Классификация головных боли у детей
Классификация и причины головных болей у детей
В загруженной педиатрической клинике офтальмологу редко выпадает шанс полного выявления причин головной боли за один визит, особенно, причин функциональных. Необходимо знать симптомы, указывающие на тяжелое заболевание, а также те, что вызваны менее опасными причинами. Простой алгоритм позволяет определить, имеют ли важное значение методы нейровизуализации.
Недостаточная диагностика детской мигрени связана с тем, что офтальмологи обычно применяют диагностические критерии мигрени у взрослых. Понимание различий в проявлениях и лечении мигрени у взрослых и детей имеет важное значение.
а) Классификация и причины головной боли у детей. Головные боли у детей можно разделить на первичные и вторичные. К двум основным типам первичных головных болей относятся мигрень и хроническая ежедневная головная боль (ХЕГБ). Другие первичные головные боли перечислены в ниже.
Причины первичной головной боли у детей:
1. Мигрень без ауры.
2. Мигрень с аурой:
— Мигрень базилярного типа.
— Семейная гемиплегическая мигрень.
— Синдром «Алисы в стране чудес».
3. Головные боли напряжения.
4. Кластерные головные боли.
5. Пароксизмальная гемикрания.
6. Кратковременная односторонняя невралгиеподобная головная боль с конъюнктивитом и слезотечением.
7. Первичная стреляющая головная боль.
8. Первичная кашлевая головная боль.
9. Первичная головная боль при физической нагрузке.
10. Затылочная невралгия.
11. Шейно-язычный синдром.
12. Ассоциированная с холодом головная боль.
Для улучшения понимания диапазона заболеваний была разработана Международная классификация головных болей (МКГБ-1). Ее подвергали критике из-за недостаточной специфичности и чувствительности в отношении головных болей детского возраста, что ускорило внесение дополнений, касающихся детской мигрени в классификации второго пересмотра (МКГБ-2). Hersley предложил дальнейшие изменения этой классификации, добавив мигрень без ауры в детском возрасте.
От трети до половины детей к семилетнему возрасту страдают от тяжелых головных болей. Более трех четвертей страдают головными болями к 15 годам. В исследовании турецких подростков от 12 до 17 лет распространенность периодических головных болей повысилась с 42% в более молодом конце выборки до 61% в более возрастном конце; 26% детей страдали головными болями напряжения и 14,5% болели мигренью.
В других исследованиях было показано, что распространенность мигрени варьирует от 2,6% до 6,9% и на 50% чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.
б) Когда головная боль заставляет беспокоиться? Из детей плохие рассказчики. Новую боль четырех- или пятилетнему ребенку бывает сложно описать. Родители могут предложить описание ощущаемого дискомфорта, которое затем перенимает их ребенок. Любые незнакомые ощущения, которых ребенок никогда раньше не испытывал, могут «превратиться» в головную боль или боль. Ребенок может копировать своего родителя, который может регулярно держаться за голову скорее из-за волнения, а не вследствие головной боли, что в результате приводит к постановке ребенку опасного диагноза головной боли.
Маленьким детям (2-4 лет) сложно описать боль, но они обычно честны и не страдают «функциональной» головной болью («клинически необъяснимыми симптомами»). Если ребенок этой возрастной группы держится за голову и испытывает очевидный дискомфорт, к этому нужно относиться серьезно. Например, симптомы острого моноцитарного миелолейкоза могут начаться с поражения центральной нервной системы, и сопровождаться сильнейшей головной болью.
Детям до шести лет для проведения КТ или МРТ обычно требуется седация или общий наркоз. Подобные организационные трудности могут убедить врача не использовать методы нейровизуализации даже у вызывающего беспокойство ребенка. В корейском исследовании участвовали 1562 пациента с впервые выявленной рецидивирующей головной болью из девяти неврологических клиник при госпиталях. У 77% этих детей проводилась визуализация головного мозга, но только у 9,3% были найдены какие-то изменения на снимках.
На 50% снимков у детей с изменениями неврологического статуса были обнаружены органические нарушения. Levis и соавт. предложили практические критерии диагностики у детей и подростков с рецидивирующими головными болями, которые были адаптированы и расширены ниже.
Настораживающие проявления головной боли у детей (Lewis, 2002):
— Снижение зрения.
— Судороги (фокальные или генерализованные).
— Очаговая неврологическая симптоматика (например, паралич черепного нерва).
— Нарушение сознания.
— Отек диска зрительного нерва.
— Системные признаки повышенного внутричерепного давления.
— Изменение или разложение личности/поведения.
— Уменьшение темпов роста.
— Несахарный диабет.
— Возраст до четырех лет (особенно при увеличенной окружности головы).
— Всегда односторонние головные боли (редко при мигрени у детей).
— Головные боли, длящиеся несколько дней и/или не поддающиеся лечению.
— Головные боли, пробуждающие от сна, возникающие ранним утром и сопровождающиеся/облегчающиеся рвотой.
— Головные боли, провоцируемые кашлем, натуживанием, изменением положения тела (спросите, на скольких подушках спит).
