Психофизиологические особенности женщин страдающих головной болью удк

Психофизиологические особенности женщин страдающих головной болью удк thumbnail

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергеев Алексей Владимирович. Клинические и психофизиологические особенности головной боли напряжения у подростков с соматической патологией : диссертация … кандидата медицинских наук : 14.00.13 / Сергеев Алексей Владимирович; [Место защиты: ГОУДПО «Российская медицинская академия последипломного образования»]. — Москва, 2008. — 119 с. : 36 ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Головная боль (ГБ) у детей является одной из наиболее распространенных жалоб, с которой приходится сталкиваться в практике врачам педиатрам и детским неврологам. В детском возрасте цефалгия занимает второе место по распространенности после болей в животе. [Шварков СБ. 1997]. ГБ причиняет значительные страдания детям, нарушает их работоспособность, школьную успеваемость и социальную адаптацию. Принимая во внимания эти обстоятельства, следует отнести эту патологию к разряду важных общемедицинских, социальных и экономических проблем [Маневич Т.М. 2002, Горюнова А.В. и соавт., 2004, Bugdayci R. 2005 и др.].

Учитывая тот факт, что около 60-70% школьников страдает от периодически возникающих головных болей, знание дифференциально-диагностических признаков ГБ особенно необходимо врачам, проводящим лечение и профилактику данной категории пациентов. [Измайлова И Г. с соавт., 2002, Pendino М. 1S95].

Большинство исследований, посвященных клиническим и психофизиологическим особенностям ГБ у детей, в том числе ГБН, противоречивы и значительно отличаются в интерпретации полученных flaHHbix.[Wang SJ. 2007, LeResche L. 2005].

Остаются не определенными вероятные предикторы, провоцирующие факторы и патогенетические механизмы возникновения и хронизации ГБН у детей. При этом практически не изучалось влияние хронической соматической патологии на клинические и психофизиологические особенности ГБН в детском возрасте [Bugdayci R. 2005, Antffia P.

4 2006] В то же время, у детей установлена взаимосвязь между повторяющимися болями в животе и ГБ [Ramchandani PG 2005]. По данным отечественной и зарубежной литературы большинство детей, страдающих частой или хронической ГБН, имеют в анамнезе сопутствующую патологию ЖКТ (хронический гастродуоденит, ДЖВП) {Горюнова А В , Маслова О И. 2004, LeResche L 2005].

Следует отметить, что при изучении влияния соматической патологии на течение и особенно хронизацию ГБ особое внимание уделяется нарушению функции щитовидной железы По данным Iwasaki Y (1991), из 30 обследованных больных с хронической ГБ у 6 (20%) были проявления гипертиреоза. Согласно данным Lamer AJ (2006) у пациентов с недифференцированной ГБ при изучении состояния щитовидной железы в большинстве случаев были обнаружены признаки гипотиреоза, либо гипертиреоза. Учитывая тот факт, что йоддефицитные заболевания являются наиболее распространенной неинфекционной патологией человека, особенно актуально изучение влияния патологии щитовидной железы на ранних этапах проявления йоддефицита (ДНЗ 1-2 степени с эутиреоидным состоянием) на ГБ в детском возрасте.

При изучении болевых феноменов, наряду с психологическими и клиническими, актуально использование нейрофизиологических методов Одним из которых является метод регистрации вызванных потенциалов (ВП) мозга При этом данные большинства нейрофизиологических исследований ГБ у детей (ЭЭГ, ВП) весьма противоречивы и часто оценивались в отрыве от клинических и психологических особенностей [Zgorzalewicz М., 2005].

Таким образом, на данный момент актуальны исследования взаимосвязи головных болей у детей с патологией ЖКТ и щитовидной железы с вегетативной дисфункцией и психологическим состоянием ребенка [Balottin U., 2005] Подобные исследования ранее в полном объеме не проводились.

