Уход за больным ребенком при головных болях

Уход за больным ребенком при головных болях thumbnail

Мигрень – заболевание проходящее с приступами сильнейшей боли, нарушением зрения, светобоязнью, реакцией на резкие звуки, тошнотой до рвоты.

Приступы мигрени отличаются от проявлений классической головной боли. Она имеет нарастающий характер, появляться с одной стороны черепа.

Во время планирования сестринской помощи при мигрени необходимо учитывать всю специфику протекания заболевания, а также состояние больного.

Сестринское дело

Медсестра разрабатывает шаги для улучшения состояния пациента.

Желание уменьшить боль – основная причина обращения человека за помощью к врачу специалисту. В лучшем случае полностью избавиться от неё.

Основные задачи медицинского ухода:

  • создание комфортных условий пребывания в лечебном учреждении,
  • восстановление после проявления мигрени,
  • уменьшение негативного влияния во время болезненных ощущений.

Определение целей сестринского ухода

Основная цель плана ухода за больным – решение его проблем.

Дискомфорт от головной боли – большая проблема для человека. Медицинской сестре необходимо помочь больному пережить её. Также восстановить эмоциональное состояние, избежать развития депрессии.

Вначале проводят анализ проблем, которые уже существуют. Следующий шаг – разработка лечения совместно с врачом специалистом.

Основные проблемы при приступе мигрени:

  • головная боль и дискомфорт,
  • светобоязнь,
  • невозможность найти комфортное положение тела,
  • реакция на запахи,
  • реакция на звуки,
  • бессонница,
  • нехватка воздуха,
  • беспокойство,
  • приступы тошноты,
  • рвота,
  • нарушение зрения,
  • субфебрильная температура,
  • продолжительность приступа.

При сестринском уходе главная задача – минимизировать внешние раздражители

Первичная оценка боли

Для медсестры важно провести правильную оценку состояния. Тогда пациент получит своевременное и наиболее эффективное лечение.

Все имеют свой болевой порог, переносят приступ по-разному.

Основным методом оценки болевых ощущений является:

  • описание ощущений самим пациентом,
  • выявление возможных причин,
  • анализ наблюдения за реакцией человека на боль.

Необходимо установить локализацию боли. Собрать сестринский анамнез:

  • возможная причина и время появления мигрени,
  • длительность
  • что способствует усилению или ослаблению проявлений.

Выделают несколько способов оценки, которые помогут улучшить сестринское вмешательство:

  • вербальная шкала для определения интенсивности болевых ощущений (от 0 до 4 баллов) – помогает определить, отсутствуют в состоянии покоя болевые ощущения или нет,
  • простейшие линейки со шкалой от 0 (нет) до 10 (непереносимая боль) – получаем информацию не вербально,
  • визуальная таблица оценки (удобна для детей),
  • таблица градации и характеристики болей – даёт более полное описание ощущений,
  • карты самооценки болевых ощущений,
  • информация о предыдущих состояниях.

Медицинская сестра выполняет назначения врача

Изменения в поведении указывающие на проявления мигрени:

  • пациент побледнел,
  • участилось дыхание,
  • поднимается артериальное давление,
  • усилилось потоотделение,
  • слышен скрежет зубами,
  • больной закусывает губу,
  • морщит лоб,
  • плачет или стонет,
  • отказывается от еды,
  • принимает вынужденное положение.

Наблюдение за состоянием больного, правильная оценка болевых ощущений помогает разработать назначения врачам для эффективного лечения, оказания своевременной помощи.

Сестринские вмешательства

Все сестринские вмешательства и лечение выполняются после получения необходимой информации от врача.

Основные задачи ухода:

  • обеспечить больному физический и психический покой,
  • провести лекарственную терапию для купирования приступа мигрени (анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, препараты спорыньи, группа триптанов),
  • устранить зрительные, слуховые раздражители (затемнение помещения, покой),
  • оказать помощь при приступах тошноты или рвоты (снять зубные протезы, повернуть голову набок),
  • сделать лёгкий массаж шеи или затылка (с ментоловым карандашом),
  • поставить горчичники к стопам или икроножным мышцам, тёплые ванны для рук, ног (можно горячие),
  • провести тугое перевязывание головы,
  • сделать горячие или холодные компрессы,
  • гарантировать питание в соответствии с потребностями человека (более крепкий чай или кофе).

