Стивен кинг головная боль

Стивен кинг головная боль thumbnail

Стивен Кинг – самый издаваемый из современных писателей, достаточно посмотреть на цифры тиражей его книг, и непревзойденный мастер жанра ужаса и триллера. Своеобразие его литературного стиля, «затягивающего в пучину ужаса», мало кому удалось перенести на экран. Это, прежде всего, умение подбирать слова. Сегодня ему исполняется 65 лет. 65 лет, прожитых в страхе…

«Я всего боюсь».
Стивен Кинг

© AFP/Bertrand Langlois

Писатель Стивен Кинг

«Кинг неоднократно и во всеуслышание зачитывал поистине внушительный перечень своих страхов: темнота, змеи, крысы, пауки, все липкое, психотерапия, уродство, замкнутое пространство, смерть, неспособность писать, полеты…», — пишет Лайза Роугек в биографии Кинга «Сердце, в котором живет страх».

Мы все боимся, естественно, страх – основная составляющая инстинкта самосохранения. Другое дело — страх иррациональный, неконтролируемый.  Кинг никогда и не скрывал того, что страдает всевозможными фобиями, а писательство стало для него не только делом жизни, но и единственным спасением от этих навязчивых состояний, наилучшим лекарством (таблетки, алкоголь и наркотики не помогали в должной мере) и наилучшим врачом (психиатров писатель тоже боится). В книгах Стивена Кинга то и дело всплывают самые распространенные человеческие фобии. В день рождения «Короля Ужасов» РИА Новости попыталось понять, чего же мы боимся больше всего.

Читайте вторую часть текста «Фобии Стивена Кинга, описанные им самим» >>

Страх смерти

Смертью и страхом пронизаны практически все произведения Кинга. Что и неудивительно. Страх смерти – это своеобразная «универсальная фобия», свойственная любому человеку, прародитель всех других страхов. Бояться смерти — нормально. Фобий, производных страха смерти,  множество. К ним относят и боязнь темноты. По мнению большинства психологов, фиксация на связи темноты, ночи с неким злом и смертью происходит из-за травмирующего переживания в раннем возрасте (3-4 года), когда ребенок начинает осознавать себя.

Терминология:
Танатофобия — навязчивый страх внезапной скоропостижной смерти.
Некрофобия — боязнь трупов и похоронных принадлежностей.
Тафофобия — боязнь быть погребенным заживо, боязнь похорон.
Никтофобия (ахлуофобия, скотофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи
Сциофобия – боязнь теней.

Страх смерти неразрывно связан с культурной и религиозной средой. Это не значит, что уверенность в существовании загробного мира, свойственная, например, представителю древнеегипетской культуры или набожному христианину из Средневековья, избавляла их от страха смерти, собственной или близких.  Вовсе нет, просто они по-другому относились к смерти. А вот ХХ-й век – время фобий. Изменились представления о норме и патологии, изменился ритм жизни и требования человека к самому себе и своему окружению, причем произошло это быстро и резко – всего какая-нибудь пара десятков лет. И вот уже стресс и тревога – вечные спутники нашей с вами жизни. В теории психоанализа, пожалуй, главной психологической теории ХХ века, страх смерти связывают с ранними болезненными переживаниями и с так называемым влечением к смерти (ну куда же без сексуальной подоплеки). Впрочем, самим Фрейдом влечение к смерти и страх смерти никогда не связывались, и местоположение этого страха «где-то между «Я» и «Сверх-Я»» психоаналитики продолжают искать до сих пор».

Если проследить развитие отдельной личности, то можно сказать, что осознание страха смерти у детей происходит довольно поздно. Отсутствие этого страха – отличительная черта детской психики, даже в 10-12 лет смерть все еще оценивается как временное явление. Конечно, если в жизни ребенка не было травмирующего переживания.

«Смерть – тайна, ужас, и надо хранить ее подальше от детей, совсем спрятать ее от детей – таким путем пошли викторианские джентльмены и дамы», писал Кинг в одном из самых известных своих романов «Кладбище домашних животных». От него самого смерть никто не спрятал. Один из самых известных эпизодов его биографии: в четыре года он стал свидетелем гибели сверстника под колесами поезда. Позже он вытеснил это жуткое воспоминание, и вернулось оно лишь годы спустя. Но в том же романе Кинга, преодолев смерть, герои сталкиваются с чем-то более ужасным.

