Таблетка от головной боли в самолет
По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.
В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.
Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.
Виды головной боли при перелете
Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.
Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.
Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.
Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane headache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.
Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли
Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.
ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.
Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude headache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.
Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.
Когда обязательно нужен врач
Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото istockphoto.com
Товары по теме: Парацетамол, Ибупрофен, Кетопрофен, Кофетамин, Суматриптан, Имигран, Рапимед, Сумамигрен, Амигренин, Релпакс
Источник
Согласно подтверждённой статистике, примерно каждый третий пассажир в момент, когда самолёт снижается, испытывает сильные головные боли. Аналогичная картина может наблюдаться не только в этот период, но и в процессе всего движения, включая набор высоты и сам перелёт. Несмотря на то, что причины их возникновения изучены не полностью, ряд гипотез, озвученных учёными, помогает успешно бороться с этой проблемой.
Вернуться к оглавлению
Основные причины
В момент, когда самолёт начинает менять высоту (снижаться или подниматься) возникает смена барометрического давления. Результатом становится головная боль умеренного характера, которая в большинстве случаев быстро проходит. Иные пассажиры, ввиду особенностей своего организма, испытывают аналогичные неудобства при посадке в самолёт.
В ряде случаев сильная головная боль может длиться на протяжении нескольких суток после полёта. Нередки случаи, когда частично нарушается функция слуха, которая восстанавливается по истечении некоторого времени.
Различают 3 основные причины, влияющие на появление резкого болевого синдрома. Подробный анализ факторов поможет изучить их и подобрать необходимый профилактический курс лечения.
- В момент посадки воздух в салоне самолёта становится плотнее. Это служит причиной образования так называемой воздушной пробки в соустье (узкое отверстие, соединяющее околоносовую пазуху и пространство среднего уха с носоглоткой). Преимущественно проблема наблюдается у людей, страдающих непроходимостью соустья. Проявляется в результате инфекции, вызванной простудными заболеваниями, а также это может быть связано с отклонениями работы дыхательных органов. В данном случае отдача уходит в уши (образуется чувство заложенности), появляются боли в области переносицы.
- Изменяется воздух, которым дышат пассажиры. Его давление снижается, а в последствие начинает давить изнутри на барабанные перепонки и евстахиеву трубу. Из-за этого начинает болеть голова. Чаще всего происходит у людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы. Помочь им может только кислородная система, имеющаяся на каждом борту.
- Страх перелёта загоняет человека в стрессовую ситуацию, которая проявляется в виде головной боли, повышенного давления, температуры и увеличения адреналина. Кровь, ударяющая в голову, становится причиной болевых ощущений в области висков.
Часто голова начинает болеть из-за недолеченных воспалительных процессов уха, горла, носа
Вернуться к оглавлению
Как с ней бороться
Современные лекарственные препараты позволяют снижать нагрузку на организм во время перелёта. Профилактические методы зависят от причин проявления головных болей. Поэтому каждый из них будет рассмотрен индивидуально.
Вернуться к оглавлению
Непрохождение через соустье
Как упоминалось ранее, причина скрывается в задержке воздуха. Для этого необходимо, в течение 2–3 суток до полёта, выполнить следующие манипуляции:
- Максимально раскрыть евстахиеву трубу (зажать ноздри и проглотить слюну, широко открыть рот, сместив челюсть влево-вправо до максимума).
- Прочистить носоглотку от слизистых образований, для этого можно принимать отхаркивающие средства, назальные капли.
В момент посадки самолёта рекомендуется воспользоваться жевательной резинкой и открывать рот. Пусть это будет выглядеть неприлично, но своё здоровье дороже. В уши можно засунуть беруши.
Перед полетом нужно закапать нос назальными каплями
Вернуться к оглавлению
Профилактика при барометрической синусогенной боли
Пассажирам, голова которых начинает болеть из-за смены парциального давления, также рекомендуется предварительно выполнить ряд процедур. Начинать следует непосредственно перед снижением. Данные манипуляции позволят существенно уменьшить страдания:
- Принять капли, которые будут сужать сосуды не ранее, чем за 1 час до снижения. Можно попросить сообщить о времени бортпроводников.
- Принять таблетки от головной боли, например, парацетамол.
Если данные процедуры не помогают, нос при этом дышит без нареканий, а боль усиливается, рекомендуется обратиться к отоларингологу и пройти назначенный курс лечения.
