Головные боли у детей невролог
Самая распространенная жалоба в кабинете детского невролога – это головные боли
Нужно понимать, что головная боль — это не самостоятельное заболевание, а симптом какой-либо патологии или болезни.
Давайте разберемся в причинах таких болей.
Существует 6 типов головных болей:
- Мышечного напряжения
- Сосудистая
- Невралгическая
- Ликвородинамическая
- Функциональная или психалгия
- Смешанная
Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.
Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.
Возраст/ Нозология | 0-1 год | 1-3 года | 4-7 лет | 8-10 лет | 11-14 лет | 15-17 лет |
Головные боли неуточненные | 7% | 9% | 16% | 18% | ||
Головные боли напряженного типа | 3% | 12% | 18% | 24% | ||
Сосудистая головная боль | 0.3% | 0.8% | 2% | 10% | 18% | |
Мигрень | 1% | 1% | 1% | 1% | ||
Функциональная, в том числе на фоне церебрастении | 2% | 4% | 6% | 9% |
1. Головные боли напряженного типа
(психоэмоциональные или мышечные боли) возникают в случае несоответствия психоэмоциональной нагрузки ребенка с его возможностями (эмоционально-волевыми или когнитивными), что в свою очередь повышает тонус «эмоциональных» мышц, которые прикреплены к надкостнице черепа. Эта мышечная боль расценивается как головная. Теперь становится понятно, почему головная боль этого типа характерна для возраста, в котором начинается подготовка к школе, и увеличивается по экспоненте к сдаче ЕГЭ.
2. Сосудистая головная боль
это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.
3.Невралгическая головная боль
возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.
4. В возникновении ликвородинамической головной боли
основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.
5. Функциональная головная боль
чаще всего имеет психогенный механизм.
6. Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.
Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.
Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.
В детском корпусе клиники вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.
Информацию для Вас подготовила:
Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.
Запись на прием к детскому неврологу по телефону контакт-центра +7 (495) 775 75 66, через форму on-line записи и в регистратуре клиники.
Возврат к списку публикаций
Стоимость
Стоимость по прейскуранту, руб. | |
---|---|
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-невролога, первичный (дети) | 1850 |
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-невролога-эпилептолога, первичный (дети) | 3150 |
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) ведущего врача-невролога (дети) первичный | 2900 |
врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники
Источник
Головные боли у детей. Хронические головные боли у детей.1. Лихорадящие дети. Головные боли обычно связаны с системными заболеваниями, протекающими с повышением температуры тела и инфекционными процессами области головы и шеи. При увейте боль локализуется периорбитально, в случае среднего отита — в височной области. Боль при синусите может локализоваться непосредственно над синусом иди иметь более диффузный характер, локализуясь обычно в лобной либо ретроорбитальной области. Через 3 дня после начала адекватной антибиотикотерапии боль прекращается. Сочетание повышенной температуры тела, ригидности шеи и нарушения сознания свидетельствует о менингите. Аналогичная клиническая картина может наблюдаться при шейной аденопатии и заглоточном абсцессе. 2. Нелихорадящие дети. У нелихорадящего ребенка с нормальным неврологическим статусом остро начавшаяся головная боль может быть началом детской мигрени или головной боли напряжения. Постановке диагноза должно предшествовать тщательное обследование. Другими причинами головной боли могут быть гипертензия, гидроцефалия, лейкемический менингит и прием лекарств. Головную боль может вызывать прием препаратов, содержащих фенилпропаноламин, и стимуляторов ЦНС, например, амфетамина. Сочетание головной боли с неврологическими нарушениями свидетельствует об объемном процессе или субарахноидальном кровоизлиянии. Причиной субарахноидального кровоизлияния у детей обычно является черепно-мозговая травма, в более редких случаях — артерио-венозные пороки развития и аневризмы. Хронические головные болиПатологический неврологический статус. Головные боли могут быть первыми симптомами у детей с повышенным внутричерепным давлением при объемных процессах. Через 4 месяца после начала головных болей у 90 % детей с опухолями мозга определяются изменения при неврологическом обследовании. Если данные КТ и МРТ соответствуют норме, возможной причиной может