Мастер и маргарита мигрень

К наиболее важным относятся психогенные факторы: эмоциональный стресс, разрядка после положительных или отрицательных эмоций. Замечено, что мигренью страдают люди с определенными психологическими характеристиками: для них характерны высокий уровень притязаний, высокая социальная активность, тревожность, хорошая социальная адаптация. Именно эти личностные качества позволяют лицам, страдающим М, добиться в жизни замечательных успехов. Известно, что мигренью страдали многие выдающиеся люди: Карл Линней, Исаак Ньютон, Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, А.П. Чехов, П.И. Чайковский и многие другие.
Неизвестно испытывал ли Булгаков приступы мигрени, но каждый, кому довелось пережить эту боль, не может не согласиться с более чем достоверным описанием этой болезни.
Возможно, гемикарнией автор «Мастера и Маргариты» сам наградил Пилата, назначив как плату за величайший грех. Ведь именно по приказу малодушного прокуратора пошел на казнь Иисус Христос.
«Более всего на свете прокуратор Иудеи Понтий Пилат ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя.
«О боги, боги, за что вы наказываете меня?
Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».
Прокуратор сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой. Ему захотелось подняться, подставить висок под струю и так замереть. Но он знал, что и это ему не поможет.
Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым.
Уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль о яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем стоит перед ним арестант, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.
Прокуратор подумал: «Мой ум не служит мне больше .» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
Голос колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
– Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.
– Ну вот, все и кончилось, – говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, – и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях. Прогулка принесла бы тебе большую пользу.
– Сознайся, – тихо по-гречески спросил Пилат, – ты великий врач?
– Нет, прокуратор, я не врач.
Круто, исподлобья Пилат буравил глазами арестанта, и в этих глазах уже не было мути, в них появились всем знакомые искры.
В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: состава преступления он не нашел, бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор прокуратор не утверждает, а удаляет обвиняемого и подвергает его заключению там, где резиденция прокуратора.
Однако Христос был распят, а для Пилата все было кончено, и говорить более было не о чем. Спасение уходило навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти.»
Смотрите также
Клинические проявления
…
Системная склеродермия
Системная
склеродермия
— прогрессирующее заболевание с характерным изменением кожи, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. В основе заболевания
лежит воспалительное поражение мелких со …
Антисептика
Антисептика
— это комплекс
лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов в
ране или в организме человека.
Многие
врачи древности независимо друг от друга пришли к в …
Источник
«Да, нет сомнений! Это она, опять она,
непобедимая, ужасная болезнь гемикрания,
при которой болит полголовы.
От нее нет средств, нет никакого спасения».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Пожалуй, описания страданий Понтия Пилата М. Булгаковым отражают симптоматику и ощущения больного мигренью настолько полно, что знаменитый роман можно изучать вместо медицинской энциклопедии. Правда, действенного рецепта, как избавиться от приступа мигрени, в книге не дано. Попробуем найти ответ на этот вопрос в современных источниках.
Мигренозный приступ — это не просто боль. Мигрень — это целая палитра ощущений, которые накатывают волной, накрывают с головой и не дают подняться во весь рост. В 80% случаев приступу мигрени не предшествует предчувствие грядущей «катастрофы», но если вам «повезло», задолго до появления головной боли вы увидите сверкающие точки, шары, молнии, почувствуете несуществующие запахи цветов, слабость в руках, легкое головокружение, сонливость. Весь мир исказится: цвета станут излишне яркими, звуки слишком резкими, голова — тяжелой. Вот тут-то и нужно начинать действовать, пока мигрень не взяла верх над вами.
«Более всего на свете прокуратор Иудеи Понтий Пилат ненавидел запах розового масла ….»
- Прекратите работу, связанную с напряжением и попытайтесь расслабиться.
- Задерните шторы, выключите свет, создайте тишину — устраните по возможности все раздражители.
- Прилягте, положив на голову горячий или холодный компресс, против мигрени нет универсальных рецептов.
- Вотрите в кожу височной области мазь, содержащую ментол.
- Примите лекарство и попытайтесь уснуть на пару часов.