© Paramount Pictures

Кадр из фильма «Кладбище домашних животных»(1989)

«Луна выплыла из-за облаков, осветив комнату, и Луис увидел Виктора Паскова, стоящего в дверях.
Мертвец стоял в дверях. Его голова была разбита над левым виском. Кровь темно-красными струпьями засохла на лице, словно боевая раскраска индейцев. Вывороченная ключица белела в лунном свете. Пасков улыбался.
– Вставайте, доктор, – сказал он. – Пойдем, прогуляемся.
Луис огляделся. Его жена – неясный холм желтого ватного, стеганого одеяла, спала. Луис снова посмотрел на Паскова, который был мертв, но мертвым почему-то не был. Луис не чувствовал страха. Он понимал, почему все так.
«Это сон, – думал он, и в этом все дело, но все равно что-то его беспокоило. – Мертвые не возвращаются.

<…>

«Я иду за мертвым человеком по лесу. Мертвец ведет меня на кладбище домашних любимцев – и это не сон! Боже, помоги мне. Это не сон. Это – на самом деле!»

<…>

…дети должны знать о том, что иногда Смерть – лучший выход, – с трудом произнес Джад».

«Кладбище домашних животных»
Роман был экранизирован в 1989 году режиссером Мэри Лэмберт.

Страх болезни

Страх болезни – еще одно проявление страха смерти, тоже свойственен всем и каждому. В крайних проявлениях это, например, нозофобия — расстройство личности, при котором все мысли человека сосредоточены на том, «как бы не заболеть», или ипохондрия – известное еще с древности расстройство, сопровождающееся мнительностью и необоснованной тревогой за состояние своего здоровья и жизнь. Причин возникновение подобных фобий много – переживание смерти близких, депрессия и даже чрезмерное увлечение медициной (помните, как герой повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», изучив медицинский справочник, обнаружил у себя симптомы всех заболевания за исключением воспаления коленной чашечки?).

Терминология:
Нозофобия – иррациональный, навязчивый страх заболеть.
Канцерофобия (карцинофобия, кацерофобия) — боязнь заболеть раком.
Мизофобия (гермофобия) — боязнь заразиться инфекционным заболеванием, грязи, прикосновения к окружающим предметам.

У Кинга страх заболеть и, как следствие, стать беспомощным, уязвимым, а затем умереть преследует разных персонажей: писателя Пола Шелдона в «Мизери», после аварии попавшего в руки «самой преданной поклонницы» и не имеющего физической возможности вырваться, или зараженных инопланетным паразитом героев романа «Ловец снов».  Но главной «песнью болезни» можно считать изданный в 1978 году апокалиптический роман «Противостояние», повествующий о жуткой эпидемии супергриппа, которая стирает с лица земли большую часть населения. Этот роман Кинг называл своим лучшим произведением и замечал, что «хотя многие до сих пор считают, что в „Противостоянии“ отражена эпидемия СПИДа, к моменту выхода романа СПИД еще даже не был открыт. Когда о СПИДе заговорили, я поверить не мог, насколько он напоминает происходящее в книге. Как будто болезнь сошла со страниц моего романа». Действительно, первое упоминание вируса иммунодефицита человека было сделано Американским центром по контролю и профилактике заболеваний только 5 июня 1981 года.

© AFP/Kazuhiro Nogi

Люди в масках во время эпидемии гриппа. Май 2009.

«В маленьком городке в Западной Вирджинии раз в неделю выходила газетенка, которую горожане прозвали «дурбинская сплетница». Издавал ее престарелый адвокат по имени Джеймс Д.Хоглисс. Последний номер газеты состоял из единственной странички текста, набранного заглавными буквами.