Всё вышеизложенное определяет своевременность изучения клинических и психофизиологических особенностей ГБН у подростков в зависимости от различных факторов и актуальность планируемого диссертационного исследования.

Изучить клинические и психофизиологические особенности головной боли напряжения у детей подросткового возраста с соматической патологией в зависимости от различных факторов; на основании полученных результатов разработать пути оптимизации диагностики данного страдания.

  1. Выявить клинические характеристики головной боли напряжения у детей подросткового возраста, страдающих хронической соматической патологией в зависимости от различных факторов: пола, возраста, особенностей личности и среды проживания.

  2. Установить психофизиологические особенности цефалгии у подростков, страдающих головной болью напряжения и хронической соматической патологией в зависимости от факторов риска.

  3. Определить наиболее неблагоприятные факторы и группы риска по прогрессированию головной боли напряжения у подростков с хронической соматической патологией.

  4. Оптимизировать алгоритм клинического и психофизиологического обследования детей подросткового возраста, страдающих головной болью напряжения и хронической соматической патологией в зависимости от течения заболевания.

  1. Впервые определено влияние соматической патологии (диффузный нетоксический зоб 1-2 степени с эутиреоидным состоянием, хронический гастродуоденит в стадии ремиссии) на клинические и психофизиологические характеристики головной боли напряжения у подростков. Выявлена взаимосвязь между соматическими заболеваниями, особенно патологией щитовидной железы (диффузный нетоксический зоб) и неблагоприятным течением головной боли напряжения.

  2. Впервые показано, что головная боль напряжения у детей с диффузным нетоксическим зобом и хроническим гастродуоденитом характеризуется определенными клиническими и психологическими особенностями: осложненным антеперинатальным анамнезом, высокой интенсивностью болевого синдрома, преобладанием хронического варианта цефалгии, наличием коморбидных тревожных расстройств и акцентуаций личности пациента. Определенны группы риска по неблагоприятному течению головной боли напряжения у детей, страдающих данными заболеваниями.

  3. Проведено изучение когнитивного вызванного потенциала Р300 при головной боли напряжения у подростков, страдающих хронической соматической патологией. Показано, что у пациентов с головной болью напряжения и сопутствующей патологией щитовидной железы отмечается удлинение латентных периодов и амплитуды потенциала РЗОО. При этом отмечено уменьшение амплитуд Р300 у детей с головной болью напряжения и повторяющимися болями в животе (хроническим гастродуоденитом).

4 На основании полученных данных разработаны и научно обоснованы подходы к диагностике головной боли напряжения у подростков, страдающих патологией щитовидной железы (диффузный нетоксический зоб 1-2 степени с эутиреоидным состоянием) и желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит), которые должны включать соблюдение определенного алгоритма обследования и лечения этой категории больных.

  1. В ходе выполнения работы были получены данные, на основании которых уточнены факторы, влияющие на развитие и течение головной боли напряжения у подростков, страдающих хронической соматической патологией, а также выявлены группы риска по хронизации цефалгии, что повседневно необходимо врачу-педиатру и детскому неврологу в проведении эффективного комплекса профилактических мероприятий

  2. Уточнение влияния патологии щитовидной железы (диффузный нетоксический зоб) и желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит) на клинические и психофизиологические особенности головной боли напряжения у детей подтвердило необходимость комплексного подхода в лечении цефалгии в подростковом возрасте.

  3. Использование комплексной терапии и профилактики (нормализация психологического состояния, лечение соматической патологии, купирование болевого синдрома) головной боли напряжения будет способствовать снижению заболеваемости и уменьшению числа хронических форм данного страдания.

