Можно ли летать при головной боли
По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.
В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.
Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.
Виды головной боли при перелете
Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.
Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.
Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.
Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane headache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.
Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли
Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.
ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.
Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude headache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.
Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.
Когда обязательно нужен врач
Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото istockphoto.com
Товары по теме: Парацетамол, Ибупрофен, Кетопрофен, Кофетамин, Суматриптан, Имигран, Рапимед, Сумамигрен, Амигренин, Релпакс
Источник
Почему в самолете болит голова (воздушная мигрень) и можно ли помочь?
Садишься в самолет – и сразу начинает болеть голова, так называемая воздушная мигрень. Причин для этого предостаточно. Запах авиационного топлива и шум двигателей, недостаток кислорода, перепады атмосферного давления на взлете и посадке, обезвоживание. А еще – неудобная поза, из-за которой затекают мышцы шеи, сопутствующий поездкам стресс, страх перед полетами, воздушная болезнь… Таблетки от головной боли на всякий случай держите поближе, но постарайтесь все же обойтись без них, приняв меры против мигрени.
Затычки в уши
Оптимальный для нашего акустического комфорта уровень громкости – 35–60 дБ. Реакция на такие звуки индивидуальна – по принципу «мешает – не мешает». Турбины взлетающего самолета ревут гораздо громче: их шум достигает 110–120 дБ! Он заставляет резко повышаться артериальное давление, вызывая так называемое шумовое опьянение, которое очень быстро приводит к шумовому похмелью, которое выражается в шумовой мигрени. «Самый действенный способ ее профилактики – силиконовые затычки в уши или наушники, через которые вы слушаете любимую музыку, – говорит невролог высшей категории Нина Ивановна АНДРИЕНКО. – Не важно, что именно это будет: «Времена года» Вивальди или «Подмосковные вечера», главное, чтобы обошлось без тяжелого рока. Мелодии должны быть плавными и гармоничными: именно такая музыка нормализует тонус мозговых сосудов и обладает обезболивающим эффектом».
Никакого алкоголя!
Еще одно важное правило – не пейте спиртного в полете! Не стоит усугублять шумовое похмелье алкогольным, иначе мигрень вам обеспечена. Всему тому разнообразию напитков, которые предложит вам стюардесса, предпочтите минеральную воду (без газа), несоленый томатный сок и зеленый чай. Кофе, сладкие нектары и томатный сок с солью способствуют обезвоживанию организма (при том, что воздух на борту и так чересчур сухой, из-за чего мы активно теряем влагу с дыханием и за счет испарения с кожи). А ведь потеря даже 1% жидкости, содержащейся в организме, ухудшает условия работы нервных клеток и ведет к головной боли! Она вас не побеспокоит, если вы будете каждые 5–10 минут делать пару глотков из бутылки с минералкой. Купите несколько таких бутылок в зоне duty free после того, как пройдете контроль службы безопасности. Ведь пары пластиковых стаканчиков с напитками и чашки чая, которые вам предложат в полете, явно недостаточно, чтобы восполнить потерю жидкости.
Синдром пассажира
Еще одна причина воздушной мигрени – синдром пассажира. Кстати, это проблема универсальная. Она встречается не только у тех, кто путешествует самолетом, но и у пассажиров поездов, автобусов, паромов. «Возникает такая мигрень потому, что человеку приходится подолгу сидеть в кресле, не меняя позы, – объясняет кандидат медицинских наук Сергей Константинович СВЕТИК. – При этом мышцы шеи и затылка затекают, пережимая сосуды, питающие головной мозг. Хуже всего приходится тем, кто страдает шейным остеохондрозом: деформированные позвонки, сдавленные зажатыми мышцами, пережимают нервные корешки, и тогда болеть начинает не только голова, но и шея! Для профилактики такой головной боли очень важно периодически потягиваться, разминаться, вращать головой – только осторожно, чтобы не повредить подточенные остеохондрозом позвонки. Чаще вставайте с места, прогуливайтесь по проходу. А когда сидите, подкладывайте под шею специальную надувную подушку. Накачайте ее воздухом так, чтобы голове и шее было удобно: если надуть слишком сильно, можно испытать дискомфорт. Такой подушки у вас нет? Скатайте валик из подручных средств – шарфа, кофты или пледа».
Точки вместо таблеток
Чтобы голова перестала раскалываться, массируйте биологически активные точки круговыми движениями: 20 секунд по часовой стрелке, постепенно усиливая воздействие, и столько же против нее, понемногу ослабляя нажим. Повторите 4 раза с промежутком 10 секунд. Парные точки разминайте одновременно (кроме расположенных на руках), а непарные – по очереди.
