Мигрень картина художника к

С.П.Маркин Статья посвящена истории происхождения термина «мигрень», ее симптомам нашедшим отображение как в мифах Древней Греции, так и в картинах художников разных периодов. |
Головная боль (цефалгия) — любое неприятное ощущение в области от бровей до затылка. Первое описание головной боли приведено в мифах древней Греции: «Зевс-громовержец знал, что у его первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок необычайного ума и силы, превосходящий по мудрости своего отца. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив Метиду проглотил ее, уже носившую во чреве ребенка. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Гефест мощным ударом топора расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада» (рис. 1).
По данным Я.И Левина (2004 г.), до 60% населения с разной частотой жалуются на головную боль. При этом наибольшая распространенность головной боли отмечается в возрасте 20-59 лет. Головная боль может быть симптомом более 300 заболеваний и облигатным проявлением более чем 50 [1]. В настоящее время наибольший интерес вызывает головная боль при мигрени.
Мигрень рассматривается как хроническое заболевание, обусловленное наследственно детерминированной дисфункцией вазомоторной регуляции, проявляющееся относительно стереотипными пароксизмальными приступами сильной головной боли.
Самое раннее описание мигрени встречается около 3000 лет до н.э. До нас дошло следующее описание мигрени: «Голова покоряется боли, охватившей висок, и глаза затуманивает боль, зрение слабеет». В труде «Афоризмы» Гиппократ впервые констатирует, что головная боль является «истинной болезнью», а не «божьей карой». В одном из описании читаем «…Он видел перед собой какое-то сияние. Яркий свет обычно появлялся перед правым глазом. Когда свет исчезал, возникала сильнейшая боль в правом виске, которая охватывала всю голову и шею… рвота же несколько облегчала боль».
Термин «мигрень» предложен выдающимся древне-римским врачом — Клавдием Галеном. Название происходит от греческого «hemikrania» (hemi — половина, kranium — голова) и отражает характерный признак недуга: во время приступа болит половина головы. Греческое «гемикрания» римляне преобразовали в «hemikranium», который со временем в разговорной латыни принял форму migrana.
«Любитель совершенства» — распространенное определение людей, страдающих мигренью. Психологический портрет больного с мигренью включает:
• повышенную возбудимость;
• эмоциональную лабильность;
• обидчивость;
• амбициозность;
• нетерпимость к ошибкам других;
• любовь к совершенству;
• инициативность;
• честолюбие.
Вот как описывает М.А.Булгаков приступ мигрени у поэта Ивана Николаевича Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, в своем романе «Мастер и Маргарита»:
О боги, боги, за что вы наказываете меня?..Да, нет сомнений, это она, опять она, непобедимая,
ужасная болезнь — гемикрания, при которой болит полголовы.. от нее нет средств, нет никакого спасения., попробую не двигать головой..
Заболевание чаще встречается у женщин (3:1,4:2), причем «пик» его распространенности приходится на наиболее работоспособный возраст (примерно 35—40 лет). По данным А.М.Вейна и соавт. (1994 г.), если приступы мигрени возникают лишь 2 раза в месяц, то больной теряет в творчески активном возрасте (между 15 и 45 годами) 2 года жизни [2]. Важную роль в возникновении мигрени играют наследственные факторы:
• при наличии мигрени у обоих родителей риск заболевания потомков достигает 60—90%
• при наличии мигрени у матери риск заболевания ее детей составляет 72%
Существенное значение имеет наследование определенного нейрохимического дефекта (недостаточность метаболизма моноаминов мозга, особенно серотонина). Так, согласно Борисовой и соавт. (2008 г.), колебания уровня серотонина в плазме коррелирует с динамикой приступа мигрени.
Критерии диагностики мигрени:
• как правило, гемикраническая локализация головной боли;
• пульсирующий характер боли;
• выраженность боли, усиливающейся при физической нагрузке, ходьбе;
• наличие всех или 1-2 сопутствующих симптомов: тошнота, рвота, свето-, звукобоязнь;
• длительность атаки от 4 до 72 ч;
• не менее 5 атак в анамнезе, отвечающих данным критериям [3].
На рис. 2 представлено образное изображение приступа мигрени. Патогенез мигрени:
• первая фаза (спазм сосудов);
• вторая фаза (дилатация) — пульсирующая боль;
• третья фаза — отек сосудистой стенки и периартериальных тканей (нарушение гематоэнцефаличе-
ского барьера) — тупые боли;
• четвертая фаза — обратное развитие указанных изменений.
