Сестринский процесс при головной боли напряжения

Мигрень – заболевание проходящее с приступами сильнейшей боли, нарушением зрения, светобоязнью, реакцией на резкие звуки, тошнотой до рвоты.

Приступы мигрени отличаются от проявлений классической головной боли. Она имеет нарастающий характер, появляться с одной стороны черепа.

Во время планирования сестринской помощи при мигрени необходимо учитывать всю специфику протекания заболевания, а также состояние больного.

Сестринское дело

Медсестра разрабатывает шаги для улучшения состояния пациента.

Желание уменьшить боль – основная причина обращения человека за помощью к врачу специалисту. В лучшем случае полностью избавиться от неё.

Основные задачи медицинского ухода:

  • создание комфортных условий пребывания в лечебном учреждении,
  • восстановление после проявления мигрени,
  • уменьшение негативного влияния во время болезненных ощущений.

Определение целей сестринского ухода

Основная цель плана ухода за больным – решение его проблем.

Дискомфорт от головной боли – большая проблема для человека. Медицинской сестре необходимо помочь больному пережить её. Также восстановить эмоциональное состояние, избежать развития депрессии.

Вначале проводят анализ проблем, которые уже существуют. Следующий шаг – разработка лечения совместно с врачом специалистом.

Основные проблемы при приступе мигрени:

  • головная боль и дискомфорт,
  • светобоязнь,
  • невозможность найти комфортное положение тела,
  • реакция на запахи,
  • реакция на звуки,
  • бессонница,
  • нехватка воздуха,
  • беспокойство,
  • приступы тошноты,
  • рвота,
  • нарушение зрения,
  • субфебрильная температура,
  • продолжительность приступа.

При сестринском уходе главная задача – минимизировать внешние раздражители

Первичная оценка боли

Для медсестры важно провести правильную оценку состояния. Тогда пациент получит своевременное и наиболее эффективное лечение.

Все имеют свой болевой порог, переносят приступ по-разному.

Основным методом оценки болевых ощущений является:

  • описание ощущений самим пациентом,
  • выявление возможных причин,
  • анализ наблюдения за реакцией человека на боль.

Необходимо установить локализацию боли. Собрать сестринский анамнез:

  • возможная причина и время появления мигрени,
  • длительность
  • что способствует усилению или ослаблению проявлений.

Выделают несколько способов оценки, которые помогут улучшить сестринское вмешательство:

  • вербальная шкала для определения интенсивности болевых ощущений (от 0 до 4 баллов) – помогает определить, отсутствуют в состоянии покоя болевые ощущения или нет,
  • простейшие линейки со шкалой от 0 (нет) до 10 (непереносимая боль) – получаем информацию не вербально,
  • визуальная таблица оценки (удобна для детей),
  • таблица градации и характеристики болей – даёт более полное описание ощущений,
  • карты самооценки болевых ощущений,
  • информация о предыдущих состояниях.

Медицинская сестра выполняет назначения врача

Изменения в поведении указывающие на проявления мигрени:

  • пациент побледнел,
  • участилось дыхание,
  • поднимается артериальное давление,
  • усилилось потоотделение,
  • слышен скрежет зубами,
  • больной закусывает губу,
  • морщит лоб,
  • плачет или стонет,
  • отказывается от еды,
  • принимает вынужденное положение.

Наблюдение за состоянием больного, правильная оценка болевых ощущений помогает разработать назначения врачам для эффективного лечения, оказания своевременной помощи.

Сестринские вмешательства

Все сестринские вмешательства и лечение выполняются после получения необходимой информации от врача.

Основные задачи ухода:

  • обеспечить больному физический и психический покой,
  • провести лекарственную терапию для купирования приступа мигрени (анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, препараты спорыньи, группа триптанов),
  • устранить зрительные, слуховые раздражители (затемнение помещения, покой),
  • оказать помощь при приступах тошноты или рвоты (снять зубные протезы, повернуть голову набок),
  • сделать лёгкий массаж шеи или затылка (с ментоловым карандашом),
  • поставить горчичники к стопам или икроножным мышцам, тёплые ванны для рук, ног (можно горячие),
  • провести тугое перевязывание головы,
  • сделать горячие или холодные компрессы,
  • гарантировать питание в соответствии с потребностями человека (более крепкий чай или кофе).

