Ребенок жалуется на головную боль после уроков

Ребенок жалуется на головную боль после уроков thumbnail

Ребенок жалуется на головную боль после уроков

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  При головной боли напряжения шум в ушах

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб. 

Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают «из-за учёбы» головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

Ребенок жалуется на головную боль после уроков

В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее. 

В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна. 

К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше. 

Ребенок жалуется на головную боль после уроков

— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, «чтобы вечер был свободный». Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить… В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы. 

Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

По мнению Аршинской, детей нужно учить «здоровьесбережению» — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни. 

Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат «в плоскости» тихих прогулок. Выходит, действительно, либо «куча домашки», либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе…

Ребенок жалуется на головную боль после уроков

Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%. 

Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то… Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало. 

В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская. 

Читайте также:  Головные боли при приеме нитратов

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых. 

— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

Ребенок жалуется на головную боль после уроков

При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку. 

Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

Источник

Áóäü çäîðîâ!

Åëåíà Ïàðöàëèñ
Ãîëîâà áîëèò

Íà ôîòî: Òàòüÿíêà, ã. Áàêó

“Òû ïî÷åìó çà óðîêè íå ñàäèøüñÿ?” — “Ãîëîâà áîëèò”.
“Èðèíà Èâàíîâíà, ìîæíî, ÿ ñ ìàòåìàòèêè äîìîé óéäó?” — “×òî ñëó÷èëîñü?” — “Ó ìåíÿ î÷åíü ãîëîâà áîëèò…”
Ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ ÷àñòî ñëûøàò ïîäîáíûå æàëîáû. Êàçàëîñü áû, ÷åãî ïðîùå — äàòü òàáëåòêó, è ÷åðåç ïîë÷àñà âñ¸ ïðîéäåò. Íî âðà÷è çíàþò, ÷òî äåëî íå â ãîëîâíîé áîëè ñàìîé ïî ñåáå. Îíà — çíàê, èëè, êàê ãîâîðÿò ìåäèêè, ñèìïòîì, ñàìûõ ðàçíûõ çàáîëåâàíèé è ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé. È çà÷àñòóþ — åäèíñòâåííûé ñèìïòîì, îñîáåííî íà ïåðâûõ ïîðàõ. Åñëè ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü ÷àñòî ïîâòîðÿåòñÿ, ñîïðîâîæäàåòñÿ òîøíîòîé, îáùåé ñëàáîñòüþ, àïàòèåé, çàìåòíûì ñíèæåíèåì ñïîñîáíîñòè ïðîäóêòèâíî çàíèìàòüñÿ, — ýòî òðåáóåò íå òîëüêî áûñòðîé ïîìîùè âðà÷à, íî è óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, — èíà÷å íåëüçÿ óñòàíîâèòü, ÷åì æå ãîëîâíàÿ áîëü ïîðîæäàåòñÿ, è íàçíà÷èòü ñîîòâåòñòâóþùåå ëå÷åíèå..