Вернуться к оглавлению
Страх полётов
Катастрофическая боязнь полётов – это болезнь психотерапевтического характера. Справиться с ней можно следующими методиками:
- Перед снижением начать пить маленькими глотками сладкий негазированный напиток.
- Слушать тихую убаюкивающую музыку.
- Восстановить дыхание после приступа можно, воспользовавшись бумажным пакетом. Можно подышать в него. Таким образом привести дыхание в норму и успокоиться.
- Пить лёгкие антидепрессанты: валерьянка, настойка пустырника. Сильные психотропные таблетки в полёте желательно не использовать.
Страх может стать одной из причин сильной головной боли
Вернуться к оглавлению
Что делать, если голова разболелась внезапно, как избежать проявления боли
Хорошо, когда человек заранее знает поведение своего организма во время перелёта. Но как быть людям, летящим впервые? Притупить головную боль в самолёте или избежать её можно несколькими способами. Причем они не подразумевают использование обезболивающих таблеток. Чтобы сделать своё путешествие приятным рекомендуется учитывать ряд факторов.
Вернуться к оглавлению
Беруши
Реакция человеческого организма на громкие звуки разнообразна. Тем более на превышающие все допустимые показатели в несколько раз. В результате увеличения артериального давления создаётся так называемое шумовое опьянение.
Через некоторое время оно переходит в головную боль. Иногда избежать этого достаточно, используя беруши.
В качестве альтернативной замены можно воспользоваться наушниками с включенной музыкой, единственное, что следует учитывать – мелодичность произведений, способную успокоить, а не взбудоражить головной мозг.
Вернуться к оглавлению
Алкоголю – нет
Пассажир, делающий так называемую алкогольную завесу от головной боли размышляет ошибочно. На самом деле реакция организма будет иной, негативной влияние постороннего шума будет увеличиваться, концентрируя на себе внимание мозговых клеток. В результате эффект станет словно бомба замедленного действия.
Вернуться к оглавлению
Синдром пассажира
Пребывание в одной недостаточно удобной позиции называется синдромом пассажира. Мышцы всего тела сжимаются и перекрывают доступ кислорода к основному координационному центру – мозгу.
Люди, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с этой проблемой довольно часто. Избавиться от неё можно лёгким и простым способом – достаточно периодически прогуливаться по центральному проходу, разминая конечности и мышцы. Пребывание в кресле желательно сделать для себя максимально комфортным: использовать валик или подушку.
Вернуться к оглавлению
Точечный массаж
Если у пассажира заболела голова, не нужно торопиться принимать обезболивающее средство. Рекомендуется начать с точечного массажа. Делается это выбором максимально пульсирующих точек тела и поочерёдным надавливанием на каждую из них в течение 10 секунд. Наилучший результат достигается после 3–4 подходов.
Точки, которые нужно массажировать при головной боли
Чаще всего максимальный эффект получается после точечного массажа височной части черепа, затылка на уровне уха либо подушечек средних пальцев на руках.
Вернуться к оглавлению
Применение таблеток
Приём лекарственных средств с целью погашения головной боли – это не выход из положения. Одно дело, когда это единичный случай, произошедший 1 раз в несколько лет, другое – периодические обострения.
Самостоятельное решение проблемы, сопровождающееся принятием таблеток, может закончиться совершенно не так, как это планировал человек. Результатом может стать только усиление эффекта, которое скажется на большей выраженности симптомов и выявлению новых ощущений.
Чаще всего врач советует принимать триптаны, препараты, содержащие в своём составе парацетамол, спазмолитики. В зависимости от причины происхождения боли и времени её появления (на взлёте или в момент посадки).
Перед применением препарата нужно проконсультироваться с доктором
Ситуация, которая приводит к тому, что во время перелёта начинает болеть голова необязательно причина болезни организма. Вполне возможно, это совпадение ряда факторов, негативно сказавшихся на нём.
Однако, вернувшись домой, нелишним будет заглянуть на приём в поликлинику. Доверившись хорошему специалисту можно своевременно выявить проблему и решить её с минимальными вмешательствами в работу организма.
В противном случае есть вероятность дальнейшего прогрессирования болезни. Произойти это может и от самостоятельного лечения и приёма неправильных медикаментов. В результате чего организм перестанет нормально реагировать на них и приобретёт так называемый анти иммунитет.
