В окрестных болотах надрывались лягушки и до головной боли

В окрестных болотах надрывались лягушки и до головной боли thumbnail

Я возвращался на пароходе по Припяти из местечка Чернобыль в Киев. Лето я прожил под Чернобылем, в запущенном имении отставного генерала Левковича. Мой классный наставник устроил меня в семью Левковича в качестве домашнего учителя. Я должен был подготовить генеральского сынка-балбеса к двум осенним переэкзаменовкам.

Старый помещичий дом стоял в низине. По вечерам курился вокруг холодный туман. Лягушки надрывались в окрестных болотах, и до головной боли пахло багульником.

Шалые сыновья Левковича били диких уток из ружей прямо с террасы во время вечернего чая.

Сам Левкович – тучный, сивоусый, злой, с вытаращенными черными глазами – весь день сидел на террасе в мягком кресле и задыхался от астмы. Изредка он хрипло кричал:

– Не семья, а шайка бездельников! Кабак! Всех выгоню к чертовой тетке! Лишу наследства!

Но никто не обращал внимания на его сиплые крики. Имением и домом заправляла его жена – «мадам Левкович» – еще не старая, игривая, но очень скупая женщина. Все лето она проходила в скрипучем корсете.

Кроме шелопаев сыновей, у Левковича была дочь – девушка лет двадцати. Звали ее «Жанна д’Арк». С утра до ночи она носилась верхом на бешеном караковом жеребце, сидя на нем по-мужски, и разыгрывала из себя демоническую женщину.

Она любила повторять, чаще всего совершенно бессмысленно, слово «презираю».

Когда меня знакомили с ней, она протянула мне с коня руку и, глядя в глаза, сказала:

– Презираю!

Я не чаял, как вырваться из этой оголтелой семьи, и почувствовал огромное облегчение, когда наконец сел в телегу, на сено, покрытое рядном, и кучер Игнатий Лойола (в семье Левковичей всем давали исторические прозвища), а попросту Игнат, дернул за веревочные вожжи, и мы шагом поплелись в Чернобыль.

Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы.

В Чернобыль мы притащились только к закату и заночевали на постоялом дворе. Пароход запаздывал.

Постоялый двор держал пожилой еврей по фамилии Кушер.

Он уложил меня спать в маленьком зальце с портретами предков – седобородых старцев в шелковых ермолках и старух в париках и черных кружевных шалях. У всех старух были слезящиеся глаза.

От кухонной лампочки воняло керосином. Как только я лег на высокую, душную перину, на меня изо всех щелей тучами двинулись клопы.

Я вскочил, поспешно оделся и вышел на крыльцо. Дом стоял у прибрежного песка. Тускло поблескивала Припять. На берегу штабелями лежали доски.

Я сел на скамейку на крыльце и поднял воротник гимназической шинели. Ночь была холодная. Меня знобило.

На ступеньках сидело двое незнакомых людей. В темноте я их не мог разглядеть. Один курил махорку, другой сидел сгорбившись и будто спал. Со двора слышался мощный храп Игнатия Лойолы, – он лег в телеге, на сене, и я теперь завидовал ему.

– Клопы? – спросил меня высоким голосом человек, куривший махорку.

Я узнал его по голосу. Это был низенький хмурый еврей в калошах на босу ногу. Когда мы с Игнатием Лойолой приехали, он отворил нам ворота во двор и потребовал за это десять копеек. Я дал ему гривенник. Кушер заметил это и закричал из окна:

– Марш с моего двора, голота! Тысячу раз тебе повторять!

Но человек в калошах даже не оглянулся на Кушера. Он подмигнул мне и сказал:

– Вы слышали? Каждый гривенник жжет ему руки. Таки он подохнет от жадности, попомните мое слово!

Когда я спросил Кушера, что это за человек, он неохотно ответил:

– А, Иоська! Помешанный. Ну, я понимаю – если тебе не с чего жить, то по крайности уважай людей. А не смотри на них, как царь Давид со своего трона.

– За тех клопов, – сказал мне Иоська, затягиваясь, и я увидел щетину у него на щеках, – вы еще заплатите Кушеру добавочные гроши. Раз человек пробивается до богатства, он ничем не побрезгует.

