Синдром головной боли у детей и подростков
Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].
У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.
ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.
Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дизафферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (гемикрания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные паттерны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.
Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.
По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.
Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.
Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].
Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.
Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.
Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.
Источник
Головная боль у ребёнка (подростка)
Головная боль различного характера и происхождения является довольно распространённым явлением среди детей, причём, намного более распространённым, чем большинство взрослых склонны думать. Голова у детей болит аналогично представителям взрослого населения: в области лба, темени, затылка, висков…
Типичная мигрень, аналогична той, которой страдают некоторых взрослые люди, сегодня характерна для ребёнка дошкольного возраста, и снижает качество жизни детей во всех остальных возрастных категориях. Эта головная боль встречается у девочек и мальчиков. Так же, как и у взрослого человека, у ребёнка не каждая не головная боль имеет характерные признаки мигрени, при которой голова болит в области висков и лба. Даже в детской популяции часто встречается тензионная головная боль, как правило, вертеброгенного происхождения, т.е. недуг, вызванный нарушениями шейного отдела позвоночника, который может во многом подражать типичной мигрени. Этого тип заболевания характерен концентрацией болезненных ощущений в лобной части, области висков и глаз.
Почему болит голова у ребёнка
Ситуация, когда у ребёнка болит голова, сегодня не считается столь зловещим признаком болезни, как это было ранее. С болью в области лба и висков встречаются около 40% 7-летних детей и до 70% 15-летних.
В возрасте 13-18 лет головная боль в лобной части иногда поражает 59% мальчиков и 84% девочек. Хотя большинство этих проблем у ребёнка не являются признаком какого-либо серьёзного заболевания, им следует уделить должное внимание.
Острая головная боль у ребёнка в области висков и лба, связанная с симптомами инфекции, жаром, слабостью наряду с лабораторными тестами, указывающими на воспаление, свидетельствуют о менингите. В случае, если имеет место энцефалит, к основным симптомам добавляется нарушение сознания, высокая температура тела и неврологические расстройства (частичный паралич).
За головной болью в лобной части у ребёнка может скрываться и травматическое кровоизлияние в мозг. Оно проявляется нарушением сознания, тошнотой, рвотой, повышенной чувствительностью к свету и судорогами. Кроме того, внезапная боль у ребёнка может развиться в результате опухоли головного мозга.
В дополнение к внезапным приступам у детей и встречается хроническая боль. Если она сохраняется, но не ухудшается, как правило, она не является симптомом серьёзного заболевания. Приступ может длиться от 30 минут до 7 дней. Такая головная боль у ребёнка, как и у взрослого, является двусторонней, локализируется в области лба или висков, характерна лёгкой или умеренной интенсивностью, не ухудшается при физической активности и не связана с рвотой. Этот симптом часто сопровождается депрессией, и возникает у ребенка, который имеет проблемы в школе или дома.
Хронические головные боли у ребенка могут быть связаны с воспалением придаточных пазух носа или нарушением зрения; часто концентрируются в лобной и височной части, иногда – в области глаз. Пусковым механизмом является просмотр телевизора или игры на компьютере; после восстановления зрения – проходит. Необходимо обратить внимание на тот факт, не пробуждает ли проблема ребенка ото сна, не является ли очень интенсивной. Недуг такого типа может указывать на повышение внутричерепного давления и повреждение головного мозга; может сопровождаться проблемами при ходьбе, на задней части глаза видимы отёки зрительного нерва. В этом случае врач всегда направляет пациента на КТ и МРТ. Причиной повышенного внутричерепного давления могут быть лекарственные препараты, но, прежде всего, следует определить присутствие основного заболевания, например, ожирение, заболевание надпочечников, воспаление пазух носа и среднего уха.
Что, если голова болит периодически?
Наиболее частой причиной рецидивирующий головной боли у ребенка является мигрень. Болезнь характеризуется локализацией болезненных ощущений в области лба и височной части, часто бывает односторонней. Непосредственно, боли предшествует повышенная активность ребенка, раздражительность, усталость. Первым признаком приступа, как правило, является визуальная аура, представленная в виде вспышек перед глазами и нарушений зрения. Боль обычно интенсивная, пульсирующая, сопровождается тошнотой, рвотой, иногда – болями в животе, усиливается во время физических нагрузок; голова, преимущественно, болит в течение 2-12 часов, отступает после сна. Между приступами наступают безболезненные периоды.
