Школа пациентов с головной болью

Школа пациентов с головной болью thumbnail

Часто мучают головные боли

Устали бороться с головной болью

В нашей Школе головной боли для пациентов могут участвовать все пациенты с
головной болью
напряжения, мигренью, медикаментозно-индуцированной головной болью и другими первичными
головными болями.

Специалисты
Расписание и темы
Условия
Статьи
Тестирование

Головная боль – частая жалоба, с которой пациенты обращаются к врачам различных специальностей. Примерно у 8 из 10 человек в общей популяции периодически возникают эпизоды головной боли, и это можно расценивать как вариант нормы, а около 50% людей испытывают головную боль систематически. Несмотря на это, многие люди, даже те кто страдает частыми головными болями, не всегда обращаются за помощью к врачам. Между тем адекватная диагностика и своевременное лечение в преобладающем большинстве случаев обеспечивают эффективную помощь этим больным.

С практической точки зрения диагностика конкретной формы головной боли — не простая задача. Известно, по крайней мере, около 300 различных заболеваний, которые могут быть причиной появления головной боли. Однако вторичные или симптоматические головные боли встречаются несопоставимо реже, чем первичные, которые по своему течению относятся к прогностически благоприятным заболеваниям. Основная задача врача состоит в умении распознать и вовремя выявить серьезные, потенциально опасные заболевания, которые проявляются головной болью. Это требует от врача знания, определенного опыта и навыков работы с этими больными.

Если Вас беспокоят частые головные боли Вы можете задать нам Ваши вопросы, также записаться бесплатно в нашу Школу головной боли для пациентов.

Часто встречающиеся в общей практике типы головных болей

Мигрень

Обычно эпизодическая, возникает у 12–16% общей популяции, соотношение мужчин и женщин 1:3

Головная боль напряжения (ГБН)

Обычно эпизодическая, время от времени возникает более чем у 80% людей; по крайней мере у 10% возникает часто, у 2–3% взрослых и иногда у детей может быть хронической, то есть наблюдаться большую часть времени

Пучковая (кластерная) головная боль (ПГБ)

Интенсивные и часто повторяющиеся, но кратковременные приступы головной боли, которыми страдают 3 из 1000 мужчин и 1 из 2000 женщин

Головная боль при избыточном применении лекарственных препаратов (лекарственно- индуцированная или абузусная головная боль)

Синдром хронической ежедневной головной боли, возникающий у 3% взрослых, соотношение женщин и мужчин 5:1; в детской и подростковой популяции встречается у 1%; этот тип цефалгии относится к вторичным формам головной боли и возникает как осложнение предшествующей первичной головной боли, обычно мигрени или головной боли напряжения.

К какому врачу следует обращаться с жалобой на головную боль?

В большинстве стран диагностикой и лечением головных болей занимаются врачи общей практики, неврологи, а также существуют врачи, специализирующие на введение больных с головными болями – цефалгологи.

Какие дополнительные методы исследования необходимы для точной постановки диагноза?

Для постановки точного диагноза, в некоторых случаях требуются дополнительные обследования, которые зависят от конкретного случая. План обследования может включать самые разнообразные методы, включая инструментальные, лабораторные (ЭЭГ, R-графия черепа, УЗДГ, РЭГ, методы нейровизуализации и др.) и консультации специалистов. В большинстве случаев обследование не требуется, основную роль играет клинический осмотр пациента специалистом, в который входят сбор жалоб и анамнеза заболевания, общий, неврологический осмотры. Необходимость дополнительного обследования определяется выявлением комплекса признаков, указывающих на возможность наличия серьезного заболевания, симптомом которого может быть нарастающая головная боль.

Обратная связь со школой головной боли

Условия участия пациентов

Для участия школе допускаются пациенты от 18 и до 60 лет.

Если Вы не знаете тип Вашей головной боли, Вы можете также прийти к нам в Школу головной боли,
где Вы сможете получить консультацию наших специалистов.

Записаться БЕСПЛАТНО по телефону 8 910 446 71 70

Звонки принимаются пн-сб 09.00 – 17.00

Пройти тестирование

Войти
Регистрация

Источник

Что делать, если болит голова? Как помочь себе самому? Какое лекарство является самым лучшим? Как обойтись без лекарств?

Ответы на эти и другие вопросы Вы можете получить, посетив БЕСПЛАТНУЮ Школу для пациентов по головной боли.

Записаться на школу.

Что представляет собой «Школа для пациентов по головной боли»?

«Школа для пациентов по головной боли» предназначена для людей, страдающих головной болью, а также тех, кто просто желает расширить свои знания о проблеме головной боли и современных возможностях её лечения.