В верхнем левом углу стояла пометка: ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО!
Заголовок гласил: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПЫТАЮТСЯ СКРЫТЬ ОТ НАРОДА ПРОИСХОДЯЩЕЕ!
Ниже: Специальный репортаж Джеймса Д.Хоглисса.
Еще ниже:
«Как стало известно нашему корреспонденту из совершенно достоверных источников, эпидемия пневмонии, на самом деле, является смертоносной мутацией обычного вируса пневмонии, культивируемого правительством на случай войны — и в нарушение женевских соглашений о неприменении химического и бактериологического оружия. Официальные военные чины в Вилинге в конфиденциальной беседе сообщили, что обещание быстрого налаживания антивирусной вакцины — не более, чем ложь. Вакцина, могущая победить эту страшную болезнь, до настоящего времени не создана. Сограждане, это больше, чем просто трагедия; это конец всем надеждам, связанным с нашим правительством. Если задуматься, то…»

…Хоглисс был очень болен и слаб. Статья поглотила его последние силы. Он не мог дышать. И все же он методично, от дома к дому, разнес все номера своей газеты каждому горожанину. Он умер на пороге последнего дома, на окраине Дурбина, у реки.

Лос-Анжелесская «Таймс» перепечатала эту статью тиражом 26000 экземпляров, прежде чем армейская полиция обнаружила диверсию. Выходка редакции была расценена как неуместная и провокационная. Но было поздно.

<…>

— Я был предубежден против мира, и мне не стыдно в этом сознаться. В последнюю четверть двадцатого века наша планета приобрела очарование восьмидесятилетнего старика, умирающего от рака. В конце пятнадцатого века на земле царили эпидемии. Бубонная чума — черная смерть — выкосила в конце четырнадцатого века пол-Европы. Коклюш в семнадцатом веке и инфлюэнца в конце девятнадцатого. Мы свыклись с возможностью эпидемий, разве не так? — и про каждую из них можно сказать, что сто лет назад ее и в помине не было. В конце каждого столетия религиозные маньяки доказывали с помощью цифр и фактов, что, наконец, близится Армагеддон. Такие люди есть, безусловно, во все времена, но к концу столетия их число растет… а многие люди начинают относиться к их предсказаниям серьезно. Появляются призраки Хана,  Аттилы, Джека Потрошителя, Лиззи Борден. В мое время – Чарльз Мэнсон, Ричард Спек, Тед Банди. Я не раз пытался доказать моим коллегам, что в будущее нужно смотреть с оптимизмом, что мы тратим время на поиски несуществующего врага, вопреки логике и здравому смыслу. – Бейтман помолчал, задумавшись. — И все же лучшее еще впереди. Вот что я думаю обо всем происходящем. Еще пива?

Стью подставил кружку, думая над словами Бейтмана.

 — Это действительно не конец, — сказал он. — Мне кажется, вы правы. Это только… антракт.
 — Весьма метко сказано. Хорошо сказано».

«Противостояние»
В 1994 году по мотивам этого произведения был снят мини-сериал.

Страх клоунов

Страх клоунов – одна из многих фобий последних лет, диагностирование которой принимает уже массовый размах. И одна из фобий, порожденных фантазией Стивена Кинга, а после шагнувшая в наш мир со страниц его романа «Оно», с которым многие психологи связывают выделение этого страха в отдельный вид фобий.

Терминология:
Коулрофобия — боязнь клоунов.

Термин впервые был употреблен в середине 1980-х (роман издан в 1986 году), а последние исследования показывают довольно высокий процент людей среди наших современников, которые боятся клоунов или как минимум испытывают к ним негативные чувства. Такой перелом в отношении к этим весельчакам и любимцам публики может показаться странным лишь на первый взгляд. Психологи довольно часто описывают случаи, когда в раннем возрасте детей травмируют громкие резкие звуки, которыми сопровождаются цирковые номера, а также гипертрофированные черты клоунских лиц. Маска клоуна с большими глазами и большим ртом, которые часто трактуют как агрессивные, для ребенка — «страхолюдина», вовсе не улыбающийся добряк, а пугающий незнакомец. «В детстве я видел, как другие дети тоже плачут при виде клоунов, — говорил Стивен Кинг. — По-моему, в этом персонаже есть нечто жутковатое, нечто зловещее — под маской радости и веселья может таиться зло».

