Дифференциальная диагностика головных болей у детей

Дифференциальная диагностика головных болей у детей thumbnail

Кластерные головные боли у детей и их дифференциация

а) Кластерные головные боли и мигренозная невралгия. Кластерные головные боли представляются генетически отличными от мигрени, хотя они относятся к группе сосудистых головных болей. Основной дефект, вероятно, отличается от дефекта при мигрени, это предположение подтверждается обнаружением повышенной концентрации серотонина в плазме и гистамина в крови, чего не наблюдается при мигрени.

Данное состояние редко встречается у детей и исключительно редко — в возрасте до 10 лет (McNabb и Whitehouse, 1999; Lampl, 2002). Основной признак—характерная периодичность. Головная боль возникает однократно или многократно в течение суток за период длительностью несколько недель, но только раз или два в год или даже с большими интервалами. Головная боль обычно односторонняя со смещением к центру в области глаз. Боль очень сильная, не пульсирующая, и в большинстве случаев длится менее 30 минут.

Примерно у трети пациентов боль локализуется в нижней части лица. Слезотечение и выделения из носа на той же стороне случаются примерно в 50% приступов. Синдром Горнера у детей развивается редко. Несколько случаев первоначально принимались за психогенные, так как внимание было сосредоточено на возбуждении и необычном поведении.

Препараты, эффективные при мигрени, могут применяться и при кластерных головных болях, но часто встречаются резистентные случаи. Индометацин может быть эффективным, так же как и стероиды; также применялись эрготамин и эрговонин малеат.

Типы головных болей

б) Дифференциальная диагностика головных болей у детей. Головная боль — очень частая жалоба в детском возрасте. В большинстве случаев она связана с доброкачественными причинами, включая острые инфекционные заболевания, расстройства зрения и т.п. Нужно всегда помнить об артериальной гипертензии, которая, хотя и редко встречается, является важной причиной головной боли; обычно она развивается после люмбальной пункции. Диагностика может вызывать трудности, если головная боль сохраняется в течение нескольких дней или даже недель (Kuntz et al., 1992).

В некоторых случаях, например, при опухолях или абсцессах головного мозга, головная боль весьма значима, и задача врача — выделить редкие случаи головной боли при тяжелом органическом заболевании из массы доброкачественных цефалгий. Перечень основных причин подострой и хронической головной боли представлен в таблице ниже. Всем детям нужно проводить сбор детального личного и семейного анамнеза, полное неврологическое обследование и измерение кровяного давления. В большинстве случаев лучевые методы исследования не показаны, особенно при простой мигрени, должны выполняться лишь некоторые основные лабораторные исследования.

1. Хроническая ежедневная головная боль у детей. Хроническая головная боль у детей встречается часто. Обычно она доброкачественная. Abu-Arafeh и Macleod (2005) в исследовании 815 случаев выявили, что только у трех детей она была вызвана серьезной внутричерепной патологией, и только у одного головная боль осталась необъяснимой. Пересмотренная Международная классификация расстройств, сопровождающихся головной болью (International Classification of Headache Disorders) (Olesen и Steiner, 2004) определяет хроническую ежедневную головную боль как наличие головной боли, по меньшей мере, 15 дней в месяц в течение более трех месяцев при отсутствии сопутствующей патологии.

Она составляет 30% случаев, наблюдавшихся в клиниках, специализирующихся на головной боли. Дебют в среднем в возрасте примерно 8-10 лет, но может быть и более ранним. Боль обычно двусторонняя, давящая или сжимающая, слабоинтенсивная или умеренная. Она не сопровождается тошнотой, рвотой и транзиторными неврологическими нарушениями. Это расстройство можно разделить на несколько подкатегорий (Mack, 2004). Однако многие случаи не подпадают под критерии Международного общества головной боли (Balottin et al., 2005). Наиболее часто встречающийся тип — это хроническая мигрень, развивающаяся после мигрени обычного пароксизмального типа, возможно, частично из-за неконтролируемого чрезмерного применения анальгетиков.

Хроническая головная боль напряжения и впервые выявленная ежедневная головная боль — следующие по частоте типы головной боли. Дебют обычно внезапный, и часто развивается вслед за острым общим заболеванием. Длительный прогноз благоприятный, но состояние может привести к серьезным проблемам в школе и расстройствам сна (Wiendels et al., 2005). Вероятно, в развитии болезни играют роль психогенные факторы, их значение возрастает у подростков.

Типы персистирующих головных болей у детей

Хроническая головная боль трудно поддается печению. Важно подробно обсудить проблему с пациентом и его семьей. Врач должен искать наиболее часто встречающиеся причины беспокойства или озабоченности. У некоторых детей и подростков фактором, способствующим развитию заболевания, может быть депрессия различной степени тяжести; таких пациентов нужно направлять к психиатру. В менее тяжелых случаях важно откровенно обсудить проблемы с пациентом и попытаться разрешить конфликт или избавить пациента от беспокойства. Показания к назначению антидепрессантов возникают редко.

У детей до 7 лет мигрень однозначно является наиболее частой причиной головной боли. Chu и Shinnar (1992) выявили, что у 75% таких детей была мигрень (у 72 из 78 была простая мигрень) и у 12% была посттравматическая головная боль. Ни у кого из их 104 пациентов не было опасной патологии, объясняющей жалобы.

2. Другие головные боли. Головная боль может быть вызвана приемом лекарств или токсических веществ, например алкоголя, которые все чаще употребляются подростками во многих частях света; марихуаной, являющейся периферическим вазодилататором; злоупотреблением кофеином, и различными пищевыми добавками, такими как глутамат натрия, который используется в китайской кухне и вызывает вазодилатацию. Оказалось, что глутамат натрия является причиной «синдрома китайского ресторана», тогда как нитриты, применяемые в США, вызывают «хот-договую головную боль». Доброкачественная головная боль истощения развивается у подростков, злоупотребляющих физическими упражнениями.

Диагностика не вызывает трудностей, так как головная боль возникает сразу же после выполнения упражнений и может продолжаться несколько минут или часов. Синдром SUNCT (short-lasting unilateral neuralgiform headache attacks with conjunctival injection and tearing — кратковременные односторонние подобные невралгии приступы головной боли с конъюнктивальной инъекцией и слезотечением)—это синдром тригеминальной вегетативной цефалгии, редко встречающийся у детей (Sekhara et al., 2005).

Причины головных болей у детей

— Также рекомендуем «Альтернирующая гемиплегия у ребенка: причины, клиника, диагностика, лечение»

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 7.1.2019

Источник

Классификация ГБ

Gb1

Существуют различные подходы к классификации ГБ: этиологический, патогенетический, этиопатогенетический, на основе временного профиля. В 1988 г. пересмотрена «Общая классификация головных болей и диагностических критериев» . В нашей стране разработана подробная классификация ГБ у детей и подростков. Заслуживает внимания врачей-практиков классификация, основанная на временном профиле ГБ .

Интенсивность Г Б

Согласно длительности признаков выделяют 4 группы Головный Болей:

  • острая ГБ;
  • острая повторяющаяся ГБ;
  • хроническая прогрессирующая ГБ;
  • хроническая непрогрессирующая ГБ.

Острой ГБ считается в тех случаях, когда больной, ранее не страдавший ГБ, имел однократно непродолжительную ГБ. Такая боль часто сочетается с другими неврологическими симптомами, иногда требующими немедленной диагностики. Дифференциаль­ный диагноз включает широкий диапазон заболеваний, таких как нейроинфекции, системные заболевания, артериальная гипер- тензия и др.

Острая повторяющаяся ГБ возникает периодически и характеризуется наличием светлых промежутков. Наиболее типичным примером этой ГБ является мигренозная.