Во время ремиссии назначают физиотерапию, акупунктуру, техники расслабления, снятия напряжения, гипноз.

Оценка результатов сестринского вмешательства

Анализ работы медицинской сестры помогает оценить результаты лечения и ухода.

Основным критерием оценки является ответ на вопрос – решилась ли проблема пациента. Анализируется степень правильности разработанных шагов, их эффективность.

Для оценивания используют:

  • шкалу характеристик ослабления (от А до Д) – показывает уменьшение боли до терпимой или полное исчезновение,
  • шкалу успокоения (от 0 до 4) – показывает эффективность лечения препаратами.

Необходимо провести разъяснительную работу по профилактики мигрени с её осложнениями. Научить оказывать помощь себе самостоятельно. Помочь человеку привыкнуть к новому образу жизни.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Источник

Профилактика.

· Каждая девочка потенциально должна рассматриваться как будущая мать, поэтому чтобы избежать предшествующей сенсибилизации, играющей большую роль в возникновении ГБН, рекомендуется проводить гемотрансфузии только по жизненным показаниям.

· Необходимо постоянно проводить разъяснительную работу с женщинами о вреде аборта (особенно при первой беременности).

· Родильницам, имеющим резус-отрицательную принадлежность крови, в первый день после родов или аборта следует вводить антирезус-иммуноглобулин.

· Беременным женщинам с высоким титром резус-антител на 16-32 неделе необходимо 2-3-хкратно провести плазмоферез.

· Родоразрешение беременных женщин с высоким титром резус-антител необходимо проводить на 38-39 неделе беременности (путем кесарева сечения).

Возможные проблемы пациента:

  • Расстройство дыхания.
  • Нарушение сердечной деятельности.
  • Геморрагический синдром.
  • Отек тканей, скопление жидкости в полостях.
  • Нарушение процессов терморегуляции.
  • Психо-вегетативные расстройства, отставание в психомоторном развитии, поражение ЦНС.
  • Развитие фоновых заболеваний, иммунопатологических реакций, хронических заболеваний гепатобилиарной системы и т.д.
  • Угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • Тревога за ребенка.
  • Трудность осознания и адекватной оценки случившегося.
  • Неуверенность в благополучном исходе.
  • Чувство вины перед ребенком.
  • Преждевременное горевание.
  • Высокий риск развития ситуационного кризиса в семье.

Сестринские вмешательства:

  1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах развития заболевания, особенностях течения и лечения, возможном прогнозе.
  2. Поддержать родителей на всех стадиях развития заболевания.
  3. Обеспечить ребенку комфортные условия в палате (по возможности, в стерильном боксе), создать возвышенное положение в кроватке, бережно выполнять все манипуляции, как можно меньше тревожить его, обращаться с большой осторожностью.
  4. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате, соблюдать асептику и антисептику при уходе (профилактика внутрибольничной инфекции).
  5. Взаимодействовать в бригаде, помогать врачу при проведении процедуры заменного переливания крови.
  6. Осуществлять мониторинг ребенка и медицинское документирование сестринского процесса: контроль состояния, характер дыхания, ЧДД, ЧСС, АД, изменение окраски кожных покровов, наличие высыпаний, судорог, срыгивания, рвоты, изменение цвета мочи, характер стула.
  7. Регулярно проводить забор материала для лабораторных скрининг программ с целью контроля показателей (уровня гемоглобина, непрямого билирубина).
  8. Учитывать объем и состав получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия).
  9. Проводить по назначению врача фототерапию. Своевременно выявлять осложнения фототерапии (повышение То тела, диарея, аллергическая сыпь, синдром «бронзового» ребенка) и сообщать врачу.
  10. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его состоянием, желтухой, уровнем билирубина в крови. Ритм кормлений и паузы между ними должны чередоваться со временем проведения фототерапии.
  11. Обучить родителей особенностям ухода за ребенком в домашних условиях. Уделить внимание рациональному и сбалансированному питанию кормящей матери, убедить ее, как можно дольше сохранить грудное вскармливание. Проконсультировать по вопросам рационального вскармливания ребенка и подбору продуктов, богатых железом, белком, витаминами, микроэлементами (в первом полугодии – тертое яблоко, овощное пюре, яичный желток, овсяная и гречневая каши, во втором полугодии – мясное суфле, пюре из печени, свекла, кабачки, зеленый горошек, капуста, гранатовый и лимонный соки). Ограничить в рационе кормящей матери и ребенка облигатные аллергены для профилактики пищевой аллергии, диатезов и анемии.
  12. Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка. Помочь им правильно оценивать возможности ребенка, контролировать уровень интеллектуального развития, подбирать игрушки по возрасту, поощрять игровую деятельность.
  13. Рекомендовать регулярно проводить курсы массажа, лечебной физкультуры, закаливающие процедуры, ежедневно проводить гигиенические или лечебные ванны (чередовать).
  14. Рекомендовать родителям регулярное динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям, т.к. реабилитация после перенесенной ГБН должна быть длительной.