Êàêîâû íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû ãîëîâíûõ áîëåé ó äåòåé?
Ó èíîãî ðåáåíêà âåñü äåíü ðàñïèñàí ÷óòü ëè íå ïî ìèíóòàì: ñ óòðà øêîëà, ïîñëå íåå — çàíÿòèÿ â ñïîðòèâíîé ñåêöèè, èëè â ìóçûêàëüíîì êðóæêå, èëè íà êóðñàõ èíîñòðàííîãî ÿçûêà; à âåäü åùå íàäî óñïåòü âûïîëíèòü äîìàøíèå çàäàíèÿ íà çàâòðà! Ðîäèòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî ïîäîáíàÿ íàãðóçêà âïîëíå åìó ïî ñèëàì: îí è â øêîëå óñïåâàåò, è ñî âñåì îñòàëüíûì óñïåøíî ñïðàâëÿåòñÿ. Íî óæå ÷åðåç äâà-òðè ìåñÿöà ïîñëå íà÷àëà ó÷åáíîãî ãîäà îíè çàìå÷àþò: ðåáåíîê êàêîé-òî áëåäíûé, ó íåãî ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, âçãëÿä íåâåñåëûé, çàíÿòèÿ, â òîì ÷èñëå è øêîëüíûå, íå âûçûâàþò ó íåãî ýíòóçèàçìà.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî áîëüøèíñòâî äîïîëíèòåëüíûõ íàãðóçîê ðîäèòåëè âçâàëèâàþò íà ðåáåíêà ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ, íå ïîèíòåðåñîâàâøèñü, õî÷åò ëè îí èõ è ãîòîâ ëè ê íèì. À âåäü åùå õðóïêèé äåòñêèé îðãàíèçì ñèëüíûõ ïåðåãðóçîê ìîæåò è íå âûíåñòè. Êàê ñëåäñòâèå ê íîÿáðþ âîçíèêàþò ãîëîâíûå áîëè — ñíà÷àëà ýïèçîäè÷åñêèå, â äíè íàèáîëüøèõ íàãðóçîê, à çàòåì ïðàêòè÷åñêè åæåäíåâíûå. Îáû÷íî ðîäèòåëè ïðåäëàãàþò ðåáåíêó îòêàçàòüñÿ îò çàíÿòèé ñïîðòîì, ëèøàÿ åãî âîçìîæíîñòè ïåðåêëþ÷èòüñÿ ñ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè íà ôèçè÷åñêóþ è äàòü íåðâíîé ñèñòåìå îòäîõíóòü. À íóæíî äðóãîå — òùàòåëüíî ðàçîáðàòüñÿ ñ íàãðóçêàìè ðåáåíêà è âûáðàòü òàêîé ðåæèì, ïðè êîòîðîì â îäèí è òîò æå äåíü îäíîòèïíûå çàíÿòèÿ íå áóäóò ñî÷åòàòüñÿ.
Íî âåäü áûâàåò è òàê: ðåáåíîê âîçâðàùàåòñÿ èç øêîëû äîìîé, åìó íèêóäà íå íóæíî ñïåøèòü — íèêàêèõ äîïîëíèòåëüíûõ çàíÿòèé, êðóæêîâ, ñåêöèé ó íåãî íåò. È âîò âåñü îñòàâøèéñÿ äåíü è âåñü âå÷åð îí ñèäèò â äóøíîé êîìíàòå ó òåëåâèçîðà èëè ñ êíèæêîé íà äèâàíå. Ïîñòåïåííî ýòîò ñòèëü ïîâåäåíèÿ, êîãäà ðåçêî îãðàíè÷åíû ôèçè÷åñêèå äâèæåíèÿ è ëåãêèì íå õâàòàåò êèñëîðîäà, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïîÿâëÿþòñÿ ãîëîâíûå áîëè. Îáû÷íàÿ ðåàêöèÿ ðîäèòåëåé — äàòü ðåáåíêó òàáëåòêó öèòðàìîíà èëè àíàëüãèíà è ïðåäëîæèòü åìó ïîëåæàòü. À åìó íàäî áû ïîèãðàòü, ïîáåãàòü íà óëèöå, ïîäûøàòü ñâåæèì âîçäóõîì — è ãîëîâíàÿ áîëü îòñòóïèò.
Âåäü øêîëüíûå ïåðåìåíû äëÿ òîãî, â ÷àñòíîñòè, óñòðàèâàþòñÿ, ÷òîáû êëàññû ïðîâåòðèòü è äàòü äåòÿì âîçìîæíîñòü ïîäâèãàòüñÿ. Ê ñîæàëåíèþ, â øêîëàõ ïîðîé áûòóåò óáåæäåíèå, ÷òî çâîíîê íà óðîê çâåíèò äëÿ ó÷åíèêà, à ñ óðîêà — äëÿ ó÷èòåëÿ: òîò ñ÷èòàåò ñåáÿ âïðàâå çàäåðæàòü êëàññ íà âñþ ïåðåìåíó. Ïðîñèäåâ â òàêîì ñëó÷àå äâà óðîêà ïðàêòè÷åñêè áåç ïåðåðûâà, äåòè ê êîíöó âòîðîãî óðîêà ðèñêóþò ïî÷óâñòâîâàòü ãîëîâíóþ áîëü.