Хроническая прогрессирующая ГБ характеризуется тен­денцией к нарастанию в течение времени. Наличие других неврологических симптомов заставляет исключать объемные процессы головного мозга (опухоль, гидроцефалию и др.).

Хроническая непрогрессирующая ГБ встречается или ежед­невно, или несколько раз в неделю, она не изменяется по тяжести в течение времени, не сочетается с симптомами повышенного внутричерепного давления. Физические данные обычно нормаль­ные. Эта ГБ имеет психогенное происхождение.

Клиническая картина ГБ

В раннем возрасте, особенно в 3—7 лет, жалобы детей на ГБ неопределенны. В старшем возрасте дети лучше дифференцируют, что это боль в голове, однако сохраняется неопределенность в локализации боли, ее интенсивности, характеристике (пуль­сирующая или сжимающая и т. д.). Об интенсивности ГБ можно судить по поведению ребенка. Если ребенок спокойно ложится спать, то ГБ обычно не очень сильные. О сильной ГБ свидетельствуют крик, плач и наличие рвоты . Большинство детей не ощущают ауры, если она имеется, или описывают её нечетко, например, как плохое самочувствие перед появлением ГБ . Дети латерализуют хорошо только те части тела, которые полностью разделены (правая или левая нога), и очень трудно разделяют «центральные» структуры, например, голову или шею.

Подход к дифференциальному диагнозу в младшем школьном возрасте отличается от такового в подростковом.

Существующие клинические подходы, в первую очередь, предполагают исклю­чение так называемых вторичных ГБ, причинами которых могут быть объемные процессы мозга (опухоль, абсцесс мозга, внутриче­репная гематома, нейрофиброматоз, туберозный склероз и др.) и необъемные повреждения головного мозга (артериальная гипер- тензия, патология органа зрения, синуситы, кариес зубов и ДР.)

Далее представлена дифференциальная диагностика хрони­ческих и повторяющихся ГБ у детей и подростков:

  1. Сосудистые ГБ
  2. Мигрень:
  3. простая;
  4. классическая;
  5. ассоциированная:

мигрень основной артерии; беспорядочная мигрень; гемиплегическая мигрень; офтальмоплегическая мигрень; синдром «Алисы в стране чудес»; мигренозный статус; посттравматическая: потеря сознания; синдром беспорядочной мигрени; простая; варианты мигрени:

циклическая рвота младенцев; пароксизмальное головокружение; абдоминальная мигрень.

Кластерные ГБ (гистаминная цефалгия, головные боли Хорто- на):

классическая кластерная ГБ; хроническая кластерная ГБ.

ГБ, сочетающиеся с судорогами Иктальные ГБ Постиктальные ГБ.

ГБ мышечного напряжения

Простые боли мышечного напряжения Психогенные ГБ: депрессия;

синдром школьной фобии;

симптомы конверсии;

длительный постконтузионный синдром.

Затылочная невралгия.

Симптоматические ГБ

При гипогликемии Зубной патологии Синуситах Нарушении зрения Шейные ГБ

При височно-нижнечелюстном 1о1п1-синдроме

Опухоли мозга, абсцессе, хронической субдуральной гематоме

Артериовенозных мальформациях

Аневризмах

Гидроцефалии

Арахноидите (псевдотурморе) Тригеминальная невралгия При менингеальной лейкемии

Случаи периодических синдромов

При пароксизмальном тортиколизе Острой перемежающейся атаксии

Абдоминальных заболеваниях (например, свинцовых коликах) Острой интермиттирующей порфирии

ГБ при других наследственных неврологических мета­болических заболеваниях

Дефиците орнитин-транскарбомидазы

Гипераланинемии

Болезни Хартнупа

Интермиттирующем варианте болезни с запахом мочи кленового сиропа

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник

Читайте также:  Головные боли в височной области к какому врачу обратиться