Головные боли у студентов
25
Дек
2010
Причины возникновения головных болей
Головная боль считается одной из самых распространенных проблем современного общества, так как ее возникновение непредсказуемо. Небольшое психологическое напряжение и вы чувствуете головную боль. Головные боли у студентов зачастую происходят в период повышенной утомляемости, например, в период сдачи экзаменов и сессии.
Основными причинами, по которым возникают головные боли у студентов, являются повышение артериального давления, перемена погодных условий и климатических показателей, травмы головы в разное время, вегето-сосудистая дистония, длительное пребывание в напряженном состоянии, перенесенные стрессы и эмоциональные волнения, зачастую перетекающие в депрессию. Очень важно, чтобы каждый студент обращал внимание на свое поведение, так как любые эмоциональные потрясения могут негативным образом отразиться в любой части организма, в том числе это и головные боли у студентов, которые мешают активному образу жизни и получению необходимых знаний. Головные боли свойственны именно той категории населения, которая непосредственно связана с умственными нагрузками и психологическим переутомлением. Любые негативные эмоции, особенно которые приходится длительное время сдерживать внутри себя, образуют почву для возникновения головных болей у человека.
Методы борьбы с болями
Любые головные боли у студентов необходимо вовремя остановить для возобновления активной деятельности и эффективного усвоения информации, связанной с обучающим процессом. Для выявления метода лечения предварительно нужно понять причину, по которой возникли головные боли у студентов, так как каждая причина влечет за собой индивидуальный подход в лечении.
Если головные боли у студентов возникли по причине перенесенного стрессового состояния, то необходимо постараться устранить причину нервного перенапряжения, а значит вернуть эмоциональное успокоение, восстановить деятельность головного мозга. В случае возникновения головных болей из-за длительного депрессивного состояния человеческого организма, целесообразно настроить человека на позитивные эмоции, что повлечет собой снятие головного напряжения и устранение болей в области головы. При климатическом воздействии на организм человека достаточно сложно контролировать головные боли, так как подобная причина не подвергается человеческому вмешательству, возможно только ослабление реакции организма на изменение метеорологических условий.
Резкие перепады артериального давления распространены даже в молодом возрасте, поэтому необходимо, вовремя обратиться к врачу, который пропишет лечение, способное восстановить нормальный уровень давления и избавит от головных болей. В некоторых случаях головные боли возникают в результате реакции на конкретные условия, поэтому очень важно, вовремя выявить время и место появления неприятных ощущений, которые могут вывести специалиста на правильный путь для эффективной борьбы с заболеванием в зависимости от направленности и степени сложности заболевания.
 
Источник
По данным ВОЗ головная боль является одной из наиболее распространенных жалоб в общемедицинской практике. 47% взрослого населения в мире страдают головной болью, возникающей, как минимум, один раз месяц [1]. Наиболее часто встречающиеся варианты головной боли, такие как мигрень, головная боль напряжения, кластерная головная боль, синдром хронической ежедневной головной боли, могут приводить к значительному снижению уровня качества жизни. Кроме того, головная боль может быть симптомом многих органических неврологических, соматических, психогенных заболеваний. В течение последних десяти лет наука произвела существенный прорыв в понимании этиопатогенетических факторов цефалгий. И в настоящее время имеются достаточно эффективные виды лечения от многих типов головной боли. Однако, только очень незначительная часть страдающих от этого недуга по всему миру получает полноценную диагностику и своевременную терапию цефалгий. Именно с этой целью и существует МКГБ, которая подвергается постоянному пересмотру для уточнения правильного этиопатогенетического подхода к этой серьезной проблеме [2]. Кроме того, головная боль имеет свои особенности в зависимости от возраста, пола, образа жизни, сопутствующей патологии. Поэтому важной задачей врача является выявление групп риска именно среди населения молодого возраста, ведение активной профилактической деятельности, а также своевременная диагностика и адекватная терапия головной боли.
Цель работы: Оценить профиль (виды, особенности протекания, сопутствующие проявления, взаимосвязь с другими факторами) головной боли у очно обучающихся молодых людей.
Задачи работы:
- Оценить частоту встречаемости головной боли у очно обучающихся молодых людей.
- Выявить факторы, провоцирующие цефалгию у данной категории больных.
- Выявить сопутствующую цефалгии симптоматику и оценить ее взаимосвязь с характером головной боли.
- Установить, какие основные методы борьбы с головной болью используются среди обучающихся молодого возраста, готовность пациентов к профилактическим мероприятиям.
- Оценить уровень осведомленности обучающихся молодого возраста по вопросам факторов риска, методов диагностики и лечения головной боли.