Похожие диссертации на Клинические и психофизиологические особенности головной боли напряжения у подростков с соматической патологией

Головная боль напряжения у подростков (распространенность, факторы риска, некоторые клинико-патогенетические особенности)

Абузусная форма хронической головной боли напряжения - особенности клиники, диагностика и лечение

Абузусная форма хронической головной боли напряжения - особенности клиники, диагностики и лечение

Нейропсихологические особенности и качество жизни больных головной болью напряжения

Клинико-неврологические и церебральные гемодинамические особенности патологии шейного отдела позвоночника в детском возрасте

Особенности клиники сосудистой патологии головного мозга (дисциркуляторной энцефалопатии) у больных туберкулезом легких в пожилом и старческом возрасте и оценка качества их жизни

Особенности клиники и лечения перинатальной патологии нервной системы у детей первого года жизни

Источник

Картина личности
Головная боль напряжения, возникающая по невротическим причинам, может быть обусловлена внешним и/или внутренним трудовым конфликтом. При этом обнаруживаются чрезмерные притязания и слишком большие ожидания успеха и признания. Они приводят к разочарованию, особенно тогда, когда их изживание задерживается чувством вины, исходящим из детства (Бондаренко и др., 1997; Benedittis et al., 1992; Ehdeetal., 1992; Holmetal., 1986; Lehrer, Murphy, 1991).
В картине личности часто находят повышенное честолюбие с чрезмерной активностью и обычно очень однообразной жизнью. Стремление к совершенству и повышенный уровень притязаний также характерны для таких больных. У них ни-
Головная боль
когда не наступает полного расслабления. Длительное напряжение мышц плечевого пояса, затылка и всей головы является сопровождающим проявлением и выражением фрустрации, внутренней напряженности, никогда не приводящей к определенности, удовлетворенности и развязке.
Наряду с этими обстоятельствами, в силу их относительной частоты считающимися типичными, имеются и другие психодинамические факторы. Различные возрастные группы, разный уровень образования, разные формы социализации и, наконец, исходные личностные структуры — все это имеет значение.
Невротические механизмы могут представлять главный фактор в этиологии синдрома, так что даже обнаружение органического поражения не всегда ведет к цели. Проблема часто остается нерешенной, что подтверждается в том числе трудностями и неоднозначными результатами лечения.
Систематическое изучение жизненных обстоятельств пациентов с головными болями часто позволяет установить связь между приступами головных болей и типичными эпизодами, разыгрывающимися в окружении больного.
Психосоматический подход пытается придать какое-то значение симптому головной боли вне зависимости от его причины. Так, головная боль может означать затруднение мышления. Как при хронической головной боли, так и при мигрени у больных обнаруживается преимущественно уровень интеллекта выше среднего. Мнимая «невротическая тупость» многочисленных больных с привычной головной болью представляется часто не чем иным, как результатом затруднения мышления и следствием их интеллектуального негативизма.
Хотя нельзя говорить о собственном типе личности це-фалгического больного, у пациентов с головными болями часто встречаются анксиозные проявления, повышенные честолюбие и стремление к доминированию, склонность к пер-фекционизму и, вследствие этого, хронические психические перегрузки. Высокий уровень притязаний ведет к конфликту с реальными возможностями и страхами, подавляемой агрессивностью и фрустрациями, что может находить выражение в фоновом состоянии хронической напряженности. Кратко это можно обозначить как конфликт между хотением и умением больного.
Спастические головные боли прежде всего связывают с чрезмерными нагрузками на мышцы в области затылка, пле-
Глава 14
чевого пояса и головы. То же самое относится к вазомоторным головным болям и мигрени. Но почему человек постоянно «подставляет свой лоб», «держит ухо востро», «стискивает зубы», «закусывает губу», бывает «твердолобым» и т. д.? Головные боли возникают вследствие изменений в сосудистом аппарате головы. Спастическое сужение сосудистого русла коррелирует с постоянным напряжением двигательного аппарата, а то и другое посредством вегетативной нервной системы тесно связано с душевным состоянием. При сильных эмоциях, длительных психических нагрузках и конфликтах очень легко могут возникнуть головные боли, если человек по своей конституции обладает очень лабильной, реактивной сосудистой системой.