– Иося! – неожиданно сказал глухим и злым голосом сгорбленный человек. – За что ты загубил Христю? Второй год нету у меня сна…

– Это ж надо, Никифор, не иметь ни капли разума, чтобы говорить такие поганые слова! – сердито воскликнул Иося. – Я ее загубил?! Пойдите до вашего святого отца Михаила и спросите, кто ее загубил. Или до исправника Сухаренки.

– Доня моя! – сказал с отчаянием Никифор. – Закатилось мое солнце по-за болотами на веки вечные.

– Хватит! – прикрикнул на него Иося.

– Панихиду по ней отслужить – и то не позволяют! – не слушая Иосю, сказал Никифор. – Дойду в Киеве до самого митрополита. Не отстану, пока не помилует.

– Хватит! – повторил Иося. – За один ее волос я бы продал всю свою паршивую жизнь. А вы говорите!

Он вдруг заплакал, сдерживаясь и всхлипывая. Оттого, что он сдерживался, из горла у него вырывался слабый писк.

– Плачь, дурной, – спокойно, даже одобрительно сказал Никифор. – Кабы не то, что Христя тебя любила, мишуреса несчастного, я бы разом кончил с тобой. Взял бы грех на душу.

– Кончайте! – крикнул Иося. – Пожалуйста! Может, я того и хочу. Мне же лучше гнить в могиле.

– Дурной ты был и остался дурной, – печально ответил Никифор. – Вот ворочусь из Киева, тогда и кончу тебя, чтобы ты не травил мне сердце. Забедовал я совсем.

– А на кого вы хату покинули? – спросил Иося, перестав плакать.

– Ни на кого. Заколотил – и годи! Нужна мне теперь та хата, как мертвому понюшка!

Я слушал этот непонятный разговор. Над Припятью стеной подымался туман. Сырые доски пахли лекарственно и резко. По местечку нехотя брехал» собаки.

– Хоть бы знать, когда припрется та чертова макитра, тот пароход! – с досадой сказал Никифор. – Выпили бы мы, Иосиф, косушку. Оно бы на душе и полегчало. Да где ее теперь взять, косушку?

Я согрелся в шинели и задремал, прислонившись к стене.

Утром пароход не пришел. Кушер сказал, что он заночевал где-нибудь из-за тумана и беспокоиться нечего – все равно пароход простоит в Чернобыле несколько часов.

Я напился чаю. Игнатий Лойола уехал.

От скуки я пошел побродить по местечку. На главной улице были открыты лавчонки. Из них несло селедкой и стиральным мылом. В дверях парикмахерской с висевшей на одном костыле вывеской стоял в халате веснушчатый парикмахер и грыз семечки.

От нечего делать я зашел побриться. Парикмахер, вздыхая, намылил мне щеки холодной пеной и начал обычный в провинциальных парикмахерских деликатный допрос – кто я и зачем попал в это местечко.

Вдруг по дощатому тротуару мимо окна промчались, свистя и гримасничая, мальчишки, и знакомый голос Иоськи прокричал:

Не разбужу я песней удалою

Роскошный сон красавицы моей.

– Лазарь! – крикнул из-за дощатой перегородки женский голос. – Закрой на засов двери! Опять Иоська пьяный. Что ж это делается, боже мой!

Парикмахер закрыл дверь на засов и задернул занавеску.

– Как увидит кого в парикмахерской, – объяснил он со вздохом, – так сейчас же зайдет и будет петь, танцевать и плакать.

– А что с ним? – спросил я.

Но парикмахер не успел ответить. Из-за перегородки вышла молодая растрепанная женщина с удивленными, блестящими от волнения глазами.

– Слушайте, клиент! – сказала она. – Во-первых, здравствуйте! А во-вторых, Лазарь ничего не сообразит рассказать, потому что мужчины не в состоянии понять женское сердце. Что?! Не качай головой, Лазарь! Так слушайте и хорошо подумайте про то, что я вам скажу. Чтоб вы знали, на какой ад идет девушка от любви к молодым людям.

– Маня, – сказал парикмахер, – не увлекайся.

Иоська кричал где-то уже в отдалении:

Как умру, так приходите

На мою могилку.

Колбасы мне принесите

Да ханжи бутылку!

