Головные боли от умственных нагрузок

Головные боли от умственных нагрузок thumbnail

По данным последнего Обзора Бремени заболеваний в мире, этой патологией периодически страдают 1,5 миллиарда жителей планеты.

Что такое головная боль напряжения

Головная боль напряжения – это отдельное заболевание. Для него не характерно возникновение ауры-предшественницы (непереносимость различных запахов, звуков, света и т.д.), рвоты и очаговых неврологических нарушений (изменения речи, онемения конечностей и т.д.). Беспокоит только головная боль. Это важное отличие от других цефалгий (головных болей), в первую очередь от мигрени, с которой часто путают головную боль напряжения.

Характерные признаки заболевания помогут вам понять, что такое головная боль напряжения:

1. Голова болит с двух сторон, характер боли давящий или сжимающий. Кажется, как будто голова скована «обручем» или «каской».

2. Боль имеет легкую или среднюю интенсивность, при этом никогда не ощущается пульсирование в голове. Из-за этого человек сохраняет способность выполнять профессиональные задания, однако рабочая продуктивность, конечно же, снижена.

3. Боль не усиливается под влиянием физической нагрузки, такой как ходьба или подъем по лестнице.

Если вы сталкиваетесь с головной болью, оцените эти признаки, чтобы помочь себе!

Почему возникает головная боль напряжения

С головной болью напряжения сталкиваются в основном ответственные люди интеллектуального труда.

Неврологи выделяют ряд факторов риска:

• тревожность и подавленное настроение, беспокойство за себя и близких;

• стрессовые и конфликтные ситуации на работе и в семье;

• недостаток отдыха;

• синдром выгорания – человек чувствует себя морально, физически и умственно истощенным;

• длительная статичная поза у офисных работников, например, сидя за компьютером.

Чаще всего с головной болью напряжения сталкиваются люди в наиболее продуктивном возрасте – 30-60 лет. А это влечет за собой неблагоприятные социально-экономические последствия – замкнутость в себе, нежелание общаться, уменьшение заработка и т.д. Если вы заметили, что хоть один из факторов риска присутствует в вашей жизни, позаботьтесь о ее качестве заблаговременно. Не ждите пока последствия головной боли напряжения ударят по вам!

Как появляется головная боль напряжения

Эмоциональный фактор – один из важнейших в происхождении головной боли напряжения, который изменяет обмен веществ в нервных клетках, они становятся более уязвимыми и менее защищенными. Одновременно с этим может повышаться мышечный тонус с появлением болезненного напряжения (ощущается при пальпации мышц задней поверхности шеи, височных жевательных, грудино-ключично-сосцевидных). Так формируется порочный круг: стресс – мышечно-тоническое напряжение – болевой синдром.

Патологические звенья этой цепочки выглядят следующим образом:

• нарушение кровообращения мышц головы;

• чрезмерное возбуждение спинальных нейронов;

• повышенная чувствительность болевых рецепторов;

• усиление боли.

Поэтому так важно привести в нормальное состояние нервные клетки, чтобы избежать появления головной боли напряжения и предупредить ее прогрессирование. Если ничего не делать и мириться с ситуацией, со временем эпизодическая боль переходит в хроническую.

Как себя защитить от головной боли

Если вы постоянно сталкиваетесь с факторами риска, то эффективнее предупредить головную боль, чем заниматься ее лечением в последствие. Врачи-эксперты в области нейро-психического здоровья советуют придерживаться 3-х простых правил, чтобы снизить риск формирования головной боли напряжения.

Отдыхайте после работы

Отсутствие отдыха негативно сказывается на состоянии нервной системы, она постоянно находится в возбужденном состоянии. Не зря придуманы выходные, посвящайте их себе любимому и своей семье. Поработали 5 дней – соберитесь на дачу или сходите в кино, на концерт любимого артиста. Спортзал – тоже отличное средство, чтобы снять психоэмоциональное напряжение.

Высыпайтесь

Ночной сон должен продолжаться около 8 часов. За это время успевает восстановиться обмен веществ в нейронах, а головной мозг подготавливается к реализации новых задач.

Однако спать надо правильно. В комнате должно быть темно – выключите торшеры и закройте шторы. Только в полной темноте начинается синтез мелатонина – гормона, который регулирует циркадные ритмы, способствует омоложению организма и определяет уровень нашей активности. Поэтому так важно не использовать в постели гаджеты – голубое свечение их экранов, блокирует синтез мелатонина и усложняет процесс засыпания.