Êñòàòè (à âåðíåå íåêñòàòè), ìû, âçðîñëûå, îñîáåííî ÷àñòî ñòðàäàåì èìåííî îò òàêîé ãîëîâíîé áîëè — ðàáîòà îäíîîáðàçíà è ìàëîïîäâèæíà, ñâåæåãî âîçäóõà íå õâàòàåò. Âìåñòî òîãî, ÷òîáû êàæäûé âå÷åð ñèäåòü ïåðåä òåëåâèçîðîì, ïîãóëÿéòå õîòÿ áû ÷àñîê íà ñâåæåì âîçäóõå. È, êîíå÷íî, âîçüìèòå ñ ñîáîé ðåáåíêà; äàæå åñëè îí åùå íå âñå óðîêè ñäåëàë, ïîñëå ïðîãóëêè îí ñïðàâèòñÿ ñ íèìè ëåã÷å è áûñòðåå.
 ïîñëåäíèå ãîäû ó äåòåé âñå ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå.  òàêîì ñëó÷àå ãîëîâíîé áîëè ìîãóò ñîïóòñòâîâàòü òîøíîòà, îùóùåíèå çàëîæåííîñòè óøåé, òÿæåñòè â ãîëîâå; êîæà ëèöà ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-ðîçîâîé, äàæå êðàñíîâàòîé, ïóëüñ — ÷àñòûì. Åñëè ðåáåíîê æàëóåòñÿ íà ãîëîâíóþ áîëü ÷àñòî, íàäî âûÿñíèòü, êàê ó íåãî äåëà ñ äàâëåíèåì. Ñòîéêîå ïîâûøåíèå äàâëåíèÿ (è íå òîëüêî ïðè ãîëîâíîé áîëè) ìîæåò îêàçàòüñÿ ïðèçíàêîì ðàçâèòèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, ÷òî òðåáóåò îáÿçàòåëüíîãî íàáëþäåíèÿ âðà÷à è ñïåöèàëüíîé òåðàïèè. Îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ñàìè ïî ñåáå íå ïîìîãóò ñïðàâèòüñÿ ñ áîëåçíüþ; îíà ìîæåò îñëîæíèòüñÿ ïèêîâûì ïîäúåìîì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (÷èñëî äåòñêèõ èíñóëüòîâ â ïîñëåäíåå âðåìÿ çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èëîñü).
Ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè ìîãóò áûòü è ïðèçíàêîì ñóùåñòâåííîãî ïîíèæåíèÿ äàâëåíèÿ — àðòåðèàëüíîé ãèïîòîíèè. Îñîáåííî ÷àñòî îíà íàáëþäàåòñÿ âî âðåìÿ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ (â ïóáåðòàòå) ó äåâî÷åê, íî è ó ìàëü÷èêîâ òîæå âñòðå÷àåòñÿ. Ïðè ïîíèæåííîì äàâëåíèè ðåáåíêà ïîäòàøíèâàåò, â ãëàçàõ ó íåãî òåìíååò, çà÷àñòóþ âîçìîæíû ãîëîâîêðóæåíèÿ è äàæå êðàòêîâðåìåííûå îáìîðîêè.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íàäî õîðîøåíüêî ïðîâåòðèòü êîìíàòó, íàïîèòü ðåáåíêà êðåïêèì ÷àåì ñ ñàõàðîì è íåïðåìåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
Íåêîòîðûõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áåñïîêîÿò ïðè ïåðåìåíå ïîãîäû, ïåðåä äîæäåì, â ïàñìóðíóþ ïîãîäó, ïðè ñèëüíîì âåòðå (èëè ïåðåä òåì, êàê åìó ïîäíÿòüñÿ), ïðè ñèëüíîì ïîõîëîäàíèè, â ñëó÷àå ãåîìàãíèòíûõ àíîìàëèé (î íèõ òåïåðü ñòàëè ñîîáùàòü â ñâîäêàõ ïîãîäû). Ó òàêèõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áûâàþò îñîáåííî èíòåíñèâíûìè îñåíüþ è âåñíîé è îòìå÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, óæå ñ ðàííåãî äåòñòâà. Îíè íå îñîáî ïîääàþòñÿ ñèìïòîìàòè÷åñêîé òåðàïèè, ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ òîøíîòîé è ðâîòîé (êîãäà áîëü îñîáåííî ñèëüíà). Ïðè ýòîì ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ìîãóò ëåæàòü â ïðåäåëàõ íîðìàëüíûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ êîëåáàíèé.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî íå ïðîñòî îáðàòèòüñÿ ê ó÷àñòêîâîìó ïåäèàòðó, íî ïðîéòè äîïîëíèòåëüíîå îáñëåäîâàíèå. Âîçìîæíî, ó ðåáåíêà ïîâûøåíî âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå. ×åì ðàíüøå îíî äèàãíîñòèðóåòñÿ, òåì áûñòðåå è óñïåøíåå èçëå÷èâàåòñÿ.
Ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè, íå ñíèìàåìîé äàæå ñèëüíûìè îáåçáîëèâàþùèìè ïðåïàðàòàìè, — ìèãðåíè — ìîãóò íàáëþäàòüñÿ â ñåìüå â íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèÿõ. Òàê, ó îäíîé íàøåé þíîé ïàöèåíòêè ìèãðåíè â ñåìüå íàáëþäàëèñü ó áàáóøêè, ìàìû è ñòàðøåé ñåñòðû. Ìàìà äåâî÷êè ïîíà÷àëó äàæå ñëûøàòü íå õîòåëà î ëå÷åíèè, ïîñêîëüêó, ïî åå ìíåíèþ, “âñå ðàâíî íè÷åãî íå ïîìîæåò”. Êàêîâî æå áûëî åå óäèâëåíèå, êîãäà ïîñëå ïðîâåäåííîé êóðñîâîé òåðàïèè ó äåâî÷êè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ íå áûëî íè îäíîãî ïðèñòóïà ãîëîâíîé áîëè.
 ñëó÷àå ïðèñòóïà ìèãðåíè ðåáåíêó íåîáõîäèìî â êà÷åñòâå ýêñòðåííîé ïîìîùè äàòü ñïàçìîëèòè÷åñêîå áîëåóòîëÿþùåå ñðåäñòâî è óëîæèòü ïîñïàòü â ïðåäâàðèòåëüíî ïðîâåòðåííóþ òåìíóþ êîìíàòó. Åñëè íà ñëåäóþùåå óòðî ñëàáîñòü ñîõðàíèòñÿ, íåîáõîäèìî âûçâàòü âðà÷à è îñâîáîäèòü â ýòîò äåíü ðåáåíêà îò çàíÿòèé.
Ó äåâî÷åê â ïóáåðòàòíîì âîçðàñòå ïðèñòóïû ìèãðåíè ìîãóò âîçíèêàòü åæåìåñÿ÷íî. Òóò íåîáõîäèìî ïîñîâåòîâàòüñÿ ñ äåòñêèì ãèíåêîëîãîì.
Çà÷àñòóþ ãîëîâíàÿ áîëü íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé, ïåðåíåñøèõ ÷åðåïíî-ìîçãîâûå òðàâìû ðàçëè÷íîé òÿæåñòè — îò ëåãêîãî ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà äî îòêðûòûõ ïåðåëîìîâ ÷åðåïà èëè óøèáîâ ìîçãà. Ïðè ýòîì ïðÿìîé çàâèñèìîñòè ñèëû è ïåðèîäè÷íîñòè ãîëîâíûõ áîëåé îò òÿæåñòè è äàâíîñòè ïåðåíåñåííûõ òðàâì íå îòìå÷àåòñÿ. Äàæå ëåãêîå ñîòðÿñåíèå ìîæåò ñòàòü â äàëüíåéøåì ïðè÷èíîé òÿæåëûõ è ÷àñòûõ áîëåé. Ðîäèòåëÿì äåòåé, ïåðåíåñøèõ ïîäîáíûå òðàâìû, åñëè ó òåõ ïîÿâëÿþòñÿ ïðèñòóïîîáðàçíûå ãîëîâíûå áîëè, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê íåâðîïàòîëîãó äëÿ ïîäðîáíîãî îáñëåäîâàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ êóðñîâîãî ëå÷åíèÿ. Ëó÷øå âñåãî, êîãäà ðåáåíêà ïîñëå òàêîé òðàâìû â òå÷åíèå ãîäà-äâóõ íàáëþäàåò íåéðîõèðóðã, à â äàëüíåéøåì ïåðåäàåò åãî íåâðîïàòîëîãó.
Òðàâìû ñïèíû, â òîì ÷èñëå ïîëó÷åííûå âî âðåìÿ ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé, íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå, ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè, íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàíåå ðàçâèòèå îñòåîõîíäðîçà. ×àùå âñåãî îí ïîðàæàåò ïîçâîíî÷íèê. Ïðè ïîðàæåíèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà âîçìîæíî ÷àñòè÷íîå óùåìëåíèå ñîñóäîâ, òîíêèõ âåòî÷åê íåðâîâ ðàçðîñøèìèñÿ “øèïàìè” êîñòíûõ âûðîñòîâ — îñòåîôèòîâ.  