Во время ремиссии назначают физиотерапию, акупунктуру, техники расслабления, снятия напряжения, гипноз.

Оценка результатов сестринского вмешательства

Анализ работы медицинской сестры помогает оценить результаты лечения и ухода.

Основным критерием оценки является ответ на вопрос – решилась ли проблема пациента. Анализируется степень правильности разработанных шагов, их эффективность.

Для оценивания используют:

  • шкалу характеристик ослабления (от А до Д) – показывает уменьшение боли до терпимой или полное исчезновение,
  • шкалу успокоения (от 0 до 4) – показывает эффективность лечения препаратами.

Необходимо провести разъяснительную работу по профилактики мигрени с её осложнениями. Научить оказывать помощь себе самостоятельно. Помочь человеку привыкнуть к новому образу жизни.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Источник

Правильный уход за больным ребенком наряду со строгим выполнением врачебных предписаний помогает своевременному и полному выздоровлению больного, предупреждает появление осложнений.

Прежде всего надо тщательно соблюдать правила гигиены, поддерживать чистоту в помещении. Температура воздуха в комнате, где находится больной, должна быть не выше 18—20 °С. Зимой чаще проветривайте помещение, а в теплое время держите окна постоянно открытыми. Только для детей грудного возраста температура воздуха может быть несколько выше (21—22 °С). Более высокая температура, которой иногда добиваются родители, устанавливая в комнате обогревательные приборы, плохо сказывается на состоянии малыша, мешает его выздоровлению.

В помещении необходимо ежедневно проводить влажную уборку. Постельное и нательное белье меняют по мере загрязнения, а если ребенок сильно потеет, то 2—3 раза в сутки. Одежда больного не должна стеснять его движений. Перед сном дневную одежду необходимо заменять на ночную рубашку из хлопчатобумажной ткани. Ежедневно утром и вечером необходимо мыть ребенку лицо, шею, руки, чистить зубы; полоскать рот следует после каждого приема пищи. За исключением случаев тяжелого состояния больного надо регулярно купать (не реже 1 раза в 5 дней).

Ребенку, находящемуся на постельном режиме, необходимо устроить удобную, чистую и теплую постель, придать возвышенное полулежачее положение. Время от времени меняйте положение маленьких детей в кроватке, чаще берите их на руки, не прижимая сильно к себе, чтобы не мешать свободному дыханию. Позаботьтесь о создании у ребенка положительного эмоционального тонуса, обеспечьте игрушками, почаще разговаривайте с ним, рассказывайте сказки, читайте книжки, окружите теплой, ласковой, сердечной атмосферой.

Лечебные процедуры и манипуляции надо выполнять осторожно, стараясь причинять малышу как можно меньше неприятных ощущений. В то же время иногда приходится проявлять некоторую настойчивость в выполнении назначенных врачом процедур, несмотря на негативное отношение к ним ребенка.

При уходе за заболевшим ребенком родителям рекомендуется вести краткий дневник, записывать в него температуру тела, основные жалобы, симптомы болезни, выполненные назначения и процедуры. Это поможет врачу, наблюдающему больного малыша, лучше оценить его состояние и наметить план лечения.

Измерение температуры тела у больного ребенка следует проводить утром после пробуждения (от 6.00 до 8.00) и вечером (от 17.00 до 18.00). Иногда по назначению врача температуру измеряют каждые 3—4 ч. Обычно детям измеряют температуру под мышкой, иногда — в паху или в прямой кишке (детям раннего возраста). Под мышкой и в паху термометр держат 10 мин, а прямой кишке 5 мин, при этом она обычно на 0,3—0,5 °С выше, чем при измерении под мышкой.