Начинайте заботиться о своем здоровье

Проведенные исследования показали, что головная боль напряжения часто возникает у тех людей, которые в целом плохо заботятся о своем здоровье. Возьмите за привычку хотя бы раз в год посещать своего персонального доктора. Это позволит выявить любые отклонения в функционировании вашего организма на самых ранних стадиях, когда короткого курса лечения будет достаточно для их коррекции.

Что делать, если возникла головная боль напряжения

Важно понять, чего вы хотите – быстро помочь себе и опять столкнуться с болью, или же обеспечить долговременный эффект.

Для купирования приступов неврологи рекомендуют принимать препараты «скорой помощи» — например, нестероидные противовоспалительные средства. Однако, кроме краткосрочности эффекта, существует еще одна отрицательная сторона избыточного применения симптоматических обезболивающих средств. У пациентов с регулярным потреблением анальгетиков в 2 раза быстрее формируется хронический тип боли, при этом со временем все сложнее подобрать эффективное средство купирования боли.

Гораздо разумнее позаботиться о предупреждении возникновения приступов головной боли. Для этого создана группа ноотропных препаратов (или просто ноотропов), которые восстанавливают нормальное состояние нервных клеток, помогают укрепить и восстановить функции нервной системы, нарушенные вследствие психоэмоционального напряжения.

Какие существуют ноотропные препараты?

Пикамилон

Оказывает активное действие – улучшает кровоток в головном мозге и способствует расширению сосудов. Помогает нормализовать психоэмоциональную сферу, при курсовом применении снижает проявления эмоционального стресса.

Глицин

Относится, скорее, к аналогам ноотропов. Помогает улучшить самочувствие и повысить тонус. По заявлению производителя препарат способствует хорошему сну, защищает от стрессов, улучшает метаболизм нейронов. Часто препарат применяют для борьбы с гипоксическими состояниями нервной ткани.

Пирацетам

Один из первых ноотропных препаратов. Успешно применялся в течение многих лет, однако в настоящее время существуют и более современные средства.

Кортексин

Один из современных ноотропных препаратов. Препарат хорошо зарекомендовал себя как для лечения головной боли напряжения, так и для профилактики приступов. Кортексин уменьшает психогенный компонент, ответственный за развитие головной боли напряжения. Кроме того, препарат улучшает когнитивные функции (память, внимание, мышление) и защищает нейроны от токсических факторов. По результатам исследований, десятидневный курс терапии препаратом сохраняет эффект на срок до полугода.

Что кроме лекарств?

Помимо медикаментозной терапии в момент приступа полезным окажется массаж головы. Ложитесь в кровать, постарайтесь расслабиться и гнать прочь тревожные мысли. Указательным и средним пальцем вращательными движениями сантиметр за сантиметром массируйте виски, лоб, мышцы задней поверхности шеи. Это может улучшить кровоток, удалить недоокисленные продукты метаболизма и уменьшить спазм. Массаж рекомендуется продолжать 10-15 минут.

Для еще большего релаксирующего эффекта можно заварить себе травяной чай. Неспецифическое седативное действие в комплексе с другими мерами поможет нервной системе расслабиться и разорвать порочный круг головной боли. Хорошо, если после всех этих мероприятий, вам удастся заснуть. Сон – лучшее средство для восстановления функционального состояния нервных структур.

Однако помните, если вы или ваши родственники периодически испытываете головные боли – обратитесь к специалисту-неврологу для назначения эффективного лечения.

Источник

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

Причины головных болей напряжения

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Информационная перегрузка

Болит голова в офисеВо время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Эмоциональная перегрузка

Эмоциональная перегрузкаУмственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

Зрительное перенапряжение при работе с компьютером

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Компьютер и головная больДля специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие – как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.

Проявление стресса

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

Источник

Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб. 

Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают «из-за учёбы» головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

Головные боли от умственных нагрузок

В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее. 

В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна. 

К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше. 

Головные боли от умственных нагрузок

— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, «чтобы вечер был свободный». Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить… В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы. 

Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

По мнению Аршинской, детей нужно учить «здоровьесбережению» — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни. 

Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат «в плоскости» тихих прогулок. Выходит, действительно, либо «куча домашки», либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе…

Головные боли от умственных нагрузок

Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%. 

Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то… Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало. 

В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская. 

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых. 

— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

Головные боли от умственных нагрузок

При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку. 

Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

Источник