Проблемы, связанные с частыми головными болями в момент посадки самолёта, для людей часто путешествующих уже давно перестали быть редкостью. Согласно официальной статистике, этому подвержено 35–40% пассажиров. Неприятными цифрами в данном случае является то, что их величина ежегодно растёт.
Исходя из этого, можно сделать заключение, что если проблема не является патологией, то в большинстве случаев это индивидуальная реакция человеческого организма, проявляющаяся практически в процессе каждого перелёта.
В большей степени у путешественников начинает болеть лоб, что в дальнейшем может сказаться на работе всего организма в целом. Поэтому оставлять всё как есть – не рекомендуется в целях сохранения собственного здоровья.
Источник
Наш эксперт: Елена Гусарова, врач-дерматовенеролог, косметолог, эндокринолог, член Московского научного общества дерматовенерологов и косметологов, член ассоциации дерматологов и косметологов Москвы.
Авиапутешествия стали неотъемлемой частью нашей жизни. Кто-то летает только на отдых пару раз в год, а для кого-то частые перелеты с одного континента на другой – естественная проза жизни. Полеты один — два раза в год не наносят серьезного ущерба здоровью, но два и более перелетов каждый месяц уже увеличивают риски для организма. Давайте разберемся, как снизить такие риски и повысить безопасность и комфорт перелета независимо от его дальности.
БЕРЕГИТЕ ВАШИ УШИ
Во время взлета и посадки у многих пассажиров закладывает уши. Так происходит из-за перепада давлений в барабанной полости уха и салоне самолёта при резком изменении высоты. Когда барабанная перепонка прогибается, возникает чувство заложенности. Может также появиться боль, звон в ушах, головокружение, рвота, ощущение блокирования слухового прохода. Иногда случается временная потеря слуха, возникает зубная или боль в животе.
Существует простой способ борьбы с влиянием разницы давления на организм. Нужно зевнуть, сделать несколько глотательных или жевательных движений. Еще есть специальные беруши, которые хорошо помогают «сглаживать» перепад давлений.
ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЕТ НА БОРТУ
Во время полета давление в салоне самолета такое же, как на высоте 1500 — 2500 метров над уровнем моря. При пониженном атмосферном давлении содержание кислорода в воздухе салона падает. Поэтому может ощущаться легкая гипоксия (нехватка воздуха).
Еще один физиологический эффект во время полета — обезвоживание. Чтобы избежать появления конденсата, в салоне самолета поддерживается влажность 12 — 15%. А уровень влажности, необходимый человеку, чтобы не возникало обезвоживания организма, не менее 30%. Из-за недостаточной влажности воздуха могут появиться:
— сухость глаз, слизистой носоглотки;
— сухость кожи;
— проблемы с дыханием;
— запоры (при частых или длительных перелетах более 4 часов);
— головные боли;
— повышенная восприимчивость к респираторным заболеваниям (простудам, гриппу).
Елена Гусарова, врач-дерматовенеролог, косметолог, эндокринолог
ЭТО ПРИГОДИТСЯ
Пять советов, чтобы избежать негативных эффектов обезвоживания
1. Низкая влажность воздуха может вызвать осложнения при уже имеющихся заболеваниях глаз. Для снижения риска возьмите в полет капли «искусственная слеза». В полеты, длящиеся дольше 4 часов, лучше отправляться в очках, а не в линзах.
2. Если перелет длится более 3 часов, из-за сухого воздуха в салоне сильно страдает кожа. Она становится очень обезвоженной, может появиться раздражение, шелушение, покраснение, высыпания, землистый цвет и отеки. Чтобы избежать этих неприятностей или как минимум сократить их интенсивность, за 12 часов до вылета нужно хорошо увлажнить верхний слой кожи кремом или гелем. Можно сделать увлажняющую маску для лица. Питательная маска для волос тоже будет кстати.
! Важно: все салонные процедуры (чистки, лазерный пилинг, дермабразию, инъекционные процедуры) желательно делать не позднее, чем за 2 — 3 недели до перелета, чтобы избежать осложнений.
3. Не стоит перед полетом наносить на лицо декоративную косметику. В исключительных случаях можно воспользоваться косметикой с эффектом ухода за кожей или губами (так называемые ВВ или СС-кремы, увлажняющая кремовая помада). Но глаза все же рекомендую оставлять без косметики.