Читайте также:  Головная боль напряжения миорелаксанты

Закапывание лекарства в нос часто назначают детям при острых респираторных заболеваниях. Перед введением капель необходимо очистить нос. Старшие дети делают это самостоятельно, младшим очищают нос при помощи ватных жгутиков. Положите ребенка на спину, голову слегка поверните вправо, если лекарство будете вводить в правую ноздрю. Затем ладонь левой руки положите на лоб ребенка, фиксируя голову. Большим пальцем этой же руки приподнимите кончик носа и, стараясь не касаться пипеткой носа, закапывайте несколько капель лекарства таким образом, чтобы оно попало на слизистую оболочку наружной стенки носа. Через 1—2 мин лекарство закапывают в другую ноздрю, соблюдая те же правила.

Закапывание лекарства в ухо — достаточно распространенная медицинская манипуляция. Наружный слуховой проход необходимо предварительно очистить сухими ватными жгутиками, каплиподогреть до температуры тела. Ребенка укладывают на противоположный больному уху бок. Для выпрямления слухового прохода ушную раковину надо оттянуть кзади и кверху, после чего ввести несколько капель лекарства. Принятое положение малыш должен сохранять в течение 10—15 мин. Если назначены капли в оба уха, процедуру не рекомендуется проводить одновременно. Иногда после закапывания лекарства по совету врача на ухо ставится согревающий компресс.

Согревающий компресс на ухо ставится следующим образом. Кусок хлопчатобумажной ткани складывается вчетверо, в середине делается разрез по размеру уха ребенка, так же разрезается вощаная бумага, которая должна быть на 2—3 см шире ткани. Ткань надо смочить в теплой воде, отжать и приложить к коже вокруг уха (продеть в отверстие ушную раковину). Сверху кладут вощаную бумагу, затем все закрывают толстым слоем ваты и плотно фиксируют широким бинтом, обматывая его вокруг головы. Вместо воды можно использовать разведенный спирт (1:1), камфорное или подсолнечное (оливковое, кукурузное) масло. Компресс следует держать 3—4 ч. Ставить его на ночь нежелательно.

Горчичники чаще всего применяют при заболеваниях органом дыхания. Эта процедура вызывает расширение кровеносных сосудов, что уменьшает воспалительный процесс. Детям раннего возраста горчичники ставят через слой марли или льняной ткани только на неповрежденную кожу. Обычно используют аптечные горчичники. Предварительно следует тщательно осмотреть кожу ребенка, затем смочить сложенную вчетверо марлю или широкий бинт в теплом подсолнечном масле и приложить у телу ребенка, сверху плотно приложить подготовленные горчичники, зафиксировать их бинтом или полотенцем, ребенка тепло укрыть. Горчичники обычно держат 5—10 мин до появления легкого покраснения кожи. После того, как их снимут, кожу ребенка надо протереть теплой водой, насухо вытереть и смазать вазелином или кремом. Следите, чтобы горчичная пыль не попала на слизистые оболочки ребенка.

Горчичники можно приготовить в домашних условиях из сухой горчицы. Для этого берут по 1 столовой ложке горчицы и муки (пшеничной, картофельной), хорошо размешивают, добавляют немного воды и растительного масла до получения кашицеобразной массы. Полученную смесь наносят на ткань, края заворачивают на 1 см, покрывают сверху такой же тканью, чтобы горчица оказалась между тканевыми прокладками. Эти горчичники также держат 5—10 мин.

Ножные горчичные ванны обычно делают детям старше 1,5 лет. В ведро или другую глубокую емкость наливают теплую воду (37—40 °С) и профильтрованный раствор горчицы (из расчета 100 г горчицы на 10 л воды), опускают туда ноги ребенка и накрывают сверху одеялом. Периодически надо подливать горячую воду, поддерживая температуру на уровне 38—40 °С. Через 10—15 мин ноги ополаскивают, насухо вытирают, ребенку надевают чулки, укладывают его в кровать, тепло укрывают.