быть хронический менингит или псевдоопухоль мозжечка (называемая также идиопатической внутричерепной гипертензией, или ИВГ). Давление цереброспинальной жидкости, определяемое при люмбальной пункции, повышено как при хроническом менингите, так и при псевдоопухоли мозжечка, однако изменение клеток цереброспинальной жидкости характерно только для хронического менингита. Характерными для псевдоопухоли мозжечка у детей симптомами являются головная боль, рвота, диплопия и затуманивание зрения. Хотя хронические головные боли могут быть проявлением различных расстройств, все же наиболее часто их причинами бывают тромбоз церебральных вен, средний отит и мастоидит, прием кортикостероидов, дисфункция щитовидной железы, гипервитаминоз А и прием тетрациклина. Соответствующее лечение позволяет предупредить возможное нарушение зрения. И. Классификация и клинические проявления наиболее частых хронических головных болей. Мигрень. От данной патологии страдает 2—5 % детей младшего школьного возраста и 5—10 % подростков. Встречаемость мигрени в младшем возрасте одинакова среди обоих полов, а среди подростков девочки страдают в два раза чаще мальчиков. Более чем у 75 % детей имеется положительный семейный анамнез. Обычными провоцирующими факторами являются стресс, недосыпание или чрезмерно продолжительный сон, менструации, инфекции верхних дыхательных путей, нерегулярное питание. Приступы мигрени могут быть следствием легкой черепно-мозговой травмы. Иногда приступ мигрени может быть спровоцирован употреблением шоколада, молочных продуктов, пищи, содержащей нитраты или нитриты, глютамата карбонат. Классическая аура или односторонние головные боли у детей встречаются гораздо реже, чем у взрослых. Для детей более характерны двусторонние головные боли с тошнотой и рвотой. Большинство детей стремятся в спокойную, затемненную комнату, чтобы заснуть и избавиться от головной боли. Циклическая рвота и доброкачественное пароксизмальное головокружение могут быть у детей вариантами мигрени. Офтальмоплегическая мигрень с птозом и параличом третьего черепного нерва, который определяется по расширению зрачка, может наблюдаться у детей младшего возраста. Острая спутанность сознания с мигренью (состояние спутанности сознания и последующая пульсирующая головная боль) чаще встречается у подростков. В этой же возрастной группе может встречаться базилярная мигрень, которая проявляется атаксией или другими стволовыми симптомами, включающими-нарушения сознания с предшествующими пульсирующими головными болями в затылочной области. — Также рекомендуем «Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.» Оглавление темы «Обследование в неврологии. Детская неврология.»: |
Источник
Что делать при таком недуге и как его предотвратить
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Источник
Головная боль (цефалгия) у детей входит в пятерку наиболее частых обращений к врачу. Жалобы могут начаться с двухлетнего возраста, и, по данным педиатров, уже 45–50 % семилетних детей испытывают периодические головные боли. А в возрасте 15 лет до 80 % детей при осмотре жалуются на головные боли.
В нашей стране врачи обычно ставят страдающему цефалгией ребенку один из диагнозов:
- синдром вегетативной дистонии;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышения внутричерепного давления);
- нестабильность шейного отдела позвоночника;
- последствия черепно-мозговой травмы (посттравматический арахноидит).
К сожалению, по данным медиков, у 35 % детей правильный диагноз вообще невозможно поставить, так как не получается классифицировать боль согласно критериям МКБ (Международной классификации болезней). В результате во многих случаях назначается терапия, ничего общего не имеющая с истинной причиной боли и чаще обладающая эффектом плацебо. К счастью, у детей огромные восстановительные возможности организма.
Виды головных болей
По Международной классификации детских головных болей от 2013 года выделяют первичные и вторичные головные боли. К первичным относятся головная боль напряжения (до 40 % от общего числа зарегистрированных жалоб у детей), мигрень (до 25 % в структуре головной боли) и кластерная головная боль (которая скорее казуистика, чем норма). К вторичным — головные боли при инфекциях (чаще всего — инфекциях верхних дыхательных путей), объемных новообразованиях, сосудистых мальформациях (врожденных нарушениях кровеносной системы), травмах и связанные с психогенными факторами.
Также головные боли могут быть вызваны проблемами со зрением, например близорукостью, своевременно не отслеженной родителями и врачами. В целом у детей цефалгии чаще носят вторичный характер.