- Точки 1 и 2 находятся в центре височных ямок;
- 3 – между бровями;
- 4 и 5 – по бокам от шейного отдела позвоночника на уровне мочек ушей;
- 6 и 7 – на тыле кисти у основания складки между прижатыми большим и указательным пальцами;
- 8 и 9 – посередине кожной перепонки между теми же самыми пальцами, но только раздвинутыми;
- 10 и 11 – сзади по середине голени в месте перехода ахиллова сухожилия (оно прикрепляется к пятке) в икроножные мышцы;
- 12 и 13 – кончиками среднего, указательного и безымянного пальцев с каждой стороны 3–4 раза надавите на точки по линии, соединяющей наружный угол глаза с местом, к которому сверху прикрепляется ушная раковина;
- 15 и 16 – разминайте подушечку среднего пальца сначала на левой, а затем на правой руке.
ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ!
Пока эта надпись горит на табло, приходится оставаться в пассажирском кресле. Чтобы мышцы шеи и затылка не затекали, угрожая вам головной болью, делайте вот что…
Сидя в пассажирском кресле…
- Напрягайте и расслабляйте мышцы спины, разводите и соединяйте лопатки, двигайте плечами;
- Напрягайте мышцы плеч и предплечий, сжимайте кулаки;
наклоняйте голову вперед, назад и в стороны, делайте круговые движения; - Растирайте область шеи и затылка (от периферии к центру);
периодически сдвигайтесь на краешек кресла и слегка прогибайтесь в пояснице, закинув руки за голову и откинувшись назад; - Периодически делайте несколько глубоких вдохов и выдохов так, чтобы диафрагма активно двигалась, а кровь обогащалась кислородом: в полете его нам не хватает, а это дополнительный фактор риска воздушной мигрени.
МАССАЖНЫЕ ПРИЕМЫ
Попробуйте снять головную боль руками, применяя тот или иной массажный прием в зависимости от того, где именно сосредоточена головная боль.
В висках. Кончиками пальцев обеих рук 2–3 минуты разминайте кожу головы от темени к вискам круговыми движениями по часовой стрелке, а затем против нее.
В области лба. Воздействуйте на брови, интенсивно пощипывая и немного оттягивая их (около минуты).
Положите ладони на лоб, чтобы кончики пальцев соприкоснулись в центре, и аккуратно, стараясь не растягивать кожу, помассируйте до появления ощущения приятного тепла.
В затылке. Слегка запрокиньте голову, опустите плечи и подушечками сомкнутых пальцев мягко, без нажима в течение минуты поглаживайте боковые поверхности шеи от нижней челюсти к ключицам.
Кончики большого и среднего пальцев правой руки поставьте на точки сбоку от места прикрепления позвоночника к затылку, а левую ладонь положите себе на лоб. Медленно и нежно в течение 3 минут растирайте эти участки круговыми движениями по часовой стрелке, сначала постепенно увеличивая, а ближе к концу уменьшая силу нажима.
Круговыми движениями пальцев правой руки несколько минут массируйте по часовой стрелке кожу затылка на границе роста волос, затем столько же времени растирайте затылок движениями вверх-вниз.
Подушечками сомкнутых пальцев 3–4 раза мягкими поглаживающими движениями проведите руками по обеим сторонам шеи вдоль позвонков от затылка к плечам. Затем в течение минуты интенсивно разминайте и энергично поглаживайте эту зону. Завершите массаж легкими и нежными прикосновениями.
Во всей голове. Разделите волосы на 6–8 проборов в направлении их роста. Поставьте подушечки всех пяти пальцев вдоль пробора (каждую руку со своей стороны) как можно ближе к корням волос. Сделайте 3–4 легких поглаживания ото лба к затылку, а после этого столько же круговых движений по часовой стрелке, не только надавливая на кожу, но смещая и растягивая ее. Промассируйте таким же образом каждый пробор от макушки к вискам.
Захватив небольшую прядь волос у основания, потяните за нее, пока не почувствуете легкую боль. Пройдитесь точно так же по всей шевелюре. Затем подушечками пальцев около минуты барабаньте по волосистой части головы, спускаясь от макушки к вискам и затылку. После этого прижмите ладони к щекам и пригладьте волосы по направлению к затылку. От него двигайтесь по шее до угла нижней челюсти, затем к подбородку и вверх ко лбу. Повторите 10 раз.
Источник
Елена Тарасюк, 22 марта 2019
На борту воздушного судна человек сталкивается с непривычными для него условиями: перепадами атмосферного давления, обезвоживанием, многочасовым пребыванием в одном положении, радиацией. Часто нарушается режим отдыха, возникает дополнительный риск инфекций. Все эти факторы негативно сказываются на состоянии здоровья. Разберем, на что они влияют и как себя обезопасить.
Имеет ли значение количество перелетов?
Да. Несколько перелетов в год не навредят и могут вызывать лишь краткосрочный дискомфорт. Но если вам приходится летать больше двух раз в месяц, постарайтесь внимательнее следить за здоровьем и разобраться в рисках, которые могут вас сопровождать.