В клинической картине мигрени выделяют продромальный период, ауру (встречается только в 30% случаев), собственно головную боль и постприступный период. Продромальный период испытывают до 60% больных (длительность в среднем 19,7 часа), который включает следующие симптомы:
• психологические (депрессия, гиперактивность,эйфория, разговорчивость, возбужденность, дремота, нетерпимость, медлительность);
• неврологические (фотофобия, трудности концентрации, фонофобия, дисфазия, гиперсомния, зевота);
• вегетативные (избыточный аппетит, анорексия, чувство холода, диарея или запор, жажда, учащенное мочеиспускание, отечность).
Мигренозная аура — комплекс полностью обратимых зрительных, чувствительных или речевых нарушений, предшествующих или совпадающих с началом мигренозной головной боли. Продолжительность ауры составляет от 5 до 60 мин. Из форм мигрени с аурой наиболее часто (до 28% случаев) встречается офтальмическая форма (зрительные расстройства), проявляющиеся мерцательной скотомой: сверкающие зигзаги, точки, шары, огненные фигуры, молниеподобные вспышки, ломанные линии и т.п.
На рис. 3 представлены зрительные расстройства, которые нарисовали пациенты во время приступа мигрени.
Многие художники обращались к теме «мигрень». До нас дошли картины средневековой монахини Хильдегарды Бингенской (1098-1179 гг.), страдавшей мигренью. Она писала: «…я узрела огромную звезду, сияющую и бесконечно прекрасную, и вокруг нее множество падающих звезд… все вместе они двигались на юг. И вдруг все звезды исчезли, сгорели до тла, обратились в черные угли, растворились в бездне и стали невидимы». Самой известной работой художницы является картина «Падающие ангелы» (рис. 4).
В последующем под впечатлением своих видений Хильдегарда пишет серию картин под общим названием «Разговор с ангелами» (рис. 5).
Другим художником, страдавшим мигренью, является Эдвард Мунк (1863-1944 гг.). Р.Стенерсен (1972 г.) писал: «…все явления жизни художник пропускал через себя, очень индивидуально воспринимая их. Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение». Самой известной работой Мунка является картина «Крик» (рис. 6).
Художник писал: «…я шел по дороге… вдруг солнце зашло, и все небо стало кровавым… при этом я как будто почувствовал дыхание тоски.. громкий бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу. Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой.
«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошел курс лечения в клинике для душевно-больных. На рис. 7 представлена одна из работ Эдварда Мунка, написанная им под впечатлением зрительной ауры во время приступа мигрени.
Несколько лет назад голландский невропатолог Мишель Феррари попросил своих пациентов с мигренью нарисовать или описать то, что они видят, и его поразило сходство этих образов с картинами Пабло Пикассо. Это сходство особенно заметно, если посмотреть на произведения художника, относящиеся к концу 30-х годов, такие, как «Плачущая женщина» и «Портрет женщины в шляпе». На этих портретах человеческое лицо словно рассечено вертикальными линиями, так что глаза и уши имеют искаженные размеры и пропорции, а один глаз выше другого. Феррари считает, что Пикассо мог страдать от приступов мигрени и переносить на полотно вызванные болезнью образы (рис. 8, 9).
Иногда симптомы зрительной ауры могут носить характер более сложных зрительных нарушений. Так, в 1952 г. Lippman описал нескольких пациентов с мигренью, которые отмечали пароксизмальные искажения схемы тела. В последующем он назвал это состояние «синдромом Алисы» (по аналогии с приключениями Алисы в Стране чудес в книге Льюиса Кэролла). Так, перед приступом головной боли возникают зрительные иллюзии — все люди, вещи, предметы кажутся удлиненными (рис. 10).
По одной из версий сам Льюис Кэрролл страдал от очень сильных мигреней (именно у него был «синдром Алисы»), что и нашло свое отражение в его романе: «Хорошо, — сказал Кот и исчез — на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней — улыбка. Она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало» [4].
При мигрени головная боль в 60% случаев односторонняя (больше справа), как правило, развивается в привычной области головы (висок, надбровье). Наиболее частым является частота приступов боли 2—4 раза в месяц.