Горчичное обертывание рекомендуется детям более раннего возраста. Плотную (лучше бумазейную) пеленку смачивают в теплом растворе горчицы (2—3 столовые ложки на литр воды), хорошо размешанном и профильтрованном, затем отжимают. Ребенка обертывают пеленкой и тепло укрывают. Через 7—10 мин ее разворачивают, малыша тщательно обтирают теплой водой, вытирают насухо и одевают в согретую одежду.

Лечебная горчичная ванна проводится детям любого возраста по назначению врача. Для этого используется горчица из расчета 100 г на 10 л (ведро) воды. Температура воды в ванне должна быть постоянной — 38,5—39 °С, для этого периодически надо добавлять горячую воду. Длительность ванны 5—7 мин. Ребенка первого года жизни предварительно заворачивают в теплую пеленку, в уши закладывают ватные шарики, смоченные вазелиновым или любым растительным маслом, осторожно опускают на пеленке в воду, придерживая голову над водой. По окончании ванны его надо обмыть (особенно кожные складки) чистой водой температуры 38 °С, тщательно обсушить, одеть в согретую одежду, уложить в кровать, тепло укрыть.

Очистительная клизма детям первых 3 лет жизни делается с помощью резинового баллончика с мягким наконечником. Предварительно баллон для клизмы необходимо прокипятить. Вода для клизмы берется кипяченая, температура ее не выше 25—28 °С. Количество воды зависит от возраста ребенка: 1—3 мес — 60 мл, от 3 мес до 1 года — 90—150 мл, 1—2 года — 200 мл, 2—3 года — 250—300 мл. Воду набирают в баллон, наконечник смазывают вазелином, затем поднимая его кверху, выпускают воздух. Ребенка укладывают на левый бок на клеенку, покрытую пеленкой, ноги подтягивают к животу, затем, не применяя никакого насилия, осторожно вводят наконечник в прямую кишку на 3—5 см. Медленно сжимая баллон, вводят жидкость и, не разжимая баллона, вынимают наконечник из заднего прохода. Для удержания жидкости в кишечнике надо держать ягодицы ребенка сомкнутыми в течение 3—5 мин, а затем посадить его на горшок. Детям грудного возраста клизму делают в положении на спине с поднятыми вверх ногами. После использования баллон надо тщательно вымыть горячей водой и прокипятить.

Лечебная клизма рекомендуется обычно врачом. Лекарство вводится после очистительной клизмы и опорожнения кишечника. Для лучшего всасывания вводимого лекарственного вещества его необходимо подогреть до температуры тела (35—36 °С).

Уход за полостью рта при стоматите и молочнице у детей раннего возраста проводится с помощью резинового баллона или ватного тампона. При стоматите применяют слабый раствор перманганата калия и 2 % раствор перекиси водорода, проводя орошения растворами полости рта или осторожно вытирая ее ватным тампоном. Дети старше 1,5—2 лет могут самостоятельно полоскать рот этими растворами. После процедуры надо смазать слизистую оболочку рта 1 % водным раствором метиленового синего.

Читайте также:  Лечение головной боли приколы

При молочнице важно поддерживать в полости рта щелочную среду, для этого ее орошают 2 % раствором пищевой соды (2 чайные ложки на стакан воды). Можно смазывать слизистую оболочку полости рта 20 % раствором буры в глицерине, 1 % водным раствором метиленового синего, 100 % сахарным сиропом.

Уход за кожей при экссудативном диатезе. При кожных проявлениях аллергии нередко назначают примочки, которые накладывают на пораженный участок кожи каждые 15—20 мин до уменьшения воспалительных явлений и мокнутия. Затем участок поражения покрывают мазью. На лицо иногда приходится накладывать маску из марли с вырезанными отверстиями для глаз, носа и рта, смоченную одним из указанных врачом растворов.

Дети с экссудативным диатезом часто страдают от зуда кожи. В таком случае врач обычно назначает мази или болтушки, содержащие успокаивающие и обезболивающие средства. Болтушки наносят на кожу ребенка ватным тампоном.