«Школа для пациентов по головной боли представляет собой однодневное занятие продолжительностью 1,5 часа, которое ведут специалисты Центра головной боли кафедры нервных болезней Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова.

На школе вы узнаете, какие виды головной боли существуют, и какое это имеет значение для лечения, научитесь выявлять предшественники головной боли и предотвращать развитие приступов мигрени, узнаете о современных возможностях лечения головной боли, а также сможете получить ответы на все волнующие вас вопросы.

Школа проводится в рамках Международной кампании по оказанию помощи людям, страдающим от головной боли «Lifting the burden» и является абсолютно бесплатной для всех участников.

Школа предназначена для людей, страдающих головной болью и тех, кто просто желает расширить свои знания о проблеме головной боли и современных возможностях её лечения.

Эффективность правильного лечения головной боли может достигать 95% (по данным Международного Общества по головной боли). В то же время более 70% пациентов не удовлетворены результатом своего лечения в том числе из-за недостаточной информированности о причинах и механизмах, лежащих в основе головной боли, и заблуждений по поводу лечения.

Цель школы: избавление людей от страданий путем распространения знаний о проблеме головной боли и современных возможностях ее лечения.

В настоящее время в связи с повышением образовательного уровня населения расширились возможности повышения эффективности лечения. Научные исследования показывают, что образование пациента, т.е. обучение пациента распознаванию различных симптомов заболевания и способам их преодоления, повышает эффективность лечения болевых синдромов более чем на 35% даже без применения лекарств и другой медицинской помощи.

Чем лучше информирован пациент о причинах и механизмах имеющихся у него нарушений, а также о существующих возможностях лечения, тем больше его шансы справиться с болезнью.

Школы для пациентов по головной боли подтвердили свою высокую эффективность в США, Великобритании, Германии, Испании, Италии.

Школы для пациентов организованы кафедрой нервных болезней ФППОВ Московской Медицинской Академии им.И.М.Сеченова совместно с информационным порталом для врачей и пациентов «БОЛЬ» в рамках международной кампании «Lifting the burden» при поддержке Всемирного альянса головной боли и Европейской федерации боли.

Занятия проводит д.м.н. Данилов Алексей Борисович, член Российской и Международной Ассоциации по изучению боли.

«Школа для пациентов по головной боли» проводятся 1 раз в месяц. Информация о дате и времени проведения школ представлена на сайте Школы.

Количество участников школы ограничено. Для участия в Школе необходимо:

1. Зарегистрироваться

2. Заполнить анкету «Участник школы для пациентов по головной боли»

или записаться на школу по телефону и принести заполненную анкету с собой.

Телефон для записи на школу: 8 (905) 544-56-78

Адрес электронной почты: gb@paininfo.ru

Место проведения школы.

  • Анкета «Участник школы для пациентов по головной боли»
    В формате RTF

Для участия в школе приглашаются пациенты, их родственники, а также люди (студенты, учителя, врачи и др.), желающие расширить свои представления о проблеме и современных возможностях лечения головной боли.

Что представляет собой мигрень?

Школа пациентов с головной болью

Мигрень представляет собой головную боль пульсирующего характера, которая локализуется, как правило, с одной стороны. Характерные проявления мигрени.

Почему возникает головная боль напряжения?

Школа пациентов с головной болью

Раньше врачи считали, что этот тип головной боли возникает вследствиеизбыточного напряжения мышц. Однако оказалось, что механизм возникновенияГБН связан с…

Место проведения школы

г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 43

ЦКБ № 2 им. Н.А.Семашко ОАО «РЖД»

Реабилитационный корпус

Аудитория кафедры нервных болезней

Тел.: 8 (905) 544-56-78

Схема проезда.

Источник

(руководитель – доцент кафедры нервных болезней лечебного факультета М.В.Чурюканов)

В настоящее время Медицина боли выделяется в самостоятельный раздел клинической практики, требующей от врачей знаний о механизмах развития, особенностях интерпретации, методах терапии боли и практических навыков специализированного обследования (клинического и инструментального) пациента.

Предлагаемый образовательный курс содержит современную информация о практических методах работы с пациентами, страдающими болевыми синдромами, в нем отражены особенности клиники, диагностики и лечения различных типов боли в неврологии, ревматологии, онкологии, терапии, урологии, гинекологии, ряде других специальностей. Главной особенностью данного образовательного курса является его мультидисциплинарность. Студентам впервые будет представлена возможность всесторонне посмотреть на проблему боли в медицинской практике, узнать о подходах к правильной трактовке жалоб пациента на боль, особенностях проведения индивидуализированной и дифференцированной терапии болевых синдромов.