Дизайн исследования:
Под нашим наблюдением находилось 150 респондентов в возрасте от 16 до 25 лет, обучающихся в школах, колледжах и ВУЗах на очных отделениях. Наши респонденты считали себя вполне здоровыми, т.е. не имели грубых органических неврологических, соматических расстройств и у соответствующих специалистов не наблюдались.
Была создана оригинальная анкета, состоящая из 45 вопросов, которая включала следующие разделы
- Общие сведения
- Вопросы об индивидуальном характере, частоте встречаемости, сопровождении головной боли [3]
- Вопросы о понятии ЗОЖ и здоровье у наших респондентов [4]
- Самооценка тревожности (шкала Цунга) [5]
- Визуальная аналоговая шкала самооценки головной боли
Среди наших респондентов 99 человек (66%) составили лица женского пола, остальные 51 человек (34%) – мужского. Большинство респондентов 90 человек (60%) являются учащимися школ и колледжей, 42 человека (28%) – студенты очных отделений ВУЗов. В течение дня все респонденты обучаются в учебных заведениях, а во второй половине дня выполняют домашнее задание.
Все наши респонденты были разделены на 2 группы, 1 группу (58 человек) составили респонденты, предъявляющие жалобы на головную боль, 2-ую группу – 92 человек – не предъявляющие жалобы на головную боль. Обе группы соответствовали друг другу по полу и возрасту. Мы сравнивали частоту встречаемости головной боли в этих группах в зависимости от успеваемости, уровня тревожности, образа жизни и др.
Результаты:
Жалобы на головную боль предъявляют 58 человек (38%) из общего числа опрошенных. 50 (86%) человек из них страдают головной болью от нескольких раз в месяц до нескольких раз в неделю. Больше половины опрошенных молодых людей, а именно 92 человека (62%) считают себя абсолютно здоровыми и головная боль их не беспокоит. Тем не менее, только 22 человека из них (14%) сталкиваются с головной болью крайне редко или вообще не сталкиваются. Остальные 70 человек (76%) всё же отмечают возникновение головной боли от нескольких раз в месяц до нескольких раз в неделю. Но на вопрос «страдаете ли вы головной болью?» дают отрицательный ответ. Т.о., головная боль беспокоит представителей обеих групп примерно одинаково часто, однако субъективное восприятие данного недуга очень различно, что добавляет дополнительную сложность в его анализе и оценке (Рис.1). Причем, чаще на головную боль жалуются представительницы женского пола 46 человек (79%), и 12 человек (21%) мужского. Во 2-й группе головная боль отмечается у 45 девушек (49%), у 24 юношей (26%). Это связано с большей эмоциональной лабильностью представительниц женского пола.
Средняя интенсивность цефалгии у лиц предъявляющих жалобы на головную боль составляет 4,3 балла, максимальная 7,2 балла по ВАШ. Чаще всего она сопровождается мельканием «мушек» перед глазами, потемнением в глазах, тошнотой, потерей аппетита, реже – появлением резких запахов, звуков, болью в животе или даже рвотой, а также другими проявлениями (Рис.2).
Среди тех, кто не жалуется на головную боль, свое здоровье как «хорошее» оценивают 55 человек (60%), 38% оценивают его удовлетворительным. Среди жалующихся на головную боль только 20% оценивают своё здоровье хорошим, 14% — находят здоровье плохим. (Рис.3) Это лишний раз доказывает субъективизм восприятия головной боли.
По результатам нашего опроса самым частым провоцирующим фактором является именно умственная нагрузка (у 60 респондентов, 41%) и эмоциональный стресс (у 57 респондентов, 39%), а также не последнюю роль играет физическая нагрузка (у 25 респондентов, 18%). Среди лиц, жалующихся на головную боль, почти половина опрошенных имеет средний балл 4 — 4.5, (46%), троечники и отличники жалуются на головную боль приблизительно одинаково. Стоит отметить, что среди лиц, не жалующихся на головную боль процентное соотношение по успеваемости такое же (Рис.4). Поэтому можно сделать вывод об отсутствии чёткой взаимосвязи головной боли и успеваемости у данной категории больных.Обращает на себя внимание, что 43% опрошенных в группе жалующихся на головную боль имеют тревожное расстройство, причем 4% средне-тяжелой степени. Среди лиц, не жалующихся на головную боль, тревожное расстройство легкой степени наблюдается в два раза реже (17%), чем в 1 группе (Рис.5). Полученные данные могут свидетельствовать о наличие четкой взаимосвязи между явлением головной боли и тревожными особенностями личности.