Чтобы предохранить кожу от расчесов, ребенку надевают на руки варежки, зашивают рукава кофточки.

Страдающим экссудативным диатезом нередко назначают лечебные ванны с отрубями, крахмалом, настоем трав (ромашка, череда и др.). Ванны делают ежедневно или через день. Температура воды в ванне поддерживается на уровне 36—37 °С. Длительность ванны 5—7 мин. После ванны необходимо ополоснуть ребенка более холодной (на 2 °С ниже) чистой водой.

Обновлено: 2019-07-09 22:33:29

  • Одним из важных мероприятий по уходу за больным является поддержание чистоты его тела. При этом особое внимание следует уделять состоянию
  • Благоприятное течение заболевания в определенной мере зависит от тех бытовых условий, которые дома окружают больного, от санитарно — гигиенического
  • Одной из важных задач, возлагаемых на ухаживающего, является кормление больных. Питание относится к категории важнейших элементов комплекса лечебных
  • В отличие от условий лечения больных в стационаре, где всем пациентам предоставляют специальные по профилю болезни кровати, в домашних
  • Диету № 15 в больницах называют общим столом. Это полноценное питание для многих выздоравливающих больных, например, после инфекционных
  • Когда происходит почему-либо закупорка желчного прохода из пузыря, то желчь разливается по всему телу, отчего больной желтеет. Закупорка

Источник

Советы по уходу Советы по уходу

Уход за больным ребенком с высокой температурой тела

У детей повышение температуры тела сопровождает самые разные состояния и заболевания. Гипертермия может возникать на фоне острых заболеваний инфекционной природы (ОРВИ, пневмония, кишечные инфекции и др.), при обезвоживании организма, перегревании и т. п.

Температура тела 37–38 °C называется субфебрильной, 38–38,9 °C – фебрильной, 39–40,5 °C – пиретической (от греч. pyretos – «жар»), выше 40,5 °C – гиперпиретической. В развитии гипертермии различают 3 основных этапа: постепенное повышение температуры, период максимальных значений и снижение.

В начальном периоде повышения температуры тела происходит ухудшение общего состояния с ознобом, головной болью. Повышение температуры тела у детей первого года жизни может сопровождаться рвотой. В этот период ребенка следует укрыть одеялом, к ногам приложить теплую грелку, напоить чаем.

Период максимального повышения температуры характеризуется ухудшением общего состояния: появляется ощущение тяжести в голове, чувство жара, резкая слабость, ломота в теле. Часто возникает возбуждение, нередко судороги; возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка одного.

В период максимального повышения температуры тела ребенка следует часто и обильно поить, давая жидкость в виде соков, морсов, минеральной воды. При появлении сухости во рту и образовании трещин на губах необходимо периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. При сильной головной боли на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или ставят холодный компресс. Следят за пульсом и артериальным давлением.

Для увеличения теплоотдачи используют воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней поверхности бедра) с помощью пузыря со льдом или холодной воды. Применяют клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °C), которую вводят через газоотводную трубку по 20–150 мл на 2–5 мин в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2–5 мин зажим отпускают. Процедуру повторяют до тех пор, пока температура тела не понизится до 37,5 °C. Кроме того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18–20,6 °C) изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение 10–20 мл 20%-ного раствора глюкозы, охлажденного до 4 °C.

Период снижения температуры может протекать критически либо литически. В первом случае температура падает быстро (с 40 °C до 36 °C), критически. Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. Развивается слабость, потоотделение.

Ребенка необходимо согреть с помощью грелки, напоить крепким теплым чаем, переодеть в чистое и сухое белье, предварительно вытерев тело.

Постепенное снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается небольшой испариной и умеренной слабостью.

Температурящий ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями, уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.

Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

Заболевания органов дыхания у детей занимают первое место среди всех прочих болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными инфекциями, пневмониями, бронхитами, несколько реже аллергическими заболеваниями.