К тому же, поклонник массовой культуры и комиксов, Кинг не мог не провести параллели с другим персонажем, похожим на клоуна – Джокером, с недавних пор ставшим для нас абсолютным олицетворением зла.

© Warner Bros. Television

Кадр из фильма «Оно» (1990)

«Лицо клоуна в канаве было белым, с обеих сторон его плешивой головы торчали смешные клочья рыжих волос, а к губам налипла клоунская гримаса. Живи Джордж позже, ему бы прежде всего пришел в голову Рональд Макдональд, а вовсе не Бозо и Кларабель. Клоун держал в одной руке связку разноцветных воздушных шаров – словно разноцветные сочные плоды. А в другой руке — бумажный кораблик Джорджа.
— Хочешь свой кораблик, Джордж? — улыбнулся клоун.
Джордж улыбнулся в ответ. Он не мог не улыбнуться — улыбку клоуна нельзя было оставить без ответа.
— Конечно, — сказал он.
Клоун засмеялся. — Конечно! Это хорошо. Это очень хорошо! А как насчет шарика?
— Ну… конечно! — Джордж потянулся было, но затем нехотя убрал руку.
— Мне не разрешают ничего брать у чужих. Так сказал папа.
— Очень мудро с его стороны, — сказал, улыбаясь, клоун, устроившийся в канаве.

<…>

— Хочешь свой кораблик, Джорджи? — спросил клоун. — Я повторяюсь, так как ты, по-видимому, не очень-то его жаждешь.
Он, улыбаясь, протянул кораблик. На клоуне был мешковатый шелковый костюм с огромными оранжевыми пуговицами. Впереди болтался яркий галстук, на руках были большие белые перчатки, наподобие тех, что всегда носили добрый Микки Маус и Утенок Дональд.
— Да, конечно, — сказал Джордж, глядя в водосток.
— А шарик? У меня есть красные, и зеленые, и желтые, и голубые…
— А они летают?
— Летают? — Лицо клоуна расплылось в улыбке. — Да, конечно! Они летают!
А вот сладкая вата…
Джордж потянулся.
Клоун схватил его за руку.
И Джордж увидел, что лицо клоуна изменилось.
То, что он увидел потом, было настолько ужасно, что все его наихудшие представления о подвале в сравнении с этим походили на сладкие грезы; то, что он увидел, помутило его рассудок».

«Оно»
Роман был экранизирован в 1990 году режиссером Томми Ли Уоллесом, в роли «Оно» снялся английский актер, обладатель «Эмми» Тим Карри.

Страх растолстеть

В 1984 году Стивен Кинг опубликовал под псевдонимом Ричард Бахман роман «Худеющий». Главный герой книги — успешный адвокат, страдающий лишним весом, сбивает насмерть цыганку. Отец погибшей в отместку насылает на него проклятие, и герой начинает стремительно худеть. Кинг сделал в книге центральной тему цыганского проклятия и мистики, а замысел родился у него в кабинете врача, который во время очередного осмотра заявил писателю о повышенном уровне холестерина, посоветовал бросить курить и начать худеть. Как и многие другие эпизоды своей жизни, этот Кинг тоже перевел в сюжет книги: «Как только вес действительно стал уходить, я начал осознавать, что сброшенные килограммы — часть меня, и мне вдруг захотелось их вернуть. И тогда я задумался о том, что произойдет, если кто-то начнет худеть и не сможет остановиться». В отличие от героя романа, большинству современных людей свойственна прямо противоположная фобия – страх лишнего веса.

Терминология:
Обезофобия – навязчивый страх растолстеть.

К началу ХXI века по миру буквально прокатилась волна «цыганского проклятья» из романа Кинга. Пришедшая с подиумов мода на худобу, иногда чрезмерную, превратила изрядную часть человечества в «Худеющих», но не по воле мистических сил. Причины возникновения такого страха могут быть разными, но чаще всего это стремление соответствовать неким «стандартам красоты», неприятие собственной внешности и искаженное восприятие своей фигуры. Согласно последним исследованиям, больные анорексией неверно судят о размерах своего тела, хотя восприятие параметров других людей у них не искажено.