— Также рекомендуем «Причины хронических головных болей у детей»
Оглавление темы «Болезни глаз у детей.»:
- Причины выпучивания глаз у ребенка (экзофтальма)
- Почему у ребенка боли в глазу? Причины глазных болей
- Учитель говорит что ребенок плохо видит. Причины нарушения зрения у детей
- Причины ухудшения зрения у ребенка. Методы обследования при ухудшении зрения
- Причины слепоглухоты. Лечение слепоглухого ребенка
- Атрофия зрительного нерва у ребенка — причины, диагностика и лечение
- Причины отека диска зрительного нерва у детей
- Классификация и причины головных болей у детей
- Причины хронических головных болей у детей
- Головная боль при мигрени у ребенка — причины, диагностика, лечение
Источник
Классификация ГБ
Существуют различные подходы к классификации ГБ: этиологический, патогенетический, этиопатогенетический, на основе временного профиля. В 1988 г. пересмотрена «Общая классификация головных болей и диагностических критериев» . В нашей стране разработана подробная классификация ГБ у детей и подростков. Заслуживает внимания врачей-практиков классификация, основанная на временном профиле ГБ .
Интенсивность Г Б
Согласно длительности признаков выделяют 4 группы Головный Болей:
- острая ГБ;
- острая повторяющаяся ГБ;
- хроническая прогрессирующая ГБ;
- хроническая непрогрессирующая ГБ.
Острой ГБ считается в тех случаях, когда больной, ранее не страдавший ГБ, имел однократно непродолжительную ГБ. Такая боль часто сочетается с другими неврологическими симптомами, иногда требующими немедленной диагностики. Дифференциальный диагноз включает широкий диапазон заболеваний, таких как нейроинфекции, системные заболевания, артериальная гипер- тензия и др.
Острая повторяющаяся ГБ возникает периодически и характеризуется наличием светлых промежутков. Наиболее типичным примером этой ГБ является мигренозная.
Хроническая прогрессирующая ГБ характеризуется тенденцией к нарастанию в течение времени. Наличие других неврологических симптомов заставляет исключать объемные процессы головного мозга (опухоль, гидроцефалию и др.).
Хроническая непрогрессирующая ГБ встречается или ежедневно, или несколько раз в неделю, она не изменяется по тяжести в течение времени, не сочетается с симптомами повышенного внутричерепного давления. Физические данные обычно нормальные. Эта ГБ имеет психогенное происхождение.
Клиническая картина ГБ
В раннем возрасте, особенно в 3—7 лет, жалобы детей на ГБ неопределенны. В старшем возрасте дети лучше дифференцируют, что это боль в голове, однако сохраняется неопределенность в локализации боли, ее интенсивности, характеристике (пульсирующая или сжимающая и т. д.). Об интенсивности ГБ можно судить по поведению ребенка. Если ребенок спокойно ложится спать, то ГБ обычно не очень сильные. О сильной ГБ свидетельствуют крик, плач и наличие рвоты . Большинство детей не ощущают ауры, если она имеется, или описывают её нечетко, например, как плохое самочувствие перед появлением ГБ . Дети латерализуют хорошо только те части тела, которые полностью разделены (правая или левая нога), и очень трудно разделяют «центральные» структуры, например, голову или шею.
Подход к дифференциальному диагнозу в младшем школьном возрасте отличается от такового в подростковом.
Существующие клинические подходы, в первую очередь, предполагают исключение так называемых вторичных ГБ, причинами которых могут быть объемные процессы мозга (опухоль, абсцесс мозга, внутричерепная гематома, нейрофиброматоз, туберозный склероз и др.) и необъемные повреждения головного мозга (артериальная гипер- тензия, патология органа зрения, синуситы, кариес зубов и ДР.)
Далее представлена дифференциальная диагностика хронических и повторяющихся ГБ у детей и подростков:
- Сосудистые ГБ
- Мигрень:
- простая;
- классическая;
- ассоциированная:
мигрень основной артерии; беспорядочная мигрень; гемиплегическая мигрень; офтальмоплегическая мигрень; синдром «Алисы в стране чудес»; мигренозный статус; посттравматическая: потеря сознания; синдром беспорядочной мигрени; простая; варианты мигрени:
циклическая рвота младенцев; пароксизмальное головокружение; абдоминальная мигрень.
Кластерные ГБ (гистаминная цефалгия, головные боли Хорто- на):
классическая кластерная ГБ; хроническая кластерная ГБ.
ГБ, сочетающиеся с судорогами Иктальные ГБ Постиктальные ГБ.
ГБ мышечного напряжения
Простые боли мышечного напряжения Психогенные ГБ: депрессия;
синдром школьной фобии;
симптомы конверсии;
длительный постконтузионный синдром.
Затылочная невралгия.
Симптоматические ГБ
При гипогликемии Зубной патологии Синуситах Нарушении зрения Шейные ГБ
При височно-нижнечелюстном 1о1п1-синдроме
Опухоли мозга, абсцессе, хронической субдуральной гематоме
Артериовенозных мальформациях
Аневризмах
Гидроцефалии
Арахноидите (псевдотурморе) Тригеминальная невралгия При менингеальной лейкемии
Случаи периодических синдромов
При пароксизмальном тортиколизе Острой перемежающейся атаксии
Абдоминальных заболеваниях (например, свинцовых коликах) Острой интермиттирующей порфирии
ГБ при других наследственных неврологических метаболических заболеваниях
Дефиците орнитин-транскарбомидазы
Гипераланинемии
Болезни Хартнупа
Интермиттирующем варианте болезни с запахом мочи кленового сиропа
Источник
Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.
Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.
Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.
И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.
И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.
Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.
Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.
И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.
Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.
Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.
Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.
И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.
Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.
И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.
Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.
Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.
Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.
Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.
Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.
При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.
Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.
Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.
Источник