– Какой ужас! – сказала Маня. – И это Иоська! Тот Иоська, что должен был учиться на фельдшера в Киеве, сын Песи – самой доброй женщины в Чернобыле. Слава богу, она не дожила до такого позора, Вы понимаете, клиент, как надо женщине полюбить мужчину, чтобы пойти из-за него на пытку!

– Что ты такое говоришь, Маня! – воскликнул парикмахер. – Клиент же ничего от тебя не поймет.

– Была у нас ярмарка, – сказала Маня. – На ту ярмарку приехал вдовый лесник Никифор из-под Карпиловки со своей единственной дочерью Христей. Ох, если бы вы ее видели! Вы бы потеряли рассудок! Я вам скажу, – глаза были синие, как то небо, а косы светлые, будто она их мыла в золотой воде. А ласковая! А тонкая, как я не знаю что! Ну, Иоська увидел ее и потерял дар речи. Полюбил. Так в этом, я вам скажу, ничего удивительного я не нахожу. Сам царь, если бы ее встретил, тоже начал бы сохнуть. Удивительно то, что она его полюбила. Вы же его видели? Маленький, как тот мальчик, весь рыжий, голос пискливый, ничего не делает без причуд. Одним словом, кинула Христя отца и пришла до Иоськи в дом. Вы пойдите посмотрите этот дом! Полюбуйтесь! Козе в нем тесно жить, не то что им втроем. Одно только, что чисто. И что же вы скажете – Песя ее приняла, как королевскую принцессу. И Христя жила с Иоськой, как жена, и он был такой веселый, Иоська, – светился, как фонарь. А вы знаете, что это значит, когда еврей живет с православной? Их же нельзя повенчать. Все местечко закудахтало, как сто квочек. Тогда Иоська решил выкреститься и пошел в церковь до отца Михаила. А тот ему говорит: «Раньше следовало бы выкреститься, а потом портить христианскую девушку. Ты сделал навыворот, и теперь без разрешения митрополита я тебя, иерусалимский дворянин, не окрещу». Иоська обозвал его нехорошим словом и ушел. Тогда вмешался наш раввин, наш ребе. Он узнал, что Иоська ходил креститься, и проклял его за это в синагоге до десятого колена. А тут еще приехал Никифор, валялся в ногах у Христи, просил, чтобы вернулась домой. Так она только плакала и ни за что не вернулась. Ну, конечно, мальчишек кто-то подговорил. Они как увидят Христю, так и кричат: «Эй, Христя, кошерная! Хочешь кусочек трефного мяса?» И показывают ей дули. На улице все оглядываются, смотрят ей вслед, смеются. А другой раз кто-нибудь возьмет да и кинет ей в спину из-за забора кусок навоза. Весь дом тети Песи измазали дегтем, вы представляете?

Читайте также:  Коринфар от головной боли

– Ой, тетя Песя! – вздохнул парикмахер. – Это была женщина!

– Постой, дай рассказать! – прикрикнула на него Маня. – Раввин позвал до себя тетю Песю и сказал: «Вы развели блуд в своем доме, уважаемая Песя Израилевна. Вы преступили закон. За это я прокляну ваш дом, и Иегова покарает вас, как продажною женщину. Поимейте жалость к своей седой голове». Так вы знаете, что она ему ответила! «Вы не раввин, – сказала она. – Вы городовой! Люди любят друг друга, так какое ваше дело лезть до них со своими жирными от смальца лапами!» Плюнула и ушла. Тогда раввин и ее проклял в синагоге. Вот как у нас умеют мордовать людей. Только вы никому этого не передавайте. Все местечко только и жило, что этим делом. Наконец Иоську и Христю потребовал до себя исправник Сухаренко и сказал: «Тебя, Иоська, за кощунственное оскорбление иерея греко-российской церкви отца Михаила я отдаю под суд. И ты попробуешь у меня каторги. А Христю я силой верну отцу. Даю три дня на размышление. Вы мне взбаламутили весь уезд. Я за вас получу нагоняй от господина губернатора».