Боль и временной период:
• боль достигает максимума через 10—60 мин — 51%;
• через 60-120 мин — 25%;
• более чем через 2ч- 11%;
• через несколько минут — 13%.
Продолжительность головной боли при мигрени:
• от 4 до 24 ч-33,2%;
• от 24 до 72 ч — 41%;
• менее 4ч- 4%;
• более 72 ч-21,7%.
Симптомы, сопутствующие головной боли во время приступа:
• тошнота — 90%;
• рвота — 30%;
• фотофобия — 20%;
• фонофобия — 60%
Постприступный период отмечается у 70% пациентов (в среднем 24 ч), который включает следующие
симптомы:
• общую слабость — 100%;
• сонливость — 95%;
• ощущение усталости — 95%;
• снижение концентрации внимания — 95%;
• раздражительность — 90%;
• тяжесть в голове — 63%;
• снижение аппетита — 79%;
• усиление диуреза — 53%.
Факторы, провоцирующие мигренозный приступ:
• пищевые факторы: голод, алкоголь, определенные
продукты;
• хронобиологические факторы: сон (слишком мало
или много), гормональные изменения;
• факторы окружающей среды: яркий свет, запах, высота, перемена погоды;
• физические воздействия: физические упражнения, стресс и тревога, травма головы;
В 25% случаев имеется отчетливая связь приступов с приемом пищевых продуктов, содержащих нитриты, различные биогенные амины — тирамин (сыр, копчености), фенилэтиламин (шоколад), снижающие синтез серотонина в нервных клетках, усиливающие агрегацию тромбоцитов и ангиоспазм (В.Н.Шток, 2003).
Мигрень очень часто сочетается с другими заболеваниями, которые оказывают негативное влияние на ее течение. Сопутствующие заболевания, наличие которых установлено врачами разных специальностей, диагностируются у больных мигренью в 5 раз чаще, чем в общей популяции.
Коморбидные нарушения, наиболее значимые для качества жизни больных мигренью:
• тревога;
• депрессия;
• нарушение сна;
• дисфункция перикраниальных мышц;
• вегетативные расстройства;
• сопутствующие эпизодические головные боли напряжения;
• заболевания желудочно-кишечного тракта
(В.В.Осипова, 2003).
Так, тревога, как правило, предшествует мигрени, в то время как депрессия присоединяется к клинической картине мигрени на более поздних этапах болезни. N.Breslau и соавт. (1994 г.) обнаружили у детей и подростков выраженную тревогу, затем развитие мигрени и, наконец, присоединение в зрелом возрасте депрессии. Особенно часто данная тенденция прослеживается у детей с первоначально высоким уровнем личностной тревоги. Относительный риск возникновения мигрени у пациентов с депрессией в 3,1 раза больше, чем в общей популяции. Облигатным признаком депрессии является нарушение сна. Высокая степень выраженности депрессии определяет более тяжелое течение мигрени, создает предпосылки для нарушения сна в межпри-ступном периоде, обусловливает «вытеснение» приступов бодрствования и появление «ночных» приступов мигрени, что в конечном итоге значительно дезадаптирует пациентов.
Единые патогенетические механизмы мигрени, на-рушения сна и депрессии (серотонинергические меха-низмы):
• развитие депрессии связывают с нарушением обмена моноаминов (серотонина);
• серотонин участвует в формировании цикла сон—бодрствование;
• серотонин является одним из важнейших нейромедиаторов боли.
Наиболее тяжелым осложнением мигрени является мигренозный инсульт. Так, у лиц, перенесших инсульт в возрасте до 50 лет, связь с мигренью прослеживается с частотой от 1 до 17%. При этом у молодых женщин с мигренью риск инсульта повышен вдвое.
Мигренозный инсульт («катастрофическая» форма мигрени) характеризуется развитием у больного с тяжелыми клиническими проявлениями типичной мигрени с аурой очаговых неврологических симптомов, которые имеют «мерцающий характер» (возникают, регрессируют и появляются вновь). По данным магнитно-резонансной томографии в 12-47% случаев выявляются изменения белого вещества в глубинных отделах мозга и перивентрикулярно, характеризующиеся наличием очагов гиперинтенсивного сигнала в режиме Т2 (в результате микроэмболии вследствие повышенной агрегации тромбоцитов, нарушения ауторегуляции мозгового кровотока, повторных эпизодов ги-поперфузии во время ауры).
