Пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О происхождении Понтия Пилата сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э. оставив эту должность в начале 36 года н.э.

Относительно длительный срок его правления, по-видимому, должен свидетельствовать о его компетентности. Вместе с тем, по свидетельству Филона Александрийского, правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным; он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и изображениями и использовав средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Его правление закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды, которые, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей. В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим, и это – последнее, что мы знаем о нем из достоверных источников.

Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой общественному спокойствию. Апологетические тенденции Евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, возможно, объясняются тем, что древние христиане хотели подчеркнуть ответственность за смерть Иисуса евреев. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с приговором синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом Евангелиях (Лк 23:13-25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толпы.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах.

Кто такой Понтий Пилат?

Понтий Пилат является прежде всего историческим лицом. Не думаю, что нам сейчас так уж значимо, был ли он прокуратором или префектом (этот вопрос скорее интересен историкам), важно скорее то, что во время правления Понтия Пилата провинцией Иудеи произошли события, которые нашли отражения во многих художественных, исторических и религиозных книгах, документах и т.д.

Понтий Пилат, согласно историческим свидетельствованиям, отличался жестокостью и особой «любовью» к интригам. Тем интересней то, что он не хотел отдавать приказ о распятии Иисуса Христа. Отношение Булгакова к Понтию Пилату, выраженное в книге «Мастер и Маргарита» отражает то, как стали относится к прокуратору Иудеи со временем во многих странах, которым близки те события.

Исторически же, Понтий Пилат являлся правителем провинции Иудея, подчинялся напрямую римскому наместнику (Сирийскому), был так сказать управляющим провинции, в его подчинении находились воинские подразделения и фискальные службы и т.д.

Понтий Пилат построил водопровод в Иерусалиме. Однако в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев. вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Понтий Пилат в христианской традиции

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки »). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия ) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Имя Понтия Пилата — одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры. «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого ». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате » — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Источники: www.peoples.ru, www.bolshoyvopros.ru, ru.rfwiki.org

Source: www.objectiv-x.ru