Лечение ребенка заключается в адекватном питьевом режиме, приёме антирвотных и седативных препаратов, иногда, при возможности, Парацетамола и Ибупрофена для облегчения боли. В тех случаях, когда приступы у ребенка повторяются чаще, чем 4 раза в месяц и значительно влияют на качество жизни, назначается профилактическое лечение специальными препаратами.
Острый синусит не является общей причиной головных болей. Однако у ребенка следует обратить внимание на резкое началом боли на лице с температурой, насморком и болезненностью в области носа. Диагноз подтверждается рентгенологически или при помощи КТ.
Рецидивирующие головные боли в области лба и височной части у ребенка вызывает высокое кровяное давление. При колебаниях или постоянном высоком давлении с болью следует исключить тяжёлые почечные, сердечные, эндокринные заболевания или рак.
Мигрень у ребенка
Диагноз мигрени может быть установлен только после исключения других возможных причин головных болей в широком диапазоне вариантов: от воспалительных заболеваний мозговых оболочек или пазух, к нарушению зрения и позвоночника, последствию травм поток и даже внутричерепному кровотечению или опухоли головного мозга.
Учитывая вышесказанное и риск серьёзных заболеваний, можно ещё раз подчеркнуть, что головную боль, в первую очередь, следует рассматривать, как симптом болезни, а не саму болезнь. Если врач после тщательного обследования больного ребенка устанавливает диагноз мигрени (головная боль вызвана, в основном, нарушением кровообращения в сосудах мозговых оболочек), назначается соответствующее лечение. В настоящее время существует целый ряд эффективных терапевтических методов острой фазы (облегчение приступа, включая сопровождающие симптомы) и профилактики мигрени.
Лечение следует доверить специалисту. Безусловно, нельзя заниматься самолечением (т.е. лечением родителями). Вместо обычных анальгетиков более подходят к применению конкретные препаратов в дозах, адаптированных к организму ребёнка.
Тензионная головная боль у детей
Речь идёт о наиболее частой причине головной боли у детей, происхождение которой, в основном, кроется в стрессе. Этот недуг встречается, примерно, в 80% случаев. Как уже было отмечено выше, в некоторых случаях тензионная головная боль проявляется, как мигрень, но иногда, особенно, у маленьких детей, которые не могут рассказать о своих ощущениях наблюдается беспокойность, иногда – гиперактивность, раздражительность, тошнота, рвота. Типичным симптомом является повышенная чувствительность вплоть до болезненной реакции этих детей при сжатии мышц в области шеи и плеч.
В частности, хронические проблемы такого рода иногда могут даже некоторыми врачами ошибочно оцениваться, как минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или, как поведенческое расстройство. При хронической форме болезни появляются нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, имеет беспокойный или слишком глубокий сон, типичным проявлением является утреннее пробуждение в уставшем, разбитым и раздражённом состоянии.
Головная боль и позвоночник
Головные боли, вызванные нарушением шейного отдела позвоночника, встречаются не только у взрослых, но и младшего поколения. Частой причиной является падение ребёнка с высоты или травма головы, иногда даже несколько лет назад.
Проблема может заключаться не только в фактической травме, но и в резком движении шейного отдела позвоночника, что приводит к его скрытым повреждениям и последующей блокировке.
Другой распространенный причиной головной боли, связанной с позвоночником, является неправильная осанка, поза головы и шеи.
Боли этого типа чаще всего локализируются в затылке, распространяясь к области лба. Иногда болит шея и плечи.
Предупреждение против манипуляции шейного отдела позвоночника у взрослых вдвойне актуально в случае младшей популяции. На месте лёгкий подход к расслаблению мышц в области шеи и плеч, позволяющий последующую самопроизвольную коррекцию шейного отдела позвоночника и его связь с черепом. Для того, чтобы лечение было эффективным и безопасным, его следует доверить специалисту с обширным опытом в лечении детского позвоночника.
Если причиной проблемы является плохая осанка, сначала необходимо освободить заблокированный шейный отдел позвоночника, после чего сразу же начать систематические действия, направленные на исправление осанки, от подошвы ног до головы. Это лечение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, включая его возраст и физическое состояние.
Источник