Во времена Понтия Пилата не было эффективных средств от мигрени. Вы же имеете возможность лечиться с помощью современных препаратов. Но тут важен грамотный подход: начинать нужно с самых безопасных, а затем, при необходимости, переходить к следующему классу лекарств.
В первые 2 часа после начала приступа мигрени, то есть во время ауры, пока еще нет жесточайшей головной боли, эффективны следующие схемы:
- Аспирин 2 таблетки по 500 мг, или ибупрофен 400-600 мг, или диклофенак калия 50-100 мг;
- Противорвотный препарат призванный ускорить всасывание анальгетика, например, церукал 10 мг или мотилиум 10-20 мг
- Сладкий кофеинсодержащий напиток: 200 мл натурального кофе, чай, какао или даже Кока-Кола вполне может стать «народным» средством от мигрени.
- Комбинированный анальгетик типа цитрамона 2 таблетки + мотилиум или церукал.
- Анальгетик в свечах, например, вольтарен 100мг + мотилиум или церукал.
Внимание! Если вышеописанные схемы не действуют в течение 2 часов, не следует увеличивать дозы препаратов, это может продлить приступ и привести к возникновению лекарственно-индуцированной мигрени, рекомендуется перейти к следующей ступени лечения.
Помощь при развернутом приступе мигрени
«Прокуратор сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов,
потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой»
Когда боль при мигрени становится сильной, пульсирующей, распространяется на всю половину головы, усиливается при кашле, наклонах туловища, ярком свете и резких звуках, сопровождается рвотой, бледностью кожных покровов, ознобом и похолоданием конечностей следует переходить ко второй ступени лечения приступа.
Вторая ступень обезболивания — это триптаны, например, суматриптан, наратриптан. При мигрени каждый подбирает себе лекарство индивидуально, руководствуясь собственными ощущениями. В идеале каждый препарат нужно испытать в трех случаях приступа мигрени, и только тогда выбрать подходящий.
Триптаны при мигрени максимально эффективны, если их принимают в первые 2 часа от начала головной боли. Если через 45 минут после приема простого анальгетика боль не проходит, нужно принять одну таблетку, а если боль вернется, через час выпейте вторую. Кстати, триптаны, или противомигренозные препараты, как их еще называют, продаются именно по 2 таблетки. Третья таблетка будет лишней, в случае отсутствия эффекта нужно переходить к более сильным средствам.
Если ничего не помогает…
«И мысль о яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора…»
Случаи устойчивой к лечению боли при мигрени встречаются не часто, но все же…. Нет-нет! Не подумайте, что мы рекомендуем опустить руки и, смиренно ожидая окончания приступа! Следующий этап помощи при мигрени — комбинация триптана и простого анальгетика:
- Суматриптан 50 мг+напроксен 500 мг.
Делаем выводы!
«В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула…»
Терпеть головную боль нельзя! Конечно, она пройдет самостоятельно, организм мобилизует все противоболевые системы, и через 48-72 часа вы забудете о страданиях. Но с каждым новым визитом мигрень будет истощать защитные резервы, приступы будут становиться все более частыми, длительными и мучительными, и, в конце концов, вы окажетесь беззащитны перед болезнью.