Тут же Сухаренко посадил Иоську в холодную, – говорил потом, что хотел только попугать. И что же случается, как вы думаете? Вы мне не поверите, но Христя умерла от горя. На нее было жалко смотреть. Прямо сердце останавливалось у добрых людей. Она плакала несколько дней, а потом у нее уже и слез не хватило, я глаза высохли, и она ничего не ела. Только просила, чтобы допустили ее до Иоськи. А в самый Йом-Кипур, в судный день, она как уснула вечером, так и не проснулась. И лежала такая белая и счастливая – должно быть, благодарила бога, что он взял ее от этой паскудной жизни. Зачем ей такая кара, что она полюбила того Иоську? Скажите же мне – зачем?! Нету разве других людей на свете? Иоську Сухаренко тут же выпустил, но он сделался совсем психический и с того дня начал пить и выпрашивать у людей на хлеб.

– Я б на его месте предпочел умереть, – сказал парикмахер. – Пустил бы себе пулю в лоб.

– Ой, какие вы храбрецы! – воскликнула Маня. – А как дойдет до дела, так будете обходить смерть за сто верст. Вы же не имеете понятия, как любовь может спалить до пепла женское сердце.

– Что женское, что мужское сердце, – ответил парикмахер и пожал плечами, – какая разница!

Из парикмахерской я пошел на постоялый двор. Ни Иоськи, ни Никифора там не было. Кушер сидел в потертом жилете у окна и пил чай. В комнате жужжали жирные мухи.

Маленький пароход пришел только к вечеру. Он простоял в Чернобыле до ночи. Мне дали место в салоне на облезлом клеенчатом диване.

Ночью опять нанесло туман. Пароход приткнулся носом к берегу. Так он простоял до позднего утра, пока туман не рассеялся. Никифора я на пароходе не нашел. Должно быть, он запил вместе с Иоськой.

Я так подробно рассказал об этом случае потому, что, вернувшись в Киев, тотчас сжег тетради с первыми ранними своими стихами. Без всякой жалости я смотрел, как превращались в пепел изысканные фразы и гибли без возврата «пенные хрустали», «сапфирные небеса», таверны и пляски гитан.

Отрезвление пришло сразу. Любовь, оказывается, сопровождалась не «томлением умирающих лилий», а комьями навоза. Его бросали в спину прекрасной любящей женщине.

Думая об этом, я вспомнил слова: «Ужасный век, ужасные сердца», – и решил написать свой первый, как я говорил себе, «настоящий рассказ» о судьбе Христи.

Я долго мучился над ним и не понимал, почему он выходит у меня вялым и бледным, несмотря на трагическое содержание. Потом я догадался. Во-первых, потому, что рассказ был написан с чужих слов, и, во-вторых, потому, что я увлекся любовью Христи и оставил в стороне изуверский быт местечка.

Я заново переписал рассказ. Меня самого удивляло, что в него никак «не ложились» изысканные и красивые слова. Он требовал правды и простоты.

Когда я принес этот свой первый рассказ в редакцию журнала, где раньше печатали мои стихи, редактор сказал:

– Зря тратили порох, молодой человек. Рассказ напечатать нельзя. За одного исправника нам пропишут кузькину мать. Но вообще рассказ сделан крепко. Принесите нам что-нибудь другое. И подписывайтесь, пожалуйста, только псевдонимом. Вы же гимназист. Вас за это выгонят из гимназии.

Я забрал рассказ и спрятал его. Только на следующую весну я достал его, прочел и понял еще одно обстоятельство: в рассказе не чувствовалось автора – ни его гнева, ни мыслей, ни преклонения перед любовью Христи.

Тогда я снова переделал рассказ и отнес его редактору – не для печатания, а для оценки.

Редактор прочел его при мне, встал, похлопал меня по плечу и сказал только одно слово:

– Благословляю!

Так впервые я убедился в том, что главное для писателя – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в таком маленьком рассказе, и тем самым выразить свое время и свой народ. В этом выражении себя ничто не должно сдерживать писателя – ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано (но по-иному) другими писателями, ни оглядка на критиков и редактора.

Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете.

Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.

Это похоже на весну в природе. Солнечная теплота неизменна. Но она растапливает снег, нагревает воздух, почву и деревья. Земля наполняется шумом, плеском, игрой капель и талых вод – тысячами признаков весны, тогда как, повторяю, солнечная теплота остается неизменной.