Контрольные вопросы:

  1. Что лежит в основе механизма патологического процесса развития фенилкетонурии?
  2. Каковы клинические проявления фенилкетонурии?
  3. Каковы основные принципы диетотерапии при фенилкетонурии?
  4. Какие методы диагностики применяются для раннего выявления фенилкетонурии?
  5. Что лежит в основе механизма патологического процесса при муковисцидозе?
  6. Каковы клинические проявления муковисцидоза?
  7. Какие методы диагностики применяются для раннего выявления муковисцидоза у новорожденных детей?
  8. Каковы основные принципы медикаментозного лечения муковисцидоза?
  9. Что такое гемолитическая болезнь новорожденного?
  10. Какие причины и факторы риска развития ГБН?
  11. Какие клинические признаки анемической формы заболевания?
  12. Какие клинические признаки желтушной формы заболевания?
  13. Какие клинические признаки отечной формы заболевания?
  14. Какие основные принципы лечения ГБН?
  15. Каков прогноз при ГБН в зависимости от формы заболевания?
  16. Можно ли прогнозировать развитие ГБН у новорожденного ребенка?

Источники информации:

· Учебник Ежовой Н.В., стр. 177-182.

· Учебник Святкиной К.А., стр. 73-75, 83-85.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.227-237,265-272.

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 23-27.

Опорный конспект лекции по теме:

Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 17450; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10332 — | 7634 — или читать все…

Читайте также:

Источник

План
лекции:

  1. Классификация
    боли

  2. Виды
    болей при раке и причины их возникновения.

  3. Оценка
    боли.

  4. Лекарственная
    терапия для устранения боли.

  5. Психологические
    проблемы медицинского персонала.

Международная
ассоциация по изучению боли дает
следующее определение: боль представляет
собой неприятное сенсорное и эмоциональное
переживание, связанное с имеющимися
или возможными повреждениями тканей.
Боль всегда субъективна. Каждый человек
воспринимает ее через переживания,
связанные с получением какого-либо
повреждения в ранние годы его жизни.
Боль — тяжелое ощущение, это всегда
неприятное и потому эмоциональное
переживание. Восприятие боли зависит
от настроения больного и значения боли
для него. Степень ощущения боли является
результатом различных болевых порогов.
При низком болевом пороге человек
ощущает даже сравнительно слабую боль,
другие люди, имея высокий болевой порог,
воспринимают только сильные болевые
ощущения.

Болевой порог
снижают дискомфорт, бессонница, усталость,
тревога, страх, гнев, грусть, депрессия,
скука, психологическая изоляция,
социальная заброшенность Болевой порог
повышают сон, облегчение других симптомов,
сопереживание, понимание, творчество,
релаксация, уменьшение тревоги,
обезболивающие средства. Хронический
болевой синдром сопутствует практически
всем распространенным формам
злокачественных новообразований и
значительно отличается от острой боли
многообразием проявлений, обусловленных
постоянством и силой чувства боли.
Острая боль имеет разную продолжительность,
но длится не более 6 мес. Она прекращается
после заживления и имеет предсказуемое
окончание. Хроническая боль сохраняется
более продолжительное время (более 6
мес). Проявления хронического болевого
синдрома можно свести к таким признакам,
как нарушение сна, отсутствие аппетита,
отсутствие радости в жизни, замыкание
в болезни, изменение личности, усталость.
Проявлениями острого болевого синдрома
являются активность пациента, потливость,
одышка, тахикардия.