4. Во время перелета можно использовать увлажняющие средства с гиалуроновой кислотой. А вот спреи для лица вопреки распространенному представлению как раз нежелательны. Так как при пониженной влажности жидкость будет мгновенно испаряться с кожи и еще больше обезвоживать ее.
5. Чтобы восполнить недостаток влаги, в полете старайтесь пить больше простой воды. В среднем рекомендуется пить 200 — 250 мл в час. В том числе несколько часов после прилета.
МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ, УХОДИ!
По статистике более 50% людей подвержены морской болезни, или, говоря попросту, укачиванию. Главная причина укачивания в самолете — несоответствие между тем, что видит пассажир (статичная картинка или медленные изменения в иллюминаторе), и тем, что испытывает его вестибулярный аппарат во время полета на огромной высоте и скорости.
Снизить эффект укачивания на авиаборту вам помогут такие простые меры:
— выбирайте место ближе к середине или началу салона;
— не смотрите в иллюминатор;
— пейте исключительно воду;
— периодически подходите к кондиционеру в салоне.
Если все эти меры не помогают, перед полетом проконсультируйтесь с врачом, чтобы подобрать подходящие именно вам препараты от укачивания в транспорте.
ОТ ГИПОДИНАМИИ ДО ТРОМБОЗА
Перелеты, особенно на большие расстояния, связаны с ограничением подвижности – гиподинамией. При продолжительном полете это может негативно повлиять на организм: привести к нарушению кровотока, отеку ног и даже образованию тромбов в глубоких венах. Исследования показывают, что риск тромбоза возрастает после 4 часов полета. А 8-часовые и более длительные перелеты повышают вероятность возникновения этой патологии почти в 4 раза.
НА ЗАМЕТКУ
Кто в группе риска
Опасность тромбоза повышается при наличии таких факторов:
— повторный перелет в течение двух недель;
— уже перенесенный тромбоз;
— наследственная предрасположенность;
— использование эстрогенсодержащих контрацептивов;
— беременность;
— недавняя травма или операция;
— онкологические заболевания;
— нарушение свертываемости крови;
— курение.
СОВЕТ
Чтобы перелет прошел легче, необходимо за несколько дней до поездки после консультации с врачом начать принимать аспирин (если нет противопоказаний!). Это уменьшает густоту крови, снижает риск тромбообразования и нагрузку на сердце. Во время полета нужно делать по несколько глотков воды каждые 20 — 30 минут. По мере возможности разминайте конечности, делайте легкий массаж. Хотя бы раз в час вставайте и проходитесь по салону.
ВЫБИРАЕТЕ ТОМАТНЫЙ СОК? ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕТЕ!
Полет на голодный желудок неправильный вариант. Перед поездкой в аэропорт нужно съесть легкую, но питательную пищу: рыбу, гречку, запеченные овощи.
Не стоит употреблять перед и во время полета продукты и напитки, вызывающие сильное газообразование, острую и жирную пищу, незнакомые деликатесы. Нужно отказаться от алкоголя и кофе, так как они усиливают нагрузку на сердце и способствуют обезвоживанию.
Эксперты отмечают, что в самолете вкусовые рецепторы снижают восприятие на 40%. Это сочетание высоты, низкой влажности и пониженного давления дает такой эффект. Именно поэтому еда на борту кажется безвкусной и пресной.
Было замечено, что большой популярностью на борту самолетов пользуется томатный сок. Так, авиакомпания «Lufthansa» в год закупает этот напиток в количестве более 200 миллионов литров.
Немецкие ученые провели исследование и выяснили: томатный сок люди выбирают интуитивно, так как он хорошо усваивается, насыщает организм и отлично подходит под измененные вкусовые ощущения. Кроме того, томатный сок избавляет от головной боли, ускоряет метаболизм, способствует выведению токсинов и продуктов распада. Калий и магний, содержащиеся в соке, ускоряют выработку серотонина, что помогает преодолеть стресс, а также нормализует деятельность центральной нервной системы.
КСТАТИ
Многие пассажиры при перелетах испытывают стресс, чувствуют тревогу, страх, волнение. Из-за этого происходит всплеск выработки различных гормонов, увеличивается кровяное давление и уровень сахара в крови.
Ни в коем случае не стоит пытаться решить проблему при помощи алкоголя. Это только увеличит нагрузку на организм, особенно на сердце. Лучше непосредственно перед вылетом и посадкой примите успокоительный препарат, рекомендованный вашим лечащим врачом.
Источник