Перепады атмосферного давления
Пассажирские самолеты летают на высоте от 9 до 12 тысяч метров, где атмосферное давление колеблется от 170 до 250 мм. рт. ст., вместо привычных 740-760 мм. рт. ст. Давление в авиалайнере поддерживается искусственно на уровне нижней границы комфортного для человека — 600-650 мм. рт. ст. Это соизмеримо с условиями в горах до 2000 метров над уровнем моря.
В таких условиях давление извне ниже привычного, сосуды расширяются, снижается сопротивление току крови. Это приводит к замедлению кровотока, тромбоциты начинают «цепляться» за стенки сосудов, друг за друга и могут формировать тромбы. Это особенно опасно для людей, которые перенесли инфаркт, инсульт или операции менее, чем за две недели до полета — им летать противопоказано. Также из-за повышенного риска тромбообразования в группу риска попадают люди с неконтролируемой аритмией, нестабильной стенокардией, сердечной недостаточностью и варикозом. Если у вас есть какое-то из этих заболеваний и вам предстоит перелет, проконсультируйтесь с терапевтом или кардиологом — возможно он посоветует дополнительный прием препаратов.
Ещё снижение атмосферного давления приводит к снижению парциального давления кислорода в крови и гипоксии, что в свою очередь может сопровождаться головокружением, тошнотой, слабостью. Поэтому людям с тяжелой анемией перелет может быть противопоказан.
Барометрические колебания во время взлёта и посадки, рёв турбин, недостаток кислорода и затекание шеи могут спровоцировать приступ острой головной боли: полётную мигрень. Чтобы этого не допустить, используйте ортопедическую подушку-бублик с эффектом «памяти», пейте больше жидкости, разминайте мышцы шеи хотя бы раз в час, используйте силиконовые затычки для ушей, чтобы снизить влияние перепадов давления, держите под рукой обезболивающее.
Во время набора или снижения высоты часто закладывает уши, этому есть объяснение. Барабанная перепонка разделяет внешний слуховой ход и полость внутреннего уха. При изменении атмосферного давления в наружном слуховом ходе она напрягается и перестаёт реагировать на звуковые колебания, это и ощущается как «закладывание уха». Затем через нос или открытый рот давление выравнивается с помощью воздуха, который попадает в Евстахиеву трубу — канал, который соединяет полость внутреннего уха и носоглотки, и слух восстанавливается.
Во время насморка или воспалительных заболеваний горла слуховая труба отекает и «выключается» из этого процесса, равновесие не восстанавливается и возникает острая боль вплоть до разрыва барабанной перепонки.
Чтобы этого избежать, старайтесь не летать с насморком или во время простуды. Если это неизбежно — пользуйтесь сосудосуживающими каплями до и во время полёта, старайтесь постоянно глотать или просто держать рот открытым — это помогает снять блок и выровнять барометрическое давление. Если после перелета боль в ухе сохраняется больше 2-х дней — проконсультируйтесь с ЛОР-ом.
Сухость воздуха и обезвоживание
Микроклимат внутри салона поддерживается искусственно: воздух насыщается кислородом, очищается с помощью фильтров и обновляется с помощью вентиляционной системы, в связи с чем получается излишне сухим. Поэтому во время полета организм теряет примерно 1 стакан воды в час. Это приводит к пересушиванию кожи, сгущению крови и дополнительной нагрузке на сердце и сосуды, что может быть опасно для людей с варикозом и заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Чтобы себя обезопасить, пейте примерно по стакану воды, чая или томатного сока в час. Избегайте алкоголя и сладких напитков — они приводят к дополнительному обезвоживанию. Для кожи используйте увлажняющий крем. Если у вас есть хронические заболевания сердца или сосудов, проконсультируйтесь с кардиологом или терапевтом, возможно он назначит дополнительный прием препаратов или порекомендует лететь в компрессионном белье. В первые сутки после перелёта внимательно следите за своим состоянием.
Скованность движений
В положении сидя сосуды ног сдавливаются и нарушается венозный отток из нижних конечностей. В результате замедляется кровоток и ноги отекают.
Если вам предстоит длительный перелет, наденьте удобную обувь и компрессионное белье. Обувь снимите сразу после взлета и при возможности смените на удобные тапочки, старайтесь периодически разминать ноги и при возможности ходить по салону.
Для людей с варикозом это дополнительная нагрузка и фактор риска для образования тромбов. Боятся не нужно, но если вы болеете этим недугом, проконсультируйтесь с врачом, возможно, он назначит дополнительное УЗИ сосудов, чтобы минимизировать риски, или прием препаратов разжижающих кровь.