Какое психологическое значение имеют головные боли? Голова в прямом и переносном смысле является «высшей» частью тела, в которой расположены мозг и органы чувств.
Пациент с головными болями находится в двойственном положении. С одной стороны, он стремится серьезно и активно работать головой, а с другой — эта самая голова из-за болей являет собой удручающее препятствие. Происходит неосознаваемое символическое отражение подавляемых чувств. Если голова человека все время испытывает давление (давление деятельности), то она «должна» начать болеть. Кроме того, головная боль является способом для разгрузки. Если, например, гнев или разочарование проявляются в головной боли, то пациенту и его окружающим обычно легче принять телесную симптоматику, чем психическую.
Часто пациенты с головными болями — выходцы из семей, где очень высоко ценятся разум и достижения. Родители нередко были сами людьми, деятельными и не могли уделить своим детям ни достаточно тепла, ни времени и терпения, отводя мало внимания даже собственным телу и чувствам, а также общению. Дети усваивают концепцию, что они живут не ради себя, а прежде всего для своей рациональной деятельности. Они все больше идентифицируются с родительской концепцией достижений и привыкают к давлению извне. Неспособные расслабиться или получать удовольствие, они сами теперь подставляют свою голову под это давление, выбирая себе такие цели, которых они не в силах достичь. Отношения с другими людьми также часто строятся в зависимости от того, насколько это выгодно для работы. В вопросах о мировоззре-
Головная боль
нии, религии и будущем постоянно приходится сталкиваться с пессимистическими взглядами, что является следствием «интеллектуального негативизма».
Характерными концепциями для лиц с головными болями являются: «у меня нет времени», «прежде всего работа», «я все сделаю сам», «я не делаю наполовину» и «нужно же хоть чуть-чуть думать головой».
Замкнутая жизнь пациентов с головной болью могла явиться результатом их болезни: трудно быть приятным в общении, когда тебя преследуют постоянные головные боли. Но отсутствие социальной поддержки может и само по себе считаться стрессовым фактором, способным повышать риск возникновения головной боли. Чувство одиночества и покинутости может быть неощущаемым, но в то же время мощным источником головной боли у людей, уже предрасположенных к ней биологически.
В любом случае страдающие головной болью люди должны следить за состоянием своей социальной жизни так же, как и за состоянием организма, а психотерапевты, лечащие головную боль, должны быть осведомлены о потенциальном влиянии социальных факторов.
Нет никаких сомнений, что эмоциональный стресс, острый или хронический, делает многих пациентов более восприимчивыми к болезни». Что касается некоторых специфических типов стрессовых факторов, являющихся, по-видимому, наиболее сильными возбудителями головной боли, то среди них отмечаются неудачный брак, работа с требовательным и суровым начальником, длительные неудачи или несчастная жизнь в семье. Другими словами, те стрессы, что являются хроническими или непреодолимыми, представляют собой наибольшую опасность.
Также типичными для пациентов с головной болью являются некоторые личностные черты, усиливающие восприятие неблагоприятных окружающих факторов. У таких людей отмечаются склонность сделать все не просто хорошо, а наилучшим образом, высокие амбиции, добросовестность, повышенная эмоциональность, затруднения в двусмысленных ситуациях, сильная потребность в социальном одобрении и альтруизм, часто сопровождаемый чувством вины из-за недостаточной альтруистичности. Результатом является хронический стресс, поскольку эти люди менее способны защитить себя от чрез-
Глава 14
мерных требований со стороны других, испытывают слишком сильное чувство вины, чтобы избегать обременительных задач, и скорее уступят, чем дадут себя вовлечь в неприятную конфронтацию с окружающими.
Психотерапия