Касаясь образа жизни опрашиваемых, был задан вопрос, как часто используется телефон/компьютер/планшет, телевизор в повседневной жизни. Среди группы опрошенных, которые жалуются на головную боль, 39 человек – 75% постоянно контактируют с электронными устройствами, во второй группе – не предъявляющих жалобы на головную боль, постоянно контактирует с электронными устройствами несколько меньшее число опрошенных – 60 человек, что составило 64% (Рис.6).
Те, кто практически никак не контактируют ни с какими устройствами, таких 3 человека (1%), жалоб на головную боль не предъявляют, и если все же она возникает, то ее интенсивность в среднем составляет 1 балл по ВАШ и максимально достигает 3,5 баллов, что ниже чем у всех остальных. (Рис.7)
В настоящее время более половины опрошенных (85 человек, 57%) не смотрят телевизор или смотрят его менее 1 часа в сутки. Однако, среди тех, кто постоянно контактирует с электронными устройствами и смотрит телевизор более 3 часов в день (22 человека, 14,6%) более половины (12 человек) жалуются на головную боль.
Таким образом, выраженной зависимости головной боли от контакта с гаджетами не выявлено, но нельзя полностью исключить их влияние на возникновение и интенсивность цефалгии. Несмотря на то, что в современном обществе молодым людям, получающим очное образование, полностью исключить контакт с гаджетами не представляется возможным, регулировать эти взаимоотношения, режим работы и активного отдыха не только можно, но и нужно. Что далеко не всегда соблюдается и осознается молодыми людьми.
Среди наших респондентов, укачивание в транспорте отмечают 72% (48 человек) из 1 группы (жалующихся на головную боль), также факт укачивания в машине отмечают 50% (45 человек) из 2 группы. Всех пациентов в каждой группе мы условно разделили еще на 2 в зависимости от наличия в анамнезе укачивания в транспорте. Получилось 4 группы:
- жалобы на ГБ и укачивание в транспорте в анамнезе 1А 72%
- жалобы на ГБ, нет укачивания в транспорте в анамнезе 1Б 28%
- нет жалоб на ГБ, укачивание в транспорте в анамнезе 2А 48%
- ет жалоб на головную боль, нет укачивания в транспорте 2Б 52% (рис. 8)
Опрошенные, предъявляющие жалобы на головную боль и отмечающие факт укачивания в транспорте, 1А подгруппа, значительно преобладают над подгруппой 1Б. Почти все указывают умственную или эмоциональную нагрузку в качестве причины головной боли в подгруппе 1А. Респонденты, которых не укачивало в транспорте, но которые предъявляют жалобы на головную боль (1Б подгруппа) указывают, что их недуг возникает в большинстве случаев самопроизвольно, не имея связи с чем-либо. Частота возникновения и интенсивность цефалгии примерно одинакова в обеих подгруппах 1А и 1Б. Рассмотрев тех, кто не предъявляет жалоб на головную боль, выяснено, что большинство все же отмечают цефалгию от нескольких раз в неделю до нескольких раз в месяц в обеих подгруппах, между 2А и 2Б нет существенной разницы по частоте возникновения головной боли, интенсивности, провоцирующим факторам. Таким образом, существует положительная зависимость между анамнестическим фактором укачивания в транспорте и частоте встречаемости жалоб на головную боль, (однако ее характер по данным нашего опроса установить было затруднительно). У лиц, которых головная боль не беспокоит, подобной зависимости не прослеживается.
Что бы справиться с головной болью, большинству респондентов среди всех опрошенных (90 человек, 60%) достаточно отдохнуть, выспаться. Также для уменьшения головной боли, самыми популярными ответами являются: соблюдение режима труда и отдыха, пребывание на свежем воздухе, регулярное занятие умеренной физической нагрузкой и постоянный отказ от вредных привычек. Однако, половина респондентов 76 человек – 50,6% также принимают обезболивающие препараты для устранения головной боли, а 26 человек – 17% делают это регулярно. Все респонденты считали себя вполне здоровыми людьми и к специалистам не обращались. Из этого следует, что процент «самолечения» опрашиваемых достаточно высок.
Выводы:
- Cреди обучающихся лиц молодого возраста абсолютное большинство опрошенных испытывают головную боль, как минимум раз в месяц и чаще, но жалобы на головную боль предъявляют лишь 38% процентов из них, что свидетельствует о субъективном восприятии данного недуга, что добавляет дополнительную сложность в его анализе и оценке. Кроме того, цефалгия чаще встречается у лиц женского пола, что связано с большей эмоциональной лабильностью представительниц женского пола.