Особенности мигренозного инсульта:
• в анамнезе должны обязательно присутствовать мигрени с аурой (не менее двух однотипных атак);
• очаговые неврологические симптомы инсульта аналогичны симптомам ауры, характерной для данного больного;
• данная атака сходна с предыдущей, но очаговые симптомы не исчезают, а «колеблются» и повторяются в течение 7 дней;
• при нейровизуализации определяется область пониженной плотности в зоне мозга, соответствующей фокальным изменениям.
Общие принципы ведения пациента с мигренью:
• взаимоотношения «доктор—пациент»;
• дневник головной боли;
• реалистичность ожиданий;
• обучение пациента;
• разъяснение природы мигрени;
• анализ провоцирующих факторов;
• нефармакологические стратегии;
• купирование приступа;
• профилактическое лечение мигрени [5].
По данным RLipton (1999 г.), более 70% больных с мигренью (телефонное интервью 688 чел.) не удовлетворены применяемым средством для купирования головной боли:
• слишком длительно снимает боль — 87%;
• неполный обезболивающий эффект — 84%;
• непостоянный эффект — 84%;
• возврат головной боли — 71%;
• много побочных эффектов — 35%.
Основные группы препаратов для лечения мигрени:
1) препараты с неспецифическим механизмом действия:
• простые анальгетики (парацетамол и др.);
• нестероидные противовоспалительные средства (НПВП).
2) препараты со специфическим механизмом действия:
• неселективные агонисты 5НТ1 -рецепторов (производные эрготамина);
• селективные агонисты 5 НТ1 -рецепторов.
Выбор лекарственных препаратов определяется тяжестью приступов мигрени. Для этой цели можно воспользоваться шкалой Л.С.Чутко:
1) Частота:
• редко, несколько раз в год — 1 балл;
• 1 раз в месяц — 2 балла;
• 2-4 раза в месяц — 3 балла;
• 2—3 раза в неделю — 4 балла;
• 4 и более раз в неделю (или ежедневно) — 5 баллов.
2) Интенсивность:
• легкая — 1 балл;
• умеренная — 2 балла;
• средняя — 3 балла;
• сильная — 4 балла;
• нестерпимая — 5 баллов.
3) Выраженность:
• только при эмоциональном напряжении — 0 баллов;
• боли в обычной ситуации — 3 балла.
4) Сопровождающие симптомы:
• без тошноты и рвоты — 0 баллов;
• с тошнотой — 3 балла;
• с тошнотой и рвотой — 5 баллов.
Если пациент набрал до 10 баллов — легкая степень. 10-14 баллов — средняя степень, 15 баллов и более -тяжелая степень тяжести мигрени. Выбор препаратов в зависимости от выраженности болевого синдрома:
• легкая степень тяжести — отсутствие или минимальное снижение повседневной активности: простые анальгетики, НПВП;
• средняя степень тяжести — незначительное ограничение повседневной активности: НПВП, про
изводные эрготамина, агонисты 5НТ1 -рецепторов;
• тяжелая степень тяжести — выраженное ограничение или значительное снижение повседневной активности: агонисты 5НТ1 -рецепторов.
Профилактическое лечение мигрени показано при частой головной боли (2 или более приступов в месяц), низкой эффективности препаратов, применяемых для лечения приступа (или противопоказания к их применению) и риске развития инсульта. Профилактическое лечение проводят в течение нескольких месяцев (чаще 3 мес), затем делают перерыв и повторяют его через полгода. В случае резистентности профилактическое лечение проводят более длительно. Однако, по данным Ю.Э.Азимовой (2008 г.), лишь 56,3% больных имели опыт профилактического лечения (при этом 50% оценили его как неэффективное), а 43,7% пациентов впервые узнали о возможности такого вида лечения.
Критерием эффективности профилактического лечения является снижение частоты приступов мигрени на 25%. Таким образом, мигрень является одной из самых частых причин хронической дезадаптации. Своевременное назначение патогенетического и профилактического лечения в значительной степени способствует улучшению «качества жизни» больных с мигренью. Как писал А.Шопенгауэр «Счастье — это избавление от боли».
Список литературы и обсуждение
Источник
Пустынные площади больших городов, разморённые под полуденным солнцем или уставшие после заката… Античные колонны и арки, гордо и одиноко возвышающиеся над землей… Статуи, безмолвно взирающие на эту меланхолию… Картины Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) пропитаны не только краской, но и тайной, тревогой, тишиной.
