Учиться с головной болью

Учиться с головной болью thumbnail

Учиться с головной болью

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.


Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как «тупая», «давящая», «распирающая» или «сжимающая» наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.


С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от «китайского», то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила:
      1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

      2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

      3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

    Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.


    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.


    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.


    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    Смотрите также:

    • Умственная отсталость — не приговор! →
    • О чем мечтает сердце подростка →
    • Не шалость, а хорея →
  • Самое интересное в соцсетях

    Источник

    Если обучение, то есть чтение книг, работа на компьютере, практические занятия, вызывают сильную глазную и головную боль, повышают давление,то лучше не учиться?

    Может быть вместе с кошкой просто созерцать и беззаботно и безмятежно доживать свой период доживания, иногда вспоминая и гордясь прошлыми заслугами?

    Или, глотая таблетки, тупо учиться, превозмогая боль, надеясь, что в итоге «А вдруг получится!»

    Тяжело же расстаться с мечтой и признать себя отупевшей!

    С другой стороны, ведь признаешь себя уже не способной путешествовать и передвигаться.

    Может признав себя тупой, станет жить легче? Да и боли может быть не станет?

    Как быть в такой ситуации?

    P.S. Лично ко мне это не относится!!! У меня всё нормально!

    бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов

    Эллин­а 11
    [433]

    3 года назад

    «Лучше не учиться» — это крайность. А вот остановиться и разобраться стоит.

    Головная боль и повышение давления, скорее всего, сигнализируют о протесте. То, что человек боится понять и забивает поглубже, начинает проявляться на органном уровне.

    Желательно спросить себя «а действительно я учу то, что мне интересно?», «я точно хочу этим заниматься?». И послушать свои ответы.

    Продолжать через силу — ничего хорошего не выйдет.

    Но и совсем ничего не делать — протест не исчезнет, ведь самореализациию никто не отменял.

    автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

    olgal­aura
    [7K]

    3 года назад

    Вполне вероятно, что обучение может вызывать головную боль. Ведь это умственная нагрузка и наш организм может просто с ней не справиться. Лучше всего узнать причину головной боли. А вдруг причина не умственное перенапряжение, а заболевание? Если нет болезни, то лучше меньше учиться. Здоровье дороже. Нужно больше гулять, общаться и получать положительные эмоции.

    Чупах­ина Татья­на Борис­овна
    [286K]

    3 года назад

    В Вашем случае лучше всего сходить к психиатру и озвучить свои жалобы, возможно, что помочь мозгу можно и у Вас закончатся боли и появятся силы учиться. а если психиатр скажет: «Да, учёба для Вас чревата тем и тем» Вы будете знать ответ специалиста и Вам легче будет смириться с ситуацией.

    Лучше всё знать чем надеяться на авось и оказаться на больничной койке в психиатрии.

    У меня 18 лет назад от сильного стресса отшибало память диагноз реактивное состояние и мне психиатр диспансера сказала фразу: «Запомни, что психовать тебе ни в коем случае нельзя» со временем я поняла, что и сильно радоваться тоже (крыша начинает шевелиться… очень неприятно), а городской психиатр запретил работать по профессии (я в прошлом секретарь-машинистка-стенографистка) сказав: «Разовые работы ты иметь можешь, а постоянную нагрузку и ответственность нет!»

    Здоровья Вам! Не бойтесь, пожалуйста, психиатра.

    Irish­kus
    [42.8K]

    3 года назад

    Это серьезный звонок от организма учащегося. Нужно не учиться переставать, а срочно заниматься своими сосудами головного мозга, чистить кровь. Иначе в один из подобных дней можно дождаться инсульта, при чем сейчас уже даже в молодом возрасте. Чаще ходить босиком по голой земле и получать магнитное поле от нее. И бывать в лесу, на море, где в воздухе много анионов. Также сходить на массаж воротниковой зоны.

    perec
    [37.9K]

    3 года назад

    Конечно, зачем учиться — ведь тяжело и голова болит.))

    Если есть на что жить, то можно и сидеть, или лежать, и смотреть телевизор… Не жизнь, а малина.

    Еще лучше, если и есть не надо было. На это ведь нужны денежки. А так бы можно было жить и не тужить.

    Суметь так жить — это еще надо суметь. Такая тоска.

    Если учиться не хочется и нету денежек, то тогда надо зарабатывать на жизнь дворником или грузчиком, а женщине работать уборщицей. И жить — не тужить и кошку гладить…

    Счастье-то какое.))

    marit
    [49.4K]

    3 года назад

    Считаю, что в таком случае советы давать опасно. Очень хорошо бы определить причину болей, но это маловероятно, к сожалению. Просто я через это прошла и диагноз был мигрень, т.е. причину болей не установили, такой удобный диагноз. Сильные боли продолжались от 2 до 5 дней, потом все проходило. Но у меня и в мыслях не было прекращать обучение и работу.

    Pavel­B
    [1.5K]

    3 года назад

    Умственное напряжение может вызвать боль,так как идёт нагрузка на мозг.Но прежде чем обвинять во всём учёбу следует узнать, нет каких либо других причин головных болей.Во время умственных напряжений необходим отдых( в школе,к примеру, это перемены).Не стоит слишком сильно напрягать себя и вовремя отдыхайте.

    iri7k­a74
    [167K]

    3 года назад

    Лучше пройти сперва обследование у специалистов.Терапевт сам скажет каких врачей нужно пройти.

    Зачем сразу бросать учебу.Если человек хочет быть здоровым,то нужно думать о своем здоровье в первою очередь.

    Если головная боль постоянно присутствует,то срочно нужно к врачу.

    groza­eva
    [17.2K]

    3 года назад

    Смотря на что вы учитесь и зачем вам это нужно, если какой нибудь бред через интернет, то не стоит, чтение книг не должно вызывать давления, а работа на компьютере подразумевает перерыв каждые два часа. а лучше за ним и вовсе не сидеть.

    Ум это конечно хорошо, но мало кому с ним наоборот стало легче жить.

    Выберите для себя что то приятное, что не вызывает головной боли, если вот например меня что то увлекает, то я забываю обо всем, так и с вашим обучением, возможно вас это напрягает, вы учитесь через силу, для того, чтобы что то доказать или понять, не стоит.

    Знаете ответ?

    Источник