Анорексия: причины, признаки, советы >>

© AFP/ Damien Meyer

Социальная реклама против анорексии с участием скончавшейся в 2010 году французская модель Изабель Каро, страдавшей этим заболеванием.

«Худеющий — всего одно слово, но оно несло в себе проклятие, и Халлек воочию в этом убеждался. Все в этом очаровательном городке Новой Англии, расположенном в самом сердце края Джона Чивера, все его преуспевающие, вежливые жители — все умирали от голода.

Он торопливо, быстрее и быстрее, шагал по главной улице, будучи при этом невидимым, — во сне все возможно, и с ужасом наблюдал последствия цыганского проклятия. Фэйрвью словно превратился в прибежище спасенных из концлагеря. Дети с большими головами и скелетообразными тельцами орали на богатых лужайках своих домов. Из кафе-мороженого «Вишня сверху», спотыкаясь и шатаясь, вышли две женщины в роскошных платьях. Их лица-черепа, обтянутые кожей, провалившиеся глаза, выпирающие скулы, шеи торчали из ямы между костлявыми плечами.

Появился Майкл Хаустон, он кое-как передвигался, напоминая огородное пугало на тонких ногах с крупными суставами, на его почти бесплотном остове свободно болтался костюм. В костлявых пальцах он держал сосуд с кокаином. «Попробуй! — завизжал он Халлеку голосом крысы, угодившей в капкан. Предсмертный крик животного: Попробуй! Он ускорит твой
метаболизм, Билли-бой! Попробуй! Попро…»

С растущим ужасом Халлек понял, что рука, протягивающая ему сосуд, вовсе не рука как таковая, а кости. Человек был ходящим и говорящим скелетом».

«Худеющий»
В 1996 году был снят одноименный фильм, режиссер Том Холланд.

Продолжение следует…

Подготовила Наталья Попова

Источник

Представляем вашему вниманию перечень великих писателей, чей безусловный талант граничил с безумием.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

1. Вирджиния Вульф
Жгучая проза Вирджинии Вульф формировалась не только за счет творческого духа, но и за счет сложных поворотов судьбы писательницы. Оставшись в раннем возрасте без матери и сестры Селлы, она вынуждена была пережить и сексуальное насилие со стороны сводных братьев.
На протяжении всей жизни писательницы, ее мучила глубокая депрессия: постоянные головные боли, голоса, видения — все это довело до нескольких попыток самоубийства. В итоге, 28 марта 1941 года Вирджиния утопилась в реке.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

2. Эдгар Аллан По
Произведения Эдгара Аллана По всегда были мрачными, в них полно демонов и прочей нечисти. Эти же демоны наполняли и сознание автора. После смерти жены писатель признался: «По телесным свойствам своим я впечатлителен – нервен в весьма необыкновенной степени. Я сделался безумным, с долгими промежутками ужасающего здравомыслия».
В октябре 1849 года Эдгар По был найден шатающимся по улицам Балтимора. Как он там оказался, писатель объяснить не смог. На следующий день он скончался в честной больнице.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

3. Филип К. Дик
Писатель-фантаст Филип К. Дик страдал зависимостью от амфетамина. В 1974 году, отдыхая в своем доме после посещения зубного, он испытал целый ряд ярких галлюцинаций.
Приступы галлюцинацию повторялись и продолжались на протяжении нескольких месяцев. В них писатель отчетливо видел геометрические фигуры, накладывающиеся на сцены религиозного содержания. По мнению Дика, они давали новое толкование церкви и литературы.
«Мне представлялось, что я был безумен всю мою жизнь и внезапно обрёл разум», – так описал Дик наступление приступа.
В этот период были написаны роман «Свободное радио Альбемута» и трилогия «ВАЛИС».