Так и в творчестве. Сознание остается неизменным в своей сущности, но вызывает во время работы вихри, потоки, каскады новых мыслей и образов, ощущений и слов. Поэтому иногда человек сам удивляется тому, что написал.

Читайте также:  Препарат от кластерных головных болей

Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают.

Что касается меня, то очень скоро я понял, что могу сказать до обидного мало. И что порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как он и возник, если оставить его без пищи. Слишком небогат и узок был запас моих житейских наблюдений.

В то время книга стояла у меня над жизнью, а не жизнь над книгой. Нужно было наполнить себя жизнью до самых краев.

Поняв это, я совершенно бросил писать – на десять лет – и, как говорил Горький, «ушел в люди», начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми.

Но это не была искусственно созданная жизнь. Я не был профессиональным наблюдателем или сборщиком фактов.

Нет! Я просто жил, не стараясь хоть что-нибудь записывать или запоминать для будущих книг.

Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, – что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало мое существо. И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире.

Источник

1 вариант

1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.

кухОнный

жАлюзи

тУфля

звОнит

прИговор

2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

С их балкона

Трое ножниц

обоих подруг

около трехсот километров

цветок увял

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Просторная комната была густо заставле(1)на запыле(2)ыми цветами в краше(3)ых охрою кадках и глиня(4)ных горшках.

4.В каком СЛОВЕ пропущена безударная проверяемая гласная корня? ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО, вставив пропущенную букву.

ог..рок

г..гантский

усл…жнение,

м..кать

выт..рать

5.В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

сверх..нтересный, без..нициативный, меж..нститутский

вз…грать, без…нициативный, контр…гра

и…неженный, ра…дражать, бе…честный

непр…ложный обет, беспр…станные нападки, пр…обладать

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пиш..шь, обижа..мый

наде…вшийся, погон…шься

завер…нный, раска…шься

рекоменду…мый, пошевел…шься

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Е.

прост…нький

отапл…ваемый

раскач…ваю

занавес…л

удачл..вый

8. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)законченные вовремя сборы.

На столе лежала тетрадь с (не)выполненной до конца работой.

(Не)чему теперь удивляться.

Он имеет тайное, (не)известное нашему врагу преимущество.

Горький рисует в пьесе (не)определенную личность, а некий социальный тип.

9.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мы знали о случившемся ровно ТО(ЖЕ) , что и остальные моряки,(ПО)ЭТОМУ не могли добавить ничего важного.

Отец стоял на холме и, приставив руку козырьком к голове, всматривался (В)ШИРЬ полей, словно силясь разглядеть ЧТО (ТО) важное, не замеченное им прежде.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ я часто видел дельфинов, преследующих косяки скумбрии либо какой-нибудь другой рыбы, (ПО)МЕЛЬЧЕ.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что нигилист прав.

ЧТО(БЫ) закончить работу к вечеру, мы должны работать ТАК (ЖЕ) усиленно, как работали всю первую половину дня.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Неужели нет другого выхода и неужели не к кому обратиться за помощью?.

2. Осенью откроется выставка молодых московских художников.

3. Сказка нужна не только детям но и взрослым..

4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.

5. Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали (2) прислушиваясь к (3) доносящимся из чащи (4) звукам.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

На следующей неделе (1) по информации Гидрометцентра (2) на территории Забайкальского края (3) возможно (4) резкое похолодание.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Река вилась широкой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шли заросли терновника.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В наших местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

2 вариант.

1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.

звалА

дрУжна

дремОта

грУшевый

звонИм

2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара чулок

цветок быстро увянул

съездите домой

старые тренеры

модный тюль

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стенах оклее(1)ых зеле(2)ыми обоями были развеше)3(ы три огромные картины, писа(4)ые масля(5)ыми красками.

4.В каком СЛОВЕ пропущена безударная проверяемая гласная корня? ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО, вставив пропущенную букву.

р..сток

угн…тенный

скл..ниться

р…месленник

к..ридор

5.В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

з..глушить, поз…вчера, под…бравшийся

ра…считать, бе…чувственный, ни…провергнуть

раз..скать, меж…здательская серия, вз…скательный

пр…вратник, пр…творить ставни, непр…ходящие ценности

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

расчищ..нные, обид…шься

откруч…нный, наде…шься

отча…вшийся, бор…шься

независ…мый, накле..м (обои)

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Е.

