большим признанием в любви Хичкоку (в частности его «Головокружению», одному из самых любимых фильмов Скорсезе) и игре с его излюбленными темами (наваждение, заговоры и стирающаяся грань между безумием и реальностью).

Хичкок также известен любовью к камео — коротким появлениям в собственных фильмах. Всего он снялся в 39 из 52 сохранившихся работ. Эта любовь передалась и Скорсезе. Его можно приметить в «Злых улицах», «Таксисте» «Короле комедии», «После работы», «Эпохе невинности» и «Хранителе времени».

«Я обожаю Хичкока, в частности „Окно во двор“, где ему удалось создать целый мир в замкнутом пространстве. Джеймс Стюарт за все время не покидает своей инвалидной коляски, тем не менее его глазами мы видим очень сложную схему убийства. Хичкоку удается взять нечто масштабное и поместить в очень маленькое. И достигает этого он благодаря своему уникальному кинематографическому мастерству».

Страсть Хичкока к иррациональному, сексуальному и сюрреалистическому в полной мере впитал в себя Дэвид Линч, чьи сюжеты размывают границы сна и реальности. В «Окне во двор» действительно создается целый мир, и это стало одной из главных задач Линча в собственных работах. Сам режиссер неоднократно называл Хичкока одним из своих главных вдохновителей наряду с Орсоном Уэллсом.

Пожалуй, самый хичкоковский фильм Дэвида Линча — «Синий Бархат», один из трех, за который он был удостоен режиссерской номинации на премию «Оскар». Зачастую аудитория картин Хичкока вместе с героями выступает в роли подглядывающих. Тот же самый принцип применил здесь Линч. Картина сочетает в себе детективные элементы «Окна во двор», сюрреализм «Головокружения» и попытку «Психо» заглянуть в самые темные уголки человеческой души. «Чем сильнее и ярче злодей, тем лучше картина», — говорил Хичкок. И если у него был Норман Бэйтс, то у Линча — психопатичный Фрэнк Бут в исполнении Денниса Хоппера.

Значительное влияние на «Синий бархат» оказал и триллер Хичкока «Тень сомнения» с его маленьким провинциальным городком, в сердце которого кроется настоящая тьма. Позже эта тема была развита в проекте «Твин Пикс», который удивительным образом практически повторяет некоторые кадры «Тени». Титры хичкоковской классики вдохновили и титры «Малхолланд Драйв», который также многим обязан «Головокружению».

Подобно работам Альфреда Хичкока, фильмы Дэвида Линча подробно разбираются поклонниками, вокруг них строятся самые безумные теории. И не менее увлекательно искать в его картинах отсылки к лентам мастера саспенса.

«Фильмы Альфреда Хичкока самые богатые в визуальном плане в истории всего кинематографа. Когда я впервые познакомился с его картинами, то по своей глупости подумал, что это просто отличный развлекательный режиссер. Позже, начав всерьез изучать его работы, я понял, насколько он гениален. Хичкок — настоящий инноватор. Его влияние настолько безгранично, что иногда кажется, будто это он изобрел кино».

Хотя почерк Альфреда Хичкока легче всего прочитать в творчестве американских постановщиков, его влияние распространилось далеко за пределы Голливуда. Его характерные элементы можно увидеть во французском кинематографе (Клод Шаброль, который вместе с Франсуа Трюффо провел знаменитую серию интервью с Хичкоком), итальянском (Микеланджело Антониони) и даже испанском.

Педро Альмодовар, быть может, важнейший испанский режиссер современности, нередко наполнял свои картины множеством визуальных отсылок к творчеству таких великих режиссеров, как Луис Бунюэль, Джон Кассаветис, Ингмар Бергман и, конечно же, Альфред Хичкок, и при этом формировал собственный неповторимый стиль, воплощающий в себе испанский дух.

В картине «Женщины на грани нервного срыва», принесшей Педро Альмодовару мировое признание и первую номинацию на «Оскар», содержатся цитаты из «Незнакомцев в поезде», «Окна во двор», «39 ступеней» и «В случае убийства набирайте „М“». В сцене погони в аэропорту мы слышим музыку, сильно напоминающую саундтрек Херрманна к «Психо» (в «Кике» Альмодовар позаимствует его напрямую), а сюжетом здесь движет макгаффин, что также делает ленту наиболее похожей на хичкоковскую в структурном плане.

В своем дебюте «Лабиринт страстей» Педро Альмодовар, по собственному признанию, также вдохновлялся Альфредом Хичкоком. Хичкок, как говорил режиссер, присутствует в «Дурном воспитании», Разомкнутых объятиях, «Коже, в которой я живу». Действительно, психологический конфликт последнего напоминает о «Головокружении», что не должно удивлять, ведь Альмодовар называет этот шедевр Хичкока «матерью многих триллеров».

Разумеется, это далеко не все современные режиссеры, на творчество которых оказал влияние Альфред Хичкок. Чтобы перечислить их, не хватит и целой книги. На хичкоковском языке говорили и Кристофер Нолан («Помни»), и Дэвид Финчер («Игра», «Комната страха»), и Стивен Содерберг («Побочный эффект»), и Пак Чхан Ук («Порочные игры»), и Гас Ван Сент, покадрово переснявший «Психо». А в каких фильмах вы заметили присутствие Хичкока?

Источник