- Наиболее часто провокаторами головной боли является умственная нагрузка, стресс, а также физическая нагрузка.
- Чаще всего головная боль у обучающихся лиц молодого возраста сопровождается вегетативными проявлениями (потемнением в глазах, мельканием «мушек» перед глазами, появлением тошноты, потери аппетита), в реже болью в животе, рвотой и др.
Четкая взаимосвязь между частотой и интенсивностью головной боли и успеваемостью у лиц молодого возраста отсутствует.
У большинства лиц, жалующихся на головную болью, наблюдалось укачивание в транспорте в анамнезе, поэтому наличие пароксизмальных расстройств детского возраста (в частности, укачивание в транспорте) является одним из факторов риска развития головной боли. - Для борьбы с головной болью, многие молодые люди ложатся отдохнуть, выходят на свежий воздух и применяют другие немедикаментозные средства. Однако 50% опрошенных принимает обезболивающие препараты при возникновении головной боли, а 17% делают это регулярно, тем самым не оказывая никакого влияния на факторы риска, занимаются симптоматическим самолечением.
- Более половины молодого населения теоретически знает о факторах риска, а также осознаёт значимость ведения здорового образа жизни. Но практически никто из них не осознает взаимосвязь головной боли с чрезмерным режимом использования электронных устройств, не более 30% лиц молодого возраста соблюдают элементы здорового образа жизни, рациональный режим дня, труда и отдыха, но не обращаются за квалифицированной медицинской помощью к специалистам.
Т.к., коморбидное сопровождение значительно затрудняет диагностику головной боли и тактику терапии, что особенно выявляется в среднем и пожилом возрасте, необходимо своевременно оценивать характер головной боли, особенность ее протекания, интенсивность, наличие факторов риска у еще молодых пациентов, чтобы правильно оценить характер цефалгии у них в будущем и предотвратить снижение качества жизни больных. Учитывая, что многие мероприятия направленные на устранение факторов риска не только не соблюдаются, но и не кажутся необходимыми, а также высокий процент симптоматического «самолечения» и отсутствие осознанной осведомленности о факторах риска головной боли среди молодого населения, необходимо вести широкую просветительскую и профилактическую работу с данными группами населения.
Источник
Èçó÷åíèå ðàñïðîñòðàíåííîñòè è ñòðóêòóðû îïðåäåëåííûõ ôîðì ãîëîâíîé áîëè ñðåäè øêîëüíèêîâ è ñòóäåíòîâ â âîçðàñòå 15-25 ëåò. Óñòðàíåíèå ïðè÷èí è ïðîôèëàêòèêà âûñîêîé çàáîëåâàåìîñòè ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ è ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåãðóçîê â ó÷åáíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Âñòðå÷àåìîñòü è ïðè÷èíû ãîëîâíîé áîëè ó øêîëüíèêîâ è ñòóäåíòîâ
Î.Þ. Äîêó÷àåâà
Âîðîíåæñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò
Ðåçþìå
Ãîëîâíàÿ áîëü — ñèìïòîì, ñ êîòîðûì â íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àåòñÿ ïî÷òè êàæäûé ÷åëîâåê. Ñîâðåìåííûé ðèòì æèçíè äèêòóåò äîñòàòî÷íî ñëîæíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçìåðåííîãî è íåòîðîïëèâîãî ðàáî÷åãî èëè ó÷åáíîãî äíÿ. Ïîýòîìó âñå ÷àùå ïðîèñõîäèò «ïåðåãðóçêà» îðãàíèçìà: íàðóøåíèÿ öèêëà ñíà è áîäðñòâîâàíèÿ, ïèòàíèÿ, íåäîñòàòîê èëè ÷ðåçìåðíûå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêîé íàãðóçêîé. Íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî ëþáàÿ áîëü, â òîì ÷èñëå è ãîëîâíàÿ, ìîæåò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î ñåðüåçíûõ çàáîëåâàíèÿõ.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: ãîëîâíàÿ áîëü, øêîëüíèêè, ñòóäåíòû, ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèÿ, ôîðìû ãîëîâíîé áîëè.
O.Yu. Dokuchaeva
OCCURRENCE AND CAUSES OF HEADACHE IN SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS
Voronezh State Medical University after N.N. Burdenko
Summary: Headache is a symptom with which almost every person now occurs. The modern rhythm of life dictates rather complicated conditions for a measured and unhurried working or school day. Therefore, more and more often there is an «overload» of the body: disturbance of the cycle of sleep and wakefulness, nutrition, lack or excessive exercise. We must not forget that any pain, including headaches, can be indicative of serious diseases.