усидч..вый

отмалч…ваться

приблиз…лся

груш..вый

надстра..вать

8. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ребятам (не) (у) кого было оставить рюкзаки, поэтому пришлось тащить их с собой.

Мы шли через поле ещё (не)кошенного клевера.

Я проехал совсем (не)много и увидел знакомые дома.

Это был маленький человечек, тихий, (не)блещущий талантами.

(Не)глядя в книгу, ученик рассказал всё стихотворение.

9.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ нам пришлось (НЕ)РАЗ пожалеть о своём легкомыслии.

Рабочий громко крикнул мне (В)ДОГОНКУ, ЧТО(БЫ) я попросил бригадира направить ему в помощь еще двух людей.

(НЕ) СМОТРЯ на сухое лето, грибов в лесу было много, и мы всегда приносили из леса сразу (ПО) ДВЕ корзины.

Дорога, ТАК(ЖЕ), как и натянутые провода, уходила за горизонт. Ветерок ТО(ЖЕ) притих.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В окрестных болотах надрывались лягушки и пахло багульником.

2. Старый кот бродит по комнатам и ухо у него нервно подрагивает.

3. Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

4. Море искрилось и шумело и играло волнами.

5. Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Просвечивая радужными весёлыми красками (1) тень скользнула по дорожке (2) усыпанной гравием (3) и по заснувшему на часах (4) гвардейцу.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В утренний час мир (1) кажется (2) таким просторным и родным.

Все звуки и все шумы большого посёлка (3) казалось (4) удалялись.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мрачное озеро (1) в тёмной глубине (2) которого (3) прятались огромные сомы (4) давно привлекало внимание туристов.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Брата не привлекала улица (1) когда на ней никого не было (2) но (3) когда он слышал весёлый ребячий смех (4) то убегал со двора

Читайте также:  Головные боли при киммерли

3 вариант.

1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.

задОлго

намерЕние

звалА

безУдержный

мЕльком

2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

сильно жжется

ляжь поспи

сыплешь крупу

весёлых свадеб

несколько баклажанов

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Все приглаше(1)ые вошли в гости(2)ую. Туше(3)ые маслята с очище(4)ыми шляпками были на серебря(5)ой тарелке поданы к столу.

4.В каком СЛОВЕ пропущена безударная проверяемая гласная корня? ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО, вставив пропущенную букву.

б…тонный

пл…нительный

м…лиционер

г…рячий

разр..внять

5.В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра…задорить, бе…перспективный, ра…ставить

пр…ступить закон, воспр…имчивый, пр…бежище

пр…родина, из…бличить, под…зрение

без..скуственный, раз..скать, пред..стория

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

завис…шь от обстоятельств, обиж…нный

скле…шь, раста…вшее мороженое

полено не кол…тся, немысл…мый

рыба плещ…тся, увид…вший табличку

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется И?

продл..вать

рассматр…вать

отрасл…вой

застрел…нный

фасол..вый

8. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

Несмотря на простоватую внешность, старик оказался человеком отнюдь (не) глупым.

Андрей поспешно вошел в ещё (не)оштукатуренную комнату.

Как же (не)легко далось ему принятое сегодня решение.

Давно наступила весна, но земля в его поместье до сих пор была (не)вспахана.

9.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) успеть закончить работу (В) ТЕЧЕНИЕ трех дней, необходимо уже к сегодняшнему вечеру привезти недостающие инструменты и материалы.

Хотя юнга уже устал смотреть В(ДАЛЬ) , он остался на мачте, ПО(ТОМУ) что боялся пропустить корабль.

ЧТО(БЫ) не сулило мне будущее, я верю в свою звезду, (НЕ) СМОТРЯ на дурные предзнаменования.

День прошел (В) ПУСТУЮ: мы все ТАК(ЖЕ) безрезультатно пытались найти какие-либо веские доказательства против Джонсона.

Перед нами все ТО(ЖЕ) пшеничное поле, все ТАК(ЖЕ) поют жаворонки.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Глянули звёзды и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

2. Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды.

3. Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

4. Вдалеке слышались чьи-то голоса и звук топора дровосека.

5. Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергей Юрьевич помолчал (1) глядя в окно (2) и (3) повернувшись ко мне (4) снова принялся за объяснения.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В утренний час мир (1) кажется (2) таким просторным и родным.

Все звуки и все шумы большого посёлка (3) казалось (4) удалялись.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От Ильи я узнал (1) и про домового (2) который спал в кадке (3) и про водяного (4) который имел прекрасное помещение под колёсами.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

4 вариант.

1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.

крапИва

звОнишь

дремОта

кУхонный

занялА

2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы выделенного слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

двумястами предметами

килограмм помидор

серьезнейшее замечание

вкусная салями

пара джинсов

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

«Ваш груже(1)ый оборудованием баркас вряд ли здесь пройдет, а вот моя деревя(2)ая плоскодонка не застрянет», – сказал расстрое(3)ому капитану таежный охотник. Все лесные тропинки были им исхоже(4)ы.

4.В каком СЛОВЕ пропущена безударная проверяемая гласная корня? ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО, вставив пропущенную букву.

осл…жнение

подст…лить

прик…зать

разг…ряченный

с…реневый

5.В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…дать товарища, пр…образование, пр…ступник

под…емник, зав…юженный, необ…ятный

бе…застенчивый, ра…терянный, холодный ра…чет

пред…ставить, поз…вчерашний, пр…образ

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

быстро устан…те, пове…вший ветер

дыш…шь, отстро…нный заново дом

буд…шь волноваться, колебл…мый ветром

выскоч…шь, вытерп…вший боль

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется И?

успоко…нный

танц..вать

почу…ли

отбел…вать

ткан..вый

8. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Василию Кирилловичу было ничуть (не)жалко провинившегося студента.

Из дальней комнаты слышался (не)очень громкий разговор.

Сторожевые казаки на постах (не)могли ничего заметить, горцы сумели вплотную подойти к станице.

В тех краях (не)где найти деревья: повсюду одна только голая выжженная степь.

Забор на этой даче до сих пор (не)покрашен.

9.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) добраться до лагеря до заката, мы должны были идти ТАК(ЖЕ) быстро, как шли до сих пор: ночевать в горах опасно.

(ПО)ЭТОМУ древнему тракту шли когда-то полчища воинственных галлов, а (НА) ВСТРЕЧУ им – легионы Рима.

ЧТО(БЫ) ни говорили дачникам о бережном отношении к природе, каждый год количество мусора в лесах Подмосковья увеличивается (В) ДВОЕ.

(В)СЛЕДСТВИЕ Ваших ошибок, товарищ, мы остались без провианта и (ПО)ЭТОМУ больше к вашим советам прислушиваться не будем.

(И)ТАК, скоро каникулы, (В)ТЕЧЕНИЕ которых мне предстоит много работы.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Солнце уже заливает своим светом лес поле и речку.

2. Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.

3. Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

4. Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.

5. В саду дозревает рябина и липа роняет листья.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Под коркой льда (1) ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца (2) журчит (3) пробивающий дорогу к косогору (4) ручей.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не тот умён (1) кто умеет отличать добро от зла (2) а тот (3) кто из двух зол умеет выбирать меньшее.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда мы жили в Коктебеле (1) отец всё своё время посвящал рисованию (2) и (3) когда позволяла погода (4) то он целыми днями пропадал с мольбертом на берегу.

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

звонит

обеих

14

усложнение

непреложный

беспрестанные

преобладать

заверенный

раскаешься

простенький

нечему

впоследствии

помельче

35

12

12

2

134

2

дружна

увял

14

угнетенный

рассчитать

бесчувственный

ниспровергнуть

открученный

надеешься

грушевый

немного

вдогонку

чтобы

25

123

34

14

124

3

намерение

ляг

14

пленительный

безыскусственный

разыскать

предыстория

плещется

увидевший

рассматривать

нелегко

вдаль

потому

15

1234

34

234

1234

4

звонишь

помидоров

123

приказать

предать

преобразование

преступник

будешь

колеблемый

отбеливать

негде

вследствие

поэтому

12

12

124

123

124

Критерии оценки:

За каждое задание -1 балл, 10 задание- 2 балла(за каждый правильный ответ)

«5» — 15-14 б.

«4» — 11-13 б.

«3» — 7- 10 б.

«2» — менее 7 б.

Источник