Как видите, обезвоживание, гиподинамия и перепады атмосферного давления — опасное сочетание факторов, которые в первую очередь влияют на сердечно-сосудистую систему, поскольку могут способствовать тромбообразованию. А это в свою очередь опасно возникновением инсульта или инфаркта. Если перелеты — часть вашей жизни, соблюдайте простые правила безопасности во время полёта, внимательно следите за артериальным давлением, не игнорируйте профилактические осмотры и прием необходимых лекарств.
Радиация
На высоте полета атмосфера тоньше, а уровень космической и солнечной радиации выше. Человек летающий 10-12 раз в год на расстояние равное примерно 5 часам полета, получает дозу облучения примерно в 480 мкЗв, тогда как во время рентгеновского исследования всего 200 мкЗв. Международная комиссия по радиологической защите считает допустимой дозу облучения до 1000 мкЗв в год. Поэтому, перелеты до двух раз в месяц относительно безопасны с точки зрения влияния радиации. Но если они — часть вашей работы, риски значительно возрастают.
Американские ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско провели мета-анализ 19 исследований, и обнаружили, что женщины и мужчины в летных экипажах США имеют более высокие показатели возникновения многих видов рака по сравнению с общей популяцией. Чаще всего среди них встречаются рак молочной железы, шейки матки, кожи, щитовидной железы, желудка и кишечника. Нельзя сказать, что во всем виновата исключительно радиация, поскольку кроме неё экипаж воздушного судна подвержен дополнительным стрессам, недосыпанию и другим известным факторам, которые могут провоцировать развитие онкологических заболеваний.
Чтобы себя обезопасить, старайтесь по возможности минимизировать количество дальних рейсов на больших высотах и маршрутов, которые пролегают через полюсы. Старайтесь лучше высыпаться, поддерживать нормальный вес, заниматься спортом, не употребляйте алкоголь или хотя бы придерживайтесь его относительной нормы.
Если в семье есть случаи рака молочной железы или меланомы, можно сдать генетический тест, который поможет определить, относитесь ли вы к группе риска по этим заболеваниям. Кормление грудью также снижает риск развития рака груди.
Чтобы защититься от рака кожи, старайтесь меньше загорать и используйте солнцезащитный крем. Раз в год проводите самостоятельный осмотр родинок: обращайте особое внимание на размеры больше 6 мм в диаметре, асимметрию, изменение цвета, неровность краев. Если что-то насторожило, проконсультируйтесь с дерматологом.
Шум
Работа в авиации связана с воздействием шума и, соответственно, риском снижения слуха. По приблизительным оценкам, на взлёте шум достигает 65 дБ, во время полёта — 80–85 дБ, при приземлении — 75–80 дБ. Опасным считается воздействие 85 дБ в течение 8 часов или больше.
Если вы член воздушного экипажа, постарайтесь реже находиться в самых шумных зонах самолёта: в хвосте, около и позади двигателей.
Режим
Частые дальние, перелеты, как правило, сопровождаются сменой часовых поясов, нарушением режима сна и отдыха. Это приводит к изменениям в работе гормонов и расстройствам нервной системы. У женщин часто нарушается менструальный цикл, могут возникать проблемы с зачатием.
Чтобы снизить влияние этого фактора, старайтесь сохранять режим сна и отдыха, когда это возможно: ложитесь и засыпайте в одно и то же время, сделайте комнату для сна тихой и темной, а воздух слегка прохладным. За 1,5 часа до сна не используйте телефон или компьютер. Минимум за 5 часов исключите кофе и чай, кока-колу и похожие на нее напитки, за 2-3 часа — алкоголь. Если возникают трудности с засыпанием — проконсультируйтесь с неврологом или сомнологом, возможно понадобится дополнительный прием препаратов.
Если вы принимаете какие-либо препараты — уточните у врача, как адаптировать время приема под смену часовых поясов. Обычно стараются сохранить интервалы, поэтому время приема может смещаться.
Инфекции
Во время перелета на борту много людей. Это увеличивает риск заражения инфекциями через предметы или воздух. Поэтому старайтесь чаще мыть и дезинфицировать руки, не прикасайтесь к лицу.
Можно ли летать во время беременности?
Нормальная беременность до 36 недель не является противопоказанием к перелету. Однако роды на борту могут быть опасными, поскольку вам могут не оказать необходимой помощи. Так что если беременность протекает нормально и до родов еще далеко — можете не волноваться. Только соблюдайте универсальные меры предосторожности: пейте достаточно жидкости, старайтесь больше двигаться, используйте компрессионное белье.
Перелет считается одним из самых безопасных способов передвижения, поэтому не нужно бояться летать. Если же возникают сомнения или вопросы относительно здоровья, не стесняйтесь задавать их врачу, скорее всего он с радостью на них ответит.
Приятного полета!
Елена Тарасюк
Врач-терапевт, руководитель медицинской экспертизы Яндекс.Здоровья
Источник