Keywords: headache, age, schoolchildren, students, prevalence of the disease, headache form.
Àêòóàëüíîñòü
Ãîëîâíàÿ áîëü — ñèìïòîì, ñ êîòîðûì â íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àåòñÿ ïî÷òè êàæäûé ÷åëîâåê. Ñîâðåìåííûé ðèòì æèçíè äèêòóåò äîñòàòî÷íî ñëîæíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçìåðåííîãî è íåòîðîïëèâîãî ðàáî÷åãî èëè ó÷åáíîãî äíÿ [1, 2]. Ïîýòîìó âñå ÷àùå ïðîèñõîäèò «ïåðåãðóçêà» îðãàíèçìà: íàðóøåíèÿ öèêëà ñíà è áîäðñòâîâàíèÿ, ïèòàíèÿ, íåäîñòàòîê èëè ÷ðåçìåðíûå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêîé íàãðóçêîé [4, 6]. Äàííàÿ ïðîáëåìà íîñèò ìóëüòèäèñöèïëèíàðíûé õàðàêòåð è çàòðàãèâàåò ìåäèöèíñêèå è ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèå àñïåêòû. Íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî ëþáàÿ áîëü, â òîì ÷èñëå è ãîëîâíàÿ, ìîæåò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î ñåðüåçíûõ çàáîëåâàíèÿõ [3, 5].
Öåëü èññëåäîâàíèÿ — èçó÷èòü ðàñïðîñòðàíåííîñòü è ñòðóêòóðó îïðåäåëåííûõ ôîðì ãîëîâíîé áîëè ñðåäè øêîëüíèêîâ è ñòóäåíòîâ â âîçðàñòå 15-25 ëåò.
Ìàòåðèàë è ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ
Ñ ïîìîùüþ òåñòîâ MIDAS — îöåíêà ñòåïåíè äåçàäàïòàöèè ïàöèåíòà, ñòðàäàþùåãî îò ìèãðåíè, («Migraine DisabilityAssessment Questionnaire»), ðàçðàáîòàííûé ïðîôåññîðîì R. Lipton è äîêòîðîì W. Stewart (ÑØÀ) ïðè ïîääåðæêå ôàðìàöåâòè÷åñêîé êîìïàíèè «Àñòðà Çåíåêà»,Headache (10 âîïðîñîâ), Kramar — (Âàëåðèé Âëàäèìèðîâè÷ Êðàìàð, íåâðîëîã ìàíóàëüíûé òåðàïåâò, ãëàâíûé âðà÷ êëèíèêè «Dr. Kramar», 7 âîïðîñîâ).
Ðåçóëüòàòû
Ïî òåñòîâîìó îïðîñó MIDAS èç 598 àíêåò 60,2% îïðîøåííûõ èìåþò (1 ñòåïåíü) ìàëóþ èíòåíñèâíîñòü áîëè, îòñóòñòâèå èëè ìèíèìàëüíîå ñíèæåíèå ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè, 29,8% — (2 ñòåïåíü) óìåðåííóþ èëè âûðàæåííóþ áîëü, íåçíà÷èòåëüíîå îãðàíè÷åíèå ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè, 8,85% — (3 ñòåïåíü) ñèëüíóþ áîëü, âûðàæåííîå îãðàíè÷åíèå ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè, 1,15% — (4 ñòåïåíü) ñèëüíóþ áîëü, çíà÷èòåëüíîå ñíèæåíèå ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè. Ñðåäè ëèö â âîçðàñòå 15-20 ëåò èç 209 àíêåò ïî òåñòîâîìó îïðîñó MIDAS — 53,7% èìåþò 1 ñòåïåíü ïîòðåáíîñòè â ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, 37,3% — 2 ñòåïåíü; 8,5% — 3 ñòåïåíü; 0,5% — 4 ñòåïåíü. Ñðåäè 20-25-ëåòíåãî âîçðàñòà èç 389 àíêåò ïî òåñòîâîìó îïðîñó MIDAS — 64,3% èìåþò 1 ñòåïåíü, 24,7% — 2 ñòåïåíü, 8,5% — 3 ñòåïåíü, 1,5% — 4 ñòåïåíü. Ïî òåñòîâîìó îïðîñó Kramar èç 598 àíêåò 36,0% îïðîøåííûõ èìåþò «ãîëîâíóþ áîëü íàïðÿæåíèÿ», 34,0% — «ýìîöèîíàëüíûå ïåðåãðóçêè», 17,0% — «ãèïåðòîíèÿ/ãèïîòîíèÿ»; 9,0%- «îñëàáëåííûé èììóíèòåò»; 4,0% — «ãîëîâíóþ áîëü âåñåëüÿ». Ñðåäè 15-20-ëåòíåãî âîçðàñòà ïî òåñòîâîìó îïðîñó Kramar èç 209 àíêåò 49,5% èìåþò «ýìîöèîíàëüíûå ïåðåãðóçêè»; 27,5% — «ãîëîâíóþ áîëü íàïðÿæåíèÿ», 10,0% — «îñëàáëåííûé èììóíèòåò», 10,0% — «ãèïåðòîíèÿ/ãèïîòîíèÿ», 3,0% — «ãîëîâíóþ áîëü âåñåëüÿ».
Ñðåäè 20-25 -ëåòíåãî âîçðàñòà ïî òåñòîâîìó îïðîñó Kramar èç 389 àíêåò 40,1% èìåþò «ãîëîâíóþ áîëü íàïðÿæåíèÿ», 25,9% — «ýìîöèîíàëüíûå ïåðåãðóçêè», 20,0% — «ãèïåðòîíèÿ/ãèïîòîíèÿ», 10,0% — «îñëàáëåííûé èììóíèòåò», 4,0% — «ãîëîâíóþ áîëü âåñåëüÿ».
Èç âûøå èçëîæåííîãî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî «ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ» çàíèìàåò ëèäèðóþùóþ ïîçèöèþ è âîçðàñòàåò íà 4,5% ñðåäè 20-25-ëåòíåãî âîçðàñòà ïî ñðàâíåíèþ ñ 15-20-ëåòíèì. Õàðàêòåðèñòèêà äàííîé ãîëîâíîé áîëè: òóïàÿ äàâÿùàÿ áîëü âîêðóã ãîëîâû, îñîáåííî â ëîáíîé îáëàñòè. Ñàìîå ñèëüíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàåò ñòðåññ è óñòàëîñòü. Íåîáõîäèìî âûäåëèòü òàêóþ ïåðâè÷íóþ ôîðìó ãîëîâíîé áîëè êàê ìèãðåíü. Ñèìïòîìû òàêîé ôîðìû: ïóëüñèðóþùàÿ áîëü, ÷àùå îäíîñòîðîííÿÿ; ïîâûøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê ñâåòó è çàïàõàì; òîøíîòà, ðâîòà; âîçìîæíî íàðóøåíèå çðåíèÿ, ñíèæåíèå îñòðîòû çðåíèÿ. Âîçäåéñòâèå îêàçûâàþò òàêèå òðèããåðû êàê ñòðåññ, ãîðìîíàëüíûå íàðóøåíèÿ, ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïîãîäíûì óñëîâèÿì (îñîáåííî ïîñëå òðàâì), ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, íåïîäõîäÿùèå äàííîìó òèïó ëþäåé. Ëå÷åáíûé ýôôåêò îêàçûâàþò àíàëüãåòèêè, ïðîòèâîðâîòíûå ñðåäñòâà è òðèïòàíû. Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî îñíîâíîé ïðîöåíò 4 ñòåïåíè ïî MIDAS ñîñòàâëÿåò ãðóïïà ëèö 20-25-ëåòíåãî âîçðàñòà.  äàííûé ïåðèîä íåîáõîäèìî îñîáî âíèìàòåëüíî îòíîñèòüñÿ ê ïåðåñòðîéêàì, àäàïòàöèè îðãàíèçìà (2 ïîëîâîé ñêà÷îê — çàâåðøåíèå ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ âñåõ ñèñòåì) — ýòî ìîæåò áûòü èìåííî ïåðâè÷íîé ôîðìîé ãîëîâíîé áîëè — ìèãðåíü [7, 9], íî òàê æå è íà÷àëîì ðàçâèòèÿ îíêîëîãè÷åñêîé ïàòîëîãèè, ÷òî âàæíî âîâðåìÿ äèàãíîñòèðîâàòü è ëå÷èòü [8, 10, 11]. Âñå âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ â îðãàíèçìå ðåäêî ïðîõîäÿò áåç ãîëîâíîé áîëè (ñèíóñèò, ôàðèíãèò, ãàéìîðèò è ò.ä.).
Áîëü â îñíîâíîì ëîêàëèçóåòñÿ âîêðóã íîñà è ãëàç, ñîïðîâîæäàåòñÿ ðèíèòîì è ëèõîðàäêîé. Äëÿ ýòîé ôîðìû âàæíîå ïðîôèëàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå èìååò ñàíàöèÿ, ïðîìûâàíèå ïàçóõ, ìîæíî èñïîëüçîâàòü àïïàðàò «Êóêóøêà», à òàêæå ïðèíÿòèå ÍÏÂÑ (íóðîôåí). Íàèáîëåå ìåíüøèé ïðîöåíò çàíèìàåò êëàñòåðíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü: ÷àùå òàêèå áîëè âîçíèêàþò ó ìóæ÷èí. Ãèïîòàëàìóñ — çàâèñèìàÿ ãîëîâíàÿ áîëü: ÷óâñòâî «ïðîíèêíîâåíèÿ» çà ãëàçíîå ÿáëîêî, ðåçü è áîëü â ãëàçàõ (÷àùå îäíîñòîðîííèé ïðîöåññ), âîçíèêàåò åæåäíåâíî â îäíî è òî æå âðåìÿ â òå÷åíèå 3-6 íåäåëü. Ðåìèññèÿ íàñòóïàåò íà 2 ìåñÿöà — ïîñëå ÷åãî, ñèìïòîìû âîçâðàùàþòñÿ âíîâü. Ñïðîâîöèðîâàòü ïåðâûé ñèíäðîì ìîãóò òðèããåðû: àëêîãîëü, êóðåíèå, ïîâûøåíèå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè â âèäå ïîäíÿòèÿ òÿæåñòè. Ëå÷åíèå äàííîé áîëè — ýòî «áëîêèðîâàíèå» íåðâà îñîáåííî â çàäíåé ÷àñòè ãîëîâû, òðèïòàíû, ìåëàòîíèí — ïðèíÿòèå ñîëíå÷íûõ âàíí. Ó æåíùèí âûäåëÿåòñÿ «ìåíñòðóàëüíàÿ» ãîëîâíàÿ áîëü — ìíîãèå äåâóøêè ïðèíèìàþò àíàëüãåòèêè, ÍÏÂÑ â òå÷åíèå âñåãî ïåðèîäà ÏÌÑ, ÷òî îêàçûâàåò âðåäíîå âîçäåéñòâèå íà âåñü îðãàíèçì â öåëîì, òåì ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèåì àíàëüãåòèêà èëè ÍÏÂÑ çà 1 — 2 äíÿ äî íà÷àëà ÏÌÑ, ÷òî îêàæåò áëîêèðóþùåå äåéñòâèå áîëè íà ïîñëåäóþùèå äíè, ïîýòîìó î÷åíü âàæíî äåâóøêàì ñëåäèòü çà ñâîèì ìåíñòðóàëüíûì öèêëîì. Ñðåäè 15-25-ëåòíåãî âîçðàñòà âûäåëÿåòñÿ íåéðîöèðêóëÿòîðíàÿ äèñòîíèÿ, à â âîçðàñòíîé ãðóïïå 20-25 ëåò âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå, ÷åì ñðåäè 15-20-ëåòíåãî.
Âûâîäû
1. Ïî äàííûì ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ ãîëîâíûå áîëè âûÿâëåíû ó 497 ÷åëîâåê (83,1%). Íàèáîëåå ÷àñòûì âàðèàíòîì ãîëîâíîé áîëè ó ïîäðîñòêîâ-øêîëüíèêîâ ã. Âîðîíåæà ÿâëÿåòñÿ «ýìîöèîíàëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü» è ñîñòàâëÿåò 49,5%, â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå îò 15 äî 25 ëåò ëèäèðóþùåå ìåñòî çàíèìàåò ãîëîâíàÿ áîëü íàïðÿæåíèÿ è ñîñòàâëÿåò 43,1% ó÷àùèõñÿ øêîëüíèêîâ è ñòóäåíòîâ.
2. Îïðåäåëåííóþ ãðóïïó ñðåäè øêîëüíèêîâ è ñòóäåíòîâ çàíèìàþò äåòè ñ îñëàáëåííûì èììóíèòåòîì. Ñ âîçðàñòîì ó íèõ áóäóò óâåëè÷èâàòüñÿ õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, ÷òî áóäåò âëèÿòü íà êà÷åñòâî æèçíè, òàê êàê ãîëîâíàÿ áîëü áóäåò çàíèìàòü íåîòúåìëåìóþ åå ÷àñòü. Ñëåäèòü çà èììóíèòåòîì âàæíî è äëÿ îöåíêè ñàìûõ ðàííèõ ñòàäèé îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Òàêèì îáðàçîì, 9-10% äåòåé óæå âõîäÿò â ãðóïïó ðèñêà äàííîé íîçîîëîãèè.
3. Âðà÷è-ïåäèàòðû, íåâðîëîãè, ïñèõîëîãè, ðàáîòàþùèå â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ, ïðè ïðîâåäåíèè äèôôåðåíöèàëüíîãî äèàãíîçà ãîëîâíîé áîëè ó øêîëüíèêîâ è ñòóäåíòîâ äîëæíû ó÷èòûâàòü âûñîêóþ çàáîëåâàåìîñòü ãîëîâíîé áîëè íàïðÿæåíèÿ è ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåãðóçîê â ó÷åáíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ïî âîçìîæíîñòè îñóùåñòâëÿòü èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä è ñëåäèòü â äèíàìèêå çà ñîñòîÿíèåì çäîðîâüÿ áóäóùåãî ïîêîëåíèÿ.
ãîëîâíàÿ áîëü øêîëüíèê ñòóäåíò
Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà
1. Áàðàíîâ Ð.Ë. Àëãîðèòìèçàöèÿ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ âåðòåáðàëüíî-áàçèëÿðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè íà îñíîâå àíàëèçà êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ/Ð.Ë. Áàðàíîâ, Î.Â. Ðîäèîíîâ, Â.Ì. Ôðîëîâ//Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. 2010. Ò. 9. ¹ 1. Ñ. 153-156.
2. Áàðàíîâ Ð.Ë. Âûÿâëåíèå ïàòîëîãèè â øåéíîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà íà îñíîâå íåéðîñåòåâîãî ìîäåëèðîâàíèÿ/Ð.Ë. Áàðàíîâ//Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. 2011. Ò. 10. ¹ 1. Ñ. 219-222.
3. Âåéí À.Ì., Êîëîñîâà Î.À. Ãîëîâíàÿ áîëü (êëàññèôèêàöèÿ, êëèíèêà, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå). — Ì.: Ìåäèöèíà, 1994. — 162 ñ.
4. Âøèâêèíà Ã.À. Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà è èíòåãðàòèâíî-âîññòàíîâèòåëüíàÿ òåðàïèÿ ãîëîâíîé áîëè äåòåé è ïîäðîñòêîâ: Àâòîðåô. äèññ…. êàíä. ìåä. íàóê. — Í.Íîâãîðîä, 2004. — 14 ñ.
5. Åñàóëåíêî È.Ý. Ìîíèòîðèíã çäîðîâüÿ ó÷àùåéñÿ ìîëîäåæè íà îñíîâå êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé/È.Ý. Åñàóëåíêî, Ò.Í. Ïåòðîâà, Î.Â. Ñóäàêîâ//Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. 2014. Ò. 13. ¹ 2. Ñ. 483-487.
6. Ïåòðîâà Ò.Í. Àíàëèç ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé ãîðîäà Âîðîíåæà/Ò.Í. Ïåòðîâà, Î.Â. Ñóäàêîâ//Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. 2012. Ò. 11. ¹ 1. Ñ. 217-221.
7. Ïåòðîâà Ò.Í. Êîìïëåêñíûé ïîäõîä ê îöåíêå ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ ñòóäåíòîâ ìåäèöèíñêîãî âóçà/Ò.Í. Ïåòðîâà, Î.Â. Ñóäàêîâ//Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. 2012. Ò. 11. ¹ 1. Ñ. 121-128.
8. Ñóäàêîâ Î.Â. Àíàëèç ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé ã. Âîðîíåæ/Î.Â. Ñóäàêîâ, Ò.Í. Ïåòðîâà//Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. -Âîðîíåæ, 2012. -Ò. 11, ¹ 1. -Ñ. 217-221.
9. Ýôôåêòèâíîñòü ïðèìåíåíèÿ âàêóóìíî-ìåìáðàííîãî ìûøå÷íî-ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ â êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè ñèíäðîìà áîëè â íèæíèõ îòäåëàõ ñïèíû/Í.Þ. Àëåêñååâ, Þ.Í. Àëåêñååâ, Í.Þ. Êóçüìåíêî, Ý.Â. Ìèíàêîâ//Ïðàêòè÷åñêàÿ ìåäèöèíà. 2011. ¹ 3-1 (50). Ñ. 56
10. Alexeev Yu., Alexeeva N.V., Alexeev N.Yu., Alexeeva N.Yu., Alexeev P.Yu./International Journal on Immunorehabilitation. 1998. ¹ 8. Ñ. 165.
11. Alekseev N.Yu. Estimation of adaptable possibilities of medical students based on climatic factors / Alekseev N.Yu., Sudakov O.V., Kuzmenko N.Yu., Fursova E.A., Sviridova T.N. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2017. Ò. 8. ¹ 2. Ñ. 2693-2697.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник