На какой возрастной период приходится пик головной боли напряжения
Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].
У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.
ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.
Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дизафферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (гемикрания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные паттерны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.
Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.
По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.
Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.
Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].
Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.
Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.
Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.
Источник
Ñðåäà — âðåìÿ èíôîðìàöèè.
Ýòî èíôîðìàöèîííûé ïîñò. Ðàññêàçîâ è çàíèìàòåëüíûõ èñòîðèé çäåñü íåò.
 ïîñòå https://pikabu.ru/story/golovnaya_bol_klassifikatsiya_538647… äàíà êëàññèôèêàöèÿ ãîëîâíîé áîëè.  ïåðâè÷íîé ãîëîâíîé áîëè âûäåëåíà ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ. Î íåé ñåãîäíÿ è ïîéä¸ò ðå÷ü.
Ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ.
Ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ (äàëåå ÃÁÍ) ýòî ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ôîðìà ãîëîâíîé áîëè â ìèðå. Ÿ ðàñïðîñòðàíåíèå ó íàñåëåíèÿ ìîæåò êîëåáàòüñÿ îò 30 äî 80%. Ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ ïîäâëàñòíû âñå âîçðàñòíûå êàòåãîðèè íàñåëåíèÿ, äàæå äåòè, íåñêîëüêî ÷àùå ñòðàäàþò æåíùèíû.
 Ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè çàáîëåâàíèé ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ ýòî ñàìîñòîÿòåëüíûé äèàãíîç. Îòíîñèòñÿ ê ïåðâè÷íûì ãîëîâíûì áîëÿì, òî åñòü ê ñèòóàöèÿì, êîãäà íåò óêàçàíèé íà äðóãèå çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ìîãëè áû âûçâàòü ïîäîáíûå ñèìïòîìû. Ó áîëüíîãî ìîãóò áûòü âûÿâëåíû èíûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíèçìà, îäíàêî íåò ñâÿçè ìåæäó ÃÁÍ è çàáîëåâàíèåì.
Ñèíîíèìîì ÃÁÍ ÿâëÿþòñÿ òàêèå ôîðìóëèðîâêè, êàê ãîëîâíàÿ áîëü ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ, ïñèõîìèîãåííàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ñòðåññîâàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ïñèõîãåííàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, èäèîïàòè÷åñêàÿ ãîëîâíàÿ áîëü.
Ïî îïðåäåëåíèþ ÃÁÍ ýòî äâóñòîðîííÿÿ äèôôóçíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü ñî ñæèìàþùèì (ñäàâëèâàþùèì) õàðàêòåðîì ëåãêîé èëè óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè.
Ïðè ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ áîëüíûå ïðåäúÿâëÿþò æàëîáû íà íîþùèå, òóïûå, ìîíîòîííûå, ñäàâëèâàþùèå, ñæèìàþùèå áîëåâûå îùóùåíèÿ. Èíîãäà ñâîè ÷óâñòâà áîëüíûå îïèñûâàþò êàê äèñêîìôîðò, «êàñêó», «øëåì», «øàïêó», «êåïêó», «îáðó÷» íà ãîëîâå, êîòîðûå î÷åíü õî÷åòñÿ, íî íåâîçìîæíî ñíÿòü. ×àùå áîëü çàõâàòûâàåò îáå ïîëîâèíû ãîëîâû, íî ìîæåò áûòü è îäíîñòîðîííåé.
ÃÁÍ ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ â îïðåäåëåííûõ îáëàñòÿõ (ëîáíîé, òåìåííîé, çàòûëî÷íîé), ìîæåò ìèãðèðîâàòü èç îäíîé ÷àñòè ãîëîâû â äðóãóþ, íà÷èíàòüñÿ â îäíîé òî÷êå è «ðàçëèâàòüñÿ» ïî âñåé ãîëîâå. Áîëü ìîæåò ëîêàëèçîâàòüñÿ òîëüêî â îáëàñòè ãîëîâû, íî ÷àñòî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è íà øåþ, ïëå÷åâîé ïîÿñ. Ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, íåðâîçíîñòüþ, óñòàëîñòüþ, ñëàáîñòüþ, óòîìëÿåìîñòüþ, íàðóøåíèåì ñíà è àïïåòèòà, ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ê ðåçêèì çâóêàì è ÿðêîìó îñâåùåíèþ. Îùóùåíèÿ ìîãóò óñèëèâàòüñÿ ïðè ïðèêîñíîâåíèè ê ãîëîâå, îäåâàíèè ãîëîâíîãî óáîðà, ðàñ÷åñûâàíèè, äàæå äóíîâåíèè âåòåðêà.
Îáû÷íî ñèìïòîìû ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ áåñïîêîÿò áîëüíîãî â äíåâíîå âðåìÿ è î÷åíü ðåäêî âîçíèêàþò â íî÷íîå.
Ðàçðàáîòàíû êðèòåðèè ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ:
äâóñòîðîííèé õàðàêòåð;
áîëü ñæèìàþùàÿ (ñäàâëèâàþùàÿ, ñòÿãèâàþùàÿ);
âûðàæåííîñòü áîëè îò ëåãêîé äî óìåðåííîé;
ãîëîâíàÿ áîëü íå óñèëèâàåòñÿ îò îáû÷íîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè (íàïðèìåð, ñïóñê ïî ëåñòíèöå, õîäüáà íà ðàáîòó ïåøêîì).