Художник говорил: «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное».
Многие считают, что действие в картинах де Кирико происходит в измерении снов. На этих полотнах всё так же правдоподобно и ирреально одновременно, как в «ночных видеороликах подсознания». Странные сочетания предметов, странная атмосфера, фантастическая реальность. На самом деле, всё это не просто так. Всё это − черты изобретенного де Кирико направления в искусстве − метафизической живописи.
Это движение художник основал вместе со своим другом Карло Карра в начале XX века. Популярная «Википедия» даёт следующее объяснение метафизической живописи: «В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект».
К сожалению, уже в начале 20-х годов метафизическая живопись прекратила своё существование. В 1921 и в 1924 годах в Германии прошли две последние выставки этого направления искусства. Впрочем, детище де Кирико не умерло, а лишь переросло в нечто большее – в великий Сюрреализм. Отец этого направления, Анри Бретон, говорил, что только произведения де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи. А ещё он называл художника «творцом современной мифологии».
Зной, тишина, тревога… Душная тяжелая атмосфера и вымерший город. Маленькая девочка с обручем стремительно бежит по безлюдной площади прямо навстречу зловещей тени, выглядывающей из-за угла. Белое здание с характерными для художника арками, нарисованное будто по линейке, уходит вдаль. Пустой фургон на переднем плане зловеще ухмыляется открытой крышкой. Интересно, что изображение девочки совершенно нетипично для живописи де Кирико. Многие искусствоведы считают, что ребенок на этой картине появился из-за выставки Сёра, проходившей в то время во Франции. Говорят, что де Кирико впечатлился работой «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» и перенёс маленькую девочку к себе на полотно – персонажи действительно очень похожи. Также интересно, что объекты в картине «Тайна и меланхолия улицы» изображены в разных проекциях: фургон в геометрической, а дома в перспективной. У них разный коэффициент искажения, за счет чего усиливается эффект странности.
Но вернемся к сюжету. Что же происходит? Куда делись все взрослые? Почему этот ребенок невозмутимо катит обруч навстречу опасности? Что хотел сказать этой картиной автор? Ответы на эти вопросы вы должны найти самостоятельно. В собственном подсознании.
Джорджо де Кирико считал, что реальный мир – это всего лишь тонкая оболочка, под которой скрывается тёмный и загадочный мир подсознания. Он хотел раскрыть тайный смысл вещей через привычные глазу предметные и материальные формы. Задача живописца, по мнению художника, − быть проводником и посредником между зрителем и его скрытыми от сознания символами.
Великий кубист Пабло Пикассо величал художника «певцом вокзалов». Всё из-за того, что на его картинах слишком часто встречаются поезда и вокзалы. Вот, например, полотно «Пьяцца д’Италия: меланхолия». Мы видим пустынную площадь, статуя Ариадны, арки. Многие искусствоведы считают, что в этом сюжете есть интерпретация мифа об Ариадне и её нити. Кстати, эту же героиню мы видим на другом произведении – «Ариадна, молчаливая статуя». Вновь всё те же составляющие мозаики: арки, тени, статуя, башня, заострённые углы и схематичность изображения. Кто-то может разглядеть в этом подражание Пикассо, с которым художник был дружен. Еще существует и другая картина – «Пьяцца д’Италия с конной статуей». На ней изображено всё то же самое, отличается лишь скульптура. Вообще, многие работы художника на метафизические темы очень похожи друг на друга. Между собой перекликаются «Счастье возвращения», «Меланхолия», «Загадка дня» и «Красная башня», а также вышеописанные картины итальянской площади.
Что же касается поездов, интересно, что отец Джорждо де Кирико руководил строительством железной дороги по линии «Афины-Солоники». Возможно, все эти паровозы – какой-то своеобразный привет собственному детству или самоанализ душевных травм. Не зря живописец зачитывался трудами Ницше.
«Я начал писать картины, в которых мог выразить то мощное и мистическое чувство, открывшееся мне при чтении Ницше: итальянские города в ясный осенний день, меланхолию полудня… Я не представляю себе искусство по-другому. Мысль должна оторваться от того, что мы называем логикой и смыслом, освободиться от всех человеческих привязанностей, чтобы увидеть предметы под новым углом, высветить их неведомые ранее черты», − говорил художник.
Source: artifex.ru
Источник