Лечение пациента с психосоматическими головными болями исключительно с помощью анальгетиков является недостаточным, если в основе симптоматики лежат состояния внешнего или внутреннего напряжения, которые недоступны восприятию самого больного. Переработка конфликта может, как правило, происходить в рамках краткосрочной терапии, действенность которой часто повышается в результате сопровождающего психофармакологического лечения.
Головная боль напряжения является показанием для сочетания психотерапевтических бесед и всех видов соматических мероприятий. Хронические и фиксированные личностные состояния лучше всего поддаются методам групповой терапии (арт-терапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, гештальт-терапия, транзактный анализ); при необходимости их дополняют краткими психотерапевтическими беседами. Пациенты обычно стараются занять особое положение в группе, довольно быстро начинают излагать свои личностные проблемы, проявляют признаки навязчивостей и нарциссические черты и оказываются очень обидчивыми. Если параллельно проводить направленные на соматическую сферу лечебные мероприятия, такие, как интенсивная кине-зотерапия, функциональное снятие напряжения и т. п., это может облегчить вербальное групповое лечение, а также групповую терапию. У больных, которые не хотят или не могут проходить психотерапию, с успехом применяют метод самоконтроля мышечного напряжения с помощью биологической обратной связи.
Ключ к предотвращению головной боли, вызванной стрессами, состоит в том, чтобы просто стать менее восприимчивым. Чем больше вы освободите себя от хронической потребности в одобрении со стороны окружающих, тем лучше вы сможете развиваться, уважать и понимать себя. Вот несколько советов, собранных от разных специалистов, для облегчения данной задачи:
Головная боль
• Не бойтесь высказываться и выражать свои эмоции. Это лучше, чем аккумуляция в себе отрицательных переживаний (в форме возмущения и расстройства).
• Осознавайте пределы своих возможностей. Вы не можете достать до неба, но вы не должны испытывать вину из-за того, что у вас нет крыльев. Работайте в меру своих сил и старайтесь чувствовать удовлетворение от работы.
• Не старайтесь угодить всем. Это неизбежно приведет к тому, что вы так или иначе будете обманывать себя.
• Привыкайте к позитивному мышлению. Как бы вас ни беспокоило то, что у вас чего-то нет, напоминайте себе о том, что у вас есть что-то другое.
• Чаще улыбайтесь и смейтесь. Исследования показывают, что при этом происходит высвобождение эндорфи-нов — естественных веществ, способных улучшать настроение. Улыбка может заметно поднять ваше состояние духа, даже если вы не думали об этом.
• Чаще плачьте. Многие психологи говорят, что плач — лучший способ дать выход стрессу, с которым может сравниться разве что громкий, пронзительный крик.
• Раньше вставайте по утрам. Многие склонные к головной боли люди находят, что они могут предупредить возникновение приступа, если встанут с постели на десять-пятнадцать минут раньше. Хорошее самочувствие в течение всего дня стоит нескольких минут потерянного сна.
• Поскольку напряженные мышцы, особенно в области плеч и шеи, являются частой причиной головной боли, расслабление их может быть эффективной превентивной мерой.
При головной боли напряжения успешно используется сочетание биологической обратной связи с мышечной релаксацией (Blanchard et al., 1987; Blanchard et al., 1990) и методы когнитивной психотерапии (Lisspers, Ost, 1990).

Задать вопрос юристу

Еще по теме 14.1. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ:

  1. ГЛАВА 14 ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
  2. Головная боль
  3. Зубная боль
  4. II. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БОЛЬ СОСТОЯНИЕМ МОЗГА?
  5. Головной мозг
  6. Боль и болезнь.
  7. БОЛЬ.
  8. Особенности кровоснабжения органов и тканей 9.1.5.1. Головной мозг
  9. 17. ПОЛОЖЕНИЕ О ГОЛОВНОМ ПРЕДПРИЯТИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
  10. Глава 9. БОЛЬ ПО УТРАЧЕННОМУ СМЫСЛУ
  11. Фазовые явления в коре больших полушарий головного мозга
  12. PRVDENTI.LINITVR.DOLOR
    Мудрый умеет утишить свою боль
  13. Развитие основных блоков головного мозга в постнатальном онтогенезе
  14. Глава 4 СОЗРЕВАНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Источник