ýòîì ñëó÷àå â ïåðèîä êîñòíîãî ðîñòà îáîñòðÿåòñÿ ñèìïòîìàòèêà ïîðàæåíèÿ ñîñóäîâ â îáëàñòè øåè è îñíîâàíèÿ ìîçãà — èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè, îùóùåíèå äóðíîòû, òîøíîòà, ãîëîâîêðóæåíèå, íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé. Ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ áîëåóòîëÿþùèõ ñðåäñòâ è çäåñü íåò, çàòî õîðîøèé ðåçóëüòàò äàåò êóðñîâîå ëå÷åíèå ñ ïðèìåíåíèåì ðàññàñûâàþùåé òåðàïèè è ìàññàæà òàê íàçûâàåìîé âîðîòíèêîâîé çîíû.
Ïîõîæàÿ ñèìïòîìàòèêà õàðàêòåðíà è äëÿ äåòåé, ïåðåíåñøèõ òÿæåëûå íåéðîèíôåêöèè — âèðóñíûå è áàêòåðèàëüíûå ïîðàæåíèÿ ìîçãà è åãî îáîëî÷åê (äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ëå÷åíèå ýòèõ çàáîëåâàíèé áûëî ñâîåâðåìåííûì è ïðàâèëüíûì). Îñîáî ïðîÿâëÿþò ñåáÿ ýïèäåìè÷åñêèé ìåíèíãèò è ãðèïï. Ñâîåâðåìåííîå ïðîâåäåíèå åæåãîäíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ âàêöèíàöèé ïðîòèâ ãðèïïà, à òàêæå âàêöèíàöèé ïî ýïèäåìèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì â ñëó÷àÿõ âñïûøåê ýòèõ èíôåêöèé, êîòîðûå ëþáÿò ïîðàæàòü öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, ïîçâîëÿåò íàäåæíî ïðåäóïðåäèòü îñëîæíåíèÿ äàæå â ñëó÷àå çàðàæåíèÿ.
Ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ ìîãóò íà÷èíàòüñÿ áîëüøèíñòâî èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38 ãðàäóñîâ è âûøå â ñî÷åòàíèè ñ ãîëîâíîé áîëüþ è áîëüþ â ãëàçàõ — ïðèçíàê íà÷èíàþùåãîñÿ ãðèïïà, à â ñî÷åòàíèè ñ æèäêèì ñòóëîì è áîëÿìè â êðóïíûõ ìûøöàõ — ïðèçíàê êèøå÷íî-âèðóñíîé èíôåêöèè.
Åñòåñòâåííî, â æóðíàëüíîé ñòàòüå íåâîçìîæíî ðàññêàçàòü îáî âñåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà âîçíèêàåò ãîëîâíàÿ áîëü. ßñíî îäíî: ñèëüíàÿ áîëü â ãîëîâå — ïðèçíàê òðåâîæíûé. Åñëè ïðè ýòîì ðåáåíîê áëåäåí, ó íåãî ñèíþøíûå êðóãè ïîä ãëàçàìè è ðåçêàÿ áëåäíîñòü êîæè âîêðóã ãóá è íà ïîäáîðîäêå, åãî òîøíèò, — îí íóæäàåòñÿ â íåìåäëåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, è íåëüçÿ îñòàâëÿòü åãî îäíîãî. À ÷àñòûå ïîâòîðíûå ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè — àáñîëþòíîå ïîêàçàíèå äëÿ òîãî, ÷òîáû îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó äëÿ óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, âûÿñíåíèÿ ïðè÷èí è íàçíà÷åíèÿ îáîñíîâàííîãî ëå÷åíèÿ.
Ãîëîâíàÿ áîëü — ýòî î÷åíü ñåðüåçíî!

Ïàðöàëèñ Åëåíà Ìèõàéëîâíà,
äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïåäèàòð âûñøåé êàòåãîðèè, çàâåäóþùàÿ äåòñêèì îòäåëåíèåì ìîñêîâñêîãî Öåíòðà ïàòîëîãèè ðå÷è è íåéðîðåàáèëèòàöèè, çàâåäóþùàÿ êàôåäðîé ìåäèöèíñêèõ îñíîâ íåéðîðåàáèëèòàöèè Èíñòèòóòà äåôåêòîëîãèè è ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè.

Ìàòåðèàë ïðåäîñòàâëåí æóðíàëîì Ñåìüÿ è øêîëà (¹11 2005 ã.).
Ôîòî èç ôîòîãàëåðåè «Ìîå Ñîëíûøêî».
Îïóáëèêîâàíî â ðóáðèêå «Áóäü çäîðîâ» äåòñêîãî ïîðòàëà «Ñîëíûøêî» 14 íîÿáðÿ 2005 ãîäà.

Источник