БОЛЬ — это
психофизиологическая реакция организма,
возникающая при сильном раздражении
чувствительных нервных окончаний,
заложенных в органах и тканях. Это самая
старая в эволюционном отношении защитная
реакция организма. Она сигнализирует
о неблагополучии и вызывает ответную
реакцию организма, направленную на
устранение причины боли. Боль является
одним из наиболее ранних симптомов
некоторых заболеваний

Классификация
боли

По локализации:

  • соматическую
    поверхностную (в случае повреждения
    кожных покровов),

  • соматическую
    глубокую (при повреждении костно-мышечной
    системы),

  • висцеральную
    (при повреждении внутренних органов).

По месту повреждения
структур нервной системы:

  • Боли,
    возникающие при повреждении периферических
    нервов, называют нейропатическими
    болями, а при повреждении структур ЦНС
    — центральными болями

При не совпадении
боли с местом повреждения выделяют:

  • проецируемую
    боль (например, при сдавлении спинномозговых
    корешков, боль проецируется в иннервируемые
    ими области тела).

  • отраженную
    боль (возникает вследствие повреждения
    внутренних органов и локализуется в
    отдаленных поверхностных участках
    тела. Иными словами, по отношению к
    кожной поверхности боль отражается на
    соответствующем дерматоме, например
    в виде зон Захарьина-Геда.)

По временным
характеристикам:

  • Острая
    боль — это новая, недавняя боль, неразрывно
    связанная с вызвавшим ее повреждением
    и, как правило, является симптомом
    какого-либо заболевания. Такая боль
    исчезает при устранении повреждения.

  • Хроническая
    боль часто приобретает статус
    самостоятельной болезни, продолжается
    длительный период времени даже после
    устранения причины, вызвавшей острую
    боль. Наиболее приемлемым сроком для
    оценки боли как хронической, считается
    ее продолжительность более 3 месяцев.

Боль, с которой
чаще всего сталкивается в своей практике
поликлинический врач:

  • головная
    боль (мигрень, пучковые или кластерные
    головные боли, хроническая пароксизмальная
    гемикрания и головные боли мышечного
    напряжения; вторичные или симптоматические
    — следствие перенесенной черепно-мозговой
    травмы, сосудистой патологии мозга,
    опухолей и т.д.).

  • боль,
    связанная с воспалением элементов
    опорно-двигательного аппарата (суставные
    боли, дискогенные радикулиты,
    миофасциальные боли, миалгии)

  • абдоминальные
    боли

  • лицевые
    боли

  • боль
    при травме (ушибы, вывихи)

  • боль
    при повреждениях кожи (ссадины, ожоги)

  • зубная
    боль и боль после стоматологических
    вмешательств

  • боль
    при стенокардии

  • менструальная
    боль

  • боль
    у онкологических больных

Виды болей при
раке и причины их возникновения.

Выделяют два типа
болей.

1. Ноцицептивная
боль вызвана раздражением нервных
окончаний.

Выделяют два ее
подтипа:

  • соматическую
    — возникает при поражении костей и
    суставов, спазме скелетных мышц,
    повреждении сухожилий и связок,
    прорастании кожи, подкожной клетчатки;

  • висцеральную
    — при повреждении тканей внутренних
    органов, перерастяжении полых органов
    и капсул паренхиматозных органов,
    повреждении серозных оболочек,
    гидротораксе, асците, запорах, кишечной
    непроходимости, сдавливании кровеносных
    и лимфатических сосудов.

2. Нейропатическая
боль вызвана дисфункцией нервных
окончаний. Она возникает при повреждении,
перевозбуждении периферических нервных
структур (нервных стволов и сплетений),
поражении центральной нервной системы
(головного и спинного мозга).

Оценка боли.

При оценке боли
определяют:

  • ее
    локализацию;

  • интенсивность
    и продолжительность (слабая, умеренная
    или сильная, нестерпимая, длительная
    боль);

  • характер
    (тупая, стреляющая, схваткообразная,
    ноющая, терзающая, утомительная);

  • факторы,
    способствующие ее появлению и усилению
    (что уменьшает боль, что ее провоцирует);

  • ее
    наличие в анамнезе (как пациент переносил
    подобную боль ранее).