Äëÿ òîãî, ÷òîáû äèàãíîç ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ áûë âûñòàâëåí, íåîáõîäèìî, ÷òîáû ïðèñóòñòâîâàëè êàê ìèíèìóì äâå èç âûøå èçëîæåííûõ õàðàêòåðèñòèê.
Êðîìå òîãî, ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ íèêîãäà íå ñîïðîâîæäàåòñÿ òîøíîòîé èëè ðâîòîé. Åñëè òàêèå ñèìïòîìû ïîÿâëÿþòñÿ, ýòî óæå äðóãîé âèä ãîëîâíîé áîëè.
Ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ áûâàåò äâóõ âèäîâ: ýïèçîäè÷åñêàÿ è õðîíè÷åñêàÿ ÃÁÍ.
Ýïèçîäè÷åñêàÿ ÃÁÍ, ðàçâèâàþùàÿñÿ âñëåäñòâèå ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé, èìååò íåáîëüøóþ èíòåíñèâíîñòü. Ñèìïòîìû â ýòîì ñëó÷àå òàêèå: óìåðåííàÿ áîëü, êîòîðàÿ óñòðàíÿåòñÿ ïîïóëÿðíûìè ìåäèêàìåíòîçíûìè ñðåäñòâàìè. Íà êà÷åñòâî æèçíè òàêîå ñîñòîÿíèå íå îêàçûâàåò çíà÷èòåëüíîãî âëèÿíèÿ.
Õðîíè÷åñêàÿ ÃÁÍ ñèìïòîìû èìååò ñëåäóþùèå: áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ, ÷àùå âñåãî äâóõñòîðîííèå, ëîêàëèçóþòñÿ îíè â çàòûëî÷íî-ëîáíîé îáëàñòè. Ðàçâèâàåòñÿ òàêàÿ áîëü â ðåçóëüòàòå ñïàçìà ìûøö øåè è ãîëîâû. Õðîíè÷åñêàÿ ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ èìååò äîâîëüíî èíòåíñèâíûé è ìîíîòîííûé õàðàêòåð. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà äâóõ ôîðì çàáîëåâàíèÿ îäèíàêîâà, ðàçëè÷íà òîëüêî èõ ïðîäîëæèòåëüíîñòü.
Íå÷àñòàÿ ýïèçîäè÷åñêàÿ ôîðìà. Ïðèñòóïû äëÿòñÿ îò ïîëó÷àñà äî íåñêîëüêèõ äíåé (íå áîëåå 12 äíåé â ãîäó). Áîëü ìîæåò ñî÷åòàòüñÿ ñ íàïðÿæåíèåì øåéíûõ è çàòûëî÷íûõ ìûøö;
×àñòàÿ, íî ýïèçîäè÷åñêàÿ ôîðìà. Ïðèñòóïû, êàê áû ÷àñòî îíè íå âîçíèêàëè, âñå-òàêè çàíèìàþò ìåíüøåå âðåìÿ, ÷åì ñâåòëûå ïðîìåæóòêè (îò 12 äî 180 äíåé â ãîä);
Õðîíè÷åñêàÿ ÃÁÍ. Ïðè ýòîì âèäå áîëåçíè ãîëîâà ÷àùå áîëèò, ÷åì íå áîëèò: â êàæäîì ìåñÿöå îíà äëèòñÿ áîëåå 15 ñóòîê, è ýòî ïðîäîëæàåòñÿ íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ â ãîäó (áîëåå 180 äíåé â ãîä). Õðîíè÷åñêàÿ ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ «ñïóòíèê æèçíè» ïàöèåíòà, êîòîðûé î÷åíü óõóäøàåò åå êà÷åñòâî.
Îáû÷íî âûðàæåííîñòü áîëè ïðè õðîíè÷åñêîé ÃÁÍ ñèëüíåå, ÷åì ïðè ýïèçîäè÷åñêîé ÃÁÍ. Õðîíè÷åñêàÿ ÃÁÍ âîçíèêàåò, åñëè íå ëå÷èòü ýïèçîäè÷åñêóþ ÃÁÍ.
ÃÁÍ ìîæåò ñî÷åòàòüñÿ ñ íàïðÿæåíèåì ïåðèêðàíèàëüíûõ ìûøö èëè ìûøö øåè. Ê ïåðèêðàíèàëüíûì ìûøöàì îòíîñÿòñÿ ëîáíûå, âèñî÷íûå, æåâàòåëüíûå, êðûëîâèäíûå, òðàïåöèåâèäíûå, ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíûå, çàòûëî÷íûå ìûøöû. Íàïðÿæåíèå ìûøö ïðîÿâëÿåòñÿ áîëåçíåííîñòüþ ïðè ïàëüïàöèè (èëè íàäàâëèâàíèè ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîãî ïðèáîðà ïðåññîðíîãî àëüãîìåòðà). Âîçìîæíî ñóùåñòâîâàíèå ÃÁÍ áåç íàïðÿæåíèÿ ìûøö, òàêàÿ áîëü ëåã÷å ïåðåíîñèòñÿ.
Ïðè÷èíû ÃÁÍ êîìïëåêñíûå, è ïî çíà÷åíèþ èõ ìîæíî ðàñïðåäåëèòü, íàïðèìåð, òàê:
1. Õðîíè÷åñêîå ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå;
2. Òðåâîãà è äåïðåññèÿ;
3. Õðîíè÷åñêèé ìûøå÷íûé ñòðåññ ýòî ñîñòîÿíèå â íåâðîëîãèè íàçûâàþò ìèîôàñöèàëüíî-òîíè÷åñêèì ìûøå÷íûì ñèíäðîìîì. Ñîñòîÿíèå ïðîâîöèðóåò êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå ìûøö è ðîæäàþò â íèõ áîëåâûå èìïóëüñû.  äàííîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ìûøöàõ øåè, ãëàçîäâèãàòåëüíûõ ìûøöàõ è âíóòðåííèõ ìûøöàõ ãëàçà, ïëå÷åâîì ïîÿñå, à òàêæå ëîáíûõ è çàòûëî÷íûõ ìûøöàõ, ðàçäåëåííûõ àïîíåâðîçîì ÷åðåïà.
Èìåííî ïîýòîìó ÃÁÍ ýòî çàáîëåâàíèå ëþäåé óìñòâåííîãî òðóäà è îôèñíûõ ðàáîòíèêîâ.
4. Çëîóïîòðåáëåíèå ëåêàðñòâàìè. Ñëèøêîì ðüÿíîå óïîòðåáëåíèå àíàëüãåòèêîâ äëÿ ñíÿòèÿ ãîëîâíîé áîëè âûçûâàåò ýôôåêò «áóìåðàíãà», è öåôàëãè÷åñêèé ñèíäðîì òîëüêî óñèëèâàåòñÿ.
Êîíå÷íî, ÃÁÍ ðåàëèçóåòñÿ è çàïóñêàåòñÿ òîëüêî ïðè âçàèìîäåéñòâèè âñåõ ôàêòîðîâ, êîòîðûå ìîãóò èãðàòü ðàçëè÷íûå ðîëè â ýòèîëîãèè ýòîãî çàáîëåâàíèÿ.
Ïðè ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ âñå ýòè ïðîöåññû âçàèìîñâÿçàíû, à ÷åòêàÿ ñâÿçü ñî ñòðåññîì ïðîñëåæèâàåòñÿ âñåãäà. ×àñòî ÃÁÍ ñîïðîâîæäàåò íåâðîçû, àñòåíè÷åñêèå è èïîõîíäðè÷åñêèå ñèíäðîìû.
Äëÿ âûñòàâëåíèÿ äèàãíîçà ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ ïîëüçóþòñÿ âûøå îïèñàííûìè êëèíè÷åñêèìè õàðàêòåðèñòèêàìè. Âûÿñíÿþò õàðàêòåð, äëèòåëüíîñòü áîëåâûõ îùóùåíèé, ñðîêè ñóùåñòâîâàíèÿ. Èíîãäà áîëüíîìó ðåêîìåíäóþò âåñòè äíåâíèê áîëè, êóäà íåîáõîäèìî çàïèñûâàòü âñå ýïèçîäû âîçíèêíîâåíèÿ áîëåâûõ îùóùåíèé è èõ õàðàêòåðèñòèêè. Âðà÷ ïîòîì îöåíèâàåò ýòè çàïèñè.
Âàæíî îïðåäåëèòü, íå ÿâëÿåòñÿ ëè ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ ñèìïòîìîì äðóãîãî çàáîëåâàíèÿ. Äëÿ ýòîãî èñïîëüçóþò äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäû äèàãíîñòèêè: ðåíòãåíîãðàôèþ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà è ÷åðåïà ñ ôóíêöèîíàëüíûìè ïðîáàìè, ÊÒ (êîìïüþòåðíóþ òîìîãðàôèþ) èëè ÌÐÒ (ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíóþ òîìîãðàôèþ), ÐÝà (ðåîýíöåôàëîãðàôèþ), ÓÇÄà (óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå ñîñóäîâ ãîëîâû) è äð.
Ïîâòîðÿþùàÿñÿ ãîëîâíàÿ áîëü äîëæíà îáÿçàòåëüíî ïðèâåñòè âàñ ê íåâðîëîãó. Ëå÷åíèå ÃÁÍ íóæíî ïðîâîäèòü òîëüêî ïîñëå äèàãíîñòèêè, ïîñêîëüêó áåç ïîñòàíîâêè ïðàâèëüíîãî äèàãíîçà ñàìîëå÷åíèå ìîæåò áûòü îïàñíûì.
Ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà âðà÷ íàçíà÷àåò ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå ÃÁÍ.
P. S. Ïðåäûäóùèé ïîñò, ïîñâÿù¸ííûé ãîëîâíîé áîëè çäåñü https://pikabu.ru/story/golovnaya_bol_migren_5403153
Источник