По проявлениям врачи различают:
- острую повторяющуюся головную боль (самые частые причины: мигрень, эпилепсия);
- острую диффузную (инфекционной этиологии, системная патология, субарахноидальное кровоизлияние, менингит);
- острую локализованную (синуситы, травма, офтальмологическая патология);
- хроническую прогрессирующую (серьезная неврологическая патология — объемное образование или сосудистая патология, хроническая гидроцефалия, абсцессы, интоксикации);
- хроническую непрогрессирующую (депрессия, головная боль напряжения, тревога и другие психологические факторы);
- смешанную головную боль (мигрень плюс другие причины).
Рост распространенности головных болей у детей в последние полвека, с одной стороны, обусловлен серьезными изменениями в образе жизни: увеличением интенсивности нагрузок в школе, нарушениями режима сна, питания, снижением физической активности, длительным пребыванием за компьютером, ростом числа стрессовых воздействий. С другой стороны, по-прежнему актуальны медицинские проблемы, связанные с отсутствием своевременной диагностики заболеваний и эффективного планирования лечения.
Особенности цефалгии у детей
Возьмем, например, мигрень. Все неврологи, которые читали книги Джоан Роулинг или смотрели экранизацию, сходятся в одном — вымышленный герой, Гарри Поттер, явно страдал распространенной формой мигрени, которая называется «мигрень с аурой» (хотя в порыве энтузиазма врачи придумали по меньшей мере 7 причин, способных вызывать боли у персонажа, начиная от субарахноидального кровоизлияния, заканчивая неправильным подбором очков).
У мальчиков мигрень начинается чаще в возрасте 6–7 лет, у девочек дебют заболевания приходится на 10–11 лет. При этом в семье точно есть страдающий мигренью человек (если мигрень у матери — вероятность ее у ребенка 60–70 %, если у отца — 30 %, у обоих родителей — 90–95 %). У детей, как правило, нет характерной боли в половине головы и нет характерного «взрослого» приступа. Приступы могут быть очень короткими (до нескольких минут) и… навсегда пройти с возрастом!
В свое время СМИ много писали на тему того, что у актера Дэниэла Рэдклиффа тоже часто бывают приступы, «из-за которых ему приходится горстями глотать таблетки». Появился даже термин «хогвартская головная боль», им называют цефалгии, связанные с непривычным для современных детей занятием — быстрым чтением большого объема информации. Например, увесистые книги плодовитой писательницы (первая 309 страниц, последующие до 870), «запоем проглатываемые» школьниками, оказались для них тяжелым испытанием.
Кстати, вы помните, кому в книге жаловался Гарри на головные боли? Правильно — никому! Как и большинство детей, к сожалению…
Основные триггеры (провокаторы приступа)
Родителям нужно знать, что цефалгию у детей чаще всего провоцируют следующие факторы:
- Стресс (как положительные, так и отрицательные эмоции) и мышечное напряжение. Кстати, регулярная аэробная нагрузка «до второго пота» — но никак не «до седьмого»! — хорошо укрепляет нервную систему и снижает число приступов по крайней мере вдвое. А вот значительные физические нагрузки и выраженное мышечное напряжение (например в мышцах шеи при чтении) — наоборот провоцируют приступы. Выше я уже писала про «чтение запоем», но то же самое относится к увлечению компьютером и спортом — все хорошо в меру. А ведь у некоторых детей режим дня расписан более интенсивно, чем у взрослого!
- Нерегулярное питание. Отсутствие полноценного завтрака или обеда является очень частой причиной головной боли у детей. Чтобы существенно снизить количество приступов, необходимо нормализовать режим питания.
- Несоблюдение режима дня. Врачи называют это «мигрень утра понедельника». Все родители знают о важности гигиены сна, но мало кто следует рекомендациям врачей на практике. Между тем правильный режим засыпания и длительность сна 8–10 часов очень важны для эффективной помощи всем детям с головными болями. «Плавающий» режим дня тоже является выраженным провоцирующим фактором цефалгий.
- Некоторые продукты могут вызвать приступ цефалгии у детей: это сыр, шоколад, цитрусовые, фастфуд, мороженое, аспартам, газированные напитки с красителями, сосиски, копчености, не адаптированные для детей йогурты и практически все продукты, содержащие кофеин.
Нужно заметить, что головная боль сама по себе является стрессом как для ребенка, так и для его родителей, поэтому помните, что тревожное ожидание приступа боли тоже может этот приступ спровоцировать!
Трудности диагностики
Ребенок практически до подросткового возраста не может внятно объяснить свои жалобы (боль пульсирующая? сжимающая? давящая? какая? — нет ответа. Это считается ограниченным описанием паттерна головной боли и затрудняет диагностику), кроме того, дети часто путаются в локализации боли.
Врач не может применить ВАШ (визуальную аналоговую шкалу боли). Для ребенка поставить 4 балла или 8 по этой шкале может быть совершенно непонятным процессом или игрой. Он может не жаловаться именно на головную боль а предъявлять какие-то неспецифические жалобы (усталость, потемнение в глазах, тошноту), что при ассоциации с другими заболеваниями также может слишком далеко завести врача в его предположениях.
Поможет в диагностике прежде всего внимательность родителей. Нужно вспомнить (для этого лучше всего вести дневник) и лаконично рассказать врачу, как долго, на протяжении какого периода (недели, месяцы) отмечаются головные боли, с какой регулярностью болит голова, каким образом и как сильно, где локализуется боль, что именно влияет на ее появление (голод, физическая нагрузка) и ослабление, сопровождается ли головная боль другими жалобами (тошнота, головокружение, свето- и звукобоязнь), как выглядит ребенок при приступе (побледнение, покраснение лица, темные круги под глазами), какие лекарства принимает ребенок. Иногда можно попросить ребенка нарисовать его боль. Рисунок может многое рассказать специалисту.
Вести ли ребенка на МРТ?
Надо заметить, что у детей, у которых врач-невролог не нашел никаких тревожных симптомов при неврологическом осмотре, чаще всего (в 99 %) не находят никаких отклонений и при аппаратных исследованиях (КТ, МРТ). Но не стоит забывать об этом единственном проценте. Поэтому если доктор настаивает на нейровизуализации — нужно сделать ее как можно скорее.
Абсолютными показаниями для МРТ служат:
- головная боль более 6 месяцев без ответа на проводимое лечение;
- сочетание боли с отклонениями в неврологическом статусе;
- ночная головная боль с пробуждениями;
- головная боль в сочетании с нарушениями сознания, зрения и рвотой;
- отсутствие в семейном анамнезе мигрени;
- отягощенный семейный анамнез.
Когда срочно нужно к врачу
Родители должны знать, что головная боль у ребенка опаснее всего, если:
- боль началась в возрасте младше 5 лет;
- когда количество приступов резко (менее чем за 2 месяца) увеличилось;
- боль локализуется в затылочной области;
- носит распирающий и внезапный характер;
- имеет выраженную интенсивность.
Не верьте, что у детей не бывает инсультов! «Громоподобная» головная боль, разросшаяся в течение минуты до крайне интенсивной, чаще всего имеет причиной сосудистую катастрофу в мозге. Ребенок должен быть доставлен в больницу как можно быстрее.
Средства скорой помощи
Необходимость в обезболивающем препарате появляется, если приступ не проходит в течение 30–40 минут отдыха (для мигрени — 20 минут) или короткого сна, также если боль неинтенсивно нарастает. Важно знать, какие препараты можно использовать, чтобы снять боль у детей. К подходящим средствам относятся ибупрофен (детский нурофен и т. п.) и ацетаминофен (парацетамол и т. д.) в возрастных дозировках. Для детей старше 5 лет после приема лекарства (таблетки или суспензии, свечи или укола) обязателен прием жидкости не менее 300 мл.
Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, метамизол натрия, но-шпу и комбинированные анальгетики (особенно — содержащие кофеин и фенобарбитал), так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжелым осложнениям. Если головная боль не купируется приемом простых анальгетиков, необходимо обратиться к специалисту для подбора эффективной и безопасной терапии. Ноотропы и витамины при головной боли выполняют роль плацебо! Не пичкайте ими детей без нужды!
Валентина Саратовская
Фото thinkstockphotos.com
Товары по теме: ибупрофен, нурофен, парацетамол
Источник