Прокуратору Понтию Пилату приходилось смириться с болью, вы же теперь располагаете знанием признанных в мире современных схем купирования приступов мигрени. Но перед тем как применять их, мы рекомендуем обратиться к врачу и убедиться в том, что упорные головные боли связаны именно с мигренью
Источник
Дополнительные сочинения
Маргарита (Маргарита Николаевна)
– главная героиня романа. Несомненна прототипическая связь с Е. С. Булгаковой – третьей женой писателя. Ассоциации с гётевской Гретхен имеют, скорее, поверхностный характер: существенным оказывается лишь момент бездетности М. и проявленное ею милосердие по отношению к детоубийце Фриде. Героине 30 лет. Выйдя замуж в 19 лет, она является женой «очень крупного специалиста»; однако, не любя мужа, М. тоскует и подумывает о самоубийстве. Выйдя на улицу с букетом мимоз в качестве «опознавательного знака», она встречается с Мастером, становится его «тайной женой». Именно она вдохновляет его в работе над романом, называя «мастером», а когда роман окончен – толкает на борьбу за то, чтобы книга была напечатана. М. решает расстаться с мужем, однако арест Мастера нарушает ее планы. После того как М. через несколько месяцев видит Мастера во сне, она, предчувствуя некие перемены, идет в Александровский сад, где встречает Азазелло, посланного «с поручением». М. принимает приглашение в гости «к одному очень знатному иностранцу» (Воланду), в назначенный час натирается кремом Азазелло, после чего молодеет, обретает способность летать и быть невидимой – становится «ведьмой». Летя над Москвой, М. оказывается перед домом, где живут критики, травившие Мастера, и устраивает в их квартирах погром; ее останавливает лишь опасение напугать проснувшегося ребенка. Улетев из Москвы, М. принимает участие в шабаше на берегу реки, после чего возвращается в Москву на летучем автомобиле. Попав в сопровождении Азазелло в квартиру № 50, М. встречается с Коровьевым, который, в частности, сообщает, что она является правнучкой одной из французских королев XVI в.; имя героини, таким образом, ассоциируется с Маргаритой Валуа, женой Генриха IV (ср. роман А. Дюма «Королева Марго»). Встретившись с Воландом, М. растирает мазью его больное колено, а также рассматривает глобус Воланда, видит на нем мертвого ребенка. На балу М. играет роль королевы, встречая гостей; особое впечатление на нее производит детоубийца Фрида, которой она обещает помочь. После убийства Майгеля М. «причащается» из чаши с его кровью/вином, предложенной Воландом. После бала М., вместо того чтобы попросить за себя, просит вначале за Фриду и получает право простить ее. После этого, по просьбе М., ей возвращен Мастер, от которого она не хочет отречься ни при каких об- стоятельствах. При этом героиня, которая накануне была готова сама убить погубившего Мастера критика Латунского, теперь просит не убивать его. На прощание Воланд дарит М. золотую подкову с алмазами, и вместе с Мастером она возвращается в арбатский подвал, где ночью читает «воскресшую» рукопись романа. В разговоре с Мастером М. наотрез отказывается покинуть его и вернуться к мужу. После появления Азазелло М., отравленная вином, вместе с Мастером переходит в инобытие и присоединяется к Воланду со свитой; по пути они навещают в лечебнице Ивана Бездомного, и на прощание М. целует его. Именно М. отмечает перемены, происходящие с ее спутниками во время последнего полета. Увидев сидящего в горах Пилата, М. просит «отпустить» его. Воланд дарует Мастеру и М. «вечный дом». В дальнейшем М. с Мастером ежегодно являются Ивану во сне; она «целует его в лоб и уходит вместе со своим спутником к луне». Мастер
— безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его «мертвая кличка: «Номер сто восемнадцатый из первого корпуса». Прозвище «мастер» дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованиям «мэтр», «маэстро»; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с масонским ритуалом. Ассоциации с гётевским Фаустом (по аналогии с Воландом-«Мефистофелем» и Маргаритой-«Гретхен») несущественны. В то же время имеет значение своеобразное «двойничество» М. и Воланда (симметрия букв «W» и «М», аутентичность повествования Воланда и романа М. и т. п.). Герою придано портретное сходство с Гоголем, их роднит также мотив со- жженной рукописи. При этом М. – явно автобиографический герой; ему 38 лет – столько же, сколько было самому Булгакову в год начала работы над романом и знакомства с Е. С. Шиловской (затем Булгаковой). Видимо, не случайно то обстоятельство, что герой появляется впервые именно в 13-й главе. В клинике Стравинского, пробравшись в палату к Ивану Бездомному, он рассказывает, что некогда, будучи историком по образованию, работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерею сто тысяч рублей, он бросает службу в музее, нанимает двухкомнатную квартиру в арбатском подвальчике и принимается писать роман о Понтии Пилате. В этот период М. встречает Маргариту. Однако попытки опубликовать роман вызывают кампанию травли со стороны литературных критиков, что приводит М. к тяжелому нервному расстройству. «Друг» М. Алоизий Могарыч, желая занять его комнаты, пишет на него донос, и М. арестовывают. Выйдя из тюрьмы через несколько недель, он осознает себя полным изгоем и сам приходит в клинику Стравинского, причем считает себя неизлечимым. Герой запуган, измучен и морально сломлен, готов отказаться от всей прошлой жизни, в том числе и от Маргариты. Будучи по ее просьбе «извлечен» Воландом из клиники, М. говорит, что ему «скучно» и он хочет «в подвал», выражает надежду, что Маргарита «образумится» и уйдет от него, ибо он не желает губить ее жизнь вместе со своей собственной. Герои возвращены в арбатский подвал. После того как Азазелло отравляет их, М. и Маргарита присоединяются к свите Воланда. Прощаясь с Иваном Бездомным, М. называет его «учеником» и просит написать за него продолжение романа. Посетив место в горах, где томится Пилат, М. отпускает своего героя на свободу. Во время последнего полета М. приобретает облик человека XVIII в. (ср. обращение Воланда: «трижды романтический мастер»). По словам Левия Матвея, М. «не заслужил света, он заслужил покой»; поэтому «вечный приют», «вечный дом», дарованный герою, выглядит как амбивалентная «награда/наказание»: М. обретает покой, забывает обо всем и сам предан забвению. Он остается лишь в памяти Ивана, которому ежегодно является во сне в ночь весеннего полнолуния. Понтий Пилат
– прокуратор Иудеи (исторический Пилат пребывал в этой должности в 26-36 гг.); «сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы» – имя героя составлено из имен родителей (Пила и Ат); в то же время прозвище «всадник Золотое Копье» актуализирует связь имени с лат. pilum – копье. Характерная деталь облика П. – «белый плащ с кровавым подбоем», символизирующий неразрывную связь святости и крови. П. -главный герой повествования Воланда и романа Мастера; с ним связана одна из важнейших у Булгакова морально-психологических проблем – вина за преступную слабость, приведшую к гибели невиновного человека. В начале романа символом мизантропии и пессимизма П. (он привязан лишь к своему псу Банга) предстает «гемикрания» – жестокая мигрень. Допрашивая Иешуа, П. убеждается не только в его невиновности, но и в том, что тот единственный, кто в состоянии излечить его головную боль. Тем более тягостна для него неизбежная гибель Иешуа: несмотря на свое высокое положение наместника в колонии, П. соглашается на казнь под давлением первосвященника Каифы и сам объявляет приговор на площади. По приказу П. страдания Иешуа и двух распятых вместе с ним разбойников сокращены: их убивают. По его же приказу сотрудники тайной службы прокуратора убивают Иуду, спровоцировавшего Иешуа и выдавшего его иудейской страже. П. же придумывает версию о самоубийстве Иуды. После казни и погребения Иешуа П. встречается с Левием Матвеем, сообщает ему правду об убийстве Иуды и читает записанные Левием слова Иешуа о том, что одним из главных пороков человека является трусость; эти слова П. относит прежде всего к себе самому. Испытывая муки раскаяния, он более всего на свете хотел бы «отменить» казнь. Просидев «двенадцать тысяч лун» в горах, П. по просьбе Мастера и Маргариты освобожден и получает возможность вновь встретиться с бродячим философом. В своем ежегодном сне в ночь весеннего полнолуния Иван видит их идущими по голубой дороге к луне. Как роман Мастера, так и весь роман в целом завершаются словами: «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтии Пилат». Римский Григорий Данилович
– финансовый директор Варьете. Вместе с Варенухой Р. дожидается прихода Лиходеева, затем получает от него телеграммы из Ялты, после чего направляет Варенуху в ГПУ, причем тот бесследно исчезает. Р. встречает прибывшего на представление «черного мага» – Воланда, а после скандального завершения сеанса черной магии уединяется в кабинете. Через некоторое время туда является Варенуха, затем пытается ворваться через окно Гелла. Крик петуха спасает Р., но под воздействием пережитого он превращается в «седого старика»; курьерским поездом уезжает в Ленинград, где прячется в платяном шкафу гостиничного номера. Здесь его в невменяемом состоянии обнаруживает милиция. Впоследствии он увольняется из Варьете и поступает «в театр детских кукол в Замоскворечье».
- Нужно скачать сочинение по теме » Главные действующие лица в романе «Мастер и Маргарита»? Жми и сохраняй
Source: www.slavkrug.org
Источник