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

4. Джек Керуак
Изначально произведение «В дороге» писатель Джек Керуак задумал как роман из 10 глав. Но вместо романа получился свиток бумаги в 36 метров, исписанный непрерывным потоком сознания. Автор, заканчивая одну машинописную страницу, приклеивал её скотчем к предыдущей.
Известно, что Керуак подкреплял свой творческий дух смесью алкоголя, марихуаны и бензедрина.
Списанный из рядов ВМС США с формулировкой «шизоидная личность», Керуак с головой окунулся в жизнь, полную джаза, наркотиков и путешествий по миру.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

5. Говард Филлипс Лавкрафт
Лавкрафт сочетал в своем творчестве фантастику, мистику и ужасы. Писатель страдал от расстройства сна. Ночные видения писателя посещали причудливые существа с перепончатыми крыльями, которые уносили его на «мерзкое плато Лэнг». после таких сновидений Лавкрафт просыпался в совершенном безумии.
Причины психического расстройства крылись не только в психике. Финансовые дела семьи писателя находились в плачевном состоянии, уровень жизни резко ухудшился. Это привело к глубокой депрессии и чуть было не довело до самоубийства.
Позже, мучений в жизнь Лавкрафта добавили рак кишечника и воспаление почек, боль от которых сопровождала весь остаток жизни писателя.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

6. Сильвия Плат
Первая попытка самоубийства Сильвии Плат была описана ею в знаменитом романе «Под стеклянным колпаком». Это было в 1953 году. Клиническую депрессию, мучившую Сильвию, пытались лечить новейшими методами, вплоть до электрошока.
После такого лечения писательнице не стало хуже, а даже наоборот — она попыталась покончить с собой. К счастью, попытка не удалась, а психиатрическое вмешательство стало еще более интенсивным.
Далее последовало еще несколько попыток, пока тридцатилетнюю Сильвию не нашли мертвой в собственной квартире. Ее голова лежала в духовке, из которой шел газ.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

7. Маркиз де Сад
Имя Маркиза де Сада возникло с весьма своеобразным образом жизни. Писатель продвигал революционную идею о сексуальной и нравственной свободе, которую изложил в своих опусах.
А «садизмом» стали называть сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли и унижений.
В 1803 году, по приказу Наполеона Бонапарта, маркиз без суда и следствия был сначала заключён под стражу, а затем признан невменяемым и помещен в психиатрическую лечебницу Шарантон. Но и там де Сад умудрялся писать пьесы и вести всё тот же распутный образ жизни вплоть до самой своей смерти в 1814 году.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

8. Джонатан Свифт
Англо-ирландский писатель Джонатан Свифт стал известным благодаря фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера» и сатирическому памфлету «Скромное предложение».
На протяжении всей жизни писатель медленно погружался в безумие. Хотя, по словам писателя Уилла Дюранта, «определённые симптомы душевного расстройства появились в 1738 году», никто не знает, когда была пройдена «точка невозврата».
В 1742 году состояние психики писателя ухудшилось, оно перестало быть рациональным и стабильным. Дюрант описывает, например, эпизод, когда «пять человек удерживали Свифта, пытавшегося вырвать свой воспалённый глаз». После этого случая писатель замолчал и за целый год не произнёс ни единого слова.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

9. Эрнест Хемингуэй
Мало кто знает, что психическое состояние американского литератора Эрнеста Хемингуэйа, было далеко от совершенства. Большую часть своей жизни писатель страдал от алкогольной зависимости. Но были и другие диагнозы – от биполярного психоза и травматического повреждения мозга до нарциссического расстройства личности.
Писатель был помещен в психиатрическую лечебницу, но после сеансов терапии, ему и вовсе стало хуже — он утратил память и способность формулировать мысли. А вскоре после выписки застрелился из охотничьего ружья.

Великие писатели, которые были психически нездоровыми.

10. Лев Толстой
Создатель «Анны Карениной» и «Войны и мира» известен своими философско-историческими отступлениями. Писатель создал более сотни персонажей, тем самым от пытался спратяться от тоски и страха.
Писатель переживал частые, глубокие и продолжительные приступы депрессии. Когда писателю было 83 года, он решил податься в странствующие аскеты. но путь его был недолгим.
Лев Николаевич заболел воспалением лёгких, был вынужден сделать остановку на маленькой станции Астапово, где вскоре и умер.

Источник