Программа обучения в Школе мастерства «Медицина боли» включает следующие разделы:

1. Введение. Общие вопросы Медицины боли, физиология и патофизиология боли, методология обследования пациента с болевым синдромом, принципы инструментальной диагностики в Медицине боли, фармакологические и нелекарственные методы лечения болевых синдромов.

2. Периферическая невропатическая боль (болевая диабетическая полиневропатия, постгерпетическая невралгия, туннельные невропатии и др.).

3. Центральная невропатическая боль (постинсультные боли, боли при рассеянном склерозе, травме спинного мозга и др.).

4. Боль в спине.

5. Головные боли (первичные, вторичные)

6. Лицевые боли (тригеминальная невралгия, миофасциальные боли и др.) 

7. Фибромиалгия 

8. Висцеральная боль

9. Болевой синдром при ревматических заболеваниях

10. Болевой синдром в онкологии

Занятия будут проводиться на базе Клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова при участии сотрудников специализированного отделения боли и заболеваний периферической нервной системы, лаборатории клинической неврологии и нейрофизиологии НИО неврологии НИЦ. В изучении курса возможно использование дистанционного образования и контроля знаний на базе платформы сайта Российского общества по изучению боли (РОИБ).

Студентам будет предоставлена возможность углубленного изучения и разработки заинтересовавшего их направления Школы.

Реализация данного курса на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова позволяет Университету вновь взять первенство, теперь и в новом развивающемся направлении Медицины боли, а для студентов предоставляет возможность получить уникальные знания и практические навыки в соответствии с последними тенденциями развития науки и практики в здравоохранении.

Школа Мастерства «Медицина боли»: итоги второго года

Второй учебный год, проведенный в школе мастерства под руководством доцента Максима Валерьевича Чурюканова, был продуктивным, насыщенным многочисленными встречами и событиями. Даже новички, пополнившие наши ряды в начале года, быстро влились в работу, чтобы научиться помогать людям, страдающим от боли.

М. В. Чурюканов сразу подчеркнул, что «особенностью данного образовательного курса является его мультидисциплинарность», и это в полной мере подтвердилось в ходе занятий. В этом году мы побывали в стенах центра паллиативной помощи онкологическим больным МНИОИ им. П. А. Герцена, где руководитель центра, профессор Г. Р. Абузарова рассказала о проблемах лечения боли у онкологических больных, как на этапе противоопухолевого лечения, так и у пациентов, получающих паллиативную терапию. Гузель Рафаиловна показала, как ведется работа в отделении. Очень полезными оказались встречи в РНЦХ им. академика Б. В. Петровского с профессором О. И. Загорулько и профессором Л. А. Медведевой, которые поделились своими знаниями и опытом в диагностике и лечении боли с использованием методов традиционной медицины и рефлексотерапии. По инициативе зав. кафедрой нервных болезней и нейрохирургии, профессора В. А. Парфенова, ассистент В. А. Головачева провела для Школы мастерства мастер-класс, познакомив нас с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии у пациентов с хронической болью.

Интересным, насыщенным и полезным для нас оказалось совместное заседание со Школой мастерства по терапии под руководством профессора Д. А. Напалкова, на котором мы обсудили проблему болей в грудной клетке, часто встречающихся в практике врачей разных специальностей. Интересно было сравнить взгляд невролога и терапевта на данную проблему: спорили, доказывали и многому научились друг у друга.

Благодаря поддержке ректора университета, член-корр. РАН, профессора П. В. Глыбочко, в мае мы во второй раз смогли принять участие в Российской научно-практической конференции с международным участием «Лечение боли: успехи и проблемы», которая в прошлом году проходила в Астрахани, а в этом — в «третьей столице России» Казани. Непреступные стены белокаменного казанского кремля пленяли своей величественностью, главная мечеть Татарстана – Кул-Шариф – и Благовещенский собор кремля поражали своей красотой, башня Сююмбике, окутанная легендами, завораживала, а «местный Арбат» — улица Баумана стала прекрасным местом для вечерних прогулок. Благодаря нашим ребятам Екатерине Ткачевой и Айрату Гумербаеву, нам посчастливилось побывать в Казанском государственном медицинском университете, узнать много нового о великих врачах, работавших в его стенах. Образовательная программа конференции была очень насыщенной: симпозиумы, пленарные и секционные заседания, круглые столы. Особенно полезным оказался конкурс молодых ученых.

По возвращении в Москву у нас состоялось заключительное заседание, на котором наш наставник Максим Валерьевич Чурюканов подвел итоги, высоко оценив работу Школы, и наметил дальнейшие планы. Он подчеркнул, что впервые в нашей стране студенты получили возможность осваивать практические аспекты работы с пациентами, страдающими хронической болью. Подготовка специалистов, владеющих такими навыками, станет основой развития медицины боли в России.

Источник

Школа пациентов с головной болью

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник