Головные боли у детей анкеты

January 18, 2008 8:14pm @ timur
Опросник для самостоятельной экспресс-диагностики типа головной боли
Для ориентировочной экспресс-диагностики типа Вашей головной боли предлагаю составленный мною опросник. Это автоматизированный вариант анализа. Но надеюсь понятно, что врача он не заменит. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет».
КАКОЙ У ВАС ТИП ГОЛОВНОЙ БОЛИ
№ | Да | Нет | Вопрос |
1 | Ваши шея, плечи или затылок становятся напряженными и болезненными, когда болит голова. | ||
2 | Ваша головная боль быстро не меняется, она неострая и близка к ощущению тяжести и давления. | ||
3 | Ваша головная боль похожа на ощущение затянутой тугой повязки вокруг головы. | ||
4 | Обычно у вас головная боль бывает чаще, чем 1 раз в неделю. | ||
5 | Ваша головная боль обычно начинается в какое-то определенное время суток (утро, день и т.д.). | ||
6 | У ваших ближайших родственников были (есть) подобные головные боли. | ||
7 | Физическая нагрузка, подобная подъему на первый этаж, обязательно усиливает вашу головную боль. | ||
8 | У вас бывает рвота во время приступа головной боли. | ||
9 | Когда болит голова, вы абсолютно не способны к целенаправленной продуктивной деятельности. | ||
10 | Голова болит, как правило, с одной стороны. | ||
11 | Головная боль обычно пульсирует (бьется) в ритме вашего сердца. | ||
12 | Головная боль всегда будит вас в определенное время или в определенное время появляется. | ||
13 | Приступы головной боли отмечаются ежедневно в течение нескольких недель, а затем надолго исчезают. | ||
14 | В период приступов минимальное количество алкогольных напитков вызывает головную боль. | ||
15 | На стороне головной боли глаз краснеет и слезится. | ||
16 | Ваша головная боль длится всегда меньше 3 часов. | ||
17 | Вы мужского пола. | ||
18 | Вы принимаете обезболивающих препаратов больше, чем 60 таблеток в месяц. | ||
19 | Бывает, что вы принимаете обезболивающие препараты профилактическикогда голова не болит. | ||
20 | У вас бывают нарушения слуха (звон, заложенность в ушах) или головокружение, связанные по времени с головной болью. | ||
21 | Вы ощущаете мышечную слабость, онемение где-либо, нарушения глотания, нарушения речи во время приступа головной боли или в последнее время вне приступов. | ||
22 | У вас изменился характер головной боли за последние 3-6 месяцев. | ||
23 | Ваши проблемы с головной болью значительно увеличились за последние 3-6 месяцев. | ||
24 | Вы знаете, после чего возникла или что вызывает вашу головную боль (травма шеи, сотрясение мозга, высокое артериальное давление, чрезмерное напряжение зрения, кашель, какое-то серьезное заболевание). |
Оценка результатов
Головная боль напряжения |
Мигрень |
Кластерная головная боль |
У Вас так же присутствует головная боль от чрезмерного употребления лекарств.
Вам настоятельно рекомендуется обращение к врачу.
Правила оценки результатов
Сумма 1: сложите число ответов «да» на вопросы 1-5 с числом ответов «нет» на вопросы 7-11. Сумма 2: сложите число ответов «да» на вопросы 6-11 с числом ответов «нет» на вопросы 3, 5, 13, 16. Сумма 3: сложите число ответов «да» на вопросы 9, 10 и 12-17 с числом ответов «нет» на вопросы 2,7. Если наибольшую величину имеет сумма 1, то у Вас —головная боль напряжения. Если наибольщая величина у суммы 2, у Вас мигрень. Если наибольщая величина у суммы 3, — у Вас кластерная головная боль. При ответах «да» на вопросы 18 и 19 к вашему основному диагнозу добавляется рикошетная головная боль, вызванная чрезмерным употреблением лекарств. При не менее чем 2 ответах «да» на вопросы 20-24 настоятельно рекомендуем вам обратиться к врачу. Хотелось бы перечислить еще ряд признаков, когда к врачу следует обратиться непременно. Идите к врачу, если у Вас одновременно с болью в области головы возникают любые другие неприятные ощущения или изменения. Это могут быть изменения, связанные со зрением, слухом, дыханием, движениями, речью, памятью, ощущениями участков тела, с головокружением и повышением температуры. Идите к врачу, если сильная или частая головная боль появилась недавно (например, несколько месяцев назад), если недавно изменился характер головной боли, ее частота и сила, и эти изменения прогрессируют. Все это вероятные признаки вторичной головной боли, связанной с какими-либо другими заболеваниями.
Полный текст статьи Вы можете найти на сайте.
35506 просмотров
Источник
Я рад что Вы находитесь на этой странице, это часть моей дипломной работы на тему “методика терапии и реабилитации больных с головной болью напряжения”.
На создания интерактивной анкеты и разработки мобильных алгоритмов лечения я потратил много времени, сил и продолжаю совершенствовать данное направление. Выражаю огромную благодарность Институту Традиционных Систем Оздоровления – Агапкину С.Н., Манидичеву С.Н., и всей его команде. Логачеву А.С. – благодаря которому в 2014 году я начал свой путь в области медицины. И всем тем, кто выбрал меня в качестве своего физиотерапевта – благодаря Вам, это все стало возможным.
Я приглашаю всех, у кого есть недуг головные боли присоединиться ко мне в исследовательской деятельности-
Для этого нужно:
1. Заполнить форму ниже, обязательно поставьте галочку “согласны на передачу данных” так я смогу понять, что вы участвуете в исследовании
2. Пароль от формы 111, без него основные части анкеты скрыты
3. На указанный вами email я отправлю инструкции о том, что делать в зависимости от ваших ответов
4. Поскольку это не валидизированный метод оценки, мне Придётся в след выслать пару валидизированных опросников и заполнение этих анкет это пожалуй самая долгая и нудная часть во всей работе.
5. Форма отчёта в произвольной форме (сила боли, частота приступов, продолжительность)
6. Рассчитано на 1,5-2 месяца
7. Время обязательной части программы 15 минут в день
8. Количество участников – не ограничено
Мной было потрачено много времени на составления алгоритма тренировок для быстрой и комфортной работы.
Можете закончить досрочно (лояльность комплекса) это один из показателей который будет оцениваться в конце.
Я преодолел очень большой путь, чтобы иметь возможность печатать этот текст и выполнять такую работу – Буду очень признателен репосту.
В настоящий момент анкета не настроена на автоматическую отправку рекомендаций по лечению, я это сделаю вручную на указанный Вами email в ближайшее время
report every day
Список литературы и научных исследований использованный для создания данных анкетирования – и рекомендаций по лечению
- Курс по неврологии – Институт Традиционных Систем Оздоровления
- МКБ-10 G44.2 (2016 – клинические рекомендации Всероссийского общества неврологов, Российское общество по изучению головной боли)
- Головная боль – В.Н. Шток
- Когнитивная терапия – Джудит Бек
- JAMA: The Journal of the American Medical Association – management of Chronic Tension-Type Headache With Tricyclic Antidepressant Medication, Stress Management Therapy, and Their Combination
A Randomized Controlled Trial - Вегетативные расстройства – А.М. Вейн
- Стресс без дистресса – Ганс Селье
- Non-Pharmacological Treatment for Primary Headaches Prevention and Lifestyle Changes in a Low-Income Community of Brazil: A Randomized Clinical Trial – ncbi
- THE EFFECT OF BODY AWARENESS THERAPY AND AEROBIC EXERCISES ON PAIN AND QUALITY OF LIFE IN THE PATIENTS WITH TENSION TYPE HEADACHE – ncbi
- Insufficient Sleep in Tension-Type Headache: A Population Study – ncbi
- Are non-invasive interventions effective for the management of headaches associated with neck pain? An update of the Bone and Joint Decade Task Force on Neck Pain and Its Associated Disorders by the Ontario Protocol for Traffic Injury Management (OPTIMa) Collaboration – ncbi
- Tension-type headache – physio-pedia
- Reduced neck-shoulder muscle strength and aerobic power together with increased pericranial tenderness are associated with tension-type headache in girls: A case-control study – ncbi
- Effects of physical therapy and relaxation techniques on the parameters of pain in university students with tension-type headache: A randomised controlled clinical trial – ncbi
- Effect of progressive muscular relaxation exercises versus transcutaneous electrical nerve stimulation on tension headache: A comparative study – sciencedirect
- Non-pharmacological self-management for people living with migraine or tension-type headache: a systematic review including analysis of intervention components – ncbi
- Massage Therapy and Frequency of Chronic Tension Headaches – ncbi
- Stress recovery in forest or handicraft environments – An intervention study – sciencedirect
- Global, regional, and national burden of migraine and tension-type headache, 1990-2016: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016 – ncbi
- Generalized Anxiety Disorder – physio-pedia
- Tension Headaches – physio-pedia
- Forward Head Posture – physio-pedia
- Efficacy of a workplace relaxation exercise program on muscle tenderness in a working community with headache and neck pain: a longitudinal, controlled study -minervamedica
- Effectiveness of Physical Therapy in Patients with Tension-type Headache: Literature Review – ncbi
- Headache and peak oxygen uptake: The HUNT3 study – ncbi
- Ноцицепция и антиноцицепция (теория и практика) – Владыка А. С., Шандра А. А., Хома Р. Е., Воронцов В. М.
- Международные принципы диагностики головных болей. Проблемы диагностики головных болей в России В.В.Осипова, Ю.Э.Азимова, Г.Р.Табеева – Отдел неврологии и клинической нейрофизиологии ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова»
- СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ – О.Р. Есин, М.В. Наприенко, Р.Г. Есин УДК 616.831-009.7-08
- Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания – С.А. Бабанов – Трудный пациент № 12, ТОМ 7, 2009
- Нервные механизмы болевой чувствительности – В.Т. Ивашкин, Ю.О. Шульпекова УДК 616.8-009.7-092
- УРОВЕНЬ СЕРОТОНИНА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ КЛИНИЧЕСКИМИ ВАРИАНТАМИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ
Мария Ильинична Карпова*, Юрий Степанович Шамуров, Анна Владимировна Зуева, Елена Анатольевна Мезенцева, Виктория Валерьевна Маркова – Челябинская государственная медицинская академия УДК 616.857: 616.15-078 - КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТ УДК 612.172:612.8.04(045)
Источник
Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].
У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.
ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.
Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дизафферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (гемикрания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные паттерны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.
Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.
По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.
Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.
Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].
Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.
Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.
Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.
Источник