Для облегчения дыхания детям приподнимают головной конец кровати или под спину ребенка подкладывают подушку (свернутое одеяло). Детей грудного возраста берут на руки, чаще изменяют положение их в кровати. Необходимо тщательно ухаживать за кожей и слизистыми оболочками, а также ежедневно осуществлять уход за носовыми ходами, ушными раковинами, волосами и полостью рта.

У больных детей аппетит снижен, поэтому объем пищи уменьшают, а количество жидкости, наоборот, увеличивают.

При насморке перед кормлением производят туалет носа, очищая носовые ходы с помощью ватного жгутика, смоченного вазелиновым или другим маслом. При необходимости закапывают назначенное врачом лекарственное средство.

При кашле, который может быть как сухим, так и влажным с отделением мокроты, необходимо способствовать отхождению мокроты. Детям с сухим кашлем дают теплое молоко с бикарбонатом натрия (в стакан теплого молока на кончике ножа добавляют питьевую соду). Показаны также ингаляции настоя зверобоя (1 ст. л. травы настаивают 30 мин в стакане кипятка, затем процеживают и вдыхают при помощи ручного ингалятора), полоскание горла настоем эвкалипта. При наличии влажного кашля для лучшего отхаркивания дают настои из корня девясила, травы термопсиса, травы мать-и-мачехи или «Боржоми» с теплым молоком. Для уменьшения воспалительных изменений дыхательных путей используют горчичники, банки.

Читайте также:  Средство от похмелья с головной болью

При одышке, затруднении дыхания с нарушением ритма и силы дыхательных движений ребенку придают в постели приподнятое положение. Под спину подкладывают подушки, освобождают от тяжелого одеяла и стесняющей одежды. По показаниям проводят оксигенацию с использованием увлажнителя, дозатора кислорода.

Уход за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

При уходе за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта наряду с соблюдением лечебно-охранительного режима обращают особое внимание на организацию лечебного питания и водного рациона, на заботу за полостью рта и функционированием кишечника.

Основными симптомами являются диспептические расстройства (тошнота, рвота, отрыжка, понос и пр.) и боли в животе. При тошноте больного успокаивают, дают выпить 0,5 стакана воды с 2–3 каплями нашатырного спирта. При возникновении рвоты усаживают, закрывают грудь полотенцем, пеленкой или клеенкой, подносят чистый лоток или ставят тазик. В лежачем положении следует повернуть голову набок, наклонив ее ниже туловища, поднести лоток. После рвоты необходимо прополоскать рот теплой водой, вытереть губы и углы рта, убрать с кожных покровов тела попавшие частицы рвотных масс. С целью прекращения рвоты ребенку желательно дать выпить холодной воды, проглотить кусочки льда, принять несколько мятных капель или 2–3 мл 1%-ного раствора новокаина.

Отрыжка указывает на повышенное давление в желудке. Детям с отрыжкой нужно есть медленно, небольшими порциями, тщательно пережевывая пищу.

Изжога – ощущение жжения по ходу пищевода. Она обусловлена забросом в пищевод кислого желудочного содержимого. Для облегчения состояния ребенку необходимо дать 0,5 стакана молока или щелочной воды («Боржоми», «Смирновской», «Славянской»), жженую магнезию, гидрокарбонат натрия.

Метеоризм (вздутие живота) – следствие усиленного газообразования и замедленного продвижения газов по кишечнику. Уменьшают или снимают метеоризм прием активированного угля по 0,5–1 таблетке 2 раза в день, клизмы с настоем ромашки.

Запор – задержка стула в течение 48 ч. Различают атонические и спастические запоры. Атонические запоры есть следствие ослабления кишечной мускулатуры и перистальтики; спастические – результат повышенного тонуса мышц толстой кишки. При первых из рациона питания ребенка исключают легкоусвояемые продукты и назначают диету, состоящую из продуктов с большим количеством растительной клетчатки. Вырабатывают ежедневный рефлекс на опорожнение кишечника путем подбора дозы послабляющих средств в основном растительного происхождения (ревеня, коры крушины), реже солевых растворов (20%-ного раствора сульфата магния). При спастических запорах из рациона исключают грубую, богатую клетчаткой пищу. Дают успокаивающие лекарственные средства – валериану, бромиды.

Понос наиболее часто возникает при кишечной инфекции, реже наблюдается при кишечном дисбактериозе, недостаточности поджелудочной железы, энтерите. Каловые массы подлежат лабораторному исследованию. После этого назначается лечение.

Боль в животе – частый и характерный признак острого или обострения хронического заболевания желудочно-кишечного тракта. Необходима врачебная консультация и квалифицированная медицинская помощь.

Уход за детьми с заболеваниями кожи

К поражениям кожи у детей, требующим медицинской помощи, относят экзему, потницу, гнойничковое поражение, опрелости.

Экзема – наиболее распространенное у детей заболевание кожи аллергического характера. Проявляется покраснением и отечностью кожи, большим количеством микровезикул (пузырьков), мокнутием с последующим образованием корок и шелушением. Поражается волосистая часть головы, ушные раковины, шея, туловище.

При уходе за больным с экземой особое внимание обращают на питание ребенка и матери. Из рациона исключают продукты, которые могут вызвать обострение заболевания (аллергены), ограничивают сладкое и соленое.

При мокнущей экземе назначают примочки. Марлевые салфетки из 4–5 слоев смачивают в назначенном лекарственном растворе, накладывают на пораженный участок кожи. Салфетки меняют через 15–20 мин. По исчезновении острых воспалительных явлений переходят к применению болтушек-суспензий, в которых содержится тальк или цинк.

Чтобы избежать расчесов от зуда, ребенку надевают варежки, зашивают рукава.

При экземе по назначению врача используют лечебные ванны, которые могут быть общими и местными. Ванны назначают через день или реже. В воду добавляют специальные лекарственные средства. Наиболее распространенные ванны – крахмальные, содовые, с настоем из череды или ромашки.

Крахмальная ванна – 100 г картофельной муки, разведенной в холодной воде, добавляют в воду, приготовленную для ванной.

Содовая ванна – 1 ст. л. питьевой соды на ведро воды.

Ванна с настоем череды – 1 ст. л. травы на стакан кипятка. Настаивать 10 мин. 1 стакан настоя на ванну. То же для ванны с ромашкой.

При сухих формах экземы можно использовать ванны с танином (20 г на ванну), отваром дубовой коры (200 г на 1 л воды), раствором перманганата калия (0,3 г на 10 л воды).

Потница развивается вследствие раздражения выводных протоков потовых желез. Для предупреждения потницы следует использовать рациональную одежду с учетом температуры окружающей среды. Температура помещения, где находится ребенок, не должна превышать 22 °C. При потнице делают марганцевые ванны. В ванну подливают 5%-ный раствор перманганата калия до появления розовой окраски. Время приема ванны – 5–7 мин.

Гнойничковые заболевания кожи (пиодермии) – наиболее часто встречающиеся дерматозы у детей. Возбудителями пиодермии являются стафилококки и стрептококки. Входными воротами для инфекции у новорожденного являются область пупка и любые незначительные повреждения кожи. Появлению пиодермии способствует загрязнение кожного покрова.

Лечение при гнойничковых поражениях кожи зависит от характера заболевания, глубины и распространенности поражения.

Гнойничковые элементы, эрозии обрабатывают 1%-ным раствором анилиновых красителей или дезинфицирующими мазями. После отпадения гнойных корочек, на пораженные места наносят 1%-ную эритромициновую или 5%-ную полимиксиновую мазь и др.

Здоровые участки вокруг пораженной кожи обрабатывают 2%-ным салицилово-борным или камфорным спиртом.

У детей грудного возраста нередко в области кожных складок, ягодиц, промежности появляется покраснение – опрелости. При опрелостях рекомендуется свободное пеленание. Не следует применять пеленки из искусственных материалов, клеенку. При покраснении кожи следует пораженные участки присыпать порошком, содержащим оксид цинка, тальк, или смазывать простерилизованным маслом: подсолнечным, персиковым, миндальным, а также детским кремом.

Источник