Интенсивность
боли оценивают по двум методам.

1. Субъективный
метод — шкала вербальных оценок.
Интенсивность боли оценивает пациент,
исходя из ощущения:

  • 0
    баллов — боль отсутствует;

  • I
    балл — слабая боль;

  • 2
    балла — умеренная (средняя) боль;

  • 3
    балла — сильная боль;

  • 4
    балла — нестерпимая боль.

2. Визуально-аналоговая
шкала — линия, на левом конце которой
отмечено отсутствие боли (0 %), на правом
— нестерпимая боль (100 %). Больной отмечает
на шкале интенсивность ощущаемых им
симптомов до начала и на фоне проводимой
терапии:

  • 0
    % — боль отсутствует;

  • 0
    — 30% — слабая боль (соответствует 1
    баллу шкалы вербальных оценок);

  • 30
    — 60% — умеренная (2 балла шкалы вербальных
    оценок);

  • 60
    — 9 0% — сильная боль (3 балла шкалы
    вербальных оценок);

  • 90—100%
    — нестерпимая боль (4 балла шкалы
    вербальных оценок).

Также используют
специальные линейки со шкалой, по которой
оценивается сила боли в баллах. Пациент
отмечает на линейке точку, соответствующую
его ощущению боли. Для оценки интенсивности
боли может быть использована линейка
с изображением лиц, выражающих разные
эмоции. Применение подобных линеек дает
более объективную информацию об уровне
боли, чем фразы: «Я
не мoгy больше терпеть боль, ужасно
болит».

Лекарственная
терапия для устранения боли.

Медицинская
сестра играет большую роль в проведении
лекарственной терапии для устранения
боли. Очень важно, чтобы она понимала,
как действует то или иное болеутоляющее
средство. В этом случае медицинская
сестра совместно с пациентом может
проводить текущую оценку адекватности
обезболивания. Для проведения итоговой
оценки эффективности аналгезирующей
терапии необходимы объективные критерии.
Линейки и шкалы для определения
интенсивности боли могут служить одним
из критериев оценки боли. При раке
применяют традиционную трехступенчатую
лестницу фармакотерапии

Для устранения
боли используют ненаркотические
анальгетики (аспирин, парацетамол,
анальгин, баралгин, диклофенак, ибупрофен),
слабые опиаты (ненаркотические
анальгетики) (кодеин, дионин, трамал),
сильные опиаты (морфина гидрохлорид,
омнопон).

Существует
определенная опасность развития у
больного зависимости от наркотика.
Однако по данным ВОЗ в снятии боли
наркотическими анальгетиками чаще
всего нуждаются больные в терминальной
стадии заболевания (предагония, агония,
клиническая смерть), поэтому риск
развития зависимости несопоставим по
значимости с приносимым больному
облегчением. Эксперты ВОЗ считают, что
дозы морфина по мере развития толерантностиможно
увеличивать у больных раком почти
неограниченно. Для адекватного эффекта
большинству больных требуется разовая
доза морфина до 30 мг (I % раствора — 3 мл).
Но бывают случаи, когда
необходимы и, значительно, большие дозы.

Оптимальный путь
введения морфина — через рот. Его можно
назначать подкожно в виде разовых
инъекций каждые 4ч или и виде
непрерывных инфузий с помощью дозировочного
шприца, при этом канюлю располагают
центрально и вводят ниже ключицы на
передней поверхности грудной клетки.
В дозировочным шприц с морфином вводят
лекарственные средства: 0,9 % раствор
гидрохлорида натрия и церукал или другое
противорвотное средство. Побочными
действиями морфина могут быть тошнота,
сонливость (первые 2 — 3 суток больной
«загружается»),
запоры, сухость во рту. Не всегда
обоснованное опасение врачей — угнетение
дыхания при применении морфина. Боль
служит естественным стимулятором
дыхания, поэтому до тех пор, пока остается
боль, об угнетении дыхания не может быть
и речи. Вспомогательные лекарственные
средства используются с целью усиления
действия анальгетических средств,
облегчения мучительных симптомов
опухолевого роста, устранения побочных
эффектов анальгетиков.

1. Слабительные —
препараты сены, касторовое масло,
бисакодил, гутталакс, свечи с глицерином.

2. Противорвотные
— церукал, дроперидол, галоперидол.

3. Психотропные —
седативные (корвалол, валокордин,
настойки валерианы и пустырника);
снотворные (радедорм, барбитал);
транквилизаторы (диазепам, феназепан,
элениум); антидепрессанты (фамитриптилин,
азафен).

Помимо лекарственной
терапии, проводимой медсестрой по
назначению врача, существуют независимые
сестринские вмешательства, направленные
на снятие или уменьшение боли:

1) отвлечение
внимания;

2) изменения
положения тела;

3) применение холода
или тепла;

4) обучение пациента
различным методикам расслабления;

5) музыкотерапия
и искусство;

6) растирания или
легкое поглаживание болезненного
участка;

7) отвлекающая
деятельность (трудотерапия).

Такое комплексное
лечение хронического болевого синдрома
используется в хосписах, где пациента
обучают тому, как жить с болью, а не
только как ≪излечить≫
ее. Люди, обреченные жить, испытывая
хроническую боль, нуждаются именно в
таком уходе.

Психологические
проблемы медицинского персонала.Сестринский
персонал, оказывающий помощь умирающим
больным, находится в состоянии постоянного
эмоционального и физического напряжения.
Облегчая тягостные симптомы, уменьшая
страдания и боль, находясь рядом с
больным до последних минут его жизни и
видя смерть, медицинские сестры испытывают
следующие проблемы:

  • профессиональная
    и человеческая ответственность не
    только перед больным, но и перед его
    окружением;

  • ощущение
    собственной смертности;

  • восприятие
    и переживание собственной беспомощности;

  • стресс,
    постоянная утрата тех, за кем пришлось
    ухаживать.

В результате
медицинские сестры, как и весь медицинский
персонал, нуждаются в психологической
поддержке, чтобы сохранить эмоциональное
и физическое здоровье.

Психоэмоциональное
напряжение уменьшают:

  • хорошая
    организация работы;

  • создание
    атмосферы сотрудничества, поддержки
    и взаимопонимания между всеми членами
    коллектива;

  • наличие
    для медицинского персонала кабинетов
    психологической разгрузки.

Если заболеет тот,
кто ухаживает за другими, качество ухода
снизится. Поэтому все лица, ухаживающие
за больными, должны правильно питаться,
иметь личное время, включая перерывы в
работе по уходу, проводить какое-то
время с другими людьми и иметь достаточное
время для сна.

Вопросы для
самоподготовки

  1. Дайте
    определение термину «Боль».

  2. Назовите
    как классифицируют боль по:

  • локализации,

  • месту
    повреждения структур нервной системы,

  • при
    не совпадении боли с местом повреждения,

  • временным
    характеристикам.

  1. Назовите
    виды боли, с которой чаще всего
    сталкивается в своей практике
    поликлинический врач.

  2. Назовите
    виды болей
    при раке и причины их возникновения.

  3. Расскажите
    об оценке боли.

  4. Охарактеризуйте
    лекарственную терапию для устранения
    боли.

  5. Расскажите,
    какие проблемы могут у медицинского
    персонала при работе с тяжелобольными
    пациентами.

Литература

Основные источники:

Учебники

  1. Мухина С.А.
    Тарновская И.И. Теоретические основы
    сестринского дела: Учебник. – 2-е изд.,
    испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

  2. Мухина С. А. ,
    Тарновская И. И. «Практическое руководство
    к предмету «Основы сестринского дела»
    Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа»
    2008.

  3. Обуховец Т.П.,
    Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы
    сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс,
    2002. – (Медицина для вас).

  4. Основы сестринского
    дела: введение в предмет, сестринский
    процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. –
    М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому
    и фармацевтическому образованию, 2001.

  5. Островская И.В.,
    Широкова Н.В. Основы сестринского дела:
    Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дополнительные
источники:

  1. Сестринский
    процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ∕Под
    общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.:
    ГЭОТАР-МЕД, 2001.

  2. Шпирина А.И.,
    Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский
    процесс, универсальные потребности
    человека в здоровье и болезни ∕Уч.
    Пособие для преподавателей и студентов.
    М.; ВУНМЦ 2002.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник